НЕКИПЕЛОВА АННА СЕРГЕЕВНА
Россия, г. Курск, Юго-Западный государственный университет
nekipelova.anna.96@mail.ru
МЕТОДИКА РЕГИОНАЛЬНОГОФОРСАЙТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты построения форсайта. Проанализированы подходы и понятие форсайта. Рассмотрены основные методы форсайта: дорожные карты, Дельфи, SWOT-анализ, МАИ, мозговой штурм, синектика, паттерн.
Ключевые слова: форсайт-проектирование, дорожное картирование, метод Дельфи, SWOT-анализ, МАИ (метод анализа иерархий).
В настоящее время форсайт – системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных и общественных отношениях, культуре.Заинтересованность в практическом применении форсайт-технологий в России появилась в стране одновременно с возрождением стратегического планирования.
Первоначально в России применение форсайта осуществлялось в региональном разрезе, однако и по сей день данное направление не потеряло актуальность. Опираясь на методологию форсайта,формируются долгосрочные (на25-30 лет) стратегии развития экономики, науки,технологий, нацеленные на увеличение конкурентоспособности и максимально эффективное развитие социально-экономической сферы. Рассмотрим основные подходы к определению понятия «форсайт».
Таблица 1 – Подходы авторов к понятию «форсайт» [3]
Автор | Определение |
FOREN Guide | Форсайт - это систематический, совместный процесс построения образа будущего в средне- и долгосрочной перспективе, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и координацию совместных действий. |
Asia-Pacific Economic Cooperation | Форсайт - это систематические попытки заглянуть в будущее науки, технологий, общества и экономики, чтобы обеспечить процветание общества, экономики и окружающей среды. |
Technology Foresightfor Bulgaria and Romania - ForeTech | Форсайт - это естественная человеческая деятельность, которая выполнялась и ранее. Сейчас она формализована в рамках специальной методики и применяется для определения долгосрочных последствий принятия решений. |
UNIDO | Форсайт - система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. |
Исходя из вышепредставленных определений, цель форсайта заключается в определении возможного будущего, формировании желаемого представления будущего и построении стратегий по его достижению.
|
Форсайт является процессом сотрудничества представителей органов власти, научного сообщества,бизнеса, а также гражданского общества, целью которых является нахождение консенсуса, опираясь на разработанные специалистами альтернатив развития общества.
На сегодняшниймомент форсайт стал эффективным инструментом для реализации различных социально-экономических целей.
Методология форсайта имеет общие черты с различными методами и науками, организующими рабочую деятельность с будущим, как стратегическое планирование, футурология и прогнозирование.
Наиболее важным отличием форсайта от прогнозирования является процесс координации сотрудничества между властью, компаниями, обществом, экспертами в определении общего видения и совместном согласовании действий.
|
Что такое форсайт? |
Инструмент долгосрочного прогнозирования регионального развития с горизонтом планирования до 30-50 лет |
Способ активного формирования будущего, с помощью которого констатируется его желаемый образ и намечаются конкретные шаги |
Средство обеспечения взаимодействия власти, бизнеса, науки, населения, согласования их интересов |
Инструмент стратегического управления регионом и его научно-техническим потенциалом, позволяющий выделить приоритеты регионального развития, отвечающие реальным потребностям экономики и заданным (стратегическим) целям |
Рисунок 1 - Понятие Форсайта как технологии управления [2]
Методологию форсайт характеризует комплекс инструментов научного исследования используемых длядостижения результатов посредством использования системы применяемых методов. Для проведения форсайта могут использоваться разные приёмыанализа, работа с информационными данными, экспертами и др. Как правило, наиболее распространёнными методами являются: SWOT-анализ, Дельфи, методика фокус-группили панелей экспертов, анализ информационных потоков, а также сценарное планирование.
Основополагающая роль отдаётся аналитическим методам, задающимпараметры создания опросных панелей и сценариев развития, граничные условия, а также определяющим связь образов будущего и сопряжение с ними стратегий.
Европейские учёные включили в методологию форсайта обширный набор методов, условно подразделяющихся на три группы (рис. 2).
|
Методы форсайта |
Распорядительные. Анализ перекрестного влияния, критические исследования, ретрополяция, имитационное моделирование, дорожные карты. |
Прогностические. Экспертные панели, мозговой штурм, Дельфи, МАИ, Паттерн, построение сценариев; |
Диагностические. Сканирование внешней среды, SWOT-анализ, экстраполяция, структурный анализ, морфологический анализ и деревья значимости; |
Рисунок 2 - Методология форсайт-проектирования [4]
Методологию форсайтанеобходимо выбирать исходя из задач и конкретной области форсайт-исследования. Методы и инструментарии, которые используются в форсайте, довольно многообразны, например, метод Дельфи, часто используемый в исследовании.
МетодДельфипредставляет собой быстрый поискрешений на основе генерации последних в процессе «мозгового штурма» группой специалистов,и последующего отбора оптимального решения по экспертным оценкам.
Для повышения объективности экспертных прогнозов для их разработки привлекают широкий круг компетентных экспертов, способствующих выработке согласованной и обобщенной групповой прогнозной оценки, являющейсянаиболее предпочтительной.
Многотуровый характер прогнозных экспертных исследований в методе Дельфи позволяет реализовать «обратную связь». Эксперты учитывают результаты предыдущего тура: общую групповую оценку, «особые» суждения с их аргументацией. Таким образом, в каждом последующем туре эксперты получают обновление информации, что позволяет производить корректировку собственного мнения.
Каждый тур сопровождается предопросной подготовкой, перед вторым туром осуществляется оформление итогов первого тура и ознакомлением экспертов. После второго тура –полный анализ и представление результатов всего опроса.Описание основных этапов проведения опроса по методике Дельфи позволяет охарактеризовать его некоторые особенности.
Использование метода Дельфи в форсайт-проектах позволяет достичь эффективности в получении оценок будущего на основании масштабных опросов экспертов и правильной интерпретации полученных данных. Переодическое проведение Дельфи-опросов позволит совершенствовать их организацию, делая ее более четкой, слаженной, вводить наиболее эффективные средства работы экспертов (рис.3).
Рисунок 3- Особенности метода Дельфи [1]
Применение мозгового штурма в качестве метода Форсайта, на наш взгляд, является обоснованным, поскольку мозговой штурм позволяет проводить экспертную генерацию новых идей, а привлечение экспертов является основным требованием проведения Форсайт-проектирования. К тому же, не требуется долгая подготовка экспертов.
К методам получения креативных решений в форсайте также можно отнести метод синектики. Важной отличительной особенностью рассматриваемого метода является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов. В этом смысле синектика- это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Главной особенностью является суть метода синектики- использование сравнений и аналогий.
Довольно хорошо сочетается в структуре методов форсайта прогностический методПаттерн, к тому же являющийся интегральным.Методика примечательна тем, что сочетает несколько методов анализа, которые могут быть использованы и сами по себе - это метод сценария и построение дерева целей или дерева решений. Последовательность проведение исследования методом Паттерн включает следующие этапы:
- Написание сценария;
-Построение дерева целей или дерева решений;
- Количественная оценка всех элементов, входящих в дерево целей;
- Оценивание вариантов и ранжирование действий.
По этим результатам можно оценивать варианты и выбрать то из них, которое соответствует максимальной величине произведения, а также ранжировать последовательность вариантов решений.
Дляпостроениефорсайта для региона, предполагающее определения вызовов и угроз, наиболее подходящим является SWOT-анализ. При помощи данного инструмента можно определить вызовы и угрозы, на которые необходимо в будущем найти соответствующие ответы.
SWOT-анализ представляет собой методстратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды с последующим разделением на четыре категории:
Таблица 2 – Матрица SWOT [7]
Strengths (сильные стороны) | Weaknesses (слабые стороны) |
Opportunities (возможности) | Threats (угрозы) |
Основная задача SWOT-анализа сводится к структурированиии описании ситуации, относительно которой необходимо принятиеопределённого решение. Однако сделанные на его основеSWOT-анализа выводы имеют описательный характер. Наиболее полную отдачу от метода обеспечивает построение вариантов действий, которые основаны на пересечении полей.
Таблица 3 – Усовершенствованная матрица SWOT [7]
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | СИВ | СИУ |
Слабые стороны | СЛВ | СЛУ |
Методология SWOT-анализа помогает в ответитена следующие вопросы положения региона:
- Используются ли регионом внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в постановке своей стратегии?
- Являются ли слабые сторонырегиона его уязвимым местом вовзаимодействии с иными региональными образованиями или они препятствуют возможности использования определенныхблагоприятных обстоятельств?
- Какие из благоприятных возможностей дают региону перспективы в успехе при квалифицированном использовании и доступе к ресурсам?
- Какие угрозы в наибольшей степени должны вызывать беспокойствои какие стратегические действия необходимо предпринимать длязащиты?
Особую популярность в практике форсайт-проектирования рлдучилметод построения дорожных карт. Дорожное картирование показывает высокую эффективность в форсайте при изучении среднесрочные перспектив, стратегий и возможных маршрутов развития.
Методология технологического дорожного картирования (TechnologyRoadmap) была разработана в конце70-х годов компаниейMotorola. Дорожная карта является наглядным представлением пошагового сценария в развитии определённого объекта – продукта, некоторой технологий, бизнеса, организации, отрасли, индустрии илидостижение политических (экономических) целей, например, трансграничное взаимодействие.
Процесс по формированию дорожных карт называется дорожным картированием, а объект, эволюция которого представлена на карте - объектом дорожного картирования.
Рисунок 4 - Подходы к построению дорожной карты [6]
Дорожная картасочетает в себе видение, план и стратегию в развитии объекта с выстраиванием во времени основных шагов данного процесса.
Результатом процесса дорожного картирования становится план-сценарий по развитию объекта, учитывающий альтернативных пути.Следует указать причины, по которым используют инструментарий дорожного картирования в практике регионального проектирования:
1. Процесс создания дорожной карты основывается на эффективном планировании всех факторов, задействованных в развитии региона.
2. Дорожные карты содержат такую точную характеристику, как время.
3. Дорожные карты выступают связующим звеном между стратегией региона, данными о рынке и предпринимаемыми решениями.
4. При помощи дорожных карт обнаруживают недочёты в планах территориальных единиц, что помогает избеганиюпроблемы в будущем.
5. Дорожная карта разрабатывает «путеводитель», позволяющийопределять промежуточные результаты и корректировать деятельность.
6. Формирование дорожной карты предполагает обмен информацией между представителями, выполняющими роль экспертов.
Методологиядорожного картирования способствует подготовке к изменениям и извлечению преимуществ из новых возможностей в процессе форсайт-проектирования. SWOT-анализ вступает в роли первичного исследования для форсайта, позволяющего определить стратегическое положения региона.Креативные методы, такие как мозговой штурм и синектика, способствуют выработке нестандартных решений, которые невозможны или маловероятны в других экспертных методах. Использование метода Паттерн в форсайте позволяет сочетать в себе прогнозирование и стратегическое планирование. Дельфи неслучайно является довольно популярным методом экспертных оценок, так как позволяет оценить перспективы развития будущего при помощи масштабнлшл экспертного опроса. В практическом применении данных методов в форсайт-проектировании они позволяют количественно обосновать экспертный выбор возможных вариантов развития будущего. Однако в адрес форсайта выдвигаются упреки в том, что он не содержит ничего нового в сравнении с опытом прогнозирования, наработанным отечественными российскими исследовательскими учреждениями. Но новизна форсайта, по мнениюКалюжновой Н.Я., состоит не в методах, а в сущности форсайта.Эта сущность имеет социогуманитарный характер и состоит в выработке общего согласованного видения относительно будущего.
Список литературы:
1. Вертакова, Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор [Текст]: учебное пособие/ Ю.В. Вертакова, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев// М.:КНОРУС, 2005. – 352 с.
2. Золотухина А.В. Форсайт как технология управления научно-техническим потенциалом устойчивого развития региона: [Электронный ресурс]/ А.В. Золотухина // Проблемы современной экономики, 2010. - №2. – С. 344-348.
3. Крюков С. В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего [Текст] /С.В. Крюков// Пространство экономики, 2010. - №3-2. – С.7-17.
4. Махалина О.М. Управление интеллектуально-креативным трудом: теория, методы, инструменты. [Текст]/ О.М. Махалина, В.Н. Махалин// – Инновационная наука, 2015.- № 5. - С. 166-169.
6. Осипов М.Н. Проектирование макета дорожной карты для хозяйствующих систем [Текст]/ М.Н. Осипов// – Транспортное дело России, 2013.- № 4. - С. 27-34.
7. Шпак А.С. Оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа [Текст]/ А.С Шпак// – Известия ДВФУ. Экономика и управление, 2014.- № 4. - С. 37-57.
1.
2. Некипелова Анна Сергеевна
3. магистрант по направлению «Стратегический менеджмент», Юго-Западный государственный университет, г. Курск
4. 305040, Курск, ул. Челюскинцев, д.19
5. nekipelova.anna.96@mail.ru
6. заочное участие