История – 19
Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Отмена крепостного права в России
2) битва под Аустерлицем
3) сражение при Ватерлоо
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) смерть царевича Дмитрия в Угличе | 1) 882 г. |
Б) начало восстания под предводительством Е.И. Пугачева | 2) 1113 г. |
В) призвание на княжение в Киев Владимира Мономаха | 3) 1591 г. |
Г) Покушение на В. И. Ленина | 4) 1612 г. |
5) 1773 г. | |
6) 1918 г. |
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к XIХ в.
1) Закупы; 2) пролетариат; 3) железная дорога; 4) министерства; 5) стахановцы; 6) индустриализация.
Найдите и запишите номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное словосочетание.
Сражение около г. Лейпцига, в котором участвовали военные силы почти всей Европы в ходе её освобождения от господства Наполеона Бонапарта, получило образное название «_____________».
Ответ: _______________________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ФАКТЫ |
А) объединение русских земель вокруг Москвы Б) оформление крепостного права в России В) русско-турецкая война 1787-1791 гг. Г) переход к новой экономической политике (нэп) | 1) принятие первого пятилетнего плана 2) издание указа о трёхдневной барщине 3) принятие Соборного уложения 4) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта 5) битва на р. Шелони 6) взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова |
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «Страна раздвоилась: в одном стане <…> обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Б) «Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Реформы проведенные данным императором позволили России закрепиться на Балтийском море.
2) Этот император правил в духе просвещенного абсолютизма.
3) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.
4) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления Александра II.
5) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.
6) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных сражений относятся к русско-турецким войнам второй половины XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сражение у деревни Лесная
2) Чесменское морское сражение
3) штурм крепости Измаил
4) морское сражение у мыса Гангут
5) сражение на реке Рымник
6) морское сражение у острова Гренгам
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве _______.
Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в январе ______.
В) 30 сентября 1941 г. началась _______.
1) оборона Брестской крепости
2) 1943 г.
3) 1944 г.
4) В.И. Чуйков
5) Н.Ф. Ватутин
6) битва за Москву
А | Б | В |
9. Установите соответствие между государственными деятелями и их должностями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | ДОЛЖНОСТИ | ||||
А) К.П. Победоносцев Б) П.Д. Киселёв В) М.Т. Лорис-Меликов Г) А.Х. Бенкендорф | 1) главный начальник Верховной распорядительной комиссии 2) главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии 3) министр государственных имуществ 4) обер-прокурор Синода 5) министр финансов | ||||
А | Б | В | Г | ||
10. Прочтите фрагмент и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.
«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
Ответ: ________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже перечне данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Одна из причин данного события | Годы |
__________(А) | поражение России в Крымской войне | ______(Б) |
создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии | восстание на Сенатской площади | ______ (В) |
издание Манифеста о незыблемости самодержавия | __________(Г) | 1881 г. |
__________ (Д) | __________(Е) | 1805 г. |
Пропущенные элементы:
1) Трафальгарская битва
2) 1861 г.
3) стремление Наполеона захватить Англию
4) 1826 г.
5) отмена крепостного права
6) движение чартистов в Англии
7) убийство императора Александра II
8) распространение в России марксистской идеологии
9) 1812 г.
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Прочтите отрывок из воспоминаний В.Н. Коковцова.
«До вечера [предыдущего дня] <...> я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. <...> Вечером <...> меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Святополк-Мирский к себе. <...>
Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как <...> правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. <...>
На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно <...>, Святополк-Мирский ответил мне, что <...> ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.
Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения, напишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Воспоминания относятся к предвестию события, получившего в истории название «Кровавое воскресенье».
2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.
3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.
4) Участники совещания высказались за принятие всех требований рабочих.
5) В.Н. Коковцов был хорошо информирован о ситуации, сложившейся накануне события, упоминаемого в отрывке.
6) Упомянутый в документе государь - Николай II.
13. Назовите российского императора, в годы правления которого происходили события, изображенные на схеме.
Ответ: _________________
14. Укажите цифру, которой обозначено место подписания мирного договора, завершившего войну, ход которой изображён на схеме.
Ответ: _________________
15. Укажите цифру, которой обозначена крепость Карс
Ответ: _________________
16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.
1) на схеме изображены события русско-турецкой войны 1853-1856 гг.
2) по итогам войны, события которой изображены на схеме, Сербия, Румыния, Черногория получили независимость
3) участниками войны, события которой изображены на схеме, были М.Д. Скобелев и Н.И. Пирогов
4) война, события которой изображены на схеме, была начата Османской империей
5) одним из результатов войны, события которой изображены на схеме, стало подписание международной декларации о нейтральном режиме Чёрного моря
6) итоги войны, события которой изображены на карте, были пересмотрены Берлинским конгрессом не в пользу России и её союзников
17. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||
А) «Домострой» Б) опера «Руслан и Людмила» В) «Повесть временных лет» Г) роман «Тихий Дон» | 1) произведение создано в XVI в 2) в основу сюжета положено произведение А.С. Пушкина 3) современником автора был Владимир Мономах 4) автор входил в творческое содружество «Могучая кучка» 5) автор - протопоп Аввакум 6) произведение посвящено судьбе казачества в годы революции и Гражданской войны | ||||
А | Б | В | Г | ||
18. Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Название монумента - «Победа».
2) Этот монумент стоит в Севастополе.
3) Название кургана, на котором стоит монумент, - Малахов курган.
4) Этот монумент посвящён событиям Великой Отечественной войны.
5) Автор монумента - скульптор Е.В. Вучетич.
19. Какие изображения связаны с событиями того же периода, что и изображённый выше монумент?
Часть 2
Из письма Вильгельма II российскому императору.
«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он (Рожественский) сделал всё от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение
<.. > отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т. д. для осады Владивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии Линевича её прежнюю боевую силу, нужно по крайней мере 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат, и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своём последнем письме от 6 февраля, война очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они <...> не сочувствуют».
20. Назовите российского императора, которому адресовано письмо. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.
21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? (Укажите не менее трёх причин).
22. Какую основную причину, по которой Россия не сможет добиться победы в данной войне, называет автор письма? Какие ещё причины поражения России в этой войне вы можете назвать? (Укажите не менее двух причин)
23. 14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло вооружённое выступление участников тайных обществ, которые вывели на Сенатскую площадь гвардейские воинские части. Они рассчитывали воспользоваться ситуацией междуцарствия, сложившейся в результате отказа Константина Павловича занять престол, и навязать его младшему брату - Николаю Павловичу - свои условия - программу преобразования империи в либеральном духе. Некоторые положения этой программы (отмена крепостного права, например) могли бы встретить поддержку у народа. Но выступление декабристов закончилось поражением. Приведите три объяснения поражению декабристов.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Меры, проводимые российским правительством в конце XIX – начале XX в., значительно улучшили экономическое и правовое положение рабочего класса».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов
истории России:
1) 980 – 1015 гг.; 2) 1645 – 1676 гг.; 3) 1918 – 1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.