13 сентября Президиум Правительства РФ рассмотрит вопросы состояния конкуренции в России. ФАС России представит доклад по теме.
Так, по данным ФАС России, отмечается увеличение числа хозяйствующих субъектов в экономике. В частности, по состоянию на начало 2010 года, общее количество предприятий и организаций выросло на 2,8% по сравнению с 2009 годом и составило 4,91 млн.
Лидерами стали хозяйствующие субъекты, задействованные в управлении эксплуатацией жилого фонда (по сравнению с 2009 годом увеличение на 19,2%),
операциях с недвижимым имуществом и аренде (7,6%),
оптовой и розничной торговле, в том числе торговле автотранспортными средствами и их техническом обслуживании (7,1%),
транспорте и связи (7,1%).
При этом число предприятий в сферах сельского хозяйства (6,5%) и строительства (6,1%) сокращается. Доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности и крупнейших компаний продолжают снижаться.
Помимо этого, в докладе ФАС России говорится о продолжающейся на протяжении нескольких лет тенденции увеличения выявляемых нарушений антимонопольного законодательства. В частности, в 2010 году было возбуждено 11 431 дело о таких нарушениях, что на 18,3% больше, чем в 2009 году. В результате выявлено 10 249 нарушений антимонопольного законодательства. При этом больше половины из них по-прежнему составляют нарушения, совершаемые органами власти.
Это, например, принятие несоответствующих антимонопольному законодательству актов, предоставление имущества без торгов, предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением установленного порядка. Среди нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых хозяйствующими субъектами, сократилась (до 18,7%) доля злоупотреблений доминирующим положением и увеличилось число возбужденных дел по фактам картельных соглашений (на 24%).
|
С целью дальнейшего развития конкуренции в отдельных отраслях ФАС России предлагает:
· обеспечить недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры электросвязи и почтовой связи, повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра, а также реструктуризовать ФГУП, оказывающие услуги связи;
· снять административные барьеры, препятствующие выходу розничных потребителей и энергосбытовых компаний на оптовый рынок;
· создать возможности ценовой конкуренции на рынке ОСАГО;
· разработать ряд законопроектов в части регулирования рынков, функционирующих в состоянии естественной монополии, в том числе введения тарифов на длительный период, увязки тарифов с качеством и эффективностью оказания услуг, недопущения сдерживания перехода рынка от естественно монопольного к конкурентному.
О распределении зарегистрированных хозяйствующих субъектов по формам собственности свидетельствуют следующие данные (на 1 января 1999 г.): государственная и муниципальная собственность– 11,4%, частная собственность – 76,1%, смешанная российская собственность – 5,8%. Из организаций частной формы собственности 74,7% учреждены отдельными гражданами. Доля предприятий, учрежденных гражданами, в торговле и общественном питании составляет 90%, в промышленности – 82,4%, в строительстве – 82,5%, в сфере операций с недвижимым имуществом – 83,9%.
В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться и действовать в виде:
|
• предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных предприятий), а также их дочерних предприятий и филиалов;
• предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (иностранных предприятий), а также их дочерних предприятий и филиалов;
• филиалов иностранных юридических лиц.
Существуют законодательные и нормативно ориентирующие регуляторы предпринимательских отношений. При этом за государством закрепляются такие функции, как:
• установление нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности и соответственно продукции, товаров, услуг (стандарты качества, экологические, санитарные нормативы и т. д.);
• определение процедур ведения хозяйственных дел путем выдачи лицензий, принятия документов о порядке осуществления хозяйственной деятельности;
• введение запретов и санкций за отступление от норм законодательства;
• осуществление контроля и надзора за соблюдением законности в предпринимательской деятельности.
Действующее законодательство регулирует права и режимы предпринимательской деятельности, предусматривает защиту прав, стимулирование и льготы для предпринимателей. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования самых разнообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики не могут действовать вне экономической обстановки, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической и определенной географической среды. Среда, определяя положение предпринимателей в экономике и обществе в целом, существенно влияет на выбор той или иной организационной формы предприятия.