Уровни воспитательных результатов работы




Программа курса внеурочной деятельности «Математика –з аниматика»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

- приказ Министерства образования и науки РФ №№2885 от 27.12.2011 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»

- с авторской программой «Логическая математика для младших школьников» Вахновецкий В.А.

Курс внеурочной деятельности "Математика-заниматика"дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мысли­тельной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов дея­тельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, класси­фикация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности "Мате­матика-заниматика" состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, вы­полнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и ви­довыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возник­новению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они по­строены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сде­лать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Цель курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика": развитие творчес­кого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к ма­тематике.

Задачи курса:

• познавательные:

- формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки;

- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, рас­крывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;

развивающие - развивать у младших школьников:

- мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умения использовать полученные знания в новых условиях;

- математическую речь;

воспитательные - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, ком­муникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, кри­тическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета "Математика".

Содержание курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности "Математика-заниматика"дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мысли­тельной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов дея­тельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, класси­фикация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности "Мате­матика-заниматика" состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, вы­полнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и ви­довыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возник­новению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они по­строены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сде­лать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Основные принципы распределения учебного материала:

· от простого к сложному;

· увеличение объема материала;

· наращивание темпа выполнения заданий;

· смена различных видов деятельности;

 

Место предмета в учебном плане.

 

Срок реализации курса - 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.

Режим занятий: 1 класс 1ч в две недели. 16 часов в год, 2-4 классы 1ч в две недели 17 часов в год. Всего за курс начальной школы 67 часов.

 

Уровни воспитательных результатов работы

 

Первый уровень результатов — Составление коллективной книги «Числа, ребусы, задачи». Ребенок учится работать в коллективе, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для

формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

 

Второй уровень результатов — Выпуск математической газеты. Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетиче­ский вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы.

 

Третий уровень результатов — Выступление в детском саду № 9 со сказкой «В волшебной стране Математики».Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам или одноклассникам. Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.

 

 

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика"

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика" в 1-м классе обучающиеся должны уметь:

• наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в об­щем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

• классифицировать предметы по группам;

• самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую законо­мерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

• решать простые логические задачи;

• отгадывать загадки и ребусы;

• заполнять числовые треугольники.

 

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика" во 2-м классе обучающиеся должны уметь:

• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

• решать словесные и картинные ребусы;

• заполнять магические квадраты размером 3 х 3;

• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству;

• проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

• читать простейшие изографы.

 

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика" 3-м классе обучающиеся должны уметь:

• устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

• различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

• решать удобным для себя способом (в т. ч. и с помощью таблиц и графов) комбинатор­ные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

• выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

• правильно употреблять термины "чаще", "реже", "случайно", "возможно, невозможно,

• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением.

 

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности "Математика-заниматика в 4-м классе обучающиеся должны уметь:

• выполнять прикидку результатов арифметических действий;

• понимать и объяснять решение нестандартных задач;

• читать и строить вспомогательные модели к задачам;

• распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плос­кости;

• распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

• уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

• находить вероятности простейших случайных событий;

• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого

и поискового характера).

Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности

"Математика-заниматика":

• тестирование - диагностика проводится в начале и конце учебного года;

• участие обучающихся:

- в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

- математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т. д.),

- интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг и т. д.);

- исследовательских проектах.

Формы подведения итогов работы в рамках курса внеурочной деятельности "Мате­матика-заниматика": учебно-исследовательская конференция, фестиваль "Юный матема­тик", фестиваль исследовательских проектов.

 

1 класс

№ п/п Тема Кол-во часов Характеристика видов деятельности
  Сравнение, обобщение, квалификация. 4 ч Решать задачи на нахождение одинаковых свойств предметов. Объединять предметы в группы. Выделять лишние предметы. Находить закономерности.
  Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. 3 ч Отличать алгебраическую задачу от геометрической. Выполнять задания по оригами. Изготовление геометрических фигур практическим путём: путём сгибания листа.
  Логические задания 4 ч Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты.
  Комбинаторика и конструкции 2 ч Решать практические задачи, требующие подбора вариантов.
  Творческие задания 2 ч Учиться играть в математические игры: «Фантазёры», «Дорисуй», «Змейка». Решать нестандартные задачи с помощью рассуждений. Выполнение проектов «Числа в загадках, пословицах, поговорках».
  Диагностика 1 ч Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Контролировать свои действия при организации работы.
  Итого 16 ч  

 

2 класс

 

№ п/п Тема Кол-во часов Характеристика видов деятельности
  Сравнение, обобщение, квалификация. 3 ч Решать задачи на нахождение одинаковых свойств предметов. Выделять лишние предметы. Находить закономерности. Выделять признаки предметов.
  Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. 2 ч Решать алгебраические задачи и геометрические задачи. Выполнять задания по оригами. Решать числовые треугольники. Читать изографы.
  Логические задания 3 ч Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. Выполнять математические фокусы, математические головоломки
  Комбинаторика и конструкции 4 ч Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. Учиться составлять закономерности, придумывать загадки, решать загадки шутки. Оформить математическую газету.
  Творческие задания 4 ч Учиться играть в математические игры: «Фантазёры», «Дорисуй», «Змейка». Решать нестандартные задачи с помощью рассуждений.
  Диагностика 1 ч Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Контролировать свои действия при организации работы.
  Итого 17 ч  

 

 

3 класс

 

№ п/п Тема Кол-во часов Характеристика видов деятельности
  Сравнение, обобщение, квалификация. 3 ч Выделять подмножества из множества. Находить закономерности. Выделять признаки предметов. Анализировать круги «Эйлера»
  Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. 3 ч Решать алгебраические задачи и геометрические задачи. Выполнять задания по оригами. Решать числовые треугольники. Читать изографы. Решать задачи с танграмом.
  Логические задания 6 ч Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. Выполнять математические квадраты 3х3, математические головоломки.
  Комбинаторика и конструкции 4 ч Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. Учиться составлять закономерности, придумывать загадки, решать загадки шутки.
  Диагностика 1 ч Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Контролировать свои действия при организации работы.
  Итого 17 ч  

 

 

4 класс

 

№ п/п Тема Кол-во часов Характеристика видов деятельности
  Сравнение, обобщение, квалификация. 2 ч Выделять подмножества из множества. Находить закономерности. Выделять признаки предметов. Анализировать круги «Эйлера»
  Наглядные задачи геометрического и алгебраического характера. 3 ч Решать алгебраические задачи и геометрические задачи. Выполнять задания по оригами. Решать числовые треугольники. Читать изографы. Решать задачи с танграмом.
  Логические задания 3 ч Решать логические задачи практическим путём. Решать ребусы и магические квадраты. Выполнять математические квадраты 3х3, математические головоломки.
  Комбинаторика и конструкции 2 ч Решать практические задачи, требующие подбора вариантов. Учиться составлять закономерности, придумывать загадки, решать загадки шутки.
  Творческая и исследовательская деятельность. 6 ч Выполнение исследовательских работ по темам «Открытия великих математиков», «Как появились часы». «История возникновения настольных игр», «Как появились цифры». Анализировать работы
  Диагностика 1 ч Выполнять самостоятельно задания по пройденным темам. Пользоваться методикой «Выводы»
  Итого 17 ч  

 

1- йкласс (16 ч)

Сравнение, обобщение, классификация (4 ч). Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. Игра "Найди оди­наковые предметы". Объединение предметов в группы.Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение лишних пред­метов. Нахождение закономерностей. Рисование недостающих фигур, предметов.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Нагляд­ные задачи геометрического характера. Оригами. Получение различных предметов путем сгибания листа. Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игры на нахождение за­кономерностей.

Логические задания (4 ч). Логически-поисковые задания. Логические задачи и вопро­сы. Отгадывание ребусов. Магические квадраты.

Комбинаторика и конструкции (2 ч). Решение практических задач, требующих систе­матического перебора вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью рисунков.

Творческие задания (2 ч). Игры "Фантазеры", "Дорисуй", "Змейка". Задачи-шутки. Реше­ние нестандартных задач с помощью рассуждения.

Диагностика (1 ч). Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов.

 

2- йкласс (17 ч)

Сравнение, обобщение, классификация (3 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение по какому-либо признаку. Нахождение сход­ства и различия в словах, математических цепочках. Нахождение закономерностей.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (2 ч). Матема­тические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Чтение изографов. Оригами.

Изучение свойств квадрата.

Логические задания (3 ч). Занимательные вопросы. Загадки. Ребусы. Магические ква­драты 3x3 (сложение в пределах 10,20). Логические задачи и вопросы. Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. Математические лабиринты. Чис­ловые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Комбинаторика и конструкции (4 ч). Математические фокусы со спичками. Занима­тельные задачи. Анаграммы. Игра "Собери фигуру". Объемные фигуры. Занимательная гео­метрия. Графический диктант.

Творческие задания (4 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загад­ку к словам. Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра "Шифроваль­щик". Палиндромы. Задачи-шутки. Нестандартные задачи. Веселые вопросы. Игра "Допиши слова". Прочитай зашифрованные пословицы. Игра "Змейка".

Диагностика (1 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.

3- йкласс (17 ч)

Сравнение, обобщение, классификация (3 ч). Круги Эйлера. Множество, подмноже­ство. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. Матема­тические игры "Таблицы с недостающими рисунками".

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на три одинаковые части. Игры-головоломки "Тан-

грамы".

Логические задания (6 ч). Математические фокусы "Угадай задуманное число". Мате­матические лабиринты "Установи соответствие". Японские задачи. "Судоку". Магические квадраты 3x3. Сложение в пределах 100. Математические фокусы. "Циклическое число".

Комбинаторика и конструкции (4 ч). Головоломки со спичками. Решение комбинатор­ных задач "Раскрась флаги" "Составь число с помощью заданных цифр". Комбинаторные

задачи "Перестановки" "Обмены" "Передвижения".

Диагностика (1 ч). Диагностика мыслительных способностей. Методика "Фигурки в контуре

4- йкласс (17 ч)

Сравнение, обобщение, классификация (2 ч). Задачи на классификацию. "Распредели

объекты по группам". Круги Эйлера.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 4 и 5 одинаковых частей. Игры-головоломки "Тан-

грамы".

Логические задания (3 ч). Задачи в стихах. Ребусы. Японские задачи. "Судоку". Задачи математической игры "Кенгуру" прошлых лет. Математические фокусы "Угадай задуманное число". Числовые цепочки. Анаграммы. Магические квадраты 3x3. Сложение в пределах 1000. Логические вопросы. Решение нестандартных логических (текстовых) задач.

Комбинаторика и конструкции (2 ч). Комбинаторные задачи "Перестановки" "Обме­ны" "Передвижения". Головоломки со спичками.

Творческая и исследовательская (проектная) деятельность (6 ч). Предполагаемые темы проектов: "Открытия великих математиков" "Как появились часы" "История возникнове­ния настольных игр","Как появились числа (цифры)?","Любимое число""Симметрия вокруг нас" "Свойства площади" "Измерение времени" "Числа в пословицах и поговорках" "Нумерация вокруг нас" "Измерения (что меряют, чем меряют)" "Единицы измерения в Древней Руси" и т. д. Диагностика (1 ч). Диагностика мыслительных способностей. Методика "Выводы".

Методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности "Математика-заниматика"

Дополнительная литература для учителя:

Вахновецкий В.А. Логическая математика для младших школьников. М., 2011;

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999;

Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей. М.,1992;

Дьяченко О.М. Лото "Веселые человечки". М., 2003;

Завязкин О.В. Играя, развиваем логику. М., 2006;

Зак А.З. Интеллектика. Книга для учителя. М., 2002;

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1 (2,3,4) классе. М., 2005;

Лавриенко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителей начальных классов. Саратов, 2001;

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Яро­славль, 2001;

Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четы­рехлетней начальной школы: 1 -2-й классы. М., 2012;

Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. 1 (2, 3 4) класс М., 2011;

· Чилингаров Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: пособие для учителя/ Перевод с болгарского. М., 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: