Демократизация нравственных норм и отношений, плюрализм в морали, персонификация морали, усиление аспекта гражданственности или гражданской активности, устойчивая тенденция гуманизации нравственных отношений, в конце 20 века мораль развивается в сторону экологизации, возвращение к традиционным моральным ценностям.
Сущность специфика и содержание морали
1. В морали воплощено единство духовного и практического
2. Мораль носит универсальный характер, так как пронизывает все сферы жизни
3. Носит подчеркнуто оценочный характер
4. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особого морального поведения, в чем проявляется ее повелительный характер, именно это делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, к природе, другим людям, к самому себе и поэтому моральные устои общества необходимы не только для общественного но и для индивидуального благосостояния и благополучия.
Таким образом сущность морали состоит в том чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, чтобы внести гармонию в процесс человеческого общения. Для этой цели служит система моральных принципов норм и идеалов. Главное в системе морали это моральные принципы, основные фундаментальные представления о поведении человека, которые базируются на нравственных нормах.
Таким важнейшим принципом является коллективизм, который выступает одновременно и условием и прямым следствием общественной сущности человек; индивидуализм который в новой коммунистической этики становится ведущим принципом и утверждает неповторимость – ценность и уникальность каждого человек, гуманизма как защиты и достоинства человека, ее свободы и всестороннего развития, признание человека – главной ценностью, принцип альтруизма который заключается в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека (возлюби ближнего как самого себя) а так же готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, который ориентирован только на себя. Принцип толерантности преполагающий проявление терпимости к иному. Основные принципы морали проявляются в моральных нормах как конкретных правилах поведения. Нравственный идеал это целостный образец нравственного поведения в котором заключен образ совершенной личности, обладающей положительными нравственными качествами.
ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ
Любовь включает в себя - гуманизм, патриотизм, любовь к искусству, к природе, к путешествиям, родительская любовь и любовь к родителям, любовь к делу и профессии, к друзьям и товарищам, к Богу, любовь мужчины и женщины.
Любовь – это нравственно эстетическое чувство, выражающиеся в бескорыстном и самоотверженном стремлением к своему объекту, потребности и готовности к самоотдаче.
Феномен появился 5 тыс. лет назад, когда жена египетского бога Асириса Изида своей любовью воскресила его душу.
Вопросы к семинару:
1. Загадочная сущность любви и культура любовного чувства
2. Истоки любви (по эпохам)
3. Владимир Соловьев – смысл любви
4. Петрарка с лаурой, эпоха возрождения
5. Эрих фром – смысл любви
6. Любовь гуманизм (примеры, мать тереза)
7. Любовь к Родине
ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Этика гражданственности нормативный регулятор отношений в системе Человек-Общество-Государство. Она является нравственной основой и важнейшее идеологической компонентой, которая формирует гражданское и политическое самосознание людей и обеспечивает им понимание и убежденность в справедливости и необходимости тех морально идеологических ценностей, которые наиболее точно выражают интересы граждан и общества в целом.
Гражданское и политическое самосознание может быть невостребованным и не входить в «набор» гражданских моральных ценностей.
Гражданское общество – это целая и целостная система духовных, социальных и экономических отношений между людьми лицами, группами, институтами и организациями независимо от государственной власти. Оно формируется на стыке общественной и частной жизни, где человек самостоятельно определяет цели и средства своих действий. Это общество с самоуправляемыми структурами и самореализацией людей, которые защищены правовыми нормами от регламентации к деятельности государством и его органами.
Этика гражданского общества регулирует поведение граждан на стыке их частной и публичной жизни опираясь с одной стороны на общечеловеческие моральные нормы и принципы (семейно-бытовая мораль).
Тесно связана она и с политической моралью, ценностями и нормами.
Главной ценностью этики гражданственности выступает свобода личности, в том числе и свобода морального выбора, которая дает ей возможность и право самостоятельно различать Добро и Зло, определять Долг и Совесть как механизм самоконтроля. Степень развитости этого феномена и составляет феномен гражданственности и культуры гражданственности.
этику гражданственности отличает несколько особенностей: 1. Побудительным мотивом является личный интерес, 2. духовный суверенитет личности, при этом нравственный образ жизни и нравственность каждого поступка определяется стремлением самих граждан к свободе и оказывается итогом их собственного морального выбора, 3. Служение благу общества, 4. Этика гражданственности базируется на принципе социальной справедливости как возможности и гарантии достижения каждым человеком своих целей, 5. В основе этики лежат права человека, 6. Моральное равенство всех лиц в социальном и имущественном плане, 7. Плюрализм как неотъемлемая черта этики гражданственности
Нравственным идеалом этики гражданственности является – активная гражданская позиция.
Политическая этика-это нравственно нормативный подход к политике и проблемам завоевания удержания и осуществления власти.
Политическая культура – э о совокупность теоретических, практических знаний и ценностей в области политики.
Уровень политической культуры отдельных граждан и общества определяется:
1. Политической компетентностью которая включает способность понимания: а. политических теорий, б. политической истории, в. актуальной ситуации в обществе
2. диалектичность и гибкость мышления
3. Толерантность и терпимость к инакомыслию
4. отказ от личного и группового эгоизма (партийного, национального)
Патриотизм как основной принцип этики гражданственности.
Патриотизм – глубоко личностное заинтересованное отношение к отчеству и родине, которое заключается не только в чувстве любви но и в нравственных обязанностях. Родина – это духовная реальность которая открывается тому кто заинтересованно к ней относится.
Интернационализм – построение отношений между людьми независимо от их национальной принадлежности.
Космополитизм существует в 2 вариантах – 1. стремление преодолеть гос ограниченность, 2. равнодушие к общественной жизни и бегство от ответственности
Национализм – как проявление у нации группового эгоизма.
К семинару
1. Понятие гражданского общества, гражданина и гражданственности
2. Особенности, ценности и идеалы этики гражданственности
3. Политическая культура и политическая этика
4. Проблема ненасилия (Гражданские войны, мировые и локальные этические составляющие в них)
5. Формы проявления насильственных действий (физические, психические нарушения прав человека, военная сила)
6. Этика ненасилия
7. Ненасилие и фашизм – этический аспект
8. Террор и терроризм - моральные проблемы.