ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.





В каждой семье объективно складываются определенная, не всегда осознаваемая система воспитания. Родители, на основе понимания ими целей воспитания, выбирают и методы воспитания, устанавливая, что ребенку можно, а чего нельзя.

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений:

 

· диктат – авторитарный стиль,

· опека,

· «невмешательство или попустительство»,

· сотрудничество – демократический стиль.

Диктат – это когда в семье один из родителей или оба родителя полностью подчиняют себе ребенка, навязывая свою волю. Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за него все решают взрослые. При таком воспитании подавляется воля ребенка, он делается несамостоятельным, нерешительным, пассивным, плохо приспособленным к жизни. А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения.

К разновидности авторитарного стиля может быть отнесена и опека. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.

 

Стиль«невмешательства» характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.

 

Демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Они часто бывают вместе. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.

 


ОТЦОВСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для мальчиков – пример для подражания. Пассивные, отстраненные отцы – недостаток общения с отцом и отсутствие приемлемой модели для идентификации ослабляет формирование отцов из мальчиков. У мальчиков чрезмерная враждебность к окружающим возникает как бунт против излишней зависимости от матери (если нет отца). У импульсивных порывистых отцов сыновья часто страдают неврозами в форме заикания, а излишняя строгость может спровоцировать у сыновей страхи.

У девочек влияние отца на половую идентификацию проявляется в период юности. Отец способствует формированию у девочек положительной самооценки, выражая одобрение ее внешним действиям. Если отца нет, то может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола, ибо отсутствует реальная модель отношений между мужчиной и женщиной.

Именно отец занимает ключевую позицию в поведенческих и эмоциональной эмансипации подростка. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. Особенно у мальчиков выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками. При отсутствии отца мальчикам труднее достается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность(комплекс телесных,психических и поведенческих особенностей, вторичных половых признаков), проявляя агрессивность, грубость, драчливость.

Для многих отцов отцовство – почетное согласие предлагать эмоциональную близость, социальную защиту и материальное обеспечение. Но потребность в эмоциональной близости с детьми часто вступает в конфликт с заботами, связанными с жизнеобеспечением семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,

помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: