Истоки духовного подвига




Купец Василий Муравьев – Царское Село – Святой Преподобный Серафим Вырицкий

Истоки духовного подвига

Самым важным событием 2016 года для многих православных христиан стало празднование 150-летия со дня рождения Святого Преподобного Серафима Вырицкого (в миру Василия Николаевича Муравьева) – первого по времени Святого Преподобного XXI века. Значимый юбилей отмечали во многих городах России. Не остался в стороне и город Пушкин – бывшее Царское Село, город, с которым купец Василий Николаевич и его семья были связаны на протяжении многих лет.

Сотрудники Историко-литературного музея города Пушкина по телевидению, радио, в храмах, школах, библиотеке выступали с рассказом о причинах, побудивших купца Василия Муравьева переехать в Тярлево, о круге его общения в рядом расположенном Царском Селе, особенностях проживания в пригороде северной столицы. В самом музее были проведены две выставки, вызвавшие огромный интерес жителей и гостей города.

Материалов, документов, отражающих история жизни, духовного подвига Серафима Вырицкого, в отечественной истории оказалось немного. Это исследования Л. А. Ильюниной[1], А. Казаковой[2], В. П. Филимонова и Л. П. Кудряшовой[3].

Размышляя о духовном подвиге Святого Преподобного Серафима Вырицкого, становится понятно, что великий подвижник шел к нему всю свою жизнь, многое было важным и значимым. Но, несомненно, годы, проведенные в Тярлево – Царском Селе, имели особое значение на пути к Святости. Именно здесь, в Царском Селе – удивительном городе, с уникальной исторической судьбой, где как бы сублимировалась русская культура, происходило глубинное философско-религиозное осмысление всего происходящего, созревало постепенно то, что и привело его к великому духовному подвигу.

The merchant Vasily Mouraviov – St. Seraphim of Viritsa. The Origins of Spiritual Achievement.

Abstract.

The article is devoted to the life and fate of Saint Seraphim Viritsky. For many Orthodox Christians, the most important event of 2016 was the celebration of the 150th anniversary of the birth of Saint Seraphim of Viritsa (Vasily Nikolayevech Mouraviov). Many cities and towns celebrated the significant anniversary including the city of Pushkin, former Tsarskoye Selo. Mouraviov’s family has been associated with this town over the years.

Born Vasily Mouraviov, now he is considered to be one of the most renowned Russian saints in the Russian Orthodox Church. He became monk on 16 (29) of October, 1920 in the Lavra of Saint Alexander Nevsky. His wife became a nun in the female monastery of the All Holy Virgin Mary of Iveron of Saint-Petersburg.

The Historical and Literary Museum of Pushkin hold two exhibitions devoted to St. Seraphim of Vyritsa, which caused a great interest of the residents and guests of Pushkin.

The Article is based on the research of V.P. Filimonov. Reflecting on the spiritual grace of St. Seraphim of Viritsa, we can say that the great Saint longed for it all his life. And the years spent in Tsarskoye Selo and Tiarlevo had significant influence on St. Seraphim. It was in Tsarskoye Selo, the centre of Russian state and culture of that time, where St. Seraphim philosophically thought over what was happening with his country, and that gradually led him to his spiritual achievement.

Самым важным событием 2016 года для многих православных христиан стало празднование 150-летия со дня рождения Святого Преподобного Серафима Вырицкого (в миру Василия Николаевича Муравьева) – первого по времени Святого Преподобного XXI века. Череда праздничных мероприятий началась в Вырице 3 апреля – в день преставления Святого Преподобного. На Божественной литургии, которую возглавили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении епископов Кронштадтского Назария и епископа Гатчинского и Лужского Митрофана собрались почитатели Святого Преподобного. Для огромного числа паломников, не сумевших попасть в храм, были установлены экраны, на которых шла прямая трансляция богослужения.

Далее торжества прошли в Санкт-Петербурге - Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Петропавловском соборе, Казанском соборе. По всей России были проведены мероприятия, посвященные светлой памяти Преподобного.

Не остался в стороне и город Пушкин – бывшее Царское Село, город, с которым купец Василий Муравьев и его семья были связаны на протяжении многих лет. С рассказом о причинах побудивших купца Василия Муравьева переехать в Тярлево, о круге его общения в Царском Селе[4] сотрудники Историко-литературного музея города Пушкина выступали по телевидению, радио, в храмах, школах, библиотеке.

В самом музее были проведены две выставки – одна из которых была подготовлена сотрудниками Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры[5], а вторая – прихожанами и воспитанниками воскресной школы храма Иконы Казанской Божией Матери в Вырице. Обе выставки вызвали живой интерес жителей и гостей города. Такое пристальное внимание общественности к духовному пути купца Василия Муравьева – Преподобного Серафима Вырицкого привело исследователей к более глубокому изучению тярлевско-царскосельского периода жизни Святого и даже к неожиданным находкам и открытиям.

Материалов по данной теме немного. В этом сказывается и сложное время – Первая мировая война, революция, Гражданская война, и естественное желание состоятельного человека, а потом к тому же и воцерковлённого, не привлекать к себе внимание, тем самым хоть каким-то образом скрыться от пристального внимания представителей новой богоборческой власти. Главным образом, при написании данной работы было использованы исследование В. П. Филимонова, которое легло в основу написания Жития Святого [1] и отчеты о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за разные годы, кстати, ранее не обращавшие на себя внимание исследователей данной темы [2], [3], [4], [5].

При изучении документов, связанных с местожительством семьи Муравьевых, обращает на себя внимание тот факт, что основные переезды семьи на новое местожительство были связаны с единственным ребенком – Николаем. До его рождения семья крестьянина Ярославской губернии, Рыбинского уезда, Арефинской волости, деревни Вахромеево Василия Муравьева проживала в доме № 7 по Казачьему переулку. В связи с пополнением семьи в 1895 г., рождением сына, семья переезжает в дом № 65 по Гороховой улице. Приобретение новых торговых мест, успешное ведение дел позволяет семье в 1905 г. поселиться в одном из самых престижных домов в Спасской части Петербурга по адресу Апраксин переулок, 20 [1, с. 36]. В 1906 г. семья Муравьевых приобретает добротный двухэтажный дом в Тярлево и с этого года данные о главе семейства до 1914 г. не указываются в справочнике «Весь Петербург» [6] и в «Справочных книгах о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах» [7]. Жителями Петербурга, согласно указанным справочникам, Муравьевы становятся только в 1914 г. Примечательно, что если в «Справочной книге …» на 1915 г. [7, издание 1915 г, с. 122] указывается только адрес, то в издании следующего года дается более пространная запись: «Муравьев В. Н., 48 л., Птгр, 2 гильдии куп., вер. Правосл., с 1915 г. жит. Спас. ч. 2 уч. Апраксин пер № 20. Торг. Мехами. В доме жит. при нем жена Ольга Ивановна и сын Николай 21 г…» [7, издание 1916 г., с. 166]. Таким образом, с 1906 до 1914 года семья Муравьевых постоянно проживала в Тярлево.

Вопросы, связанные с переездом в этот дом, причины этого переезда, круг общения семьи с жителями рядом находившегося Царского Села до настоящего времени не нашли должного отражения в литературе, посвященной Святому Преподобному Серафиму Вырицкому. Данное исследование в какой-то мере может восполнить этот пробел.

Прежде чем приступить непосредственно к поиску ответов на поставленные вопросы, необходимо оговорить, что к моменту приезда в Тярлево (Царское Село) Василий Николаевич прошел очень большой жизненный и духовный путь. В материальном (профессиональном) отношении он из сироты, «мальчика на побегушках» превратился в «миллионщика», входящего в пятерку самых богатых мехоторговцев столицы (ни один крупных аукцион не обходился без товара купца Муравьева и его меха знали в Америке, Австро-Венгрии, Франции, Германии, Польше и т.д.).

Не менее удивительным был и его духовный путь. Успешно развивая торговое дело, как член Ярославского купеческого общества, Василий Муравьев близко общается с самыми яркими представителями русского православного духовенства – монахом Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергия Радонежского Лавры о. Варнавой (канонизированным в лике Преподобных), о. Иоанном Кронштадтским (канонизированным в лике Праведников). Именно эти старцы первые указали преуспевающему купцу о его духовном предназначении. После ухода из земной жизни о. Варнавы и о. Иоанна, духовником Василия Николаевича стал митрополит Санкт-Петербургский и Гдовский Вениамин. В тесном общении Василий Николаевич был также с Феофаном Быстровым (неофициальным духовником Царской семьи), с протоиереем Философом Орнатским (Председателем Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, канонизированным как Священномученик).

Добавим, что к 1906 г., к времени переезда в Тярлево, Василий Муравьев был известен в столице как щедрый меценат, о чем свидетельствовала запись от 4 января 1905 г. в архиве Святейшего Синода [ 1, 71].

Следует сказать еще и о том, что в 1895 г. он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России, обучался на Коммерческих курсах. Помимо профессиональных знаний, он обладал широким кругозором и эрудицией. Как указывает В. П. Филимонов, «обладая феноменальной энциклопедической памятью, знал наизусть невероятное количество исторических дат и фактов, глубоко осмысливал ход исторических событий с древности до последних времен». Он «серьезно занимался изучение исторических наук», его интересовала «Священная история и история Церкви» [1, с. 71]. Впоследствии именно эти глубокие знания и большая заинтересованность в этих вопросах сблизила его с ректором Санкт-Петербургской духовной академии архиепископом Феофаном Быстровым. О многолетнем серьезном самообразовании говорят и записи в Помянике Серафима Вырицкого, сделанные аккуратным, каллиграфическим почерком.

Таким образом, к моменту приезда в Тярлево купец Василий Муравьев был одним из наиболее богатых мехоторговцев столицы, имел репутацию благотворителя и уже входил в круг наиболее образованной части петербургской интеллигенции.

Для того чтобы прояснить особенности проживания в Тярлево, необходимо понять, почему произошел этот переезд из центра Петербурга, где было сосредоточено торговое дело купца Муравьева, в Тярлево?

Думается, что основная причина переезда была связана с единственным сыном Василия Николаевича – Николаем, который в январе 1904 года был зачислен в Царскосельскую Императорскую Николаевскую гимназию. С точки зрения обыденного сознания этот шаг кажется не совсем продуманным – семья в то время проживает в центре Петербурга и лучшие гимназии столицы Российской империи готовы принять сына купца-миллионщика, известного своей благотворительностью и добропорядочностью. Возникает закономерный вопрос: «Зачем отправлять ребенка, единственного сына, в столь отдаленное учебное заведение?».

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое Царского Села.

Как было уже сказано выше, Царское Село – это был город, где впервые внедрялись, апробировались многие новшества, в том числе и в сфере образования. Помимо Царскосельского лицея, вспомним, что именно здесь в 1797 г. под руководством духовника Императорской семьи протоиерея Андрея Самборского была основана передовая для своего времени первая казенная Школа практического земледелия (Лесная школа)[6], со временем превратившаяся в Лесной институт, в 1843 г. - первое в России Училище для девиц духовного звания[7].

В 1870 г. в Царском Селе была открыта Императорская Николаевская гимназия – как своего рода экспериментальная площадка для апробирования передовых идей в сфере образования в контексте очередной Учебной реформы Императора Александра II, Царя-Реформатора. О значении этого учебного заведения в подготовке Учебной реформы говорит тот факт, что на открытии его 8 сентября 1870 г. присутствовал весь Императорский двор, самые именитые сановники Российской Империи – Император Александр II, Наследник престола Александр Александрович (будущий Император Александр III), Великие князья Владимир Александрович, Константин Николаевич и Николай Константинович, государственный канцлер князь А. М. Горчаков, министр Императорского Двора граф В. Ф. Адлерберг, управляющий министерством народного просвещения статс-секретарь И. Д. Делянов, министр юстиции граф К. И. Пален, обер-гофмаршал граф А. П. Шувалов и многие высшие государственные сановники, придворные чины и учебное управление. При этом необходимо учесть, что в сентябре 1870 г. к обучению приступило только 4 класса – один из которых был подготовительный[8]. Почетным покровителем гимназии стал Наследник Александр Александрович. На роль директора, учителей в это учебное заведение приглашали лучших специалистов, некоторые из которых являлись преподавателями в Императорской семье. Еженедельно директор Николаевской гимназии отчитывался о работе учебного заведения перед первыми лицами страны, а с 1874 г. постоянным куратором гимназии стал Великий князь Владимир Александрович, кстати, проживавший совсем рядом. Заметим, что учиться в Николаевской гимназии было сложно. Так, в первом выпуске учеников гимназии, состоявшемся в 1876 году, было всего 3 ученика. Анализ документов Департамента Народного просвещения[9] позволяет сделать вывод, что Николаевская гимназия в данное время имела самый высокий процентный показатель выбывших учеников среди гимназий Петербургского округа (22,6 %).

К 1904 г., к моменту поступления в гимназию сына купца В. Н. Муравьева – Николая[10], Царскосельская Николаевская гимназия, возглавляемая И. Ф. Анненским, была одной из самых передовых в России. Об этом говорит тот факт, что в 1905 г. Аттестат об окончании гимназии получили 84 воспитанника (при том, что классы были рассчитаны на 30-40 человек) [2, с. 94]. Среди выпускников было значительное количество воспитанников, сдавших экзамены экстерном – получить документ об образовании этого учебного заведения было весьма престижно. Если в 1897 г. в списке посторонних лиц, получивших «свидетельство зрелости» было только 2 воспитанника, то в 1905 г. таких выпускников насчитывалось уже 32 [2, с. 98]. Эксперимент, начатый в 1870 году, спустя 35 лет дал поразительные результаты. Вероятно, гимназия и в дальнейшем продолжала бы жить своей уже отлаженной жизнью, но в январе 1905 года произошла Первая русская революция. Вслед за демонстрацией под руководством священника Георгия Гапона по всей стране прошли волнения. В Царском Селе был создан забастовочный комитет гимназистов, который состоял в основном из… воспитанников Николаевской гимназии. При этом, в ходе последовавшего разбирательства, И. Ф. Анненский защищал каждого своего ученика. Более того, вероятно, в этот год были допущены к экзаменационным испытаниям в Николаевской гимназии и изгнанные за революционную деятельность из других гимназий учащиеся. Следствием всего этого стало увольнение наиболее либерально настроенных преподавателей (в том числе и И. Ф. Анненского) и закрытие Пансиона[11]. Учащиеся, в том числе и Николай Муравьев, вынуждены были после уроков возвращаться домой. Как мы знаем, в это время семья Муравьевых проживала в центре Петербурга, и ежедневное преодоление такого значительного расстояния, даже с учетом железной дороги, вряд ли было возможным. Муравьевы вместо того, чтобы поменять учебное заведение, решают изменить место жительства. С этой целью в 1906 г. был приобретен деревянный двухэтажный дом на краю Павловского парка в поселке Тярлево, в непосредственной близости к Царскому Селу, где и находилась гимназия.

Красивый двухэтажный деревянный дом, с башенками, декорированный искусной резьбой был к тому же еще и очень хорошо оснащен технически. В нем был водопровод, а главное – телефон. В таком доме, с хорошими печами и каминами, семья Муравьевых могла проживать круглогодично. Здесь было все необходимое – тишина сельской местности, близость к учебному заведению сына. Хорошо отлаженное торговое дело можно было контролировать по телефону, а в случае необходимости на поезде за полчаса легко добраться до центра Петербурга. Это было постоянное место жительства семьи с 1906 по 1914 год, до окончания учебного заведения Николаем. Именно сюда, в тишину и красоту почти сельской местности была приглашена на постоянное проживание Вера Дмитриевна Шихобалова - дочь купца 2-й гильдии, ученица «всеобщего педагога русских художников»[12] П. П. Чистякова, тоже царскосёла[13] [9, с. 85-87], [10, с. 308].

После окончании гимназии Николай поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но начавшаяся Первая мировая война изменила планы талантливого юноши – он оставляет университет и идет добровольцем в армию. Вероятно, в это время Василий Николаевич Муравьев переезжает в свою квартиру в Апраксином переулке, 20, но при этом постоянно наведывается и в тярлевский дом. Причиной тому служит опять же сын, который был определен в I-ю Авиационную роту, расположенную в Царском Селе.

Таким образом, можно предположить, что семья Муравьевых в течении 9 лет – с 1906 по 1914 гг. - постоянно проживала в тярлевском доме. В последующие годы, вплоть до принятия монашеского пострига в 1920 г. Василием Николаевичем и его супругой Ольгой Ивановной, семья проживала как в Тярлево, так и Петербурге[14].

Возникает вопрос: «Чем, помимо торгового дела, в это время мог заниматься еще Василий Муравьев, с кем общался?». Ответ на этот вопрос, в какой-то мере, дают документы, хранящиеся в Российской Национальной библиотеке – Отчеты о деятельности общества вспомоществования нуждающимся ученикам Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за различные годы [2, 3, 4, 5].

Согласно данным документам, Общество вспомоществования состояло из Почетных и Действительных членов, общее число которых доходило до 90 человек. Оно вело активную работу по привлечению денежных средств для материальной поддержки малообеспеченных воспитанников гимназии[15]. В списке членов Общества значится и фамилия купца В. Н. Муравьева, к тому времени уже известного мецената и благотворителя. Таким образом, можно предположить, что Василий Николаевич на протяжении как минимум десяти (!) лет постоянно общался с людьми, которые принимали активное участие в жизни Императорской Николаевской гимназии. В списке членов общества множество известных имен - Константин Иванович и Василий Иванович Рукавишниковы, лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, Евгений Иванович Аренс, Максимилиан Робертович Мусселиус, Николай Михайлович Пунин, Леон Абрамович Варшавский и другие.

Помимо светской элиты в общество входила и духовная, церковная элита Царского Села. В первую очередь, митрофорный протоиерей Афанасий Беляев – последний духовник Царской семьи. В первые годы обучения сына Василий Муравьев мог общаться с отцом Александром Рождественским – законоучителем Николаевской гимназии. Благодаря гимназии состоялось знакомство и с настоятелем церкви Сергия Радонежского Алексием Ливанским – их дети учились в одном классе. В круг общения купца Муравьева мог входить и настоятель Скорбященской церкви Дворцового госпиталя Иаков Червяковский, сын которого на два года был младше Николая Муравьева и тоже учился в Николаевской гимназии. Самая важная встреча, которая произошла в Царском Селе в стенах Николаевской гимназии, это была встреча с законоучителем гимназии, кандидатом богословия Алексием Кибардиным. Именно Алексий Кибардин впоследствии станет самым близким по духу человеком в последние годы жизни старца Серафима, именно отцу Алексию в последний раз исповедуется старец Серафим, и именно из рук отца Алексия примет последние Причастие Великий Подвижник.

Таким образом, круг общения Василия Муравьева, который сформировался благодаря деятельности в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, несомненно имел большое значение в духовной жизни будущего насельника Александро-Невской Лавры.

На решение Василия Николаевича посвятить свою жизнь Богу, безусловно, влияли и события, развернувшиеся в послереволюционное время в Царском Селе, которое вначале было переименовано в Солдатское Село (1917 г.), а потом – в Детское Село (1918 г.).

Как мы знаем, Царское Село – это был самый благоустроенный город России и, как заметил К. Чуковский, «никогда не знал бедности и за которым ухаживали как за невестой». Но именно в этом городе особенно ярко проявились все ужасы новой «бесовской власти». В какой-то мере это было связано с находящейся в нем единственной в России радиостанцией, передающей сигнал через океан. Именно эта радиостанция передавала первые Декреты Советской власти, именно к этой радиостанции впоследствии так стремились войска Юденича[16]. Город стал местом наиболее жестокой братоубийственной распри и не случайно, именно здесь впервые было совершенно зверское, ранее не виданное преступление – убийство безоружного священника Иоанна Кочурова, ставшего первым Новомучеником в сонме святых, пострадавших от богоборческой власти.

Именно в Царском Селе под арестом находилась семья бывшего Императора, которой приходилось претерпевать немыслимые оскорбления и притеснения. Не исключено, что духовник царской семьи протоиерей Афанасий Беляев, бывший член Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Николаевской гимназии, делился своими впечатлениями о происходящем во дворце с царскоселами и об этом в подробностях знал и Василий Муравьев.

Что касается уровня городской власти в уже переименованном Детском Селе, то об этом говорит телеграмма Ленина Г. Е. Зиновьеву от 7 января 1919 г.: «Петроград. Смольный. Зиновьеву. Члены Чрезвычайной комиссии детскосельской Афанасьев, Кормилицын и другие изобличены, по словам Луначарского, в пьянстве, насиловании женщин и ряде подобных преступлений; требую арестовать всех обвиняемых, не освобождать никого, прислать мне имена особых следователей, ибо если по такому делу виновные не будут раскрыты и расстреляны, то неслыханный позор падет на питерский совет комиссаров. Афанасьева арестовать. Предсовнаркома Ленин». [11, с. 30]. События этого страшного времени описаны и в книге «Красный террор...»: «...упразднена Детскосельская УЧК. Из 162 человек, арестованных ею в период с 20 сентября по ноябрь 1918 года, было 45 женщин, 21 крестьян, 11 чернорабочих, 15 рабочих и ремесленников, 13 служащих, большое количество обслуги. Председатель комиссии Афанасьев и другие члены ЧК пьянствовали, развратничали в помещении ЧК с проститутками, оформляли их на ставки машинисток без всяких навыков машинописи. Новым председателем Детскосельской УЧК в январе 1919 года будет назначен И.С. Голышев. В отличие от предшественника он не злоупотреблял положением в личных целях. Однако, как и Афанасьев, новый председатель уездной ЧК был непримирим к любым выступлениям против советской власти. «…» В марте 1919 г. он (Голышев – Н. Я.) будет участвовать в подавлении крестьянского выступления в селе Пулково. «…» В отчете в Петроград Голышев писал: «Издан приказ — за малейшее уклонение лица будут утилизированы» [12, с. 216].

К этому надо добавить, что в бывшем Царском Селе, как ни в каком другом городе Российской империи, находилось очень много домов, оставленных состоятельными хозяевами. Уровень разбоя, грабежа, и бесчинств ужасал. Так в бывшем дворце княгини О. В. Палей в конце 1917 г. по распоряжению Царскосельского совета были уничтожены и разграблены коллекционные вина на сумму 10 млн. франков. Как вспоминали старожилы, канавы были заполнены вином, которое вычерпывали вместе со снегом, а по обочинам этих винных канав валялись пьяные.

Анна Андреевна Ахматова вспоминала: «Царское в 20-х годах представляло собой нечто невообразимое. Все заборы были сожжены. Над открытыми люками водопровода стояли ржавые кровати из лазаретов первой войны, улицы заросли травой «…». На воротах недавно великолепного дома гр. Стенбок-Фермора красовалась огромная вывеска: "Случной пункт". «…»В оборванных и страшных фигурках я иногда узнавала царскоселов. Гостиный двор был закрыт»[13].

Эти картины настоящего апокалипсиса были перед глазами семьи Муравьевых. К местным горестям добавлялись и беды всей многострадальной России. 2 февраля 1918 г. в Александро-Невской Лавре убили протоиерея Петра Скипетрова, 7 февраля уже в Киево-Печерской Лавре растерзали митрополита Киевского и Галицкого Владимира, 29 июня сбросили с палубы парохода епископа Тобольского и Сибирского Гермогена, 3 июля заживо закопали архиепископа Пермского Андроника… К 1920 г. число убиенных за веру достигло 10 тысяч человек [1, 79-80]. Потом была страшная расправа с Императорской семьей и Романовыми…. И наконец, на второй день после поджога Александро-Невской Лавры 13 сентября 1920 г. бывший миллионщик, купец Василий Муравьев, имевший возможность переехать в любую страну, жить безбедно и радостно, раздает все свое имущество и становится послушником Святой Обители, а потом принимает и постриг с именем Варнава, в память о первом духовнике Варнаве Гефсиманском. 11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) он уже был рукоположен в иеромонахи, а в конце 1926 г. принимает схиму с именем Серафима – в честь Серафима Саровского. С этого времени бывший крестьянский сын, не получивший даже начального образования становится духовником Александро-Невской Лавры – обители в которой был собран весь цвет русской духовности.

Размышляя об истоках духовного подвига Святого Преподобного Серафима Вырицкого, становится понятно, что к этому великий подвижник шел всю свою жизнь, каждым своим поступком и помыслом. И все на этом пути было важным и значимым. Но, несомненно, годы, проведенные в Тярлево – Царском Селе, имели особое значение на пути к Святости. Ведь именно здесь в Царском Селе – удивительном городе, где была сосредоточена государственная власть и сублимировалась русская культура, где происходило философское осмысление всего происходящего созревало постепенно то, что и привело его к великому духовному подвигу. И не случайно, что с Царским Селом были связаны 12 человек, которые впоследствии были канонизированы[17]. Именно в царскосельском храме Святой Екатерины служил первый по времени Новомученик российский Иоанн Кочуров. В Александровском дворце с 1905 г. постоянно проживала семья последнего российского императора Николай II, прославленная в лике Святых Страстотерпцев. Здесь были дома также Новомученика Евгения Боткина[18], Новомученика Князя Владимира Палей[19], Новомученика Князя Павла Александровича[20]. Напомню, что в начале ХХ века в Царском Селе проживало всего лишь около 30 тысяч жителей.

И в заключении хотелось бы сказать, что в этом сонме Святых, как показывают беседы с жителями города Пушкина, самым ярким духовным светильником, несомненно, является Святой Преподобный Серафим Вырицкий. В таком отношении к Святому сказывается и такой факт – до сих пор в городе живут люди, родственники которых очень тесно общались с Преподобным и рассказы о духовных беседах с Провидцем передаются как семейные легенды. Именно Серафим Вырицкий, как Преподобный, особо угодивший Господу, как особый Предстатель перед Всевышним, приоткрывает верующим чувство, как назвал его Митрополит Сурожский Антоний, «живого Бога». У Митрополита Антония звучит это так: «Молитва означает для меня личное отношение. «…» Думаю, что молитва ничего не означает для того, для кого нет объекта молитвы. Вы не можете научить молитве человека, у которого нет чувства Живого Бога». Святой Преподобный Серафим Вырицкий, таким образом, как никакой другой Святой, передает царскоселам чувство «личного отношения к молитве», к Всевышнему.

Список источников и литературы.

1. Филимонов В. П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. Спб., САТИС, 2011. – 463 с. (если указываешь конкретные страницы, то: С. 5,)

2. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования: (1896 – 1911): (Доп. к крат. ист. очерку этой гимназии за первые 25 лет (1870 – 1895). СПб., 1912. – 100 с.

3. Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Императорской Николаевской царскосельской гимназии за 1907– 1908 год. – Царское Село: Царскосельская центральная типография С. М. Боровкова, 1908. – 16 с.

4. Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Императорской Николаевской царскосельской гимназии за 1908 – 1909 год. – Царское Село,1910. – 16 с.

5. Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Императорской Николаевской царскосельской гимназии за 1910 год. – Царское Село,1911. – 15 с.

6. Весь Петербург. Справочная книга. СПб., 1906 – 1916.

7. Справочная книга о лицах Петроградского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах, получивших сословные свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям, промысловые свидетельства 1 и 2 разрядов на торговые предприятия, 1-5 разрядов на промышленные предприятия, 2 и 3 разрядов на личные промысловые занятия. СПб, 1906 – 1917.

8. РГИА, Архив Святейшего Синода. I отделение. Алфавиты к Ф. 796, книга 40. Цит. по [1,71].

9. Соколова Л. И. Никто молитвы не отнимет. СПб. 2000. – 192 с.

10. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в русской православной церкви. СПб. 1999. – 399 с.

11. Млечин Л.М. 10 вождей. От Ленина до Путина. Электронный ресурс https://www.rulit.me/books/10-vozhdej-ot-lenina-do-putina-read-363629-30.html. С. 30.

12. Ратьковский И. С. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 году. СПб., 2006. – 286 с.

13. Цит. по https://ocls.kyivlibs.org.ua/ahmatova/proza/bio_proza.htm.

14. Цит. по https://www.rulit.me/books/molitva-i-zhizn-read-415499-1.html

 

Фото

https://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/19_13.jpg

О. И. Муравьева, В. Д. Шихобалова, Н. В. Муравьев, В. Н. Муравьев. Около 1914 г.

 


[1] Благословенная Вырица: история подвижничества: [преподобный Серафим и Вырицкие подвижники / авт.-сост. Л.А. Ильюнина]. - Санкт-Петербург: Искусство России, 2009. - 85, [1] с.

[2] Избранный в конце веков: преподобный Серафим Вырицкий / авт.-сост. Александра Казакова. - 45,[1] с.

[3] Филимонов В. П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа / В.П. Филимонов. - СПб.: Сатисъ, 1999. - 334 с., [39] л. ил.

Филимонов В. П. Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого / В.П. Филимонов. - СПб.: Сатисъ, 1999. - 144 с.

Филимонов В. П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа / В. П. Филимонов. - Испр. и доп. изд. кн.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. - 333,[1] с.

Филимонов В. П., Кудряшова Л. П. К преподобному Серафиму в Вырицу: воспоминания духовных чад, свидетельства о чудотворениях, документы / В.П. Филимонов, Л.П. Кудряшова. - Санкт-Петербург: Сатисъ, 2007. - 190, [1] c.

[4] Тярлево и Царское Село находятся территориально рядом, в едином культурно-информационном пространстве.

[5] Выставка была создана еще в 2009 г. по благословению настоятеля Александро-Невской Лавры епископа Назария правнуком Святого Преподобного Серафима Вырицкого Александром Геннадьевичем Муравьевым. В 2016 г. епископ Назарий открывал эту выставку в Историко-литературном музее г. Пушкина.

 

[6] Указ о создании «Школы Практического земледелия» был подписан Императором Павлом Петровиче 30 апреля 1797. В школу с трёхлетним курсом принимали студентов Московского университета, питомцев воспитательных домов, воспитанников духовных семинарий, казённых крестьян 20—35 лет, а также детей из семей крепостных крестьян и вольных людей.

[7] Ныне в этом здания размещается ГБОУ СОШ № 606 (ул. Московская,2/13 А).

[8] Подготовительные классы ранее не набирались. Это тоже был своего рода эксперимент.

[9] РГИА, ф. 733. Оп. 162. Д. 570; Оп. 203. Д. 205, 318. 321. 323 325 327

[10] Николай Муравьев получил блестящее образование. Благодаря наследственной хорошей памяти и высокому уровню преподавания в гимназии изучил 11 иностранных языков, поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет, писал стихи, увлекался философией Владимира Соловьева. С началом Первой мировой войны вольноопределяющимся (добровольцем) записался в армию, служил ефрейтором в Первой авиационной роте, а потом во II-й Воздухоплавательной роте. За мужество и отвагу, проявленные на полях сражений, был награжден Георгиевским крестом. 15 января 1941 года, во время посещения родителей в Вырице, Николай был в очередной раз арестован, а 4 сентября 1941 расстрелян. После пересмотра дела в 1989 году, в виду того, что «в материалах дела полностью отсутствуют доказательства вины Муравьева Н. В. <...> кроме его признательных показаний» Николай Васильевич Муравьев был посмертно реабилитирован, как жертва политических репрессий

[11] Пансион располагался на 3-м этаже здания гимназии.

[12] Так П. П. Чистякова назвал В. В. Стасов.

[13] Вера Дмитриевна Шихобалова (20. 08.1869 – 1944) после смерти отца ушла с матерью в Новодевичий монастырь в Петербурге. Там она окончила гимназию, получила хорошее художественное образование. В 1905 г. заболела нервным расстройством и попала в монастырскую больницу, откуда её взяла к себе семья Муравьевых. В монастырь она вернулась уже после революции, где, приняв монашество, выполняла обязанности личного секретаря игуменьи монастыря Феофания. В январе 1932 г. была арестована и выслана в Казахстан. После возвращения из лагеря в 1935 г. снова проживала с Муравьевыми, всячески помогая по хозяйству. Похоронена у Казанской церкви в п. Вырице.

[14] По мнению В. П. Филимонова, с 1917 по 1920. дом в Тярлево стал главным пристанищем Муравьевых, так как жить в столице было крайне опасно [1, с. 82].

[15] Императорская Николаевская Царскосельском гимназия с момента своего существования была всесословная. Так в 1899 г. в гимназии из 411 учеников 267 были детьми дворян, 60 - купцов, 46 – мещан, 13 – духовенства, 12 – крестьян, 10 – солдат, 3 ученика – иностранных подданных.

[16] После взрыва главной мачты Царскосельской радиостанции войска Юденича, шедшие на Петроград и занявшие уже Царское Село, повернули назад.

[17] Рядом, в Павловске, проживали еще и Князья императорской крови Иоанн Константинович, Константин Константинович (младший), Игорь Константинович. В ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, братья, в числе других заключенных, были сброшены в одну из шахт, находящуюся в 18 км от города Алапаевска. 1 ноября 1981 года Князья Императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи были канонизированы Русской православной церковью заграницей.

[18] В феврале 2016 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал доктора Евгения Боткина, расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьей.

[19] Князь Владимир Палей был канонизирован РПЦЗ 1 ноября 1981 г. в сонме Новомучеников Российских.

[20] Великий князь Павел Александрович, сын Императора Александра II, в ноябре 1981 г. решением Священного Архиерейского Собора РПЦЗ был причислен к лику Святых Новомучеников Российских от власти безбожной пострадавших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: