Взаимосвязь средств ЛФК, самомассажа и элементов йоги в процессе профессиональной подготовки бакалавров адаптивной физической культуры.




Лечебная физическая культура на сегодняшний день является одним из самых востребованных средств в сфере поддержания здоровья и его реабилитации.

Лечебная физическая культура (ЛФК)— метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания[Дубровский В.И. 1998 г.]. ЛФК обычно используется в сочетании с другими лечебными средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам [Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. 1987 г.].

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного[Н.А. Касьян 1991г.]. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Особенностью метода ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму — функция движения.[ Дубровский В.И. 1998 г.].

Комплексы, разработанные в этом методе профилактики, эффективны и вполне могут использоваться самостоятельно, под руководством инструктора или врача. [ Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. 1987 г.]. Современные научно – технические, социально – экономические, политические, культурологические, демографические и другие преобразования, происходящие в нашей стране, обуславливают необходимость модернизации в структуре и содержании профессиональной деятельности специалистов по адаптивной физической культуре [ Тартаковский М. С. 1986 г.].

Самомассаж – являясь по существу частью лечебной физической культуры, он оказывает многообразное, разностороннее воздействие на человека и на его отдельные органы в целом. [Васичкин В.И. 2009 г.].

Современный рынок профилактических и реабилитационных мероприятий все больше дополняется различными средствами и методами из стран востока, по сути схожими с методами ЛФК [ Тартаковский М. С. 1986 г.]. Одним из таких методов является йога.

Йога - санскритское слово, родственное русскому «иго» - буквально означает «соединение». Йога в первую очередь - религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели. [ Зубков А. Н., Очаповский А. П. 1991 г.].

Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу. Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни. [ Зубков А. Н., Очаповский А. П. 1991 г.].

Йога состоит преимущественно из статических упражнений (асан), дыхательных упражнений (пранаяма) и элементов психорегуляции (медитация). В фитнес - йоге используются только асаны и пранаямы. [Сафронов А.Г. 2005 г.]

Большинство йогических асан задействуют для своего выполнения значительную часть мышц, включая те группы мышц и в таких последовательностях, которые практически не используются повседневной жизни. Именно это объясняет особую изощренность йоговских асан (упражнений) В отличие от всех прочих упражнений, они направлены на локальное воздействие на разные части физического тела. При обычных физических упражнениях у человека достаточно бессистемно задействована основная часть мышц [ Зубков А. Н., Очаповский А. П. 1991 г.].

По сути асаны произвольно ставят тело человека в принципиально непривычное положение, вызывая микро-стресс. Подобный стресс оказывает позитивное влияние на организм, стимулирую лимбическую систему, если,конечно, микро-стрес не перерастает в макро. Некоторые асаны существенным образом изменяют интенсивность кровотока в районе тех или иных эндокринных желез и вызывают другие изменения [Верещагин В.Г. 1982 г.].

На факультете физической культуры в Орловском Государственном Университете была предложена новая пробная дисциплина – Интеграция (объединение) упражнений ЛФК с элементами йоги, с целью наиболее гармоничного подхода к человеку в профилактических и реабилитационных мероприятиях с учетом имеющихся у него симптомов ухудшения здоровья и состояния окружающей среды.

В 2010 году на базе Орловской школы интерната для глухих и слабослышащих детей были проведены исследования под руководством к.м.н. доцента Петрище И.П. с целью определить влияние лечебной физической культуры, самомассажа и элементов фитнес - йоги на организм и физическую работоспособность детей-инвалидов с помощью физиологической оценки.

Задачи исследования:

1. Изучить медицинскую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Экспериментально разработать методики лечебной физической культуры, массажа и элементов фитнес-йоги и способы их применения с определением оптимального времени процедурного курса.(длительность, число сеансов и др.)

3. Определить по сравнению с традиционными занятиями физическими упражнениями влияние лечебной физической культуры, самомассажа и фитнес-йоги на показатели антропометрических данных и физических качеств детей-инвалидов.

4. Дать практические рекомендации по применению занятий лечебной физической культурой, самомассажа и фитнес - йоги для детей-инвалидов.

Объект исследования: Детеи школы-интерната для глухих и слабослышащих детей города Орла.

Предмет исследования: Особенности применения лечебной физической куль­туры, самомассажа и элементов фитнес-йоги для повышения уровня здоровья и физической подготовленности детей-инвалидов

Проблема исследования: Проблема заключается в необходимости поиска новых средств формирования положительного влияния на организм у детей – инвалидов.

Теоретическая значимость исследования:

Проведенные исследования базируются на теоретических положениях классической физиологии, в отличие от интуитивно-эмпирического видения восточных средств профилактики, дают научно обоснованную систему лечебной физической культуры, самомассажа и элементов фитнес-йоги как нового способа оздоровительно-профилактического воздействия на организм человека. Физиологическая оценка влияния ЛФК, самомассажа и фитнес-йоги на кардиореспираторную систему детей - инвалидов расширяет представления о резервных возможностях человека и их реализации при продолжительной спортивно-трудовой деятельности.

Практическая значимость:

Применение нового способа оздоровительно-профилактического воздействия на организм человека – ЛФК, самомассажа и элементов фитнес-йоги значительно расширяет арсенал корригирующих и восстановительных средств, положительно влияющих на состояние физиологических систем и функциональных возможностей детей.

На первом этапе (сентябрь 2009 г.) проводился поиск литературы по теме исследования. Определялись предмет и объект исследования. Разрабатывалась гипотеза исследования. Разрабатывалась методика исследования.

На втором этапе (декабрь 2009 г.) проводилось определение исходного уровня общей физической подготовленности и психологического состояния детей.

На третьем этапе (февраль 2010 г.) проводились профилактические мероприятия по лечебной физической культуре, самомассажу и фитнес-йоге.

На четвертом этапе (март 2010 г.) проводилось определение физического и психологического состояния ребенка после проведения профилактических мероприятий по лечебной физической культуре, самомассажу и фитнес – йоге.

На пятом этапе (апрель 2010г.) обрабатывались и анализировались полученные данные, оформленые в виде дипломной работы.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа. Задачей первого этапа было получение исходных данных о физическом и психологическом состояние здоровья школьников 7,8,9 классов. На этом этапе осуществлялась широкая практическая работа по измерению антропометрических данных при помощи тестов (физических) и анкетирования.

В исследовании приняли участие 15 школьников школы - интерната для глухих и слабослышащих детей города Орла, из которых были образованны две группы: контрольная и экспериментальная.

В первой экспериментальной группе решались задачи с помощью использования профилактических мероприятий по лечебной физической культуре, самомассажу и фитнес - йоге.

Контрольная, вторая группа занималась по общепринятой программе дисциплины «Физическая культура».

После проведения профилактических мероприятий вновь провели тестирование уровня физической подготовленности. Воздействие лечебной физической культуры, самомассажа и фитнес - йоги на организм детей в экспериментальной группе позволило повысить общий уровень физической подготовленности в среднем от 5 – 25 %. Незначительно изменились только показатели бега на 1000 м.. Это говорит о том, что выносливость развивать сложней и более индивидуально, чем другие физические качества.

В свою очередь результаты в контрольной группе, где не проводились оздоровительные мероприятия по предложенной методике уровень физической подготовленности повысился незначительно (от1 – до 10%), а у отдельных детей показатели ухудшились..

Так же в начале педагогического эксперимента мы определили исходный уровень антропометрических данных у детей обеих испытуемых групп. Исходные данные были получены по результатам проведения ежегодного медицинского осмотра в данной школе – интернате.

Воздействие лечебной физической культуры, самомассажа и фитне-йоги на организм детей в экспериментальной группе позволило повысить общий уровень антропометрических данных. Результаты положительно изменились, что говорит об эффективности предложенных мероприятий.

В контрольной группе результаты менее существенно изменились.

В результате эффективность влияния организационно – методических условий формирования положительного эффекта у школьников при занятиях лечебной физической культурой, самомассажем и фитнес - йоги в экспериментальной группе наблюдается повышение темпов прироста уровня развития физических качеств и улучшение антропометрических данных. Школьники экспериментальной группы стали активнее заниматься физической культурой, с удовольствием приходят на занятия и стали активно участвовать в сохранении и укреплении своего здоровья при помощи физических упражнений и приемами самомассажа, что безусловно скажется положительно на их дальнейшем физическом так и психологическом состоянии.

Из проведенного нами исследования видно, что взаимосвязь лечебной физкультуры, самомассажа и элементов йоги вносит свои положительные изменения в здоровье испытуемых.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает требования к качеству профессиональной подготовленности бакалавров – специалистов по адаптивной физической культуре. Подобный комплекс может значительно повысить уровень компетентности педагога по адаптивной физической культуре в работе с детьми у которых имеются отклонения в здоровье.

Полученные данные представляются нам практически значимыми при подготовке бакалавров изучающих ЛФК, массаж и другие оздоровительные техники. Для этого необходимо систематизировать накопленный опыт и разработать соответствующую программу по этому относительно новому, интегративному курсу.

 

 

Список литературы.

1) Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. М.: Медицина, 1987.

2) Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3) Васичкин В.И. «Лечебный самомассаж» 2009 г.

4) Н.А. Касьян "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.

5) Николаев А.Д. о культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности.: Теория и практика физкультуры 1997 г.

6) Яблоновский И.М. Основы обучения движениям. В кн.: «Теория и методика физического воспитания. – М., 1992 г.

7) Тартаковский М. С. Нетрадиционная физкультура. – М.: Просвещение, 1986.

8) Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. – М.: Медицина, 1991.

9) Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика и биоэнергетика / А.Г. Сафронов; монография. - Х.С,А,М., 2005.

10) Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. – Минск, 1982.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: