Динамика уровня готовности детей 6—7 лет к систематическому школьному обучению




Содержание

Предисловие................................................. 5

РАЗДЕЛ 1. Психологические особенности детей младшего школьного

Возраста......................................... 13

РАЗДЕЛ 2. Развитие моторики и координации................... 22

2.1. Развитие и коррекция общих движений............ 23

2.2. Развитие и коррекция ручной моторики............ 26

2.3. Развитие графических навыков................... 39

2.4. Развитие и коррекция ритмической составляющей движения..................................... 44

2.5. Формирование зрительно-двигательной координации.................................. 47

2.6. Развитие межполушарного взаимодействия......... 58

РАЗДЕЛ 3. Развитие внимания................................60

3.1. Развитие модально-неспецифического внимания.... 61

3.2. Развитие модально-специфического внимания......66

РАЗДЕЛ 4. Развитие навыков общения ребенка.................. 74

4.1. Развитие адекватной самооценки................. 75

4.2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.....76

РАЗДЕЛ 5. Развитие речи.................................... 79

5.1. Упражнения для развития фонематического восприятия................................... 81

5.2. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

и синтеза..................................... 99

5.3. Расширение и активизация словарного запаса...... 157

РАЗДЕЛ 6. Развитие пространственных и квазипространственных

Представлений................................... 169

6.1. Формирование представлений и понятий о признаках формы и величине предметов.................... 171

6.2. Сравнение совокупности предметов различной формы

и величины.................................. 174

6.3. Формирование представления о последовательности

и порядке.................................... 180

6.4. Ориентирование в пространстве и на плоскости..... 188

РАЗДЕЛ 7. Развитие познавательной деятельности.............. 200

7.1. Развитие восприятия.......................... 201

7.2. Развитие памяти.............................. 226

7.3. Развитие мышления........................... 238

Заключение............................................... 268

Литература................................................ 270

Предисловие

Проблема возможной неуспешности ребенка, приступающе­го к систематическому школьному обучению, волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязаннос­тей приходится общаться с детьми 6-7-летнего возраста.

Не секрет, что, вопреки ожиданиям родителей и даже не­смотря на благополучно выдержанные вступительные испы­тания, у многих детей возникают сложности с первых дней школьного обучения. Неустойчивое внимание, ошибки в тетра­дях, плохая память — все это вызывает чувство досады у родите­лей и учителей. И родители, и учителя всеми силами стараются помочь ребенку освоить премудрости учения. Вооружившись терпением, учитель на дополнительных занятиях много раз объясняет ученику трудный материал, родители до позднего вечера штудируют с ним пройденное. Как правило, это помо­гает, и ребенок действительно начинает делать успехи. Однако как только «контроль» ослабевает, временные успехи вновь сменяются новыми неудачами. Чтобы ликвидировать неуспеш­ность, необходимо выявить и устранить сами причины ее воз­никновения. Каковы же они?

Социально-экономические преобразования в России в нача­ле XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими раз­витие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как социальное рас­слоение общества, резкое снижение востребованности духов­ных ценностей, усиление социальной и психологической дезо­риентации и дезадаптации, нарастание процессов деформации семьи.

Реальная ситуация в стране, неблагополучие воздействующих на популяцию факторов социальной и биологической экологии

обусловили рост опасных для подрастающего поколения и обще­ства в целом тенденций: неудовлетворительный (и все ухудшаю­щийся!) уровень психофизического здоровья, интеллектуальная пассивность и эмоциональное неблагополучие детей; нивелирова­ние их индивидуальности и утрата ранее присущих дошкольному возрасту доверчивого отношения к людям, открытости окружа­ющему миру, положительного самоощущения, здорового детско­го любопытства, высокого творческого потенциала и инициатив­ности.

Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не про­сто вызывает тревогу профессионалов. Подчас накопление пре-патологических знаков у многих детей шокирует. Причем это имеет место даже в тех случаях, когда ребенок «здоров» по объективным клиническим показаниям. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее нормативному, а он не может успешно обучаться, постоянно конфликтует с окружающими, демон­стрируя очевидную склонность к асоциальным поведенчес­ким эксцессам.

Но главное — не личностные девиации, а то, что ребенок начинает испытывать острое нежелание учиться, ходить в шко­лу, заниматься интеллектуальной деятельностью. Вот что вы­зывает наибольшую тревогу и родителей, и педагогов. Тем более что и те и другие твердо знают: не полюбит ребенок школу к третьему классу — он ее никогда не полюбит, не нач­нет малыш получать удовольствие от интеллектуальных уси­лий и достигнутых результатов — весь период начальной школы будет упущен для формирования активной познавательной деятельности, для становления познавательных интересов. В среднем звене школы личность решает уже другие задачи, там на первый план начинает выходить общение между свер­стниками. А вот начальная школа учит любить знания, учит находить способы быть хорошим учеником и формирует твор­ческую интеллектуальную активность.

Исследования последних лет, проведенные врачами, психо­логами и педагогами, показали, что в современной детской по­пуляции наблюдается явное неблагополучие: значительное чис­ло современных детей демонстрируют объективно существую­щие признаки недостаточности, отставания или искажения психического развития, что закономерно приводит к пробле­матичности социальной и учебной адаптации.

Начиная с 2001 года специалистами Центра психолого-педа­гогической реабилитации и коррекции «Ясенево» (далее Центра) проводится диагностико-прогностический скрининг, позволяю-

щий проследить уровень психофизиологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, и ежегодно отслеживается его динамика.

Динамика уровня готовности детей 6—7 лет к систематическому школьному обучению

(район Ясенево, 2001/02-2006/07 учебные годы)

                 
                 
Учебный год Всего обследо­вано детей Количест­во классов Высокая возрастная норма, % Стабиль­ная сере­дина, % Группа риска, % Группа экстра­риска, %    
                 
2001/02                
2002/03                
2003/04                
2004/05                
2005/06   49 кл.            
    11 гр.            
    в д/с            
2006/07   50 кл.            
    33 гр.            
    в д/с            

 

Приведенные данные позволяют констатировать, что еже­годно уменьшается количество детей, которых можно отнести к высокой возрастной норме: с 28 до 18 %. При этом количе­ство детей, входящих в группу экстра-риска, выросло с 2 % в 2001 до 11 % в 2006 году. Существенных изменений в количе­стве детей, составляющих группу стабильной середины и груп­пы риска, не отмечается. Однако если проанализировать дина­мику количества детей, входящих в неблагополучные группы, то можно отметить постепенное возрастание их численности. Таким образом, ежегодно увеличивается количество детей, психо­физиологически не готовых к началу школьного обучения и нуждающихся в коррекционной помощи специалистов — пси­хологов, дефектологов, логопедов. В настоящее время можно с сожалением констатировать, что почти половина первокласс­ников не готова начать обучение в школе. Если эти дети не по­лучают специализированную помощь, то закономерно возника­ют различные трудности в их обучении, приводящие к достаточно стойкой школьной дезадаптации.

К счастью, не существует такого болезненного или предболез-ненного состояния, при котором ребенку не был бы отпущен при­родой определенный потенциал развития. Использовать его необ­ходимо полностью и своевременно, иначе будет пропущен сенси­тивный период развития той или иной психической функции. Кроме того, при отсутствии постоянной востребованности недо­статочно сформированные психические функции начинают рег­рессировать.

Для школьных педагогов не является секретом то, что да­леко не всегда имеется возможность направить проблемного ребенка на занятия со специалистами. В некоторых случаях для преодоления проблем ребенку требуется лишь небольшая направляющая помощь, с которой вполне могут справиться как родители, так и учителя и воспитатели детского сада. Именно поэтому мы рассказываем о подходах, методах и приемах кор­рекции трудностей, мешающих обучению ребенка.

Что же это за трудности?

Проведенный скрининг психофизиологической готовности к обучению в школе выявил, что чаще всего дети попадают в группы риска в связи со следующими проблемами: наруше­ние моторики и внимания, несформированность звукового ана­лиза и пространственных представлений, незрелость эмоцио­нально-личностной сферы. Ниже приведена диаграмма проблем, часто встречающихся у детей б-7-летнего возраста, прожива­ющих в районах Ясенево, Зюзино, Котловка и обучающихся (школьники) или готовых приступить (дошкольники) к систе­матическому школьному обучению (2006/07 учебный год).

 

Как видно из диаграммы, наибольшее число детей из обследо­ванных 1560 человек имеют проблемы развития внимания (973 чел. — 62 %) и тонкой ручной моторики (794 чел. — 51 %). На втором месте стоят проблемы в эмоционально-личностной сфере (754 чел. — 48 %) и в звуковом анализе (561 чел. — 36 %). На третьем месте — проблемы в пространственной ориентации (480 чел- — 31 %). И лишь четвертое место занимают интеллектуаль­ные проблемы (соответственно 76 чел., что составляет 5 % от общего числа выявленных проблем).

Преодолеть имеющуюся недостаточность в готовности к школьному обучению, с нашей точки зрения, можно только на основе системного подхода, при котором каждому ребенку гарантирована адресная помощь и поддержка в рамках четко спланированной и организованной модели.

Школьная неуспешность — это термин психологический. Учителям и родителям привычнее говорить о школьной неуспе­ваемости. А если это так, то вопрос стоит в том, успевает или не успевает ребенок осваивать типовую школьную про­грамму наравне со всеми остальными учащимися класса. Главный критерий этого успевания — оценка. Психологиче­ский же термин более правильный, потому что он приме­ним не только к оценке учебных навыков, но и к характе­ристике социально-личностного развития ребенка. Ведь ус­пешность зависит от состояния психологического комфорта, от сложившихся отношений ребенка с учителем и однокласс­никами, от внутреннего ощущения своей компетентности и защищенности, от умения понимать и правильно выполнять задания учителя.

В стенах школы ребенок проведет более 10 лет. Какими они будут — мучительными или радостными? Как ребенок сумеет «встроиться» в систему отношений в классе, приспособиться к порой неясным для него требованиям учителя? Как помочь ребенку стать хорошим учеником, знающим, что такое «хоро­ший ученик», и умеющим учиться?

На эти вопросы коллектив сотрудников центра попытался ответить, создав комплект методических пособий, посвящен­ных системной профилактике школьной неуспеваемости. Все книги комплекта родились не в один год. Начиналась эта ра­бота с попытки понять, какие трудности возникают у ребенка при первом же контакте с новой для него средой и в новой социальной ситуации развития. Увидеть сильные и слабые стороны подготовленности ребенка к обучению — задача и для педагогов, и для родителей. И от того, насколько зоркими и мотивированными на эту работу мы будем, зависит, станем

мы партнерами и помощниками ребенку или сторонними, зача­стую раздраженными и всем недовольными наблюдателями. Умение взрослого встать на позицию маленького человека — важнейшая 'составляющая системного подхода к профилакти­ке школьной неуспеваемости.

Пять книг комплекта выстроены на принципах системнос­ти, комплексности и синергетичности. И если первые два прин­ципа не нуждаются в разъяснениях, то на третьем хотелось бы остановиться подробнее. Синергетичность предполагает це­ленаправленное взаимодействие ребенка, педагогов и родите­лей в «точке противоречий». Цель этого взаимодействия — «не стрелять из пушек по воробьям», а оказывать целенаправлен­ную поддержку в рамках той проблемы, которая является клю­чевой, замедляет развитие ребенка или выступает в качестве «спускового курка» для запуска механизма школьной дезадап­тации.

В первой книге комплекта изложена методика исследования психофизиологической готовности детей 6-7-летнего возраста к системному усвоению школьных знаний, разработанные автором Е.А. Екжановой критерии комплексной оценки предлагаемых за­даний и их баллированная оценка, описаны психолого-педагоги­ческие особенности детей, отнесенных к четырем различным группам, отличающихся между собой уровнем готовности к обу­чению и нуждающихся в различных подходах при организации их обучения и воспитания. В последней главе пособия представ­лены результаты опытно-экспериментальной деятельности по данной методике в школах района Ясенево и возможности пре­ломления ее результатов для проведения систематической психо­лого-педагогической работы по профилактике школьной неуспеш­ности.

Вторую книгу вы держите в руках. Третья книга комплекта методических пособий адресована школьному психологу. В ней содержатся рекомендации по углубленной психолого-педагогичес­кой диагностике, о проведении занятий с тревожными, гиперак­тивными или неуверенными в себе детьми. Мы предлагаем ваше­му вниманию программы психолого-педагогического сопровож­дения детей начальной школы, разработанные и апробированные в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево».

Четвертая книга комплекта обращена к родителям. Мы надеемся, что заинтересует она не только молодых родите­лей, но и родителей со стажем. В ней авторы постарались обобщить представления о воспитательной и развивающей функциях семьи, содержащиеся в различной психологичес-

кой литературе. При этом мы постарались дать конкретные практические рекомендации по организации жизни школьни­ка, проведению семейного досуга, совместного содержательно­го взаимодействия родителей и детей и о многом другом.

Завершается комплект книгой, в которой даются развернутые научно обоснованные рекомендации о принципах, содержании и методических приемах обучения и воспитания детей с неярко вы­раженными отклонениями в развитии. Авторы книги (Е. А. Ек-жанова и Е. А. Стребелева) постарались предложить воспитателям, заинтересованным родителям и обеспокоенным учителям мето­дику ранней коррекционной поддержки тем детям, чье развитие не укладывается в рамки возрастной нормы. Это не всегда по­следствия нарушений в развитии анализаторов, ранних травм, минимальных мозговых дисфункций, причина может находиться в области задержки темпов психического или речевого развития, а может быть обусловлена функциональной незрелостью детского организма или длительными соматическими заболеваниями. Не столь важен конкретный диагноз, поставленный ребенку врача­ми, важнее вера взрослых в колоссальные потенциальные воз­можности растущего детского организма и знания о содержании и технологиях коррекционной педагогической работы с ребен­ком, которую нужно начинать как можно раньше.

Предлагаемая вашему вниманию книга адресована учителям первых классов общеобразовательных школ, воспитателям детс­ких садов, учителям-логопедам, школьным психологам и мето­дистам. В ней рассказывается об основных образовательно-вос­питательных подходах к детям, нуждающимся в психолого-пе­дагогической поддержке, о методах и приемах коррекции трудностей в сфере представлений ребенка о пространстве, мо-торно-перцептивных действий, внимания, памяти, речи, мышле­ния. Логика изложения материала соответствует степени выра­женности той или иной проблемы ребенка. Коррекционно-разви-вающие упражнения, предлагаемые в этой книге, могут быть использованы всеми участниками педагогического процесса — как педагогами, так и родителями. Коррекция может осуществ­ляться в процессе текущей педагогической деятельности учите­лей на занятиях и вне их. Предложенные задания могут быть использованы для индивидуальной работы с ребенком и в каче­стве заданий для домашней работы.

Методика применения предлагаемых заданий не ограниче­на жесткими рамками, упражнения могут использоваться в любом порядке, и хотя они расположены по мере возрастания сложности, педагог или родитель может подбирать упражне­ния в соответствии с уровнем развития ребенка.

Даже не очень подготовленные дети могут справиться со слож­ными заданиями. Накопив навык выполнения заданий в рамках определенного раздела, после того как справились со всеми пре­дыдущими, дети в ходе своей работы оказываются постепенно обученными и готовыми к решению наиболее сложных задач. В целом предложенная система работы позволяет и взрослым, и детям более осмысленно подойти к возникающим у них труд­ностям, указывает пути их преодоления и внушает уверенность в своих силах и безграничных возможностях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: