Задание 1. Определите род следующих слов.




МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, манго, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, пальто, духи, чернила, домище, пенальти, кредо, реноме, босоножка, клавиша, манжета, сандалия, туфля, авеню, салями, аэрозоль, бандероль, безе, вуаль, жюри, иваси, кофе, леди, маэстро, меню, мозоль, моль, пони, портмоне, фламинго, фойе, фрау, кольраби, атташе, протеже, инкогнито, фамилия, картофель, бра, кафе, пари, повидло, кашне, резюме, неряха, сирота, коллега, чай, какаду, какао, домишко, сапожище;

Сочи, Баку, Капри, Миссисипи, Батуми, Конго, Токио, Онтарио, Дели;

вуз, спецкор, МВФ, МВД, ТЭЦ, АТС, КГБ, ДПС, ГАИ, ВТЭК, CибЮИ, МГУ, МХАТ, ООН, МИД, УВД, ГЭС, СНГ, НИИ, ЕЭС, ФСБ.

Задание 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных: Бухгалтер, инженер, директор, купол, ордер, лектор, паспорт, конструктор, офицер, повар, шулер, торт, порт, договор, склад, месяц, округ, отпуск, очередь, почерк, свитер, джемпер, возраст, брелок, снег, профессор, выбор, доктор, выговор, госпиталь, автор, герб, шило, звено, ректор, прожектор, редактор, сорт, сектор, мастер, дно.

Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных: Ананасы, апельсины, плечи, войска, гантели, консервы, сапоги, манжеты, погоны, лампасы, носки, чулки, армяне, гуцулы, казаки, калмыки, монголы, киргизы, таджики, башкиры, буряты, болгары, румыны, лезгины, грузины, гранаты, якуты, гектары, помидоры, томаты, рельсы, мандарины, килограммы, полотенца, брелоки.

Задание 4. Поставьте существительные в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

1. Взвод (курсанты) маршировал на плацу, топот их (сапоги) раздавался по всей округе. 2. Все армейские чины, кроме (генералы) и (маршалы), носят брюки без (лампасы). 3. Обед сегодня состоял из (макароны) и резаных (помидоры). 4. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень), как мы ожидали. 5. Без (комментарии) этот текст непонятен. 6. Он всех принимал одинаково радушно: (русские), (англичане), (татары), (венгры). 7. Следует в тревожный чемодан положить банки (консервы). 8. От сильного удара поезд сошел с (рельс). 9. Обнаружена недостача (помидоры, баклажаны, апельсины, абрикосы). 10. Груз прошел несколько (таможни). 11. В лагере все готовились к ночлегу, дежурные проверяли запас (патроны). 12. Мы уже все устали от нескончаемых шумных (дебаты).

Задание 5. Поставьте существительные в скобках в форму именительного падежа множественного числа.

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лектор). 2. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: (врач, учитель, бухгалтер, инженер). 3. На трехдневный семинар для обмена опытом съехались (директор) всех российских школ-интернатов. 4. Каждый раз, глядя на взлетную полосу со множеством самолетов, он думал о том, как же со всем этим могут разобраться (диспетчер). 5. Те, кто не получит (допуск), на экзамене могут и не появляться. 6. Фролов любил пошутить, что его любимые люди в дороге – это (инспектор) ГАИ. 7. (Выбор) в местную администрацию прошли гладко. 8. В институте на доске объявлений были вывешены (выговор) нескольким участникам вчерашней драки. 9. (Выпуск) прошлых лет отличались необыкновенным упорством в достижении цели. 10. Все (выход) из магазина были перекрыты милицией: преступник не должен был скрыться. 11. У входа в институт проверяют (пропуск).

Задание 6. Распределите фамилии в две группы. Первая группа – фамилии не склоняются, вторая группа – фамилии склоняются (укажите условия, при которых они склоняются).

Абрамчик, Анищенко, Зацепа, Арутюнян, Журба, Бейлей, Беспрозванных, Бойко, Земляк, Борзых, Медведь, Розенталь, Абава, Резеда, Шабала, Мазур, Учитель, Калиненко, Сванидзе, Халашвили, Шалау, Эшпай, Унгефуг, Петренко, Панипело, Шумных, Белашапченко, Флайк, Кравчунас.

Задание 7. Перепишите, употребив фамилии в соответствии с правилами склонения фамилий.

1. В ходе расследования уголовного дела (Волочко Иван Петрович) по ч. 4 ст. 111 УК были собраны следующие материалы. 2. (Линник Иван Федорович) доставили в отделение милиции, составили протокол задержания и ознакомили его с ним. 3. Было возбуждено уголовное дело по фактам совершения (Слащук Сергей Юрьевич) хулиганских действий в отношении (Варенец Екатерина Сергеевна, Листопад Алексей Григорьевич). 4. При рассмотрении данного уголовного дела в апелляционном порядке жалоба (Амираненко Валерий Петрович) нашла подтверждение. 5. Принять меры в отношении педагогов училища №5 (Диденко Сергей Иванович, Сименчук Светлана Яковлевна, Зосимич Лариса Михайловна), не обеспечившим проведение порученной им работы по воспитанию несовершеннолетних (Воротник Алексей Егорович, Гогия Григорий Шалвович, Сагодадзе Нина Петровна). 6. Следователь удовлетворил ходатайство обвиняемого и допросил (Борченко Павел Тимофеевич), о чем сообщил защитнику (Гулик Олег Игоревич) по телефону.

Задание 8. Объясните, в соответствии с каким правилом склоняются / не склонятся фамилии в тексте.

По делу «Акопяна против Российской Федерации» Европейский суд по правам человека, заседая 2 марта 2006 г. палатой в составе: Х.Л. Розакиса, Председателя палаты, С. Богучаренко, Н. Ваич, А. Ковлера, Э. Штейнер, Х. Гаджиенко, Д. Шпильманна, судей, а также при участии С. Кесады, заместителя Секретаря Секции суда, заседая за закрытыми дверями, вынес следующее Решение < … >.

Задание 9. Образуйте возможные формы прилагательных и причастий.

Герб, закон, гарантия, маркировка, госпиталь, право, язык (барьер), забронировать (билет), договор, эксперт, мизер, таможня, пломба, клад, желчь, заворожить, недоумение, дарить, мальчик, убыстрить, облегчить, переключение, крыша, подросток, нормирование.

Задание 10. Выберите нужную форму прилагательного.

1. Содержание письма (такое, таково). 2. Согласитесь, что такой способ хранения денег довольно (странный, странен). 3. Совпадение не (случайное, случайно). 4. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась (жива, живая, живой). 5. Позиция государственного обвинения по вопросу определения подсудимым меры уголовного наказания за убийство двух женщин при отягчающих обстоятельствах и по совокупности преступлений (ясная, ясна) и (понятная, понятна). 6. Предлог (оригинальный, оригинален): он не желает, чтобы из «заработка» удерживали алименты на двоих детей. 7. Подозрения в его причастности к убийству весьма (серьезные, серьезны).

Задание 12. Раскройте скобки, поставьте числительное и существительное в нужный падеж.

1. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц). 2. Это был небольшой поселок с (3 тысячи жителей). 3. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за (32 суток). 4. Трудно выбрать правильный из (21 вариант) решения задачи. 5. В курсовой работе приведено лишь около (полтора десятка примеров). 6. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2,5 метра). 7. Мы, как всегда, (обоими, обеими) руками за это ваше предложение. 8. В начале (2007 год) тяжело заболел гражданин Уткин, 49 лет. 9. Кассовая книга свидетельствует о том, что в (2006 год) ею было получено по иногородним «поставкам» более (3800 рубль). 10. Весьма наглядным примером является эпизод с присвоением (2770 рубль). 11. Это касается не только хищения (5698 рубль), но и злоупотребления служебным положением. 12. Димова обвиняется в хищении ящика фотоэкспонометров в количестве (80 штук). 13. Железнякова убежала и спасла кооперативные деньги в сумме 435 рублей. Белов, Никитин, Рябинкина и Бондина причинили своими действиями крупный ущерб государству в сумме (8393 рубль). 14. Подсудимые переполучили авансов в счет зарплаты в сумме (4112 рубль 30 копеек). 15. Невозмещенный ущерб от злоупотреблений равен (1179 рубль).

Задание 13. Образуйте правильную форму слов, стоящих в скобках.

По (оба, обе) сторонам улицы, на (оба, обе) берегах реки, у (оба, обе) сестёр, у (оба, обе) братьев, на (оба, обе) стенах, между (оба, обе) странами, между (оба, обе) государствами, (оба, обе) руками, (оба, обе) ушами, (оба, обе) глазами, знаком с (оба, обе) братьями, с (оба, обе) сёстрами. До (сколько) часов работает магазин? Со (сколько) часов открывается библиотека? (Сколько) ученикам пришлось переписывать работу? (Сколько) учениками доволен учитель? (Сколько) студентов не было на занятии?

Задание 14. Образуйте форму повелительного наклонения от предложенных глаголов. Образец: маршировать – маршируй, маршируйте.

Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, высыпать, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить, очистить, выразить, выгородить, бежать, выдвинуть, закончить, предложить, исполнить, увидеть, оклеветать.

Задание 15. Образуйте форму 1 лица ед. числа от предложенных глаголов. Образец: петь – пою; идти – иду.

Победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться, пылесосить, висеть.

Задание 16. Образуйте форму 3 лица ед. числа настоящего времени от предложенных глаголов. Образец: писать – пишет; идти – идет.

Колыхать, махать, плакать, полоскать, плескать, сыпать, щипать, дремать, двигать, капать.

Задание 17. Образуйте формы 2 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч. настоящего времени, прошедшего времени, причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов. Образец: читать – читаешь – читают – читал – читающий – читаемый – читавший – читанный.

Сеять, клеить, хотеть, жечь, сбежать, увидеть, бороться, стелить, брить, вылететь.

Задание 18. Образуйте все возможные форма от глаголов класть, положить. Образец: писать – пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут (наст. вр.); писал, писала, писали (прош. вр.); буду писать, будешь писать, будет писать, будем писать, будете писать, будут писать (буд. вр.); пиши, пишите (повелит. накл.); писал бы, писала бы, писали бы (сослагат. накл.).

Задание 19. Выберите форму деепричастия. Свой выбор обоснуйте.

1. (Удивившись, удивясь) его реакции на эту невинную шутку, она замолчала. 2. Он заметил машину, только (приблизившись, приблизясь) к ней. 3. Гость ушел (не простившись, не простясь). 4. Сестра читала, уютно (устроившись, устроясь) в уголке дивана. 5. Иногда не находишь дорогу, (заблудившись, заблудясь), как говорят, в трех соснах. 6. (Огорчившись, огорчась) и (обидевшись, обидясь), девушки поспешили домой. 7. (Подчинившись, подчинись) приказу командования, отряд отошел на прежние позиции. 8. Внезапно (появившись, появясь) на горизонте, катер быстро приближался к берегу. 9. Он слишком поздно понял свою ошибку, (согласившись, согласясь) выступить перед неподготовленной аудиторией. 10. Свет лампы многократно усилился, причудливо (отразившись, отразясь) и (преобразившись, преобразясь) в зеркалах. 11. (Явившись, явясь) без предупреждения, инспектор надеялся застать их врасплох. 12. (Спустившись, спустясь) в долину, туристы долго шли вдоль горной реки.

Задание 20. Исправьте ошибки в употреблении местоимения себя.

1. Один из братьев полностью признает себя виновным. 2. Кузин не нашел в себе сил воспротивиться приманке Деминой. Демина незаконно начисляла себе зарплату. Как она дала себя вовлечь? Почему не устояла? 3. Нет, Лесина сама себя не оправдывает; потеряв себя, Лесина год совершала то, что было ей органически чуждо. Но попытаемся… представить себе, что реально значат эти три года для Лесиной. Лишение свободы страшно для Лесиной не столько само по себе, сколько ломкой жизни.

Задание 21. Отредактируйте.

1. Договор подписан обоими сторонами. 2. Мама купила около полтора килограмма помидор. 3. Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. 4. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 5. Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина – самое глубочайшее место. 6. Как более деловой менеджер, Реядов добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. 7. Население проявляет самый живейший интерес к разрешению участи юношей, сидящих сегодня на скамье подсудимых. 8. Берутся маленькие авансы под зарплату. 9. Потом эти авансы становятся все более крупными и важными. 10. Он сразу вспомнил самые подробнейшие нюансы выдачи ста рублей. 11. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 12. Так вы утверждаете, что тюль была не капроновая, а простая? 13. А вот в акте указано, что у вас не хватает 20 пачек чаю, 26 бутылок коньячку, сахару 40 килограмм, 27 килограмм вафель. 14. В каком дому по улице Кольцевой живет ваш знакомый? 15. Итак, о случившемся вы ничего не знаете, потому что, как вы утверждаете, вы были в отпуску. 16. Какие торта изготовлял в тот день ваш ресторан? 17. В каких отношениях вы состояли с Беккер Юрием Анатольевичем?

Задание 22. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

1) Носок, чулок, георгин, помидор. 2) Тюль, бюллетень, рояль, мозоль. 3) Цех, лист, пропуск, пояс. 4) Полтора, сорок, пять, девяносто. 5) Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Задание 23. Прочитайте текст. Найдите в тексте грамматические, речевые ошибки и недочеты. С какой целью они допущены автором?

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. (В. Ардов «Суконный язык»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: