Уроки 28–29. Картина-портрет. Организационная структура урока




Уроки 28–29. Картина-портрет

Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах, парадным портретом как разновидностью жанра; учить отражать пропорции и мимику лица в портрете; рисовать портрет, развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус, умение анализировать рисунок, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к истории и культуре своего народа
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомятся с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; научатся отражать пропорции и мимику лица в портрете; рисовать портрет. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, составлять рассказ о героях картин-портретов; регулятивные – научатся планировать свою деятельность; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Портрет
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийная презентация, таблицы «Пропорции лица», «Мимика. Схемы построения», «Строение черепа», «Мимические мышцы», «Положение головы»; фотографии людей различных профессий; гипсовые головы и модели; образец педагогического рисунка
Оборудование Учебник, краски, кисти, стакан с водой, салфетка, палитра, карандаши, альбом, фотография кого-либо (друга, родственника)

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Жанр изобразительного искусства, с которым вы сегодня познакомитесь, вам хорошо известен. Назовите его: Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, – Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется… портрет. А. Кушнер Слушают учителя Фронтальная Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
II. Изучение нового материала Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Портрет». Просмотр Сопровождает рассказ показом презентации. (Презентация. Слайды 2–19.)Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей. Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего, индивидуального, сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духов- Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анали- Фронтальная Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разде- Устные ответы

Продолжение табл.

             
  мультимедийной презентации ный мир, и для этого они общаются с портретируемым, изучают его индивидуальные особенности и лишь потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне. Поэтому разные портреты одного человека могут быть у разных художников и похожи и не похожи. (Каждый передает еще и особенности автора портрета: определенный колорит, технику живописи и др.) Существует много разновидностей портретного жанра: поясной портрет; бюст (в скульптуре); портрет в рост; групповой портрет в интерьере; портрет на фоне пейзажа, архитектуры. По характеру изображения: парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим, сидящим, с предметами, говорящими о классовой принадлежности, профессиональной); камерный портрет – поясное, подгрудное, поколенное изображение. По числу изображений: индивидуальный; двойной; групповой. Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он сам относился к портретируемому. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, зируют ин- формацию, выполняют задание, делают выводы   лах учебника, впечатлении о новом учебнике, извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о народных промыслах, выполняют анализ изделия. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель дея-  

Продолжение табл.

             
    в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прадедушкой или же с мамой прабабушки. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор, он по-разному может показать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив. Показывает слайды, просит определить парадный портрет, объяснить свой выбор     тельности до получения ее результата, контролируют свои действия, воспринимают информацию одноклассников  
  Практическое задание Организует работу над заданием, заслушивает рассказы учащихся. – Рассмотрите слайды с изображением портретов людей, живших в разные эпохи, или иллюстрации в учебнике (с. 120–123), выберите один из портретов и составьте рассказ об изображенном на нем человеке Слушают учителя, одноклассников, выполняют задание, составляют рассказ Фронтальная Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, описывать объект. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата. Устные ответы

Продолжение табл.

             
          Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изображенном на портрете человеке, составлять небольшой рассказ  
III. Творческая практическая деятельность Беседа «Что мы будем рисовать?» – Сегодня вы будете рисовать портрет своего друга или подруги. Жанр портрета – один из самых сложных в изобразительном искусстве. Но если вы, рисуя портрет, будете соблюдать пропорции, выявленные художниками на протяжении столетий, то работа покажется не такой сложной. Учитель показывает таблицы и демонстрирует на доске последовательность рисования портрета. Этапы выполнения рисунка (портрета): 1) Отступаем сверху 2–3 см, делим оставшееся расстояние на 3 части. В верхней части будет располагаться лицо. 2) Рисуем голову – овальной формы, вверху более расширенную, внизу более суженную. Эта форма напоминает яйцо. Она симметрична. Для облегчения нарисуйте вертикально тонкой линией ось симметрии. Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, Фронтальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы Устные ответы

Продолжение табл.

             
    3) Лицо (овал) делится на 3 части горизонтальными линиями (лоб, брови, глаза и нос, внизу рот и подбородок). 4) Изображение частей лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями (глаза похожи на листик дерева). В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Радужка прикрыта верхним и нижним веком и не видна как круг, а зрачок виден. 5) Рисуем нос – посередине. Начало носа – переносица – идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Середина носа у глаз у́же крыльев носа. Форма носа у всех людей разная в деталях. 6) Рисование рта – ниже носа, ниже второй линии рисуем линию горизонтальную, над и под ней рисуем две дуги (верхняя и нижняя губа), затем на верхней делаем маленькую выемку посередине. 7) Прорисовка деталей лица. По сторонам на уровне носа расположены уши, рисуем их. Волосы бывают разные по цвету (русые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные по длине. Люди по-разному укладывают, причесывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме несколько отличаются. (Сравните глаза европейца и японца.) 8) Рисуем шею, туловище, руки по локоть, опущенные вниз. Шея по ширине равна 1/2 ширины голо- демонстрирующего некоторые приемы работы   и приемы изготовления изделия  

Продолжение табл.

             
    вы, по длине – 1/3 ее высоты. Плечи шире головы примерно в 2 раза. По высоте это оставшиеся 2/3 отрезка, который получился у нас от деления нами листа вначале. Руки присоединяем к плечам (значит, сначала рисуем само туловище, и только потом руки). Руки имеют примерно одинаковую толщину по всей длине (от плеча до локтя), правильно дорисовываем руки (не в талию, не в ребра, а к плечам!) и скругляем верх плеча. 9) А теперь попытаемся придать нашим портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. – Что характерно для них? (Короткий ежик волос, коса, челка, черные или белесые брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы, синяк под глазом и т. п.) 10) Дорисуем одежду. Расскажите, чей портрет вы хотели бы нарисовать. Что будет главным в портрете? Как вы предполагаете раскрыть характер человека?        
  Практическое задание Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Выполните портрет друга или подруги Выполняют задание Индивидуаль- ная Регулятивные: осуществляют контроль деятельности («что сделано», «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Выполнение портрета

Окончание табл.

             
          Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения  
IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы Учитель организует обсуждение выполненных работ, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.) Организует беседу по вопросам: Что нового вы узнали на уроке? – Узнали ли вы себя на рисунке друга? – Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему? – Понравился ли вам урок? Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы
  Домашнее задание Объясняет задание. – Нарисуйте автопортрет, глядя в зеркало. Учебник (с. 120–125) Слушают учителя Индивидуаль- ная Наблюдение

Ресурсный материал к урокам 28–29

 

Схематичное изображение лица в анфас и профиль.

 

 

Схема изменений, производимых действием отдельных мимических



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: