Формы социального проектирования




Социальное проектирование: сущность и проблемы.

1. Понятие социального проектирования, его объект и субъект.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошен-

ный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого

или возможного объекта или состояния.

Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-

теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнози-

руемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование —

составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление уп-

равляемости и регулируемости некоторого процесса.

Проектирование означает определение версий или вариантов развития

или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить

суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые явля-

ются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следую-

щие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирова-

ние, конструирование, моделирование. Все эти понятия нами будут рассмот-

рены. Начнём с уточнения содержания этих понятий:

— Планирование — научно и практически обоснованное определение

целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или

иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

— Предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком

— предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют,

но не зафиксированы в наличном опыте.

Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадывани-

ем, основанным на биологических и психофизиологических способностях

(начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — чело-

веческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, сво-

его окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение

основывается на выявлении закономерностей развития явления или события,

когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход

развития.

— Прогнозирование — есть форма предвидения, выражающаяся в це-

леполагании, программирования и управлении планируемым процессом яв-

ления на основе выявленных параметров его возникновения, существования,

устойчивых форм и тенденций развития.

Мы остановимся на социальном проектировании.

71 Краткий курс лекций

Социальное проектирование— это процесс создания прототипа, про-

образа социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и

отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении ко-

торых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных

объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределя-

ет специфику социального проектирования. При этом в основания социально-

го проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необ-

ходимо помнить, что:

 социальный объект - противоречив;

 у социального объекта существует многовекторность развития (не-

сколько путей развития);

 невозможно описать социальный объект конечным числом терминов

любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

 на социальный объект влияет много объективных факторов;

 существует множество субъективных факторов, влияющих на социаль-

ный объект, например, исследователь может по-разному оценить зре-

лость развития социального объекта и т.п.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность

прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по

проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении

необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в реше-

нии поставленных задач. Процесс социального проектирования также назы-

вают «социальным конструированием».

Субъект и объект социального проектирования

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществля-

ет проектирование) являются различные носители управленческой дея-

тельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые

коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью орга-

низованное, целенаправленное преобразование социальной действи-

тельности. Необходимая черта субъекта проектирования — его соци-

альная активность, непосредственное участие в процессе проектиро-

вания.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осу-

ществляется процесс проектирования) называют системы, процессы

организации социальных связей, взаимодействий, включенных в про-

ектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов про-

ектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это

могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического

процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами,

ценностными ориентациями, установками, социальным статусом,

престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры об-

щества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические,

идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семей-

но-бытовые, межличностные и т. п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «инфор-

мационный массив», который является главным источником социального

проектирования. Информационный массив - это система определенных на

научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект

проектирования. Среди множества источников создания «информационного

массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование,

анализ периодической печати, статистические данные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управ-

ленческой деятельности — создание с помощью информационного массива-

социальных проектов. Социальный проект как источник информации пред-

73 Краткий курс лекций

ставляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разрабо-

танные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о

будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно от-

метить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель.

В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое

возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финан-

совых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов,

в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров про-

ектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему па-

раметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.

Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие

черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта

без четкого проекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социаль-

ного заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение

определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процес-

сов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разра-

ботки:

 он должен быть создан на научной основе,

 не противоречить нравственным нормам,

 выражать общепринятые социальные ценности,

 выражать социальный заказ,

 быть эффективным с точки зрения реализации,

 не содержать противоречий,

 должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характе-

ристики развития социальных систем на ограниченный, четко опреде-

ленный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важ-

ные цели, направление развития, важно уметь выразить их в опреде-

ленных показателях.

Основной конечной стратегической целью социального проекта

является создание оптимальной общности организации коллективных

отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности раз-

личных социальных групп.

К средствам осуществления социального проектирования относятся

те (в том числе технические, математические и логические), при помощи ко-

торых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоя-

нии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития

проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи кото-

рых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описа-

ния, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды,

символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществ-

ляется управление процессом проектной деятельности.

2. Методики социального проектирования

Социальное проектирование использует специальные методики. Методи-

ки — это способы достижения цели; построение социального проекта — это

определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектиро-

вания. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику

матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации,

методику мозгового штурма, методику синектики.

Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независи-

мых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разра-

ботка социального проекта зависит от сложности и первоочередности постав-

75 Краткий курс лекций

ленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а

также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая вари-

анты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реа-

лизации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как

правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представ-

ление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто за-

глядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован про-

ект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это

лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в кото-

рых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным илогическим методом, с помо-

щью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах,

признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии

указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает

объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по анало-

гии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обсто-

ятельства:

 чем больше известно общих признаков (Р г, Р 2,..., P3) у сравниваемых

предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

 чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предме-

тов, тем выше степень вероятности;

 чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предме-

тов, тем выше степень, вероятности;

 если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование

по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем

свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого

значения.

Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равно-

правной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется по-

средством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различ-

ные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложен-

ных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними уста-

навливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование - это деятельность, которая представляет

собой социальную технологию. Социальная технология — это упорядочен-

ная во времени и пространстве последовательность процессов социальной

деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на

достижение определенной цели, реализацию социального заказа.

Посредством технологии абстрактные положения науки переводятся

на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направ-

ляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необ-

ходимых действий.

3. Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, про-

цедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой

является следующая схема социального проектирования: уяснение пробле-

мы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт

— цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — норма-

тивный прогноз — верификация и корректировка — модель — конст-

рукт — проект.

1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организаци-

онная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организа-

ции целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из

возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной соци-

альной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации ма-

териальных и духовных по требностей людей, разрешений противоречий, по-

77 Краткий курс лекций

иска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необхо-

димости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно даль-

нейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное про-

движение вперед.

3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, про-

цессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количествен-

ные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и

развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте

должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры,

условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т.

п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное

функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

6) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изме-

няться под воздействием управляющей подсистемы);

в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с

документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятель-

ности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс постро-

ения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности.

Целеполагание включает в себя три основных звена:

 отображение потребности (мотив);

 отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, про-

граммирование действий);

 отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных,

желаемых и не желаемых).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный ре-

зультат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты

на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить кон-

трольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достиг-

нута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на дости-

жение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и гра-

фически. «Дерево целей» — это связанный ориентировочный график, выража-

ющийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и

проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального

изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования,

внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергети-

ческих и других ресурсов, систем ограничений и т. п.

Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия

между ними и избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проек-

тирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить

пути их устранения.

Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них

важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение кото-

рой и направлено функционирование всей системы.

5. Задачи. После определения целей, опираясь на них, важно установить

главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже

известно – это этапы достижения целей.

Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения

состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и

нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.

6. Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельно-

сти. Прогнозирование в широком смысле — предвидение, вообще получение

любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное ис-

следование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспек-

79 Краткий курс лекций

тив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явле-

ний, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции насе-

ления, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут

быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов.

Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объ-

ектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная

модель носит описательный характер.

Формы социального проектирования

Провал того или иного социального проекта часто является следствием

того, что инициаторы понадеялись на здравый смысл, на интуицию, на свои до-

гадки, не проведя хотя бы скромных исследовательских действий. Нередко диа-

гностические и прогностические исследования позволяют уточнить и даже из-

менить стратегию действий в рамках социального проектирования.

Чтобы не допустить провала проекта, мы должны чётко осознавать,

 во-первых, изучить имеющиеся уже сейчас условия деятельности, т. е.

провести диагноз обстоятельств, на которые мы можем в своем проекте

опереться или которые будут нам противостоять;

 во-вторых, нам надо понять, как проект будет развиваться во времени,

следовательно, стоит задача спрогнозировать будущие состояния обще-

ства, будущие обстоятельства, связанные с нашим проектом, и его воз-

действие на социальную действительность.

Иначе говоря, нам надо поставить диагноз и сделать прогноз.

I. Социальная проекция

Социальная проекция: подходы к проблеме

В основании социального проектирования лежит построение социальной

проекции. Вообще проекция может быть нескольких видов:

1. Психологическая проекция

Как уже было сказано на предыдущей лекции: термин «projectio» про-

исходит от латинского «бросание вперед, выбрасывание». В основном этот

термин использовался в психологии для характеристики восприятия соб-

ственных психических процессов как свойство внешнего объекта в результа-

те бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и

чувств (перенос определенных субъективных представлений на объективный

предмет). Проекция играет большую роль в формировании психики, особен-

но в раннем детском возрасте, когда отсутствует четкая дифференциация

между собственным «Я» и внешним миром.

Механизм проекции используется в диагностических целях в так назы-

ваемых проективных тестах для выявления скрытых мотиваций и побужде-

ний.

Этот вид проекции можно назвать ещё субъективно-личностным, он

включает в себя желания, помыслы, фантазии и мотивируется побуждениями

личностного психологического ожидания чего-то от будущего.

2. Социальная проекция как форма видения будущего

Кроме психического переноса вполне правомерно рассматривать и пе-

ренос социальный. Именно это наполняет проекцию социальным смыслом.

В чём смысл социального переноса?

1. Человек составляет представление: он ожидает что-то от будущего,

он всматривается в него, ему свойственны определенные социальные надеж-

ды. Они, естественно, личностно окрашены и социально обусловлены. Проще

говоря, человек как бы представляет, как он будет жить в том временном из-

мерении, которое еще не оформилось. Этот перенос и есть проекция.

2. Человек делает выбор – социальное предпочтение. Социальная про-

екция обусловлена социальными качествами и социальными предпочтениями

субъекта. Она мотивируется системой социальных ценностей, мировоззрени-

ем, социальными предпочтениями и социальными ожиданиями, которые ос-

нованы на социальных эмоциях.

81 Краткий курс лекций

3. В отличие от прогноза, проектирования и конструирования, социаль-

ная проекция — специфический взгляд в будущее. Перенося на будущее

свои сегодняшние социальные чувства и социальные предпочтения, субъект

социальной проекции как бы выбирает среди множества версии социального

развития ту, которая в максимальной степени соответствует шкале его соци-

альных ценностей. Он не конструирует социальный мир, а только лишь обо-

зревает среди множества возможных миров тот, в котором он бы жил в бу-

дущем. Он ищет свой социальный мир. Социальная проекция лишена пред-

метности, но в своей социальной иллюзорности вместе с этим имеет ряд со-

вершенно реальных характеристик.

А) Она не обременена условиями реализации социальных проектов, их

ресурсами и технологией, которые, как правило, приводят совершенно не к

тому результату, который изначально проектировался.

Б) Проекция не характеризуется этапностью планирования и несоот-

ветствием планируемых этапов реальным показателям.

В) Проекция — это не прогноз, основанный на учете составляющих

того или иного социального действия.

Можно сказать так, что социальная проекция как взгляд в будущее, ос-

нованный на социальном ожидании и социальном предпочтении, не ограни-

чена реалиями бытия.

Социальная проекция отлична от социальной фантазии и социальной

иллюзии. Социальная фантазия и социальная иллюзия могут трактоваться

как необходимая, но недостаточная часть социальной проекции. И той, и

другой свойственны те или иные социальные ожидания, но фантазия и ил-

люзия лишены обоснованных социальных предпочтений, в частности, тех,

которые мотивируют социальное действие. Если социальную фантазию и

социальную иллюзию и роднит с социальной проекций взгляд в будущее,

основанный на том или ином социальном ожидании, то социальное пред-

почтение — основная часть социальной проекции, предполагает некото-

рое социальное действие.

Итак, с осмысления или обозначения социальной проекции мы мо-

жем говорить о начале процесса проектирования. Социальная проекция –

это некоторая канва, которая задаёт нам ориентиры для будущих действий.

II. Социальная диагностика

Начнём с диагноза. Социальная диагностика — это установление степени

соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов,

свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормати-

вам.

В основе социальной диагностики лежат:

I. Объективные факторы. Это статистические данные.

В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь

применяются различные измерительные процедуры.

Практика социальных обследований с применением статистики уходит

корнями в XVII век. В XIX веке социальные обследования проводились для по-

лучения достоверного материала об условиях и уровне жизни в городах, рас-

пространения бедности и т.д. Эти данные становились предметом обществен-

ного внимания, они использовались в аргументации позиций по актуальным

проблемам, обсуждавшимся в обществе.

В наши дни мы чаще всего используем статистику как базу для установ-

ления объективных параметров той или иной социальной проблемы.

На основании данных о числе родившихся и числе умерших можно су-

дить об утрате или естественном прироста населения.

II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей.

Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов

о жизнеспособности проекта, поскольку необходимо учесть субъективные фак-

торы, влияющие на то или иное поведение людей.

Установки могут существенно изменить объективные параметры пробле-

мы. Всегда необходимо учитывать, что в социальной сфере объективные дан-

83 Краткий курс лекций

ные несут на себе отпечаток субъективных позиций исследователя.

Через объективные и субъективные факторы мы описываем параметры

социальной реальности, которые нам необходимо будет сравнить с социаль-

ными показателями для установления соответствия или не соответствия.

В показателях, применяемых в социальной сфере, отражаются культур-

ные традиции, принятые стандарты жизни, идеальные представления о благо-

состоянии (например, нормы жилплощади, рождаемости, средней зарплаты и

т.п.).

III. Социальное предвидение.

В современной зарубежной и отечественной литературе научное

предвидение обычно подразделяется на естественнонаучное (перспективы

развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (пер-

спективы развития личности и общества).

Предвидение в научной литературе в большинстве случаев трактуется

в двух смыслах: а) как предсказание тех или иных событий; 6) как предпо-

чтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не за-

фиксированы в опыте.

Социальное предвидение имеет несколько форм конкретизации.

Прежде всего, нужно отметить предчувствие (простое предвосхищение),

которое может выступать как психофизиологическое или биологическое

явление, практически присущее всем высшим живым организмам, и как со-

циальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни мно-

гих людей и связано обычно с ожиданием вероятностных событий. Более

высокой формой является предугадывание (предвосхищение), которое

присуще только человеку и вы ступает как вид его интеллектуальной дея-

тельности, как размышление о будущем на основе личного опыта. Это про-

является в представлении о будущности своей личной судьбы, своей про-

фессии, своего ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).

Следующим уровнем является конкретное научное предвидение как

логический вывод из закономерностей развития определенного природного

или общественного явления, когда известны причины его зарождения и

функционирования и ход развития представляется в виде определенного ал-

горитма. Иногда конкретное научное предвидение обретает вид пред-

сказания, когда оно локализовано во времени и пространстве. Высшей фор-

мой научного социального предвидения является определение совокупности

будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, каса-

ются всего человечества или его крупных частей.

Социальное предвидение представляет собой форму опережающего

отражения действительности, направленную на определение общественных

явлений, относящихся к будущему или к неизвестным в данный момент его

состояниям, но поддающимся выявлению и использованию в теории и прак-

тике управления.

Особо следует подчеркнуть, что важнейшая функция научного пред-

видения состоит в том, чтобы дать информацию о степени неопределенно-

сти различных неуправляемых параметров, влияющих на результаты

управления. В этой связи имеет смысл остановиться на классификации не-

определенностей.

Неопределенность, т. е. неполное и неточное представление о значе-

ниях различных параметров в будущем, порождается различными причи-

нами. Если классифицировать виды неопределенности в зависимости от

причин, по которым они возникают, то можно выделить два их вида.

К первому будут относиться неопределенности, являющиеся след-

ствием неполного знания объективных тенденций и закономерностей, по

которым развивается тот или иной процесс, а ко второму— неопределен-

ности, порождаемые другими причинами, в том числе и случайностью.

Нужно иметь в виду, что по мере углубления знании об интересую-

щем нас объекте неопределенности первого вида уменьшаются. Что же ка-

сается неопределенностей случайного характера, то они объективно при-

85 Краткий курс лекций

сущи реальной действительности, и их нельзя устранить. Такие неопреде-

ленности можно только учесть при сравнении альтернатив и выборе

наилучшей.

IV. Социальное прогнозирование

Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего

предвидение или предсказание. Однако, с оциальное прогнозирование — не

один из видов предвидения, а следующий этап, который связан с управлени-

ем процессом.

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза

в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо

явления в будущем.

В узком значении прогнозирование означает специальное научное ис-

следование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с ко-

личественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков

изменения этого явления.

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в

том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ разви-

тия. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и

средств претворения в жизнь намечаемой программы действии.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о бу-

дущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от

предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятност-

ное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или

(другой подход) представляет собой логически сконструированную модель

возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко

выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется

степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным

является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.

Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определен-

ными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожи-

даемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду

прогнозов, а досрочное освобож дение заключенного при известных услови-

ях — к категории предсказаний.

Можно сделать вывод, что предсказание – это качественные оценки

будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное прогнозирование — определение вариантов разви-

тия и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов,

времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Соци-

альное прогнозирование — это работа с альтернативами, глубокий анализ

степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические

особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим

образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и аб-

страктный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель

прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы в про-

шлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на

рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количе-

ственные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть ва-

рианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным ха-

рактером.

V. Социальное планирование

Развитие общества не должно быть стихийным и непредсказуемым. Ис-

торическая практика говорит о том, что общество тогда может целенаправлен-

но изменяться, когда оно планомерно, на основе научных данных планирует

свое изменение. Это говорит о том, что оптимальное научное управление обще-

87 Краткий курс лекций

ственной жизнью требует рассматривать социальное планирование как един-

ство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также

видеть его специфику во всех сферах общественной жизни — экономике, соци-

альной сфере, политике, духовной жизни и т.п.

Социальное планирование представляет собой научно обоснованное

определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития

социальных Процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах

всего населения.

Уровни социального планирования

Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на

каком уровне социальной организации осуществляется то или иное социальное

изменение или социальная трансформация.

 Первый уровень планирования — это планирование социального

развития трудовых коллективов. Различные виды производственных коллекти-

вов предполагают при планировании их развития различные методики. Накоп-

ленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наиболее

действенными оказались планы, которые базировались на следующих принци-

пах. На что нужно обращать внимание?

Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сделать для

успешного развития производства и как он сам будет изменяться под влияни-

ем научно-технического и социального прогресса.

Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от

условий, которые может создать коллектив для человека, конкретных пре-

имуществ, которые он может получить в процессе распределения материаль-

ных и духовных благ. Суть вопроса — в обеспечении единства усилий, пред-

принимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз-

можностей, которыми располагает конкретное производство или регион.

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: