Дальневосточный федеральный университет, кафедра Тихоокеанской Азии
Прибыл в организацию «27 » мая 2019 г
Руководитель практики от организации: ________________________
(должность Ф.И.О.)
_______________/________/
(подпись) М.П.
Отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности в организации ___________________________________________/__________/
(должность, подпись, Ф.И.О.)
_______________/________/
(подпись и Ф.И.О. студента)
Выбыл из организации «22 » мая 2019 г
ДНЕВНИК
Производственной (преддипломной) практики
Иванова Ивана Ивановича, 4 курса, группы Б5404
Обучающегося по направлению подготовки 41.03.01 - «Зарубежное регионоведение»
Место прохождения практики: кафедра Тихоокеанской Азии, ДВФУ
Срок практики – 27.05.2019 – 22.06.2019
1. Дневник работы студента
Дата | Краткое содержание работы | Подпись руководителя |
27 мая 2019 г | Участие в организационном собрании с руководителем практики. Получено направление и задание на практику. Прохождение инструктажа | Журбей Е.В |
28 мая – 2 июня 2019 г | а) определение направления, обоснование темы выпускной квалификационной работы; б) подбор и анализ источников, основной и дополнительной литературы в соответствии с направлением и утвержденной темой ВКР (диплома); в) подготовка плана- задания на практику | Журбей Е.В |
3 -18 июня 2019 г | Выполнение плана подготовки ВКР: а) составление историографического обзора рассматриваемой проблемы б) сбор эмпирического материала, документальных источников и литературы в) разработка плана ВКР (диплома) в) обработка и систематизация собранных материалов на основе методик научного исследования г) выдвижение и обоснование гипотезы ВКР (диплома) д) подготовка введения и текста ВКР (диплома) е) доказательство гипотезы, подготовка заключения к ВКР (диплому) ж) работа над материалами презентаций по теме ВКР (диплома) з) другие выполняемые самостоятельно виды работ | Журбей Е.В |
18 -22 мая 2019 г. | Подготовка отчета по практике. Представление отчета руководителю практики от кафедры Тихоокеанской Азии. Собеседование по результатам практики. | Журбей Е.В |
|
Отчет студента о проделанной работе
Отчет должен состоять из 3 разделов:
1. Введение ВКР (приводится полностью) – 3-5 страниц
2. Основная часть – краткое содержание каждой главы и выводы по главам.
3. Заключение ВКР (приводится полностью) – 3-5 страниц
Введение
Составляет не более 3-5 страниц, но является одной из самых важных частей работы. Как правило именно написание введения представляет собой наибольшую сложность для студента.
Введение – вступительная часть, в которой необходимо:
- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;
- провести анализ разработанности темы в научной литературе;
- определить границы исследования (объект, предмет, хронологические рамки);
- назвать основную цель работы и подчиненные ей задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;
- определить информационную базу исследования;
- указать методологическую базу (избранный научный метод или методы) исследования;
- дать краткое описание структуры и содержания ВКР.
Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы ВКР. Выбор темы ВКР и обоснование ее актуальности представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квалификационной работы.
|
Тема – краткая словесная формулировка проблемы исследования.
Проблема (противоречие) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, обусловленную открытием новых факторов и связей, обнаружения логических изъянов имеющихся научных концепции или появление таких новых запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движение к новому знанию.
Актуальность – значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Исследователь, раскрывая актуальность, отвечает на вопрос, почему данную проблему нужно изучать. Актуальность темы нуждается в убедительном доказательстве. Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания.
Для понимания состояния разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы и источников, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.
|
Теоретическая база исследования предполагает упоминание трудов ведущих, наиболее авторитетных в данной области ученых. Необходимо привести список зарубежных и отечественных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема ВКР, и труды которых использовались при написании работы.
Обзор литературы по теме должен продемонстрировать основательное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Поскольку исследование обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме работы, должны быть названы и критически оценены.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.
Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающие в ней противоречия) и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему ВКР, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР студентом-выпускником. Цель исследования – это представление о желаемом конечном результате. Основные виды целей:
- описание характеристик явления;
- выявление взаимосвязей явлений;
- изучение динамики явления;
- описание нового феномена,
- эффекта; открытие новой природы явления;
- обобщение новых представлений, сведений;
- создание классификации, типологии;
- создание или адаптация новой методики.
Пример – тема: Открытое правительство в системе политической коммуникации современного российского общества: теория и региональная практика.
Цель исследования – проанализировать Открытое правительство в системе политической коммуникации современного российского общества в региональном измерении.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Задачи исследования – это логика общего пути исследования для достижения его цели. Это определение основных шагов, ведущих к решению проблемы.
Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.
Пример формулировки исследовательских задач:
- рассмотреть понятие и сущность политической коммуникации;
- изучить особенности политической коммуникации в системе «власть – общество»;
- раскрыть сущность системы «Открытое правительство», его основные принципы и механизмы внедрения;
- проанализировать содержание, этапы формирования и внедрения открытого правительства;
- показать роль гражданского общества в формировании и успешном развитии открытого правительства;
- изучить особенности реализации и проблемы повышения открытости государственного и муниципального управления в Приморском крае.
Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой работы. Количество задач и количество параграфов в работе должно совпадать. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относится информационная база исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена работа (нормативно-правовые акты (указываются виды), статистические сборники (указывается представившая их организация), материалы производственной и преддипломной практики, архивные документы, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.).
Далее во введении определяется методологическая база исследования. Методология – это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного исследования. Здесь указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.).
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов.
Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методологию исследуемого объекта. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
В конце введения раскрывается структура и содержание ВКР, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания.
С параметрами, необходимыми для введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с введения. Оно предваряет ВКР. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если в конце, то есть когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.
Стиль изложения введения – тезисный, форма изложения – постановочная. По объему введение должно составлять примерно 8% от общего количества текстового материала (3-5 страниц).
Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.
Основная часть
Состоит из нескольких глав (не менее двух) и представляет собой развернутое изложение результатов проведенного исследования. Первую главу – теоретическую, целесообразно начинать с раскрытия содержания основных понятий и категорий, на которых базируются рассматриваемые в работе вопросы; обзора литературы, анализа и общения различных авторов; отечественного и зарубежного опыта их исследования. Таким образом в первой главе как правило прослеживаются основные закономерности и особенности развития исследуемых процессов и явлений, проводятся обзоры отечественных и зарубежных методик анализа и планирования. При необходимости теоретические положения аргументируются фактическими данными. Также в теоретической главе обобщаются литературные источники по исследуемой проблеме.
Вторая глава обычно рассматривает практическую сторону исследуемого вопроса, включая возможные трудности и недоработки в данной области. Третья глава не обязательна, включается при необходимости сказать о какой-либо части исследуемой проблемы более подробно. Как правило третью главу принято посвящать разработке практических рекомендаций для органов власти по решению поставленной проблемы.
При делении ВКР на главы следует учитывать несколько важных моментов:
- в основной части не менее двух глав;
- каждая глава включает не менее двух параграфов;
- каждый последующий раздел (глава, параграф) должен быть логически увязан с предыдущим как по наименованию, так и по содержанию;
- содержание раздела (главы, параграфа) должно полностью соответствовать его наименованию. Недопустимы совпадения темы ВКР с наименованиями глав или параграфов;
- Наименования глав и параграфов должны как правило состоять из одного предложения.
Если приводится фактический материал, заимствованный из литературных источников и документов, на него обязательно делаются ссылки.
В отчете вы приводите краткое содержание глав ВКР и выводы согласно сформулированных задач.
Заключение (ВКР, а не Отчета)
Может составлять 3-5 страницы. В нем подводится итог выполненным исследованиям. Излагаются основные выводы, полученные в результате исследования по всем разделам работы и в соответствии с поставленными во введении задачами. Если по результатам проведенного анализа можно сделать конкретные рекомендации, направленные на улучшение деятельности исследуемого объекта, они помещаются в заключении после основных выводов. Рекомендации должны носить конкретный, адресный характер, при необходимости подтверждаться расчетами.
Как и во всем тексте ВКР, необходимо излагать материал ясным и доступным для восприятия языком, не злоупотреблять иностранными терминами.
Этот раздел форматируется в соответствии со следующими требованиями: предоставляется на листах формата А4, верхнее и нижнее поля - 20 мм, правое - 15 мм, левое - 30 мм, выравнивание текста - по ширине, абзацный отступ - 1,25 см. Текст готовится с использованием текстового редактора Microsoft Word (или его аналога) и сохраняется в виде файла в форматах.doc или docx с использованием 1,5 интервала и применением 14 размера шрифта Times New Roman. Красная строка – 1,25 см.
Заключение
Студент описывает результаты проделанной работы и выводы. Результаты проделанной работы должны коррелировать с компетенциями, полученными студентом в ходе прохождения преддипломной практики. Необходимо в отчете отразить (применительно к теме ВКР) овладение нижеприведенными компетенциями (всеми).
Код и формулировка компетенции | Этапы формирования компетенции | ||
ОПК-1 способность применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач | Знает | основы социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа | |
Умеет | применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для научно-исследовательских задач | ||
Владеет | навыками применения знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для выполнения научно-исследовательской работы, и осуществления профессиональной деятельности | ||
ОПК-18 способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга | Знает | основные технологии двухстороннего устного и направленного профессиональной использованием специализации письменного перевода, на обеспечение деятельности с языка (языков) региона | |
Умеет | применять технологии двухстороннего устного и направленного профессиональной использованием специализации письменного перевода, на обеспечение деятельности с языка (языков) региона | ||
Владеет | навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования с применением двухстороннего устного и направленного профессиональной использованием специализации письменного перевода, на обеспечение деятельности с языка (языков) региона | ||
ПК-1 владением базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на | Знает | основы общепринятых международных систем транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, | |
языке (языках) региона специализации | Умеет | применять в научно-исследовательской деятельности общепринятые международные системы транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации | |
Владеет | навыками восприятия и анализа текстов, написанных на языке (языках) региона специализации; приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения языке (языках) региона специализации | ||
ПК-4 способность описывать общественно- политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их (ее) лингвострановедческой специфики | Знает | методы научно-исследовательской деятельности; методы критического анализа и оценки современных научных достижений; методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях | |
Умеет | осуществлять отбор материала, характеризующего методологию теоретических и экспериментальных исследований в сфере зарубежного комплексного регионоведения. | ||
Владеет | навыками проведения углубленного анализа социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира и применять в своей научно-исследовательской деятельности | ||
ПК-9 владение основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), готовность принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране (регионе) специализации | Знает | основы социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение) | |
Умеет | анализировать, сопоставлять исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов | ||
Владеет | методологией применения социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение) в научно-исследовательской деятельности | ||
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно- организационную работу в образовательных организациях высшего образования | Знает | принципы моделирования региональных политических, экономических, демографических и иных социальных процессов | |
Умеет | выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне | ||
Владеет | навыками выбора методов и средств решения задач исследования; навыками основных мировоззренческих методологических проблем, междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития; технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований. | ||
Список источников и литературы
Приводится список использовавшейся в ходе прохождения практики литературы (и источников), оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ и локальных требований ДВФУ (методичка по оформлению научных работ). Не менее 50 наименований на русском и иностранных языках.