Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ




Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад шипящих звуков Ш-Ж-Щ-Ч

№ п.п Название упражнения Цель Ход выполнения упражнения: Контроль:
  УЛЫБОЧКА – ДУДОЧКА Выработать движения губ. Улыбочка: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Дудочка: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.  
  ЛОПАТОЧКА Выработать умение удерживать напряженный язык в расслабленном положении. Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать положение на счет до 5. 1) губы растянуты в улыбку; 2) следить чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить чтобы язык не отклонялся в сторону.
  НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы при этом ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.    
  ЧАШЕЧКА Выработать умение быстро менять положение языка, активизировать боковые края и кончик языка. Рот полуоткрыт, губы улыбаются. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать положение на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.  
  ЛОШАДКА Развивать точность и активность кончика языка Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончика языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.  
  МАЛЯР Развивать подвижность языка. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Выработать движение передней части языка вверх Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта.

 

 

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

№ п.п Название упражнения Цель Ход выполнения упражнения: Контроль:
  УЛЫБОЧКА – ДУДОЧКА Выработать движения губ. Улыбочка: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Дудочка: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.  
  ЛОПАТОЧКА Выработать умение удерживать напряженный язык в расслабленном положении. Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать положение на счет до 5. 1) губы растянуты в улыбку; 2) следить чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить чтобы язык не отклонялся в сторону.
  НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти. 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы при этом ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.    
  КАЧЕЛИ Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.  
  ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ Выработать умение удерживать кончик языка за верхними зубами, активизировать кончик языка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево. 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить чтобы язык двигался у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  МАЛЯР Развивать подвижность языка. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Выработать движение передней части языка вверх Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: