Из письма Вильгельма II российскому императору.




История – 19

Часть 1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Отмена крепостного права в России

2) битва под Аустерлицем

3) сражение при Ватерлоо

     

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) смерть царевича Дмитрия в Угличе 1) 882 г.
Б) начало восстания под предводительством Е.И. Пугачева 2) 1113 г.
В) призвание на княжение в Киев Владимира Мономаха 3) 1591 г.
Г) Покушение на В. И. Ленина 4) 1612 г.
  5) 1773 г.
  6) 1918 г.
А Б В Г
       

 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к XIХ в.

1) Закупы; 2) пролетариат; 3) железная дорога; 4) министерства; 5) стахановцы; 6) индустриализация.

Найдите и запишите номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

   

 

4. Напишите пропущенное словосочетание.

Сражение около г. Лейпцига, в котором участвовали военные силы почти всей Европы в ходе её освобождения от господства Наполеона Бонапарта, получило образное название «_____________».

Ответ: _______________________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ФАКТЫ
А) объединение русских земель вокруг Москвы Б) оформление крепостного права в России В) русско-турецкая война 1787-1791 гг. Г) переход к новой экономической политике (нэп) 1) принятие первого пятилетнего плана 2) издание указа о трёхдневной барщине 3) принятие Соборного уложения 4) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта 5) битва на р. Шелони 6) взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова
А Б В Г
       

 

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «Стра­на раз­дво­и­лась: в одном стане <…> обособ­лен­ные от земли люди, т. е. вся слу­жи­лая, в сущ­но­сти пра­вя­щая сила, от дво­рян до по­след­не­го сол­да­та и кан­це­ля­ри­ста, от­рек­ша­я­ся от пре­да­ний, от на­род­но­сти, но став­шая ору­ди­ем ци­ви­ли­за­ции и про­вод­ни­ком об­ра­зо­ва­ния, а впо­след­ствии и са­мо­со­зна­ния. Все они были, к тому же, обя­за­тель­но бри­тые, в не­мец­ких каф­та­нах и пудре. В дру­гом стане: купцы, по­сад­ские, кре­стья­не, одним сло­вом, народ со своим древним обы­ча­ем, с льго­той: но­сить бо­ро­ду и род­ную одеж­ду».

Б) «Рез­кое не­до­воль­ство по­ли­ти­кой цар­ско­го пра­ви­тель­ства на­чи­на­ла про­яв­лять даже часть дво­рян­ства, убе­див­ша­я­ся в не­спо­соб­но­сти Рос­сии одер­жать по­бе­ду над сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми и на­пу­ган­ная ро­стом кре­стьян­ско­го дви­же­ния. От­ра­жая эти на­стро­е­ния, из­вест­ные рус­ские об­ще­ствен­ные де­я­те­ли того вре­ме­ни, вроде М. П. По­го­ди­на, Ю. Ф. Са­ма­ри­на, П. А. Ва­лу­е­ва и др., в своих за­пис­ках, рас­хо­див­ших­ся в ру­ко­пи­сях по всей Рос­сии, кри­ти­ко­ва­ли по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ства, об­ви­ня­ли его в не­уме­нии от­ста­и­вать ин­те­ре­сы го­су­дар­ства. "Зачем за­вя­за­ли мы дело, не рас­счи­тав по­след­ствий, или зачем не при­го­то­ви­лись, из осто­рож­но­сти, к этим по­след­стви­ям? — спра­ши­вал, на­при­мер, Ва­лу­ев. — Зачем встре­ти­ли войну без вин­то­вых ко­раб­лей и шту­це­ров? Зачем ввели горсть людей в Кня­же­ства и оста­ви­ли горсть людей в Крыму? Зачем за­ня­ли Кня­же­ства, чтобы их очи­стить, пе­ре­шли Дунай, чтобы из-за него вер­нуть­ся, оса­жда­ли Си­ли­стрию, чтобы снять осаду, объ­яв­ля­ли уль­ти­ма­ту­мы, чтобы их не дер­жать­ся, и про­чая, и про­чая, и про­чая". "А каких дру­зей при­го­то­ви­ла нам преж­няя по­ли­ти­ка и ди­пло­ма­ти­ка? — вто­рил ему По­го­дин. — Ни­ка­ких. По­мо­щи нам ожи­дать не­от­ку­да. Дру­зья нас пре­да­ли".

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Ре­фор­мы про­ве­ден­ные дан­ным им­пе­ра­то­ром поз­во­ли­ли Рос­сии за­кре­пить­ся на Бал­тий­ском море.

2) Этот им­пе­ра­тор пра­вил в духе про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма.

3) Со­вре­мен­ни­ка­ми опи­сы­ва­е­мых в от­рыв­ке со­бы­тий были В. А. Кор­ни­лов и П. С. На­хи­мов.

4) Упо­ми­на­е­мая в от­рыв­ке война на­ча­лась в годы прав­ле­ния Алек­санд­ра II.

5) Во­ен­ное по­ра­же­ние, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке, стало одной из при­чин про­ве­де­ния мас­штаб­ных ра­ди­каль­ных ре­форм.

6) одной из ре­форм, про­ведённых в этот пе­ри­од, было со­зда­ние «Та­бе­ли о ран­гах»

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Какие три из перечисленных сражений относятся к русско-турецким войнам второй половины XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) сражение у деревни Лесная

2) Чесменское морское сражение

3) штурм крепости Измаил

4) морское сражение у мыса Гангут

5) сражение на реке Рымник

6) морское сражение у острова Гренгам

     

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве _______.

Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в январе ______.

В) 30 сентября 1941 г. началась _______.


1) оборона Брестской крепости

2) 1943 г.

3) 1944 г.

4) В.И. Чуйков

5) Н.Ф. Ватутин

6) битва за Москву


А Б В
     

 

9. Установите соответствие между государственными деятеля­ми и их должностями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ДОЛЖНОСТИ
А) К.П. Победоносцев Б) П.Д. Киселёв В) М.Т. Лорис-Меликов Г) А.Х. Бенкендорф 1) главный начальник Верховной распорядительной комиссии 2) главный начальник III отделе­ния Собственной Его Император­ского Величества канцелярии 3) министр государственных имуществ 4) обер-прокурор Синода 5) министр финансов
А Б В Г  
         
           

 

10. Прочтите фрагмент и напишите фамилию политическо­го деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйствен­ной самостоятельности многомиллионному крестьянскому насе­лению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское го­сударственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не ус­покоение бунта подачками — бунт погашается силою, а призна­ние неприкосновенности частной собственности, и, как послед­ствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осу­ществление которых правительство считало и считает вопроса­ми бытия русской державы».

Ответ: ________________

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представлен­ные в приведённом ниже перечне данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие Одна из причин данного события Годы
__________(А) поражение России в Крымской войне ______(Б)
создание III отделения Собственной Его Импера­торского Величества канцелярии восстание на Сенатской площади ______ (В)
издание Манифеста о незыблемости самодер­жавия __________(Г) 1881 г.
__________ (Д) __________(Е) 1805 г.

Пропущенные элементы:


1) Трафальгарская битва

2) 1861 г.

3) стремление Наполеона захватить Англию

4) 1826 г.

5) отмена крепостного права

6) движение чартистов в Англии

7) убийство императора Александра II

8) распространение в России марксистской идеологии

9) 1812 г.


А Б В Г Д Е
           

 

12. Прочтите отрывок из воспоминаний В.Н. Коковцова.

«До вечера [предыдущего дня] <...> я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. <...> Вечером <...> меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Святополк-Мирский к себе. <...>

Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как <...> правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. <...>

На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно <...>, Святополк-Мирский ответил мне, что <...> ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.

Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения, напишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Воспоминания относятся к предвестию события, получившего в истории название «Кровавое воскресенье».

2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.

3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.

4) Участники совещания высказались за принятие всех требований рабочих.

5) В.Н. Коковцов был хорошо информирован о ситуации, сложившейся накануне события, упоминаемого в отрывке.

6) Упомянутый в документе государь - Николай II.

     

13. Назовите российского императора, в годы правления которого происходили события, изображенные на схеме.

Ответ: _________________

 

14. Укажите цифру, которой обозначено место подписания мирного договора, завершившего войну, ход которой изо­бражён на схеме.

Ответ: _________________

 

15. Укажите цифру, которой обозначена крепость Карс

Ответ: _________________

 

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.

1) на схеме изображены события русско-турецкой войны 1853-1856 гг.

2) по итогам войны, события которой изображены на схе­ме, Сербия, Румыния, Черногория получили независи­мость

3) участниками войны, события которой изображены на схеме, были М.Д. Скобелев и Н.И. Пирогов

4) война, события которой изображены на схеме, была на­чата Османской империей

5) одним из результатов войны, события которой изобра­жены на схеме, стало подписание международной де­кларации о нейтральном режиме Чёрного моря

6) итоги войны, события которой изображены на карте, были пересмотрены Берлинским конгрессом не в пользу России и её союзников

     

 

17. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Домострой» Б) опера «Руслан и Людмила» В) «Повесть временных лет» Г) роман «Тихий Дон»   1) произведение создано в XVI в 2) в основу сюжета положено произведение А.С. Пушкина 3) современником автора был Владимир Мономах 4) автор входил в творческое содружество «Могучая кучка» 5) автор - протопоп Аввакум 6) произведение посвящено судьбе казачества в годы революции и Гражданской войны
А Б В Г  
         
           

 

18. Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Название монумента - «Победа».

2) Этот монумент стоит в Севастополе.

3) Название кургана, на котором стоит монумент, - Малахов курган.

4) Этот монумент посвящён событиям Великой Отечественной войны.

5) Автор монумента - скульптор Е.В. Вучетич.

   

 

19. Какие изображения связаны с событиями того же периода, что и изображённый выше монумент?

   

 

Часть 2

Из письма Вильгельма II российскому императору.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он (Рожественский) сделал всё от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение

<.. > отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т. д. для осады Владивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии Линевича её прежнюю боевую силу, нужно по крайней мере 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат, и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своём последнем письме от 6 февраля, война очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они <...> не сочувствуют».

 

20. Назовите российского императора, которому адресовано письмо. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.

 

21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? (Укажите не менее трёх причин).

 

22. Какую основную причину, по которой Россия не сможет добиться победы в данной войне, называет автор письма? Какие ещё причины поражения России в этой войне вы можете назвать? (Укажите не менее двух причин)

 

23. 14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло вооружённое выступление участников тайных обществ, которые вывели на Сенатскую площадь гвардейские воинские части. Они рассчитывали воспользоваться ситуацией междуцарствия, сложившейся в результате отказа Константина Павловича занять престол, и навязать его младшему брату - Николаю Павловичу - свои условия - программу преобразования империи в либеральном духе. Некоторые положения этой программы (отмена крепостного права, например) могли бы встретить поддержку у народа. Но выступление декабристов закончилось поражением. Приведите три объяснения поражению декабристов.

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Меры, проводимые российским правительством в конце XIX – начале XX в., значительно улучшили экономическое и правовое положение рабочего класса».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов

истории России:

1) 980 – 1015 гг.; 2) 1645 – 1676 гг.; 3) 1918 – 1922 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: