Центр вдоха – совокупность инспираторных нейронов продолговатого мозга, обеспечивающих формирование вдоха.
Центр выдоха – совокупность экспираторных нейронов продолговатого мозга, обеспечивающих формирование выдоха.
Центры диафрагмального дыхания – совокупность мотонейронов в передних рогах шейных сегментов спинного мозга (С3-С5), иннервирующих диафрагму.
Центры грудного дыхания – совокупность мотонейронов в передних рогах грудных сегментов спинного мозга, иннервирующие наружные косые межрёберные мышцы.
Центр судорожного дыхания – совокупность инспираторных и экспираторных нейронов продолговатого мозга, обеспечивающих формирование вдоха и выдоха
Частота дыхания – число дыхательных движений (вдохов или выдохов) за 1 мин. В покое 10-18 вдохов в минуту.
Экспираторные нейроны – нейроны, возбуждающиеся во время выдоха.
Эупноэ – нормальная вентиляция в покое, сопровождающаяся субъективным чувством комфорта.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Повторить:
1. Понятия: парциальное давление газов, напряжение газов, дыффузия газов.
2. Газовый состав атмосферного воздуха
3. Строение и иннервацию органов дыхания, дыхательных мышц
Изучить литературу:
Основную: 1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000.– Т. 1. – С. 415-429.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 298-306.
3. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 72-75.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 136-138.
|
Дополнительную: 1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х /томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. - С. 354-366.
2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах /. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996, 2000. – Т. 2. – С. 585-603.
В результате подготовки к занятию необходимо:
Знать:
1. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.
2. Характеристику альвеолярного воздуха как газовой константы. Механизмы, обеспечивающие относительное постоянство газовой константы.
3. Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, их напряжение в артериальной и венозной крови, тканевой жидкости, клетках.
4. Характеристику диффузионной способности легких и тканей, механизмы газообмена в легких и тканях.
5. Способы транспорта кислорода в крови. Определение понятия кривая диссоциации оксигемоглобина, её характеристику. Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Роль миоглобина.
6. Понятие о кислородной емкости крови. Основные принципы оксигемометрии.
7. Способы транспорта углекислого газа в крови. Характеристику реакций образования и разрушения бикарбонатов, карбгемоглобина. Роль карбоангидразы.
8. Физиологическую характеристику отделов дыхательного центра (пневмотаксического, апноэстического, центра судорожного дыхания), обеспечивающих ритм дыхания.
9. Центральные и периферические механизмы формирования дыхательного ритма. Роль рефлекса с механорецепторов легких в саморегуляции частоты и глубины дыхания.
10. Характеристику понятий: минутный объём дыхания (МОД), минутная альвеолярная вентиляция (МАВ), объём мертвого пространства. Методы исследования МОД и МАВ.
|
Уметь:
1. Излагать теоретический материал занятия.
2. Рисовать и объяснять кривую диссоциации оксигемоглобина.
3. Писать реакции образования и распада бикарбонатов и объяснять их
4. Изображать на схеме взаимодействие структур дыхательного центра в процессе формирования ритма дыхания. Рисовать схему рефлекса Геринга-Брейера. Объяснять значение центральных и периферических механизмов в обеспечении дыхательной периодики.
5. Выполнять функциональные пробы Штанге - Генче и оценивать их результаты.
6. Оценивать лёгочную вентиляцию в покое и после физической нагрузки.
7. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач и тестовых заданий, для объяснения результатов исследований.
При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:
1. Заполните таблицу 1: Содержание кислорода и углекислого газа в атмосферном, вдыхаемом, выдыхаемом и альвеолярном воздухе.
Таблица 1.
Содержание газов в % | ВОЗДУХ | |||
Атмосферный | Вдыхаемый | Выдыхаемый | Альвеолярный | |
О2 | ||||
СО2 |
Выберите значения содержания газов из следующего ряда цифр: 21 %, 16 %, 14 %, 5,6 %, 4 %, 0,03 %. Объясните, почему в альвеолярном воздухе в сравнении с выдыхаемым содержится меньше кислорода и больше углекислого газа? Перечислите механизмы, поддерживающие постоянство альвеолярного воздуха.
2. Заполните таблицу 2: Парциальное давление (напряжение) кислорода и углекислого газа в воздухе и крови.
|
Парциальное давление можно рассчитать, зная содержание газов в воздухе. Для этого примите атмосферное давление воздуха равным 760 мм ртутного столба. Затем вычтете из него давление паров воды. В дыхательной системе воздух насыщается парами воды, которые в альвеолярном воздухе создают парциальное давление 47 мм ртутного столба. Без паров воды суммарное давление газов в дыхательной системе будет равно 760 – 47 = 713 мм рт.ст.. Примите 713 мм рт.ст. за 100 %.Затем составьте пропорции и рассчитайте парциальные давления и напряжения газов.
Например, атмосферное давление 713 мм рт. ст. соответствует 100 % воздуха
Парциальное давление кислорода Х мм рт. ст. соответствует А % кислорода, тогда
Значение А возьмите из таблицы 1.
Таблица 2.
Парциальное давление (напряжение) газов в мм рт. ст. | ВОЗДУХ | КРОВЬ | ||||
Атмосферный | Вдыхаемый | Выдыхаемый | Альвеолярный | Артериальная | Венозная | |
О2 | ||||||
СО2 |
Используя данные таблицы, объясните, почему в легких кислород движется в кровь, а углекислый газ в альвеолы. Опишите транспорт газов в тканях.
3. Нарисуйте кривую диссоциации оксигемоглобина. По оси абсцисс (Х) отложите значение парциальных давлений кислорода в крови в мм рт. ст., по оси ординат содержание оксигемоглобина в %. Для построения кривой используйте данные таблицы 3. Выделите на кривой области. которые отражают процессы, характерные для тканей, для лёгких.
Таблица 3.
Показатели | Содержание кислорода и оксигемоглобина в крови | ||||||
рО2 в мм рт.ст. | |||||||
% HbO2 |
4. Ниже приведены реакции образования и распада бикарбонатов. Выберите и запишите в тетрадь сначала реакции, протекающие в лёгких в крови малого круга, затем реакции, происходящие в тканях в крови большого круга кровообращения. Укажите фермент, катализирующий реакции (там, где это необходимо).
1) К+-НвО2 → К+-Нв + О2;
2) Н2О + СО2 ↔ Н2СО3 ↔ Н+ + НСО3-
3) Н+ + НСО3- + К+-Нв → КНСО3 + Н+-Нв;
4) НСО3- + Na+ → NaНСО3
5) Н+-Нв + О2 → Н+-НвО2;
6) Н+-НвО2 + КНСО3 → К+-НвО2 + Н2СО3
7) Н2СО3 ↔ Н2О + СО2
5. Дайте определение понятию «ритм дыхания». Перечислите центральные и периферические механизмы формирования ритма дыхания. Нарисуйте схему взаимодействия центров вдоха, выдоха и пневмотакисического центра. Нарисуйте схему рефлекса Геринга-Брейера (с механорецепторов легких).
Для самоконтроля ответьте на следующие тестовые задания: см. приложение к занятию1
Организация самостоятельной работы на занятии:
Содержание занятия:
1. Входной тест
2. Практические работы:
Работа 1. Определение легочной вентиляции в покое и при физической нагрузке.
Мерой легочной вентиляции является минутный объем дыхания (МОД). МОД в покое составляет 6-10 л/м и зависит от частоты и глубины дыхания. МОД определяют по формуле: МОД = ДО · ЧД, где ЧД – это частота дыхания за 1 мин (в норме у взрослого человека 10-18 в мин). Более точно эффективность дыхания можно оценить по величине минутной альвеолярной вентиляции (МАВ), которую рассчитывают по формуле: МАВ = (ДО – ОМП) · ЧД, где ОМП – это объем мертвого пространства, который составляет для взрослого человека 2,2 мл/кг массы тела.
При физической нагрузке изменяется ритм дыхания: глубина и частота дыхания увеличиваются, легочная вентиляция повышается до 50-100 л/мин, а при максимальной нагрузке может достигать 120 л/мин. Эти изменения происходят за счет стимуляции дыхательных центров, активизации механизмов формирования дыхательного ритма.
Работа выполняется на студентах.
Для работы необходимы: сухой спирометр, съёмные мундштуки, часы, ватные шарики, спирт.
Методика работы. 1) Определите в покое дыхательный объем (ДО) (с помощью спирометра), частоту дыхания за 1 мин (ЧД) (для подсчёта частоты нужно положить руку на грудную клетку и подсчитать число её подъёмов). Рассчитайте минутный объем дыхания (МОД), минутуную альвеолярную вентиляцию (МАВ). 2) ДО, ЧД, МОД, МАВ определите после физической нагрузки (20 приседаний за 15 с).
Данные исследования внесите в таблицу 1:
Таблица 1.
Условия Опыта | Показатели дыхания | |||
ДО | ЧД | МОД | МАВ | |
Покой | ||||
Физическая нагрузка |
В обсуждении:
Сравните полученные результаты с нормой; отметьте, какие изменения дыхательного ритма произошли, какой из показателей (частота или глубина) в большей степени повлиял на изменения МОД и МАВ.
Сделайте вывод о роли центральных и периферических механизмов в формировании дыхательного ритма.
Работа 2. Оценка резервных возможностей организма по функциональным пробам с задержкой дыхания (пробы Штанге и Генча).
Резервные возможности организма оценивают по длительности задержки. При задержке дыхания на вдохе удовлетворительной считается задержка более 30 с; задержку менее 30 с оценивают как неудовлетворительную. При задержке 10-20 секунд полагают, что имеет место недостаточность кровообращения.
При задержке дыхания на выдохе у здоровых людей время задержки составляет 25-30 с. После физической нагрузки время задержки уменьшается до 5-15 с.
Работа выполняется на студентах.
Для работы необходимы: часы с секундной стрелкой.
Методика работы:
Визуально оцените ритм дыхания в покое.
Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе: определите максимальное время задержки после глубокого вдоха (около 80% ЖЕЛ); отметьте особенности ритма дыхания после задержки.
Проба Генча – задержка дыхания на выдохе: после нормализации дыхания определите время задержки после максимального выдоха (предварительно перед выдохом сделать глубокий вдох). отметьте особенности ритма дыхания после задержки. Полученные результаты занести в таблицу 2:
Таблица 2
Испытуемый | Задержка на вдохе | Задержка на выдохе | ||
норма | опыт | норма | опыт | |
В обсуждении сравните полученные результаты с нормой, Сравните длительность задержки на вдохе и на выдохе, объясните причины различий.
В выводах укажите медицинское значение проб Штанге и Генча.
3. Решение ситуационных задач по теме занятия.
Для контроля усвоения материала самостоятельно решите ситуационные задачи:
1. Перечислите ткани, через которые проходи кислород на своём пути из альвеолярного воздуха до эритроцитов в капиллярах лёгких?
2. Как изменится кривая диссоциации оксигемоглобина и сродство кислорода к гемоглобину, если повысится содержание углекислого газа в крови, снизится содержание углекислого газа.
3. Как изменится кривая диссоциации оксигемоглобина и сродство кислорода к гемоглобину, если увеличится температура, уменьшится температура.
4. У человека после нескольких форсированных вдохов закружилась голова, побледнели кожные покровы. Объясните эти реакции.
5. В результате травмы спинного мозга произошло выключение грудного дыхания с сохранением диафрагмального. Укажите локализацию травмы. Свой ответ объясните.
6. Спинной мозг повреждён между первым и вторым шейными позвонками. Объясните, что произойдёт с дыханием?
7. В опыте произвели перерезку мозна между мостом и рподолговатым мозгом. Как и почему изменится дыхание?
8. Как и почему изменится дыхание животного в эксперименте, если центральный отрезок блуждающего нерва раздражать электрическим током высокой частоты во время вдоха, во время выдоха?
9. Как и почему изменится дыхание животного в эксперименте, если центральный отрезок блуждающего нерва раздражать электрическим током низкой частоты во время вдоха, во время выдоха?
Приложение к занятию 1
Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:
Выберите правильные ответы:
1. Сила, с которой молекулы газа стремятся проникнуть через аэро-гематический барьер в кровь, называется _____.
1) конвекцией 2) диффузией *3) парциальным давлением 4) атмосферным давлением 5) альвеолярным давлением
2. Скорость диффузии газов через аэро- и гисто-гематический барьеры зависит от _____.
*1) диффузионного расстояния *2) растворимостью газов в жидкости *3) градиента парциальных давлений *4) коэффициента проницаемости газов *5) площади диффузионного барьера
3. В тканях двуокись углерода диффундирует по градиенту напряжений _____.
*1) из клеток в межклеточную жидкость 2) из межклеточной жидкости в клетки 3) из крови в межклеточную жидкость *4) из межклеточной жидкости в кровь 5) из крови в клетки тканей
4. В норме в альвеолярном воздухе парциальное давление кислорода составляет _____ мм рт. ст.
1) 40 2) 47 *3) 100 4) 150 5) 20
5. Парциальное давление углекислого газа в альвеолярном воздухе _____ мм.рт.ст.
*1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 5) 20
6. Одна молекула гемоглобина связывает _____ молекулы кислорода.
*1) 4 2) 7 3) 1 4) 5 5) 2
7. Напряжение кислорода в артериальной крови составляет _____ мм.рт.ст.
1) 40 2) 47 *3) 100 4) 150 5) 20
8. В артериальной крови напряжение углекислого газа составляет _____ мм рт. ст.
*1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 5) 20
9. Напряжение углекислого газа в венозной крови составляет _____ мм рт. ст.
1) 40 *2) 47 3) 100 4) 150 5) 20
10. В венозной крови напряжение кислорода составляет _____ мм рт. ст.
*1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 5) 20
11. Содержание кислорода в клетках тканей составляет _____ %.
1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 *5) 0
12. Углекислый газ эритроцитами переносится в виде _____.
*1) карбгемоглобина 2) бикарбоната натрия 3) карбоксигемоглобина *4) бикарбоната калия 5) соединения с карбоангидразой
13. Углекислый газ транспортируется плазмой крови в виде _____.
1) карбгемоглобина *2) бикарбоната натрия 3) карбоксигемоглобина 4) бикарбоната калия *5) растворенном
14. Кислород транспортируется кровью преимущественно в виде _____.
1) дезоксигемоглобина 2) бикарбоната натрия *3) оксигемоглобина 4) бикарбоната калия 5) растворенном
15. При напряжении кислорода равном нулю гемоглобин в крови находится в виде _____.
*1) дезоксигемоглобина 2) карбгемоглобина 3) оксигемоглобина 4) метгемоглобина 5) карбоксигемоглобина
16. В среднем в норме в покое в 1 литре артериальной крови содержится _____ мл кислорода.
*1) 200 2) 500 3) 1000 4) 20 5) 1
17. При напряжении кислорода в крови 60 мм рт. ст. концентрация оксигемоглобина составляет _____ %.
1) 98 2) 60 *3) 90 4) 20 5) 10
18. В крови 90 % гемоглобина связано с кислородом при его напряжении _____ мм рт. ст.
1) 98 *2) 60 3) 90 4) 20 5) 10
19. Графическая зависимость содержания оксигемоглобина от парциального давления кислорода называется _____
1) гиперболической 2) линейной 3) экспоненциальной *4) кривой диссоциации оксигемоглобина 5) дыхательной
20. При алкалозе кривая диссоциации оксигемоглобина смещается _____.
1) вправо *2) влево *3) вверх 4) вниз 5) может смещаться в любую сторону
21. При повышении температуры кривая диссоциации оксигемоглобина смещается _____.
*1) вправо 2) влево 3) вверх *4) вниз 5) может смещаться в любую сторону
22. При ацидозе кривая диссоциации оксигемоглобина смещается _____.
*1) вправо 2) влево 3) вверх *4) вниз 5) может смещаться в любую сторону
23. Максимальное количество кислорода, которое может связать 1 л крови при полном насыщении им гемоглобина, называется _____.
1) кривой диссоциации гемоглобина 2) коэффициентом утилизации кислорода *3) кислородной емкостью крови 4) сродством гемоглобина к кислороду 5) кислородным насыщением
24. При нормальном содержании гемоглобина в крови кислородная емкость крови составляет _____ мл/л.
*1) 150-210 2) 220-280 3) 290-350 4) 360-420 5) 90-140
25. Кислородная емкость крови определяется содержанием в ней _____.
1) кислорода 2) углекислого газа *3) гемоглобина 4) карбоангидразы 5) бикарбоната калия
26. В покое коэффициент утилизации кислорода составляет _____ %.
1) 10-20 *2) 30-40 3) 50-60 4) 70-80 5) 90-100
27. При тяжелой мышечной работе коэффициент утилизации кислорода составляет _____ %.
1) 10-20 2) 30-40 *3) 50-60 4) 70-80 5) 90-100
28. Диффузионная способность углекислого газа по сравнению с кислородом _____
*1) больше 2) меньше 3) одинакова 4) может быть и больше, и меньше 5) зависит от роста
29. Газ растворяется в крови, если его парциальное давление в альвеолах по сравнению с его напряжением в крови _____
*1) больше 2) меньше 3) одинаково 4) может быть и больше, и меньше 5) зависит от роста
30. При повышении температуры сродство гемоглобина к кислороду _____
1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
31. При ацидозе сродство гемоглобина к кислороду _____
1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
32. Кривая диссоциации оксигемоглобина смещается влево при _____ концентрации углекислого газа в крови.
1) увеличении *2) уменьшении 3) отсутствии изменений 4) и при уменьшении, и при увеличении 5) любом соотношении
33. При гиперкапнии скорость диссоциации оксигемоглобина _____
*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
34. При физической работе скорость диссоциации оксигемоглобина в тканях _____
*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
35. При вдыхании чистого кислорода кислородная емкость крови _____
1) увеличивается 2) уменьшается *3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
36. При вдыхании угарного газа кислородная емкость крови _____
1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
37. Коэффициент утилизации кислорода в покое по сравнению с физической нагрузкой _____
1) больше *2) меньше 3) одинаков 4) может быть и больше, и меньше 5) зависит от роста
38. Коэффициент утилизации кислорода при физической нагрузке _____
*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
39. При увеличении тонуса центра вдоха частота возбуждения нейронов моторных центров дыхания в спинном мозге _____
*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
40. Взаимное торможение инспираторных и экспираторных нейронов дыхательного центра называется _____
*1) реципрокным 2) возвратным 3) латеральным 4) сеченовским 5) торможение торможения
41. Инспираторные нейроны активность нейронов пневмотаксического центра _____
*1) увеличивают 2) уменьшают 3) не изменяют 4) могут и уменьшать, и увеличивать 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
42. Пневмотаксический центр возбудимость экспираторных нейронов центра судорожного дыхания _____
*1) увеличивает 2) уменьшает 3) не изменяет 4) может и уменьшать, и увеличивать 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
43. При повреждении передних рогов грудных сегментов спинного мозга дыхание _____
1) прекратится 2) не изменится 3) станет глубоким и редким *4) станет менее глубоким 5) станет глубоким и частым
44. Дыхание станет частым и поверхностным после перерезки мозга на уровне _____
1) выше варолиевого моста 2) С7 в спинном мозге *3) верхней трети продолговатого мозга 4) С1 в спинном мозге 5) ниже грудных сегментов спинного мозга
45. При перерезке мозга выше варолиевого моста дыхание _____
1) прекратится *2) не изменится 3) задержится на вдохе 4) станет поверхностным 5) станет судорожным
46. При разрушении продолговатого мозга дыхание _____
*1) прекратится 2) не изменится 3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым
47. Дыхание прекратится при перерезке мозга на уровне _____
1) выше варолиевого моста 2) С7 в спинном мозге 3) верхней трети продолговатого мозга *4) С1 в спинном мозге 5) ниже грудных сегментов спинного мозга
48. Внешнее дыхание практически не изменится после перерезки мозга на уровне _____
*1) выше варолиевого моста 2) С7 в спинном мозге 3) верхней трети продолговатого мозга 4) С1 в спинном мозге 5) ниже грудных сегментов спинного мозга
49. После перерезки мозга между варолиевым мостом и продолговатым мозгом дыхание _____
1) прекратится 2) не изменится *3) задержится на вдохе 4) станет поверхностным 5) станет судорожным
50. После перерезки спинного мозга между С1 и С2 дыхание _____
*1) прекратится 2) не изменится 3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым
51. После перерезки блуждающего нерва дыхание _____
1) прекратится 2) не изменится *3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым
52. Инспираторные нейроны обладают свойствами _____.
*1) возбудимости *2) проводимости *3) автоматии 4) эластичности *5) раздражимости
53. Центр судорожного дыхания продолговатого мозга состоит из _____ отделов.
*1) инспираторного 2) пневмотаксического *3) экспираторного 4) апноэстического 5) моторного
54. Только во время вдоха в центре судорожного дыхания активны _____ нейроны.
*1) инспираторные 2) пневмотаксического центра 3) экспираторные 4) постинспираторные 5) моторные
55. Только во время выдоха в центре судорожного дыхания активны _____ нейроны.
1) инспираторные полные 2) пневмотаксического центра *3) экспираторные 4) инспираторные ранние 5) моторные
56. Дыхательный центр, расположенный в области продолговатого мозга, называется центром ______ дыхания
*1) судорожного 2) пневмотаксического 3) произвольного 4) апноэстического 5) моторного
57. Дыхательный центр, расположенный в области варолиевого моста, называется центром _____ дыхания
1) судорожного *2) пневмотаксического 3) произвольного 4) апноэстического 5) моторного
58. В дыхательном цикле пневмотаксический центр варолиевого моста обеспечивает торможение фазы _____.
1) и вдоха, и выдоха 2) ни вдоха, ни выдоха *3) вдоха 4) выдоха 5) очень глубокого выдоха
59. Возбуждение пневмотаксического центра способствует в дыхательном цикле формированию фазы _____.
1) и вдоха, и выдоха 2) ни вдоха, ни выдоха 3) вдоха *4) выдоха 5) очень глубокого вдоха
60. Сигналы от рецепторов растяжения легких поступают в дыхательный центр по афферентным волокнам _____ нерва.
*1) блуждающего 2) языкоглоточного 3) лицевого 4) симпатического 5) диафрагмального
61. Высокочастотная стимуляция центрального отрезка перерезанного блуждающего нерва прекращает в дыхательном цикле фазу _____.
1) и вдоха, и выдоха 2) ни вдоха, ни выдоха *3) вдоха 4) выдоха 5) очень глубокого выдоха
62. Рефлекс Геринга-Брейера исчезает при пересечении _____ нервов.
*1) блуждающего 2) языкоглоточного 3) лицевого 4) симпатического 5) диафрагмального
63. При раздражении периферического отрезка перерезанного блуждающего нерва дыхание _____
1) прекратится *2) не изменится 3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым
64. При высокочастотной стимуляции центрального отрезка перерезанного блуждающего нерва во время выдоха длительность этой фазы _____
*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается
65. Раздувание легких во время вдоха вызывает _____
*1) укорочение вдоха 2) укорочение выдоха 3) удлинение вдоха 4) удлинение выдоха 5) нормальный ритм дыхания
66. Инспираторные нейроны продолговатого мозга тормозятся при активации рецепторов _____
1) диафрагмы *2) растяжения легких и бронхиол 3) плевры 4) интрафузальных 5) Гольджи
67. Рефлекс Геринга-Брейера формируется с рецепторов _____
1) диафрагмы *2) растяжения легких и бронхиол 3) плевры 4) интрафузальных 5) ирритантных
68. Количество воздуха, проходящего через легкие за 1 минуту, называется _____
1) резервным объемом выдоха 2) резервным объемом вдоха 3) дыхательным объемом *4) минутным объемом дыхания 5) жизненной емкостью легких
69. Для определения минутного объема дыхания необходимо знать _____
1) резервный объем выдоха 2) резервный объем вдоха *3) дыхательный объем 4) объем мертвого пространства *5) частоту дыхания
70. У взрослого здорового человека минутный объем дыхания в покое составляет ______
1) 1-2 л *2) 6-10 л 3) 3-6 л 4) 12-20 л 5) 50-100 л
71. У взрослого здорового человека минутный объем дыхания при физической нагрузке составляет ______
1) 1-2 л 2) 6-10 л 3) 3-6 л 4) 12-20 л *5) 50-100 л