Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад шипящих звуков Ш-Ж-Щ-Ч
№ п.п | Название упражнения | Цель | Ход выполнения упражнения: | Контроль: |
УЛЫБОЧКА – ДУДОЧКА | Выработать движения губ. | Улыбочка: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Дудочка: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. | Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. | |
ЛОПАТОЧКА | Выработать умение удерживать напряженный язык в расслабленном положении. | Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать положение на счет до 5. | 1) губы растянуты в улыбку; 2) следить чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить чтобы язык не отклонялся в сторону. | |
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК | Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. | 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы при этом ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. | |
ЧАШЕЧКА | Выработать умение быстро менять положение языка, активизировать боковые края и кончик языка. | Рот полуоткрыт, губы улыбаются. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать положение на счет до 5. | Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. | |
ЛОШАДКА | Развивать точность и активность кончика языка | Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончика языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким | Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. | |
МАЛЯР | Развивать подвижность языка. | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. | Нижняя челюсть не должна двигаться. | |
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ | Выработать движение передней части языка вверх | Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. | 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. |
|
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
№ п.п | Название упражнения | Цель | Ход выполнения упражнения: | Контроль: |
УЛЫБОЧКА – ДУДОЧКА | Выработать движения губ. | Улыбочка: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Дудочка: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. | Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. | |
ЛОПАТОЧКА | Выработать умение удерживать напряженный язык в расслабленном положении. | Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать положение на счет до 5. | 1) губы растянуты в улыбку; 2) следить чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить чтобы язык не отклонялся в сторону. | |
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК | Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. | 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы при этом ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. | |
КАЧЕЛИ | Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка. | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). | 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык. | |
ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ | Выработать умение удерживать кончик языка за верхними зубами, активизировать кончик языка. | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево. | 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить чтобы язык двигался у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. | |
МАЛЯР | Развивать подвижность языка. | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. | Нижняя челюсть не должна двигаться. | |
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ | Выработать движение передней части языка вверх | Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. | 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. |
|