МЕТОДИКА РЕГИОНАЛЬНОГОФОРСАЙТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ




НЕКИПЕЛОВА АННА СЕРГЕЕВНА

Россия, г. Курск, Юго-Западный государственный университет

nekipelova.anna.96@mail.ru

МЕТОДИКА РЕГИОНАЛЬНОГОФОРСАЙТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты построения форсайта. Проанализированы подходы и понятие форсайта. Рассмотрены основные методы форсайта: дорожные карты, Дельфи, SWOT-анализ, МАИ, мозговой штурм, синектика, паттерн.

Ключевые слова: форсайт-проектирование, дорожное картирование, метод Дельфи, SWOT-анализ, МАИ (метод анализа иерархий).

В настоящее время форсайт – системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных и общественных отношениях, культуре.Заинтересованность в практическом применении форсайт-технологий в России появилась в стране одновременно с возрождением стратегического планирования.

Первоначально в России применение форсайта осуществлялось в региональном разрезе, однако и по сей день данное направление не потеряло актуальность. Опираясь на методологию форсайта,формируются долгосрочные (на25-30 лет) стратегии развития экономики, науки,технологий, нацеленные на увеличение конкурентоспособности и максимально эффективное развитие социально-экономической сферы. Рассмотрим основные подходы к определению понятия «форсайт».

Таблица 1 – Подходы авторов к понятию «форсайт» [3]

Автор Определение
FOREN Guide Форсайт - это систематический, совместный процесс построения образа будущего в средне- и долгосрочной перспективе, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и координацию совместных действий.
Asia-Pacific Economic Cooperation Форсайт - это систематические попытки заглянуть в будущее науки, технологий, общества и экономики, чтобы обеспечить процветание общества, экономики и окружающей среды.
Technology Foresightfor Bulgaria and Romania - ForeTech Форсайт - это естественная человеческая деятельность, которая выполнялась и ранее. Сейчас она формализована в рамках специальной методики и применяется для определения долгосрочных последствий принятия решений.
UNIDO Форсайт - система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

Исходя из вышепредставленных определений, цель форсайта заключается в определении возможного будущего, формировании желаемого представления будущего и построении стратегий по его достижению.

Форсайт является процессом сотрудничества представителей органов власти, научного сообщества,бизнеса, а также гражданского общества, целью которых является нахождение консенсуса, опираясь на разработанные специалистами альтернатив развития общества.

На сегодняшниймомент форсайт стал эффективным инструментом для реализации различных социально-экономических целей.

Методология форсайта имеет общие черты с различными методами и науками, организующими рабочую деятельность с будущим, как стратегическое планирование, футурология и прогнозирование.

Наиболее важным отличием форсайта от прогнозирования является процесс координации сотрудничества между властью, компаниями, обществом, экспертами в определении общего видения и совместном согласовании действий.

Что такое форсайт?
Инструмент долгосрочного прогнозирования регионального развития с горизонтом планирования до 30-50 лет
Способ активного формирования будущего, с помощью которого констатируется его желаемый образ и намечаются конкретные шаги
Средство обеспечения взаимодействия власти, бизнеса, науки, населения, согласования их интересов
Инструмент стратегического управления регионом и его научно-техническим потенциалом, позволяющий выделить приоритеты регионального развития, отвечающие реальным потребностям экономики и заданным (стратегическим) целям

Рисунок 1 - Понятие Форсайта как технологии управления [2]

Методологию форсайт характеризует комплекс инструментов научного исследования используемых длядостижения результатов посредством использования системы применяемых методов. Для проведения форсайта могут использоваться разные приёмыанализа, работа с информационными данными, экспертами и др. Как правило, наиболее распространёнными методами являются: SWOT-анализ, Дельфи, методика фокус-группили панелей экспертов, анализ информационных потоков, а также сценарное планирование.

Основополагающая роль отдаётся аналитическим методам, задающимпараметры создания опросных панелей и сценариев развития, граничные условия, а также определяющим связь образов будущего и сопряжение с ними стратегий.

Европейские учёные включили в методологию форсайта обширный набор методов, условно подразделяющихся на три группы (рис. 2).

Методы форсайта
Распорядительные. Анализ перекрестного влияния, критические исследования, ретрополяция, имитационное моделирование, дорожные карты.  
Прогностические. Экспертные панели, мозговой штурм, Дельфи, МАИ, Паттерн, построение сценариев;  
Диагностические. Сканирование внешней среды, SWOT-анализ, экстраполяция, структурный анализ, морфологический анализ и деревья значимости;  

Рисунок 2 - Методология форсайт-проектирования [4]

Методологию форсайтанеобходимо выбирать исходя из задач и конкретной области форсайт-исследования. Методы и инструментарии, которые используются в форсайте, довольно многообразны, например, метод Дельфи, часто используемый в исследовании.

МетодДельфипредставляет собой быстрый поискрешений на основе генерации последних в процессе «мозгового штурма» группой специалистов,и последующего отбора оптимального решения по экспертным оценкам.

Для повышения объективности экспертных прогнозов для их разработки привлекают широкий круг компетентных экспертов, способствующих выработке согласованной и обобщенной групповой прогнозной оценки, являющейсянаиболее предпочтительной.

Многотуровый характер прогнозных экспертных исследований в методе Дельфи позволяет реализовать «обратную связь». Эксперты учитывают результаты предыдущего тура: общую групповую оценку, «особые» суждения с их аргументацией. Таким образом, в каждом последующем туре эксперты получают обновление информации, что позволяет производить корректировку собственного мнения.

Каждый тур сопровождается предопросной подготовкой, перед вторым туром осуществляется оформление итогов первого тура и ознакомлением экспертов. После второго тура –полный анализ и представление результатов всего опроса.Описание основных этапов проведения опроса по методике Дельфи позволяет охарактеризовать его некоторые особенности.

Использование метода Дельфи в форсайт-проектах позволяет достичь эффективности в получении оценок будущего на основании масштабных опросов экспертов и правильной интерпретации полученных данных. Переодическое проведение Дельфи-опросов позволит совершенствовать их организацию, делая ее более четкой, слаженной, вводить наиболее эффективные средства работы экспертов (рис.3).

 

Рисунок 3- Особенности метода Дельфи [1]

Применение мозгового штурма в качестве метода Форсайта, на наш взгляд, является обоснованным, поскольку мозговой штурм позволяет проводить экспертную генерацию новых идей, а привлечение экспертов является основным требованием проведения Форсайт-проектирования. К тому же, не требуется долгая подготовка экспертов.

К методам получения креативных решений в форсайте также можно отнести метод синектики. Важной отличительной особенностью рассматриваемого метода является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов. В этом смысле синектика- это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Главной особенностью является суть метода синектики- использование сравнений и аналогий.

Довольно хорошо сочетается в структуре методов форсайта прогностический методПаттерн, к тому же являющийся интегральным.Методика примечательна тем, что сочетает несколько методов анализа, которые могут быть использованы и сами по себе - это метод сценария и построение дерева целей или дерева решений. Последовательность проведение исследования методом Паттерн включает следующие этапы:

- Написание сценария;

-Построение дерева целей или дерева решений;

- Количественная оценка всех элементов, входящих в дерево целей;

- Оценивание вариантов и ранжирование действий.

По этим результатам можно оценивать варианты и выбрать то из них, которое соответствует максимальной величине произведения, а также ранжировать последовательность вариантов решений.

Дляпостроениефорсайта для региона, предполагающее определения вызовов и угроз, наиболее подходящим является SWOT-анализ. При помощи данного инструмента можно определить вызовы и угрозы, на которые необходимо в будущем найти соответствующие ответы.

SWOT-анализ представляет собой методстратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды с последующим разделением на четыре категории:

Таблица 2 – Матрица SWOT [7]

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

 

Основная задача SWOT-анализа сводится к структурированиии описании ситуации, относительно которой необходимо принятиеопределённого решение. Однако сделанные на его основеSWOT-анализа выводы имеют описательный характер. Наиболее полную отдачу от метода обеспечивает построение вариантов действий, которые основаны на пересечении полей.

Таблица 3 – Усовершенствованная матрица SWOT [7]

  Возможности Угрозы
Сильные стороны СИВ СИУ
Слабые стороны СЛВ СЛУ

Методология SWOT-анализа помогает в ответитена следующие вопросы положения региона:

- Используются ли регионом внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в постановке своей стратегии?

- Являются ли слабые сторонырегиона его уязвимым местом вовзаимодействии с иными региональными образованиями или они препятствуют возможности использования определенныхблагоприятных обстоятельств?

- Какие из благоприятных возможностей дают региону перспективы в успехе при квалифицированном использовании и доступе к ресурсам?

- Какие угрозы в наибольшей степени должны вызывать беспокойствои какие стратегические действия необходимо предпринимать длязащиты?

Особую популярность в практике форсайт-проектирования рлдучилметод построения дорожных карт. Дорожное картирование показывает высокую эффективность в форсайте при изучении среднесрочные перспектив, стратегий и возможных маршрутов развития.

Методология технологического дорожного картирования (TechnologyRoadmap) была разработана в конце70-х годов компаниейMotorola. Дорожная карта является наглядным представлением пошагового сценария в развитии определённого объекта – продукта, некоторой технологий, бизнеса, организации, отрасли, индустрии илидостижение политических (экономических) целей, например, трансграничное взаимодействие.

Процесс по формированию дорожных карт называется дорожным картированием, а объект, эволюция которого представлена на карте - объектом дорожного картирования.

Рисунок 4 - Подходы к построению дорожной карты [6]

 

Дорожная картасочетает в себе видение, план и стратегию в развитии объекта с выстраиванием во времени основных шагов данного процесса.

Результатом процесса дорожного картирования становится план-сценарий по развитию объекта, учитывающий альтернативных пути.Следует указать причины, по которым используют инструментарий дорожного картирования в практике регионального проектирования:

1. Процесс создания дорожной карты основывается на эффективном планировании всех факторов, задействованных в развитии региона.

2. Дорожные карты содержат такую точную характеристику, как время.

3. Дорожные карты выступают связующим звеном между стратегией региона, данными о рынке и предпринимаемыми решениями.

4. При помощи дорожных карт обнаруживают недочёты в планах территориальных единиц, что помогает избеганиюпроблемы в будущем.

5. Дорожная карта разрабатывает «путеводитель», позволяющийопределять промежуточные результаты и корректировать деятельность.

6. Формирование дорожной карты предполагает обмен информацией между представителями, выполняющими роль экспертов.

Методологиядорожного картирования способствует подготовке к изменениям и извлечению преимуществ из новых возможностей в процессе форсайт-проектирования. SWOT-анализ вступает в роли первичного исследования для форсайта, позволяющего определить стратегическое положения региона.Креативные методы, такие как мозговой штурм и синектика, способствуют выработке нестандартных решений, которые невозможны или маловероятны в других экспертных методах. Использование метода Паттерн в форсайте позволяет сочетать в себе прогнозирование и стратегическое планирование. Дельфи неслучайно является довольно популярным методом экспертных оценок, так как позволяет оценить перспективы развития будущего при помощи масштабнлшл экспертного опроса. В практическом применении данных методов в форсайт-проектировании они позволяют количественно обосновать экспертный выбор возможных вариантов развития будущего. Однако в адрес форсайта выдвигаются упреки в том, что он не содержит ничего нового в сравнении с опытом прогнозирования, наработанным отечественными российскими исследовательскими учреждениями. Но новизна форсайта, по мнениюКалюжновой Н.Я., состоит не в методах, а в сущности форсайта.Эта сущность имеет социогуманитарный характер и состоит в выработке общего согласованного видения относительно будущего.

Список литературы:

1. Вертакова, Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор [Текст]: учебное пособие/ Ю.В. Вертакова, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев// М.:КНОРУС, 2005. – 352 с.

2. Золотухина А.В. Форсайт как технология управления научно-техническим потенциалом устойчивого развития региона: [Электронный ресурс]/ А.В. Золотухина // Проблемы современной экономики, 2010. - №2. – С. 344-348.

3. Крюков С. В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего [Текст] /С.В. Крюков// Пространство экономики, 2010. - №3-2. – С.7-17.

4. Махалина О.М. Управление интеллектуально-креативным трудом: теория, методы, инструменты. [Текст]/ О.М. Махалина, В.Н. Махалин// – Инновационная наука, 2015.- № 5. - С. 166-169.

6. Осипов М.Н. Проектирование макета дорожной карты для хозяйствующих систем [Текст]/ М.Н. Осипов// – Транспортное дело России, 2013.- № 4. - С. 27-34.

7. Шпак А.С. Оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа [Текст]/ А.С Шпак// – Известия ДВФУ. Экономика и управление, 2014.- № 4. - С. 37-57.

 

1.

2. Некипелова Анна Сергеевна

3. магистрант по направлению «Стратегический менеджмент», Юго-Западный государственный университет, г. Курск

4. 305040, Курск, ул. Челюскинцев, д.19

5. nekipelova.anna.96@mail.ru

6. заочное участие

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: