Создание условий для социального проектирования в школе.
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается:
· деятельность, социально значимая, имеющая социальный эффект;
· деятельность, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
· деятельность, задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
· деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации воспитательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
|
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность.
Виды социальных проектов, реализуемых образовательных учреждениях:
· Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
· Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
· Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
· Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
· Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования
· привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
|
Значимость с точки зрения государства:
В обществе возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, ориентированных на создание условий для социализации личности ребёнка. Среди них особое место занимают детские и молодёжные общественные объединения, главной целью которых является помочь современному подростку войти в гражданское общество, сформировать у него стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.
Сегодня органы государственной власти в области молодёжной политики уделяют много внимания развитию детского и молодёжного движения, пытаются формировать позитивные идеологические ценности.
«Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействие органов образования и детских, молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновываются необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления»
Д.А. Медведев
Новые стандарты образования в приоритетное направление выделили воспитание, т. е. создание таких условий, в которых подрастающие поколения смогут приобрести необходимый социальный опыт, развить социальную компетентность, сформировать ценностное отношение к себе, другим, природе, человечеству, развить установки на самостоятельное решение различных жизненных ситуаций. В процессе практической деятельности подростки изменяют свои потребности, а вместе с тем и свои интересы, ценностные ориентиры.
|
Социальная деятельность – это источник формирования таких способностей, которые позволяют человеку успешно решать задачи саморазвития и самоактуализации. Включение в новые стандарты в рамках внеурочной деятельности такого вида деятельности, как социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), поможет подросткам в формировании социальных компетенций.
В ходе разработки и реализации социальных проектов происходит развитие креативности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, социальной успешности, повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации, общения со значимыми взрослыми - профессионалами, экспертами в различных областях деятельности, представителями власти, формируются и закрепляются навыки «разумного социального поведения» в сообществе, навыки командной работы, развиваются коммуникативные и социально значимые компетентности. Здесь важно заметить любую инициативу ребенка и поддержать ее, помочь в оформлении и реализации каждой идеи, одному - на уровне школьной детской общественной организации, другому - на уровне города или области.
Практическая реализации проектов ведет к формированию гражданской ответственности подростков и молодежи за все, что происходит в окружающей среде.
По своим целевым установкам именно детские общественные организации призваны достигать социальной активности, их отличительная черта - деятельность на общую пользу, «для других». Другими словами, детская общественная организация создает специфические условия социализации, в которых ребенок приобретает опыт общественных отношений.
Для социального становления большое значение имеет социальная практика, то есть реальное включение детей и подростков в различные виды социально-полезной деятельности. Это повышает активность подростков, способствует развитию их творческой инициативы, реализации потребности в самоопределении и самовыражении, удовлетворяет потребность в общении и общественном признании, что помогает обрести уверенность в собственных силах, смело экспериментировать и достигать поставленных целей, включает в общественную жизнь, формирует ответственность, чувство долга, профессионально ориентирует. В ходе социального проектирования они учатся применять на практике знания основных правовых норм, отрабатывают навыки социального взаимодействия, налаживания социального партнёрства, что способствует решению поставленных в проектах целей и задач.
Именно поэтому возникла необходимость образования единого информационного, педагогического и социально-практического пространства, посредством создания «Совета старшеклассников», целью которого является:
«Создание условий для всестороннего развития творческого, духовного, социального, познавательного потенциала обучающихся».
Задачи:
- обеспечить управление школьными делами учителями и обучающимися на основе их взаимодействия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества;
-формировать у обучающихся потребность в совершенствование своей личности;
- объединение усилий классных коллективов в различных видах деятельности;
-воспитать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Еще на заре создания Совета старшеклассников кураторы Центров составили обращение к учащимся, которое в течение времени перерабатывалось, дополнялось и приобрело следующий вид: «Сегодня ты - член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают, ты выполняешь задания, которые нужны всем, без тебя не состоится презентация, соревнования, конкурс, на тебя надеются, тебе доверяют, ты не подведешь. Ты - ученик класса, в котором есть законы и традиции, которые ты соблюдаешь и развиваешь. Ты - ученик школы, тебе не безразлична ее история, ты много знаешь о школе, здесь учились твои родители, их фотографии ты даже можешь найти в школьном альбоме «Выпускники». Ты - житель города Донецка, фамилия твоего дедушки есть на Мемориале памяти в парке, во время субботника ты преображаешь город, следишь за порядком вокруг своего дома, гордишься своими земляками. И наконец, ты - гражданин России, великой страны, открывшей миру путь в космос, родине знаменитых художников и музыкантов, ученых и писателей»
Работа над проектом позволяет почувствовать как обучающимся, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности. Разрабатывая проекты, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.
Успешность работы на всех этапах во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.
И поэтому важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Совет старшеклассников состоит из семи центров: «Я – гражданин», «Пресса», «Забота», «Досуг», «Интеллект», «Труд», «Спорт и здоровье», каждый из которых выполняет определенные функции и задачи.
В работе органов ученического самоуправления и в процессе их деятельности используем следующие формы и методы.
Формы:
ü Заседание Совета старшеклассников.
ü Проведение профилактических дней.
ü Массовые мероприятия.
ü Обучающие семинары, тренинги.
ü Интеллектуальный марафон.
ü Кружки, секции.
ü Предметные недели.
ü Лекции, беседы, диспуты.
ü Конкурсы, фестивали.
ü Экскурсии и походы.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- вовлечение,
- организация деятельности,
- стимулирование,
- сотрудничество,
- проектирование,
- убеждение,
- анализ.
Совет старшеклассников не может существовать сам по себе, он взаимодействует с педагогическим советом, родительским комитетом, администрацией Школы, Службой Медиации. Члены Совета старшеклассников вместе с представителями педагогического коллектива и родителями входят в Совет Школы, на котором осуществляются:
-стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы, улучшение внутришкольной жизни;
-утверждение плана работы на конкретный срок, а затем анализ его выполнения.
У каждого Центра есть педагоги-кураторы, которые направляют и координируют деятельность органов самоуправления.
Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности ее органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитательной деятельности.
Работу Совета старшеклассников курирует заместитель директора по воспитательной работе, выстраивая свою работу как деловой партнер, представитель педагогического коллектива.
Результатом работы являетсяличность всесторонне развитая, творческая, духовно богатая, социально активная, адаптированная в условиях современности.
Центры и их функции:
«Я – гражданин»:
Назначение: совершенствование системы патриотического воспитания в школе.
Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции, гражданской компетентности.
Функции:
· реализации обучающимся гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
· организация и проведение мероприятий;
· формирование политической, нравственной и правовой культуры личности.
«Пресса»:
Назначение: освещение школьной жизни.
Цель: создание условий для формирование информационной культуры обучающихся.
Функции:
Ø социологические опросы, интервью;
Ø освещение школьной жизни в школьных (газета, буклет, информационный стенд, сайт ОУ и др.) и официальных СМИ;
Ø организация и проведение школьных конкурсов;
Ø знакомство на практике с газетными жанрами и публицистическим стилем.
«Забота»:
Назначение: развитие волонтерского движения в школе.
Цель: создание условий для волонтерской деятельности обучающихся.
Функции:
Ø обеспечение участия детей и подростков в проектах, акциях и программах, направленных на гуманное и милосердное отношение к слабому и нуждающемуся в помощи (ветеранах, инвалидах, больным);
Ø забота о досуге младших школьников во внеурочное время.
«Труд»:
Назначение: организация работы по реализации социально-полезных трудовых навыков и умений.
Цель: создание условий для формирования позитивной установки по отношению к труду.
Функции:
Ø организация выставок творческих проектов обучающихся школы;
Ø координация работы классов по благоустройству школьной территории;
Ø помощь в уборке и озеленение территории города;
Ø организация дежурства по школе и в классах.
«Интеллект»:
Назначение: развитие одарённых детей и поддержка их интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, познавательной активности.
Цель: создать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся.
Функции:
Ø проводить предметные олимпиады, Интернет-олимпиады, конкурсы;
Ø формировать культуру умственного труда;
Ø поощрять инициативу и стремления обучающихся к интеллектуальному самосовершенствованию.
«Досуг»:
Назначение: расширение форм досуга подростков.
Цель: создание условий для самореализации творческого потенциала каждого обучающегося через систему КДТ.
Функции:
Ø организация и проведение творческих мероприятий, общешкольных конкурсов, праздников и вечеров;
Ø разработка сценариев внеурочных мероприятий.
«Спорт и здоровье»:
Назначение: пропаганда здорового образа жизни, выявление спортивно одаренных детей.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Функции:
Ø привлечение внимания родителей и других представителей взрослого населения к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни;
Ø организация и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья;
Ø подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекториев;
Ø организация экскурсий, походов, прогулок.
В работе органов ученического самоуправления и в процессе их деятельности используем следующие формы и методы.
Формы:
ü Заседание Совета старшеклассников.
ü Проведение профилактических дней.
ü Массовые мероприятия.
ü Обучающие семинары, тренинги.
ü Интеллектуальный марафон.
ü Кружки, секции.
ü Предметные недели.
ü Лекции, беседы, диспуты.
ü Конкурсы, фестивали.
ü Экскурсии и походы.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- вовлечение,
- организация деятельности,
- стимулирование,
- сотрудничество,
- проектирование,
- убеждение,
- анализ.
Совет старшеклассников не может существовать сам по себе, он взаимодействует с педагогическим советом, родительским комитетом, администрацией Школы, Службой Медиации. Члены Совета старшеклассников вместе с представителями педагогического коллектива и родителями входят в Совет Школы, на котором осуществляются:
-стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы, улучшение внутришкольной жизни;
-утверждение плана работы на конкретный срок, а затем анализ его выполнения.
У каждого Центра есть педагоги-кураторы, которые направляют и координируют деятельность органов самоуправления.
Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности ее органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитательной деятельности.
Работу Совета старшеклассников курирует заместитель директора по воспитательной работе, выстраивая свою работу как деловой партнер, представитель педагогического коллектива.
Результатом работы являетсяличность всесторонне развитая, творческая, духовно богатая, социально активная, адаптированная в условиях современности.