Тема 1.2. Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и подростков и деятельности педагога в учреждении детского отдыха (4 часа)
Нормативно-правовые акты в сфере летнего отдыха детей и подростков.
· №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
· № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· №184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
· №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
· №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
· ТК РФ ст.351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношес
· №436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
· Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (Письмо МОН от 31 марта 2011 г. №06-614)
· Правила организованной перевозки группы детей автобусами (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 №1177)
· Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14 ноября 2011 г. N 18-2/10/1-7164)
Конвенция ООН о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка.
В числе международных актов следует выделить
· Декларацию прав ребенка 1959 г. Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашал 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на международном уровне. Впервые отмечалось, что забота о детях и их защите являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Разработчики Декларации определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов отражают главные обязанности взрослых перед детьми.
|
1-й принцип. Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.
2-й принцип. Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.
3-й принцип. Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя.
4-й принцип. Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Весьма подробно Декларация характеризует школьный возраст. Кроме того, разъясняется необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей.
5-й принцип. Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.
6-й принцип. Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.
|
7-й принцип. Всем детям предоставляется бесплатное обучение. Они имеют право играть и развиваться. Родители же должны учить их ответственности и полезности своему обществу.
8-й принцип. Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.
9-й принцип. Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу.
10-й принцип. Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и взаимопониманию.
· Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.
Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе.
· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; многие дети во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию: дети страдают от нищеты, болезней, жестокости, насилия и отсутствия образования. Чтобы решать эти проблемы, участники встречи договорились объединить свои возможности — средства и знания — для защиты детей, облегчения их страданий и содействия всестороннему развитию их человеческого потенциала. План действий направлен на осуществление Всемирной Декларации. Предполагается, что он станет руководством для национальных правительств.
|
· Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др. Государства-участники должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений.