Программа курса внеурочной деятельности «Математика –з аниматика»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- приказ Министерства образования и науки РФ №№2885 от 27.12.2011 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
- с авторской программой «Логическая математика для младших школьников» Вахновецкий В.А.
Курс внеурочной деятельности "Математика-заниматика"дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика" состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика": развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
• познавательные:
- формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки;
- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;
• развивающие - развивать у младших школьников:
- мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умения использовать полученные знания в новых условиях;
- математическую речь;
• воспитательные - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета "Математика".
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности "Математика-заниматика"дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика" состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные принципы распределения учебного материала:
· от простого к сложному;
· увеличение объема материала;
· наращивание темпа выполнения заданий;
· смена различных видов деятельности;
Место предмета в учебном плане.
Срок реализации курса - 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.
Режим занятий: 1 класс 1ч в две недели. 16 часов в год, 2-4 классы 1ч в две недели 17 часов в год. Всего за курс начальной школы 67 часов.
Уровни воспитательных результатов работы
Первый уровень результатов — Составление коллективной книги «Числа, ребусы, задачи». Ребенок учится работать в коллективе, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для
формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Второй уровень результатов — Выпуск математической газеты. Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы.
Третий уровень результатов — Выступление в детском саду № 9 со сказкой «В волшебной стране Математики».Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам или одноклассникам. Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика"
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика" в 1-м классе обучающиеся должны уметь:
• наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);
• классифицировать предметы по группам;
• самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
• решать простые логические задачи;
• отгадывать загадки и ребусы;
• заполнять числовые треугольники.
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика" во 2-м классе обучающиеся должны уметь:
• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
• решать словесные и картинные ребусы;
• заполнять магические квадраты размером 3 х 3;
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству;
• проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;
• читать простейшие изографы.
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика" 3-м классе обучающиеся должны уметь:
• устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
• различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
• решать удобным для себя способом (в т. ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
• выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
• правильно употреблять термины "чаще", "реже", "случайно", "возможно, невозможно,
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;
• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением.
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика в 4-м классе обучающиеся должны уметь:
• выполнять прикидку результатов арифметических действий;
• понимать и объяснять решение нестандартных задач;
• читать и строить вспомогательные модели к задачам;
• распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
• распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
• уметь решать комбинаторные задачи различных видов;
• находить вероятности простейших случайных событий;
• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого
и поискового характера).
Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности
"Математика-заниматика":
• тестирование - диагностика проводится в начале и конце учебного года;
• участие обучающихся:
- в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
- математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т. д.),
- интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг и т. д.);
- исследовательских проектах.
Формы подведения итогов работы в рамках курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика": учебно-исследовательская конференция, фестиваль "Юный математик", фестиваль исследовательских проектов.
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности |
Сравнение, обобщение, квалификация. | 4 ч | Решать задачи на нахождение одинаковых свойств предметов. Объединять предметы в группы. Выделять лишние предметы. Находить закономерности. | |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. | 3 ч | Отличать алгебраическую задачу от геометрической. Выполнять задания по оригами. Изготовление геометрических фигур практическим путём: путём сгибания листа. | |
Логические задания | 4 ч | Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. | |
Комбинаторика и конструкции | 2 ч | Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. | |
Творческие задания | 2 ч | Учиться играть в математические игры: «Фантазёры», «Дорисуй», «Змейка». Решать нестандартные задачи с помощью рассуждений. Выполнение проектов «Числа в загадках, пословицах, поговорках». | |
Диагностика | 1 ч | Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Контролировать свои действия при организации работы. | |
Итого | 16 ч |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности |
Сравнение, обобщение, квалификация. | 3 ч | Решать задачи на нахождение одинаковых свойств предметов. Выделять лишние предметы. Находить закономерности. Выделять признаки предметов. | |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. | 2 ч | Решать алгебраические задачи и геометрические задачи. Выполнять задания по оригами. Решать числовые треугольники. Читать изографы. | |
Логические задания | 3 ч | Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. Выполнять математические фокусы, математические головоломки | |
Комбинаторика и конструкции | 4 ч | Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. Учиться составлять закономерности, придумывать загадки, решать загадки шутки. Оформить математическую газету. | |
Творческие задания | 4 ч | Учиться играть в математические игры: «Фантазёры», «Дорисуй», «Змейка». Решать нестандартные задачи с помощью рассуждений. | |
Диагностика | 1 ч | Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Контролировать свои действия при организации работы. | |
Итого | 17 ч |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности |
Сравнение, обобщение, квалификация. | 3 ч | Выделять подмножества из множества. Находить закономерности. Выделять признаки предметов. Анализировать круги «Эйлера» | |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. | 3 ч | Решать алгебраические задачи и геометрические задачи. Выполнять задания по оригами. Решать числовые треугольники. Читать изографы. Решать задачи с танграмом. | |
Логические задания | 6 ч | Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. Выполнять математические квадраты 3х3, математические головоломки. | |
Комбинаторика и конструкции | 4 ч | Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. Учиться составлять закономерности, придумывать загадки, решать загадки шутки. | |
Диагностика | 1 ч | Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Контролировать свои действия при организации работы. | |
Итого | 17 ч |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности |
Сравнение, обобщение, квалификация. | 2 ч | Выделять подмножества из множества. Находить закономерности. Выделять признаки предметов. Анализировать круги «Эйлера» | |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. | 3 ч | Решать алгебраические задачи и геометрические задачи. Выполнять задания по оригами. Решать числовые треугольники. Читать изографы. Решать задачи с танграмом. | |
Логические задания | 3 ч | Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. Выполнять математические квадраты 3х3, математические головоломки. | |
Комбинаторика и конструкции | 2 ч | Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. Учиться составлять закономерности, придумывать загадки, решать загадки шутки. | |
Творческая и исследовательская деятельность. | 6 ч | Выполнение исследовательских работ по темам «Открытия великих математиков», «Как появились часы». «История возникновения настольных игр», «Как появились цифры». Анализировать работы | |
Диагностика | 1 ч | Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Пользоваться методикой «Выводы» | |
Итого | 17 ч |
1- йкласс (16 ч)
Сравнение, обобщение, классификация (4 ч). Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. Игра "Найди одинаковые предметы". Объединение предметов в группы.Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение лишних предметов. Нахождение закономерностей. Рисование недостающих фигур, предметов.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Наглядные задачи геометрического характера. Оригами. Получение различных предметов путем сгибания листа. Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игры на нахождение закономерностей.
Логические задания (4 ч). Логически-поисковые задания. Логические задачи и вопросы. Отгадывание ребусов. Магические квадраты.
Комбинаторика и конструкции (2 ч). Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью рисунков.
Творческие задания (2 ч). Игры "Фантазеры", "Дорисуй", "Змейка". Задачи-шутки. Решение нестандартных задач с помощью рассуждения.
Диагностика (1 ч). Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов.
2- йкласс (17 ч)
Сравнение, обобщение, классификация (3 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. Нахождение закономерностей.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (2 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Чтение изографов. Оригами.
Изучение свойств квадрата.
Логические задания (3 ч). Занимательные вопросы. Загадки. Ребусы. Магические квадраты 3x3 (сложение в пределах 10,20). Логические задачи и вопросы. Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (4 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра "Собери фигуру". Объемные фигуры. Занимательная геометрия. Графический диктант.
Творческие задания (4 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра "Шифровальщик". Палиндромы. Задачи-шутки. Нестандартные задачи. Веселые вопросы. Игра "Допиши слова". Прочитай зашифрованные пословицы. Игра "Змейка".
Диагностика (1 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
3- йкласс (17 ч)
Сравнение, обобщение, классификация (3 ч). Круги Эйлера. Множество, подмножество. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. Математические игры "Таблицы с недостающими рисунками".
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на три одинаковые части. Игры-головоломки "Тан-
грамы".
Логические задания (6 ч). Математические фокусы "Угадай задуманное число". Математические лабиринты "Установи соответствие". Японские задачи. "Судоку". Магические квадраты 3x3. Сложение в пределах 100. Математические фокусы. "Циклическое число".
Комбинаторика и конструкции (4 ч). Головоломки со спичками. Решение комбинаторных задач "Раскрась флаги" "Составь число с помощью заданных цифр". Комбинаторные
задачи "Перестановки" "Обмены" "Передвижения".
Диагностика (1 ч). Диагностика мыслительных способностей. Методика "Фигурки в контуре
4- йкласс (17 ч)
Сравнение, обобщение, классификация (2 ч). Задачи на классификацию. "Распредели
объекты по группам". Круги Эйлера.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 4 и 5 одинаковых частей. Игры-головоломки "Тан-
грамы".
Логические задания (3 ч). Задачи в стихах. Ребусы. Японские задачи. "Судоку". Задачи математической игры "Кенгуру" прошлых лет. Математические фокусы "Угадай задуманное число". Числовые цепочки. Анаграммы. Магические квадраты 3x3. Сложение в пределах 1000. Логические вопросы. Решение нестандартных логических (текстовых) задач.
Комбинаторика и конструкции (2 ч). Комбинаторные задачи "Перестановки" "Обмены" "Передвижения". Головоломки со спичками.
Творческая и исследовательская (проектная) деятельность (6 ч). Предполагаемые темы проектов: "Открытия великих математиков" "Как появились часы" "История возникновения настольных игр","Как появились числа (цифры)?","Любимое число""Симметрия вокруг нас" "Свойства площади" "Измерение времени" "Числа в пословицах и поговорках" "Нумерация вокруг нас" "Измерения (что меряют, чем меряют)" "Единицы измерения в Древней Руси" и т. д. Диагностика (1 ч). Диагностика мыслительных способностей. Методика "Выводы".
Методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика"
Дополнительная литература для учителя:
• Вахновецкий В.А. Логическая математика для младших школьников. М., 2011;
• Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999;
• Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей. М.,1992;
• Дьяченко О.М. Лото "Веселые человечки". М., 2003;
• Завязкин О.В. Играя, развиваем логику. М., 2006;
• Зак А.З. Интеллектика. Книга для учителя. М., 2002;
• Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1 (2,3,4) классе. М., 2005;
Лавриенко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителей начальных классов. Саратов, 2001;
• Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль, 2001;
Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырехлетней начальной школы: 1 -2-й классы. М., 2012;
• Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. 1 (2, 3 4) класс М., 2011;
· Чилингаров Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: пособие для учителя/ Перевод с болгарского. М., 1993.