Конспекты сюжетно-ролевых игр
По правилам дорожного движения
Для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили воспитатели:
Гринина Л.Г.
Мясина О.В.
«Путешествие на автобусе»
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;
- способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;
- содействовать развитию правильного поведения на дорогах;
- поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы;
- использование проблемных ситуаций в процессе игры;
- использовать усложняющие задания для развития детей;
- воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.
Методы и приёмы:
Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.
Игровой – использованы сюжет, игра.
Практический – показ, выполнение.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
физическое развитие.
Атрибуты к игре:
Письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,
Предварительная работа:
1. циклы занятий из серии «Безопасность на дорогах»;
2. наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом;
3. рассматривание дорожных знаков;
4. загадывание загадок о транспорте;
5. дидактические игры «Угадай, какой это знак», «Запрещается-разрешается»;
6. придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения.
Ход сюжетно-ролевой игры
Воспитатель: Ребята,кто это к нам стучится.Сейчас я пойду и посмотрю.
Воспитатель возвращается с конвертом.
Воспитатель: Это нам письмо прислал Дядя Степа.Вот что он пишет:
«Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».
Воспитатель: Ну что,ребята,поедем в гости к Дяде Степе?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем же мы с вами к нему поедем?Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответы детей.
Воспитатель: Да,это автобус.И поедем мы на нем в Дяде Степе.Давайтепостроим автобус из стульев.
Дети строят автобус.
Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).
Воспитатель: Давайте выберем водителя и кондуктора(дети выбираютводителя и кондуктора)
А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?
Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.
Дети берут «монетки» на билет.
Воспитатель: Автобус готов,деньги на билет у нас есть,тогда поехали,занимайте места в автобусе.
Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.
Кондуктор: Приготовьте,пожалуйста,деньги за проезд.
Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.
Воспитатель: А чтобы нам было весело ехать,давайте споем песенку.
Песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Голубой вагон».
Автобус останавливается.
Кондуктор: Остановка«Цветочный город».
Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).
Кондуктор: Незнайка,нужно взять билет.
Незнайка: Какой билет?Ах,билет,сейчас возьму.
Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец
находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.
Незнайка: У меня не хватает на билет.А мне очень надо к дяде Степе,оннаучит меня правилам езды на велосипеде.
Кондуктор: Ну что ж,ответь на наши вопросы и можешь ехать.
Воспитатель: (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке? -Кому нужно уступать место в транспорте?
-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?
-Как нужно выходить из транспорта?
Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.
Водитель: У меня случилась беда,Я проколол колесо гвоздем,теперь нужнопоменять его. Кто мне поможет?
(Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения).
Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.
Игра «Собери колесо»
(дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).
Водитель: ну вот и все,можно ехать дальше.
Автобус останавливается.
Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка).
Обращается к водителю и пассажирам.
Полицейский: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция«Знаете ли выправила дорожного движения? » И вы будете ее участниками. Согласны?
Дети: Да!
Полицейский: Тогда начнем.
Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)
Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»
(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)
А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?
Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?
Полицейский: Ну вот,молодцы вы,ребята!Быстро справились с моимизаданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!
Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.
Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.
Девочки исполняют танец с зонтиками.
Подгруппа детей танцуют танец «Мой сладкий пупсик».
Воспитатель читает стихотворение:
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже –
На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!
Воспитатель: а теперь пойдём на прогулку и поиграем в подвижные игры«Цветные автомобили», «Светофор», «Извилистая тропинка».
Сюжетно- ролевая игра «Мы- юные пешеходы»
Задачи:
- Познакомить с правилами перевозки детей в личном автомобиле.
- Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, и сохраняя их здоровье.
- Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, и знания о дорожных знаках, знать назначение и сигналы светофора.
- Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений дорожных ситуаций.
- Расширять словарный запас детей путём введения новых слов: автомобильное кресло, ремень безопасности.
- Воспитывать ответственность своих действий за последствия на дороге.
- Развивать память, внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.
Материал.
Разметка (пешеходный переход) Светофор; дорожные знаки; иллюстрации по правилам дорожного движения; игрушки: мяч, книжка; заготовки дорожных знаков; цветные карандаши.
Предварительная работа.
1. Наблюдения за проезжей частью дороги, обучение правилам её перехода на внутреннем дворе детского сада.
2. Знакомство с дорожными знаками.
3. Игры – тренинги на развитие наблюдательности и памяти, глазомера.
4. Сюжетно – ролевая игра «Водители», развивающая игра «Светофорчик».
5. Рассматривание иллюстраций с ситуациями на дороге.
6. Экскурсия на проезжую часть главной дороги.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята,я приглашаю вас на урок в школу юных пешеходов.Носначала выучим девиз: «Делаем ребятам предостережение! Выучить срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители».
Воспитатель обращает внимание на выложенную дорогу.
Воспитатель: - А вот и улица,по которой мы пойдём в школу.На какой свет
светофора можно переходить улицу!
Воспитатель: - Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет.
- Жёлтый свет на пути – приготовьтесь идти.
- Свет зелёный впереди – вот теперь переходи!
(Дети идут по переходу среди них две девочки, которые рассматривают на ходу книгу и разговаривают между собой)
Воспитатель: -Подождите–ка,подружки,Где у вас глаза, где ушки? дело кончится печально,
может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня.
И не место для бесед.
Воспитатель берёт у девочек книгу, закрывает её и пропускает их через переход. На светофоре горит красный свет.
: - Светофор даёт приказ–Зажигает красный глаз.И когда зажжётся он,Всестоят – таков закон.
На светофоре зажигается жёлтый свет, затем зелёный.
Воспитатель: - Теперь горит зелёный свет–Свободен путь,препятствий нет!
Дети переходят улицу. Последний мальчик, нёсший мяч, начинает играть мячом на дороге.
- Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда умчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой… Воспитатель отбирает мяч у ребёнка. Воспитатель: - На проезжей части,дети.Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки.
На дворе и на площадке.
- Молодцы ребята! Вы почти все соблюдали правила дорожного движения и благополучно добрались до Школы юных пешеходов.
- А теперь рассаживайтесь. Сейчас мы поиграем, проверим, как вы знаете правила поведения на дороге. Вы готовы заниматься?
- Сегодня, мы в школу шли пешком. А как можно ещё добраться до школы? Ребёнок: - На легковой машине.
Воспитатель: - Кто знает,как правильно должен ребёнок ездить в машине?
Ребёнок: - На заднем сидении.
Воспитатель: - Правильно.На заднем сидении в специальном для перевозкидетей автомобильном кресле и пристегнувшись ремнём.
Воспитатель: - Как вы думаете для чего это нужно делать?
Ребёнок: - Для безопасности здоровья.
Воспитатель: - Дети до12лет должны сидеть в специальном детскомудерживающем устройстве (кресле) и всегда с пристёгнутыми ремнями. Оно служит для безопасности здоровья детей при экстренном торможении автомобиля или хуже ещё аварии. И помогает удержать ребёнка на месте. Таким образом, предотвращает травмы.
- Что ещё кроме светофора помогает соблюдать порядок на дорогах пешеходам и водителям?
Ребёнок: - Дорожные знаки.
Воспитатель: - Правильно,это дорожные знаки.Вспомним,ребята,на какиетри группы можно разделить все знаки?
Ребёнок: - Предупреждающие,разрешающие,запрещающие.
Воспитатель: - А теперь для вас задание.Видите,у меня лежат знаки,давайтемы с вами, по очереди, попробуем рассказать про них.
Дети: - «Внимание дети!».Это предупреждающий знак.Он становится возлешколы, чтобы водители были осторожными.
- «Проезд закрыт». Это запрещающий знак. Он ставится в местах, где люди могут спокойно перейти дорогу под землёй.
- «Внимание, опасность!». Это предупреждающий знак.
- «Место стоянки». Это разрешающий знак.
- «Проход закрыт». Это запрещающий знак.
Воспитатель: - «Каким цветом нужно раскрасить эти знаки?» (Дети закрашивают знаки и называют каждый свой знак)
Физ. минутка (для глаз).
Воспитатель: - А теперь послушайте стихи.Там,где нужно вы должны
отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: - Кто из вас идёт вперёдТолько там, где переход?
Дети: - «Это я,это я,это все мои друзья!»
Воспитатель: - Кто летит вперёд так скоро,что не видит светофора? (дети молчат).
- Кто, из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (дети молчат)
- Знает кто, что красный свет – это значит - хода нет. Дети: - «Это я,это я,это все мои друзья» Воспитатель: - Я вижу,вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного
движения. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рассуждалки».
- Ты переходишь улицу в положенном месте на зелёный сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся жёлтый свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.
- Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь?
- Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, на которой ездят машины. Как ты поступишь?
- Вы, ребята оказались очень способными учениками в школе «Светофорчик», знаете много правил, которые, я уверена, вы всегда будете соблюдать.
Город, в котором мы с вами живём, Можно по праву сравнить с букварём. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город даёт нам всё время урок.
Как правильно улицу нам перейти. В машине родителей в кресле сиди. Ремень пристегни и весело в путь.
Правила эти ты не забудь!
Сюжетно-ролевая игра «Пешеход»
Информационная часть. Рассказать детям:об обязанностях пешеходов;
о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах;о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных
знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: набор дорожных знаков,пешеходных дорожек;накидки,обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.
Создание проблемной ситуации —Дети отправились на экскурсию по
городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь,соблюдать правила дорожного
движения. — Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.
Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»
Информационная часть. Рассказать детям: —о правилах поведения вобщественном транспорте и обязанностях пассажиров; — о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; — правилах поведения в легковом автомобиле; — познакомить с профессией кондуктора. Атрибуты: шапочка кондуктора,таблички остановок Созданиепроблемной ситуации — Детей пригласили в музей.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.