Доходы территориальных бюджетов




Бюджет государства

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств.

Государственный бюджет выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

1) образование и использование денежных накоплений;

2) организация налогообложения;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Финансовые функции бюджета:

1) Распределительная функция – формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням власти. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы).

2) Государственное регулирование и стимулирование экономики. Доходы бюджета (расходы) – экономические отношения между государством и хозяйственными субъектами и гражданами.

3) Финансовое обеспечение. Через бюджет национальный доход перераспределяется по территории страны, а также из производственной сферы в непроизводственную сферу для их пропорционального развития. Основной формой распределения национального дохода является распределение по труду. Бюджет составляется на основе народно-хозяйственного плана. Все статьи бюджета производятся в строгом соответствии с планом.

4) Контроль за образованием и использованием фондов денежных средств.

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство (БУ) — это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Бюджетная система (БС) – составная часть бюджетного устройства, совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных предприятий.

Принципы функционирования БС:

1. единство;

2. самостоятельность всех бюджетов;

3. разграничение доходов и расходов;

4. полнота отражения доходов и расходов;

5. сбалансированность;

6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7. общее покрытие расходов;

8. гласность;

9. достоверность;

10. адресность и целевой характер бюджетных средств.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

 

Доходы территориальных бюджетов

В настоящее время, в соответствии с законодательством РФ, доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Собственные доходы бюджета составляют меньшую часть территориальных бюджетов и представляют собой доходы, закрепленные на постоянной основе за бюджетами, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. К ним относят налоговые и неналоговые доходы.

Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливают нормативы отчислений в бюджеты, средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету. К регулирующим доходам относят трансферты, субсидии, дотации, субвенции.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

 

Бюджетный процесс – совокупность действий органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управления БС.

Принципами организации бюджетного процесса являются: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Участники бюджетного процесса:

1) представительные органы власти, которые рассматривают и утверждают проекты бюджета и отчеты о выполнении бюджета;

2) исполнительные органы, которые осуществляют сводное финансовое планирование;

3) Центральный Банк РФ и Правительство РФ, которые разрабатывают и представляют ГосДуме направления денежно-кредитной политики государства;

4) главный распорядитель бюджетных средств. Это орган исполнительной власти – прямой получатель бюджетных средств между распорядителями и получателями;

5) распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями;

6) бюджетополучатель – бюджетное учреждение, которое финансируется из бюджета;

7) контрольно-счетные органы – Счетная Палата – осуществляет контроль.

 

Этапы бюджетного процесса.

БП должен начинаться за 1.5 года (реально же начинается за 0.5 года).

1. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.

2. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

3. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.

4. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

· предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;

· прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

· прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;

· прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

· основные направления бюджетной и налоговой политики;

· основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

· федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;

· федеральная инвестиционная программа;

· оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

· поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год.

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона — 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: