НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИКИ




(Для проведения необходим стандартный стимульный материал:

картинки, кубики, разрезные фигуры и прочее)

 

Субтест № 7 «КОДИРОВАНИЕ»

Инструкция. Материал для этого субтеста находится в регистрационном листе. Положите его перед испытуемым и скажите: "Посмотрите на это задание. Здесь в каждой верхней клетке имеется цифра, а в нижней клеточке – знак. Таким образом, мы видим, что каждой цифре соответствует определенный знак. Теперь посмотрите на эти строки, здесь под каждой цифрой пустая клетка, которая не имеет знака. Вы должны поставить в каждую из этих клеток соответствующий знак так, как это показано вверху (в образце). Здесь цифра 2, какой знак Вы поставите? Здесь – 3, какой знак Вы поставите?"

Напишите сами первых 3 знака как образец (демонстрация); затем приготовьте для испытуемого карандаш и дайте ему выполнить следующие 7 клеток (тренировка). Отделите их заранее чертой от остального теста, потом скажите: "Это была тренировка, а теперь Вы сделайте то же самое для всех этих цифр, сколько успеете за полторы минуты" ("Пока я Вас не остановлю").

Если испытуемый не понял задания, помогите ему с большим количеством примеров до тех пор, пока 10 клеток от начала не будут заполнены подряд. После этого укажите на первый пустой квадрат под следующей цифрой и скажите: "Теперь начинайте здесь и заполните столько клеток, сколько Вы сможете, без пропусков знаков. Готовы? Начинайте!".

Если испытуемый начал пропускать клетки или сделал только один тип знаков, скажите: "Делайте их по порядку и не пропускайте ничего".

Ограничение времени: 90 сек. Начинайте регистрировать время сразу после того, как испытуемый стал выполнять задание после показа примеров и тренировки. Если в конце первой строчки испытуемый остановился, быстро скажите: "Продолжайте в следующей строке". Регистрация времени для этого задания должна быть точной.

Оценка: один балл для каждой клетки, заполненной правильно. (Для проверки правильности заполнения удобно иметь шаблон). 10 первых клеток не включаются в оценку.

Максимальная оценка – 90.

 

Субтест № 8 «КАРТИНКИ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДЕТАЛЯМИ»

 

Инструкция. Начинайте с картинки 1. Прежде, чем предъявить первую картинку испытуемому, скажите: "Я собираюсь показать Вам несколько картинок, в которых опущены некоторые важные детали (части). Посмотрите на каждую картинку и скажите, чего здесь недостает". Покажите испытуемому первую картинку и спросите: "Какая существенная деталь здесь отсутствует?". Если дан правильный ответ, продолжайте то же с последующими картинками. С предъявлением каждой следующей говорите: "Теперь чего недостает в этой картинке?", "А здесь чего недостает?".

Если испытуемый не справился с первым заданием, скажите: "Вы видите, что дверной ручки недостает". Если он также не справился и со вторым заданием, скажите: "Вы видите, что хвост отсутствует". Оцените 1 и 2 задания нулем (не на глазах испытуемого) и продолжайте с 3 картинки, но не помогайте потом.

Иногда испытуемый ссылается на несущественную недостающую деталь. Когда это случается первый раз, можно сказать: "Да, но какая более существенная деталь отсутствует?". (Это можно сделать только один раз).

От испытуемого не требуется точного названия недостающих частей для получения положительной оценки. Иногда испытуемый может вообще не дать вербального ответа, но из его показа будет ясно, что он понимает, какая существенная деталь на картинке отсутствует, то есть экспериментатор должен рассматривать задание как решённое, если он уверен, что испытуемый правильно осмыслил недостающую деталь.

Ограничения времени: 20 сек. для каждого задания. (Но испытуемому это не сообщается). Если испытуемый дал неправильный ответ, не выключайте секундомер, пока не истекут 20 сек., так как испытуемый может дать второй, правильный ответ. Но если испытуемый сразу дал правильный ответ задолго до истечения 20 сек., не спешите выключать секундомер, чтобы его быстрая остановка не служила испытуемому знаком, что ответ правильный, а промедление с остановками секундомера – что ответ неправильный. (Чтобы "замаскировать" возможную паузу – если ответ неправильный, а время не истекло – записывайте не спеша вербальные ответы испытуемого в регистрационный лист. Полезно отмечать также реальное время каждого правильного ответа. Всё это может пригодиться для дополнительного "качественного" анализа).

Оценка: 1 балл для каждого правильного ответа.

Максимальная оценка – 21.

Порядок предъявления картинок в субтесте:

«Картинки с недостающими деталями»

 

КартинкиНедостающая деталь

1. Дверь Ручка

2. Свинья Хвост

3. Профиль лица Нос

4. *

5. Карта игральная Несоответствие количества

знаков масти (меньше) и

цифры – знака

6. Машина Ручка

7. Кувшин Струя (вода не льётся)

8. Лицо мужчины с очками Переносица

9. Скрипка Колок

10. Лодка Уключина

11. Лампочка На цоколе нет нарезки

12. Человек с собакой Следы собаки

13. Краб Нога

14. Корабль Труба, надстройка (любой

ответ – 1 балл)

15. Фигура мужчины Палец

16. Зеркало Отображение в зеркале левой руки (с пуховкой)

17. Карта географическая контурная Камчатка

(СССР или России)

18. Пейзаж с заходящим солнцем Тень человека

19. Лошадь Стремена

20. Домик Снег на дровах

21. Профиль Бровь


Субтест № 9 «УЗОР ИЗ КУБИКОВ»

Инструкция: начинайте с задания 1 для всех испытуемых. Возьмите 4 кубика и скажите: "Вы видите эти кубики. Они все одинаковые. С одной стороны они все красные, с другой – белые, а здесь – половина красная, а другая половина белая". Повращайте кубики, показав различные стороны, затем скажите: "Я сложу их вместе, чтобы получился определённый узор, наблюдайте за мной".

Сложите медленно узор из 4 кубиков, показанный на карточке 1, без показа карточки испытуемому. Затем, не разрушая модель экспериментатора и оставив её перед испытуемым, дайте 4 других кубика испытуемому и скажите: "Теперь сделайте точно такой же и скажите мне, когда будет готово". Если испытуемый правильно сложил узор в ограниченное время (60 сек.) – оцените 4 баллами, покажите испытуемому соответствующую карточку (1), скажите: "Мы делали это по вот этому рисунку. Правильно?" (дайте убедиться в этом испытуемому) и переходите к заданию 2.

Если же испытуемый затрудняется сложить узор в ограниченное время, указанное в регистрационном листе, или располагает кубики неправильно, то, подобрав его кубики, но оставив образец экспериментатора нетронутым, скажите: "Наблюдайте снова за мной".

Продемонстрируйте медленно, второй раз перед испытуемым правильное сложение, затем перемешайте кубики, оставив модель экспериментатора (первые четыре кубика) нетронутой, и скажите: "Теперь попробуйте снова и попытайтесь сделать так же, как у меня, скажите, когда будет готово".

Переходите ко второму заданию независимо от того, удалось или не удалось испытуемому справиться с первой пробой. Иногда испытуемому случайно удаётся повторить модель экспериментатора очень быстро и правильно. В этом случае скажите испытуемому, что ему необходимо повторить (дублировать) только верхнюю часть.

Задание 2. Отодвиньте первые четыре кубика так, чтобы они служили как модель для задания 1 и положите перед испытуемым карточку с изображением 2. Скажите: "Теперь Вы должны будете сложить кубики так, чтобы получился узор, как на этой карточке. Образец перед Вами, но сначала это сделаю я". Составляйте изображение медленно, давая испытуемому возможность видеть, что вы повторяете узор карточки 2. Затем перемешайте кубики, используемые в демонстрации выполнения по карточке 2, положите их перед испытуемым и скажите: "Теперь посмотрите на карточку и сделайте сами этот узор из кубиков. Начинайте и скажите мне, когда Вы кончите".

Если испытуемый успешно закончил эту пробу, приступайте к заданию 3. Если не справился, повторить показ ещё раз и дайте ему вторую попытку (как в 1 задании).

Задания 3-10. Положите карточку с изображением 3 перед испытуемым. Скажите: "Теперь сделайте это и скажите мне, когда вы закончите". Когда испытуемый скажет, что он кончил, зафиксируйте время, оцените ответ, перемешайте его кубики и предложите карточку 4, сказав: "Теперь сделайте это. Начинайте и дайте мне знать, когда вы кончите". Продолжите эту процедуру для всех последующих заданий.

Когда задание 6 будет выполнено, возьмите 5 остальных кубиков, и предложив карточку 7, скажите: "Теперь будете складывать узор, используя 9 кубиков, когда будете уверены, что сделали правильно, скажите мне, что закончили".

При выполнении задания 10 не позволяйте испытуемому вращать карточку, чтобы узор лёг на плоское основание. Однако дайте полную оценку, если карточка вращалась не более, чем на 45 градусов.

Ограничения времени:

Задания 1-2 60 сек. (время каждой из двух возможных попыток отдельно)

Задания 3-6 60 сек.

Задания 7-10 120 сек.

Регистрируйте время, затраченное испытуемым на складывание каждого узора. Если выполнение правильно и не превышает лимита времени – оценка 4 балла за каждое задание. Дополнительные баллы даются за быстрое исполнение заданий 7-10 (как указано в листе протокола).

Исследование прекращается после 3-х последовательных неудач. Неудачи на обеих пробах в 1 или во 2 задании рассматриваются как одна неудача.

Оценка: задания 1-2 – первая проба выполнена успешно в пределах 60 сек. – 4 балла; вторая проба (в случае неудачи с первой) выполнена успешно в пределах следующих 60 сек. – 2 балла;

задания 3-6 – 4 балла каждая, если испытуемый сделал правильно в пределах 60 сек.;

задания 7-10 – 4 балла за правильное выполнение каждого задания в пределах 120 сек., но возможны и дополнительные баллы.

Дополнительные баллы даются за правильное решение в ограниченное время (см. оценки и интервалы времени в регистрационном листе).

Дополнительных баллов (как и основных) не даётся за частично неправильное или незавершённое выполнение. Этапы и особенности выполнения могут быть зафиксированы экспериментатором на бумаге в клеточку.

Максимальная оценка – 48.

Субтест № 10 «РАСПОЛОЖЕНИЕ КАРТИНОК»

Инструкция. Для всех испытуемых предъявите 3 картинки пробы №1 "Гнездо", в порядке номеров на обратной стороне картинок, слева направо от испытуемого и скажите: "Эти картинки рассказывают историю птичьего гнезда, но они сейчас в неправильном порядке, положите их в правильном порядке так, чтобы была правильная последовательность событий" ("что было сначала, что потом, что в конце").

Если испытуемый сложил их правильно, уложившись во времени, оцените 4 баллами и переходите к заданию 2, сказав: "У меня есть еще несколько серий картинок для Вас. Расположите их последовательно. В каждом случае они перемешаны и Вы должны расположить их в правильном порядке так, чтобы получилась наиболее подходящая история, когда будет готово, скажите".

Если испытуемый не справляется с "Гнездом", сами положите правильную последовательность, говоря: "Порядок расположения картинок должен быть таким: первое – птица строит гнездо, на следующей картинке изображены яйца, которые птица снесла и на последней картинке показано, как птица кормит птенцов, которых она вывела".

Предъявите картинки ещё раз в начальном непоследовательном (но строго фиксированном, обозначенном цифрами на обороте каждой картинки) порядке и скажите: "Теперь положите их в правильном порядке". Оцените 2 баллами, если испытуемый сложил теперь в правильной последовательности и в ограниченное время, 0 – если он и второй раз не справился. В любом случае переходите к следующему заданию этого субтеста.

Положите перед испытуемым задание №2 "Дом" в порядке, обозначенном на обратной стороне цифрами. Скажите: "Теперь попробуйте сложить это, расположите эти картинки в правильном порядке".

Если испытуемый расположил их правильно в ограниченное время, оцените 4 баллами и переходите к другим заданиям.

Если он не справился, покажите, как в предыдущем случае, говоря: "Эти картинки о строительстве человеком дома: первая – укладка фундамента, следующая показывает частично построенный дом и последняя показывает уже законченный дом и малярную отделку (побелку)".

Положите карточки в порядке цифр снова и скажите: "Теперь Вы положите их в правильном порядке". Если испытуемый теперь сложил в правильном порядке, оцените 2 баллами и переходите к следующим. Но дополнительных демонстраций (показа) больше не делайте.

Для серии 3-8 предложите картинки в обозначенном цифрами порядке, каждый раз говорите: "Теперь попробуйте разложить это. Положите эти картинки в правильном порядке". Попросите: "Скажите мне, когда Вы кончите".

Фиксируйте в протоколе порядок картинок, как их сложил испытуемый, в соответствии с буквами на обратной стороне картинок. *

Ограничение времени: 60 сек. – для заданий №№ 1-6; 120 сек. – для заданий №№ 7-8. Регистрируйте время, за которое испытуемый расположит каждую серию, точно. Как уже говорилось, для заданий №№ 1-2 возможны повторные пробы в дополнительные 60 секунд.

Оценка: за серии 1-2: первое успешное испытание пробы (выполнение с первого раза за время не более 60 сек.) – 4 балла; второе испытание пробы – 2 балла (если испытуемый справился). Серии 3-8 по 4 балла за правильное расположение в ограниченное время, но за серии 7 и 8, если он сложит их правильно, ставятся дополнительные баллы за быстрое выполнение (см. регистрационный лист). Образцы правильных расположений (допустимых вариантов) и их оценку с учётом времени выполнения также смотрите в регистрационном листе.

Максимальная оценка – 36.

 

Субтест № 11 «СКЛАДЫВАНИЕ ФИГУР (ОБЪЕКТОВ)»

 

Инструкция. Предъявите поочередно испытуемому задания: Человечек, Профиль лица, Рука и Слон. Располагайте части каждой пробы перед испытуемым, в строго определенном порядка и положении, как показано на схеме, закрывая экраном это расположение от испытуемого, пока не будет всё готово. Выложите сначала части Человечка. Убрав экран, скажите: "Если эти части положить вместе правильно, что-то получится. Приступайте и сложите их вместе как можно быстрее. Когда будет готово, скажите".

Выложите части для других заданий в соответствующей последовательности так, как показано на схеме, в каждом случае говорите: "Сложите это вместе как можно быстрее". Не давайте испытуемому увидеть заранее уже сложенные картинки (в коробке или на схеме).

Ограничение времени: Человечек и Профиль лица – 120 секунд

Рука и Слон – 180 секунд

Начинайте считать время как только экран будет убран и указания будут даны. Регистрируйте точно время, которое потребуется испытуемому, чтобы сложить каждую фигуру. Если он сделает это правильно в ограниченное время, даётся премия (дополнительные баллы) за быстрое выполнение (см. на регистрационном листе).

Оценка: Один балл за каждое правильное соединение частей, сделанное в ограниченное время. Небольшое расстояние (просвет) между частями в пределах 0,5 см. является допустимым. Соединения, которые надо будет оценить, обозначены на схеме значком " х ". Дайте балл за каждое правильное соединение, даже если это будет в неполном сложении. Например, если 2 части уха в Профиле лица сложены отдельно от головы (или вставлены на место, но с поворотом на 1800), ставится 1 балл, но если они правильно положены на место в фигуру – оценивают это 3 баллами. Или, если две части Слона, правильно соединены, это оценивается 1 баллом, даже если они не сложены с другой частью тела.

Оценку для законченного (и незаконченного) складывания и лимиты времени см. в регистрационном листе или на специальной схеме, которую удобно наклеить на внутреннюю (обращённую к экспериментатору) сторону экрана. Глядя на схему, экспериментатор выкладывает части каждой фигуры в определённом порядке и в определённом положении, а затем оценивает в соответствии с количеством правильных соединений (количеством крестиков на схеме) и времени, указанного там же.


* Поскольку нет адекватной замены изображению американского флага (в оригинале), мы рекомендуем заменить эту картинку картинкой из детского варианта теста (WISC), например, мухой без усиков или петуха без шпоры на одной ноге.

 

* Мы рекомендуем на отдельном листе записывать столбиком по буквам расположение картинок каждой серии (начиная с 3-ей) испытуемым (когда он сообщает о завершении серии и время отмечено) и затем, по буквам, объяснение испытуемым содержания каждой картинки каждой “истории”. После этого просим придумать название для каждой серии. Результаты не влияют на количественную оценку, но дают ценный материал для качественного анализа, при котором могут быть выявлены личностные (“проективные”) особенности испытуемого, чувство юмора, особенности восприятия и осмысления содержания, в том числе и “патопсихологические” проявления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: