Грамм М.И. История цивилизации в зеркале мер, единиц, денег: Занимательная энциклопедия с Интернет- адресами. – Челябинск, 2004.




  1. Дворянские роды Российской империи. Т. 1 Князья. – СПб, 1993.
  2. Древнерусское искусство: Рукописная книга.- М.,1974.
  3. Зварич В.В. Нумизматический словарь.- Львов, 1978.
  4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.,1965.
  5. Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков.- Л.,1962.
  6. Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства ХVIII- начала ХХ в.- М.,1978.
  7. Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. - М.,1978.
  8. Купцов И.В. Род Строгановых. – Челябинск, 2005.
  9. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем: Проблемы антропонимики.- М.,1970.
  10. Любимов С.В. Титулованные роды Российской империи: опыт подробного перечисления всех титулованных дворянских фамилий, с указанием происхождения каждой фамилии, а также времени получения титула и утверждения в нем. – М., 2004.
  11. Манько. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти: Исторические очерки. – М., 2003.
  12. Мельникова А.С. Булат и злато: (О значении нумизматики в истории русского государства). – М., 1990.
  13. Никонов В.А. Имя и общество.- М.,1974.
  14. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь.- М.,1966.
  15. Нумизматика и эпиграфика:сб. науч. трудов. – Вып. 17. – М., 2005.
  16. Нумизматический сборник 1998 г. К 80-летию В.М.Потина. - СПб.-М.,1998.
  17. Палеографический альбом.- Л.,1968.
  18. Попов А.И. Географические названия: Введение в топонимику.- М.,1965.
  19. Портреты, гербы, печати Большой государственной книги 1672 г. - СПб.,1903.
  20. Потин В.М. Монеты, клады, коллекции.- СПб.,1993.
  21. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М., 2006.
  22. Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками.- М.,1967.
  23. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения.- Ростов н/Д.,1976.
  24. Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий.- Новосибирск, 1993.
  25. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. - М.,1970.
  26. Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи ХI-ХIV вв.- М.,1964.
  27. Селешников С.И. История календаря и хронология.- М.,1977.
  28. Семенов И.С. Европейские династии: полный генеалогический справочник. – М., 2006.
  29. Соболева Н.А. Российская областная и городская геральдика ХVIII- ХIХ вв. -М.,1981.
  30. Соболева Н.А. Русские печати.- М.,1991.
  31. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. -М.,1985.
  32. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России.- М.,1993.
  33. Советская историческая энциклопедия. Т.1-16. Генеалогия. Геральдика. Звания воинские. Календарь. Метрология. Нумизматика. Письмо. Ордена и медали СССР. Хронология. Чины, звания и титулы в России.
  34. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. - Л.,1963.
  35. Спасский И.Г.Русская монетная система.- Л.,1970.
  36. Суперанская А.В. Имя - через века и страны.- М.,1990.
  37. Суперанская А.В. Что такое топонимика?- М.,1985.
  38. Т.1-2.
  39. Тихомирова М.Н., Муравьева А.В. Русская палеография. - М.,1982.
  40. Топонимика Урала и Севера Европейской части СССР: сб. науч. трудов. – Свердловск, 1985.
  41. Уздеников В.В. Монеты России, 1700-1917. – М., 1986.
  42. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают.- М.,1963.
  43. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. – М., 1993.
  44. Хоруженко О.И. Дворянские дипломы XVIII века в России. – М., 1999.
  45. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник.- М.,1969.
  46. Шепелев Л.Е. Отмененные историей чины, звания и титулы в Российской империи.- Л.,1977.
  47. Шорин П.А. Монеты СССР. - М.,1971.
  48. Шур Я.И. Когда? Рассказы о календаре.- М.,1968.
  49. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси Х -ХV вв.- М.,1970.
  50. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья: Домонгольский период.- М.,1956.
  51. Янин В.Л. Я послал тебе бересту.- М.,1975.
  52. Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси Х -ХV вв. Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.- М.,1998.

 

 

III. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

Наименование модуля и тем курса Количество часов
    Аудиторная работа   Самост. работа
    Всего Лекции Семинары Лаборат. занятия    
  Палеография          
1.1. Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке          
1.2. История русской палеографии. Возникновение письменности у восточных славян          
1.3. Развитие графики кирилловского письма          
  Хронология          
2.1. Понятие о времени, календари. Развитие системы счета времени на территории нашей страны          
2.2. Методика работы с таблицами по переводу дат на современную систему летоисчисления          
  Русская метрология и нумизматика          
3.1. Метрология          
3.2. Нумизматика          
  Сфрагистика, геральдика, ономастика, генеалогия и система социального этикета          
4.1. Сфрагистика и геральдика          
4.2. Историческая ономастика, генеалогия и система социального этикета          
  ВСЕГО          
                   

Соотношение текущего и итогового контроля по модулям программы (в процентах)

Модуль Текущий контроль Итоговый контроль Всего
  Палеография 100 % 0 % 100 %
  Хронология 40 % 60 % 100 %
  Метрология и нумизматика 40 % 60 % 100 %
  Сфрагистика, геральдика, ономастика, генеалогия и система социального этикета 0 % 100 % 100 %

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Модуль 1. Палеография Цели: 1. Усвоить понятия: археография, водяные знаки, гербовая бумага, глаголица, графика письма, дипломатика, идеографическое письмо, иероглифическое письмо, инициал, историческая география, каллиграфическое письмо, кашениль, киноварь, кириллица, крыж, курсивное письмо, латиница, логографическое письмо, миниатюра, орнамент, палеография, папирология, палимисеты, пергамен, пиктограмма, текстология, титло, топонимика, фалеристика, фразеологическое письмо, черты и резы. 2. Усвоить теоретические знания о различных типах письма, о возникновении письменности на территории нашей страны, о различных начерках кирилловского письма. 3. Получить практические навыки чтения текстов XIII-XVIII вв.
Аудиторная работа
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия

 

Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке (1 час) План: 1. Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке. 2. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. 3. Конкретные вспомогательные исторические дисциплины. Литература: 1, 12,13, 16, 54.   Тема 2. История русской палеографии. Возникновение письменности у восточных славян (1 час) План: 1. Предмет, задачи и метод палеографии. 2. История русской палеографии. 3. Возникновение и развитие письма. 4.Древнеславянская письменность. Литература: 1, 20, 34, 36, 57, 71. Тема 3. Развитие графики кирилловского письма (2 часа) План: 1. Уставное письмо. 2. Полууставное письмо. 3. Скорописное письмо. 4. Печатное письмо. 5. Стенография и криптография. 6. Материалы и документы для письма. 7. Украшение рукописей. Литература:20, 57, 71, 83.   Тема 1. Возникновение и развитие письма. Уставное письмо (2 часа) План: 1.История возникновения письма: фразеологического, логографического, слогового, звукового. 2. История возникновения русского письма. Древнейшие сведения о письменности у восточных славян 3. Палеографическая характеристика уставного письма и выработка навыков чтения (анализ документа) Литература: 1, 11, 12, 20, 34, 36, 57, 71.   Тема 2. Чтение палеографических текстов XII-XVIII вв. (2 часа) 1.Чтение документов после домашней подготовки из пособия (11). Документы №№ 3, 6-9, 10-а. 2.Проверка и разбор самостоятельной работы с документами из пособия (11). Документы №№ 15, 22, 37, 44, 56(1), 61, 63 (1-3), 64. Литература: 11. Тема 1. Полууставное и скорописное письмо (2 часа) План: 1.Датировка полууставного и скорописного письма. 2.Характеристика особенностей полууставного и скорописного письма. 3.Выработка навыков чтения текста. Литература: 20, 36, 12, 13, 49, 57, 65, 71.   Тема 2. Чтение скорописи XII-XVIII вв. (2 часа) План: 1.Чтение группами по 5-6 человек «Манифеста Е.И. Пугачева донским казакам». 2. Обсуждение и комментарии. Литература: 57, 71.  
Внеаудиторная самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1.Подготовка к чтению текстов из практического пособия (11) на занятии(0..+1,5)   2.Письменная работа - расшифровка текстов из практического пособия (11) (0…+1,5) Формы самостоятельной работы: изучение научной литературы, анализ текста, письменная работа. Формы отчетности: чтение любого текста в аудитории без подготовки, проверка письменных работ 1. Ведение терминологического словаря. +0,2 2. Рефераты, доклады. + 0,2…+0,5. Формы самостоятельной работы: изучение научной литературы, ведение словаря, подготовка реферата, доклада. Формы отчетности: словарь, текст реферата, доклада.
Текущий контроль
Формы контроля: устный индивидуальный и фронтальный контроль, экспресс-контроль, проверка письменных работ
Итоговый контроль
Контрольные вопросы по модулю:
  1. Что изучает палеография?
  2. Основные этапы развития русской палеографии.
  3. Что такое письмо?
  4. Фразеологическое письмо.
  5. Логографическое письмо, его развитие и виды.
  6. Силлабографическое письмо, его распространение и виды.
  7. Возникновение буквенно-звукового письма и его распространение.
  8. Возникновение и развитие кириллицы.
  9. Общие признаки глаголицы и кириллицы, их отличие от черт и резов.
  10. Цифровое значение букв кириллицы.
  11. Особенности графики уставного письма.
  12. Особенности полууставного письма.
  13. Особенности скорописи.
  14. Основные скорописные знаки.
  15. Взаимосвязь особенностей письма и времени составления документа.
  16. Печатное письмо.
  17. Стенография.
  18. Материалы и инструменты для письма.
  19. Виды украшения рукописей.
  20. Стиль орнамента, используемого в заставках.
  21. Стили миниатюр.
  22. Расположение текста на листе.
  23. Криптография, ее виды.
 
       

 

 

Модуль 2. Хронология Цели: 1. Усвоить понятия: вруцелета, григорианский календарь, индикт, историческая хронология, календарь, лунный календарь, лунно-солнечный календарь, солнечный календарь, синодический месяц, хронология, эра, юлианский календарь. 2. Усвоить теоретические знания о различных системах счета времени и их развитии, о создании календарей, о методах перевода исторических дат на современную систему летоисчисления. 3. Получить практические навыки перевода дат на современную систему летоисчисления, определения дня недели исторических дат, определения даты Пасхи и датировки событий по указаниям на церковные праздники.
Аудиторная работа
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия

 

Тема 1. Понятие о времени, календари. Развитие системы счета времени на территории нашей страны (3 часа) План: 1.Предмет, задачи и метод хронологии. Источники и история русской хронологии. 2.Лунный, лунно-солнечный и солнечный календари. 4.Юлианский и григорианский календари. Эры. 5. Календарь восточных славян до введения христианства. 6. Римский календарь. 7.Реформы русского календаря (XV-XX вв.) Литература: 1, 6, 12, 16, 25, 29, 59, 80.   Тема 2. Методика работы с таблицами по переводу дат на современную систему летоисчисления (1 час) План: 1.Методика датировки событий. 2. Методика определения дня недели. 3. Методика определения Пасхи. Литература: 6, 16, 25, 59, 80   Тема 1. Использование методов хронологии при работе с историческими источниками (2 часа) План: 1.Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление(решение задач). 2.Уточнение датировки документов по указаниям индиктов (решение задач). 3.Датировка событий по указаниям на церковные праздники (решение задач).   Литература: 6, 25, 29, 12, 13, 16, 59, 65.  
Внеаудиторная самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Составление хронологических таблиц и решение задач(0…+1,5) Формы самостоятельной работы: работа с хронологическими таблицами, их составление, решение задач. Формы отчетности: проверка таблиц и задач 1. Ведение терминологического словаря. +0,2 2.Рефераты, доклады. + 0,2…+0,5. Формы самостоятельной работы: изучение научной литературы, ведение словаря, подготовка реферата. Формы отчетности: словарь, текст реферата, доклада.
Текущий контроль
Формы контроля: устный индивидуальный и фронтальный контроль, экспресс-контроль, проверка письменных работ, программированный контроль (компьютерное тестирование)
Итоговый контроль
Контрольные вопросы по модулю:
  1. Что такое хронология?
  2. Развитие русской хронологии.
  3. Какие единицы времени Вы знаете? Как они соотносятся с современной системой исчисления времени? Назовите основные виды единиц времени.
  4. Что такое календарь? Какие виды календарей Вы знаете?
  5. Как и когда возник Юлианский календарь?
  6. Почему возникла необходимость создать Григорианский календарь?
  7. Как произошел переход нашей страны на Григорианский календарь?
  8. Что такое «эра»? Какие эры Вы знаете?
  9. Почему при переводе дат с эры от сотворения мира на эру от рождества Христова вычитается разное количество лет?
  10. Что такое индикт?
  11. Как определить стиль года (начало года)?
  12. Что такое вруцелета?
  13. Как определение вруцелета связано с выбором начала года при определении дня недели?
 
       

 

 

Модуль 3. Русская метрология и нумизматика Цели: 1. Усвоить понятия: аверс, аршинно-саженная система, боны, бонистика, белон, гурт, дежа, денежная единица, деньга, динар, дирхем, златники, зобница, клад, кредитный билет, лаж, метрическая система, метрология, монетная легенда, монетная регалия, монетная типология, монетная стопа, полушка, поприще, порча монеты, пуз, пядилоктевая система, реверс, рубеж, саженно-футовая система, серебряники, сертификат, электрон. 2. Усвоить теоретические знания о различных системах мер длины, веса и их развитии, о методах перевода измерений в исторических источниках в метрическую систему, о денежных единицах и их видах, о различных денежных системах и их развитии, о методах исторического анализа информации источников относительно денежных единиц. 3. Получить практические навыки перевода измерений в исторических источниках в современную метрическую систему, соотнесения денежных единиц в исторических источниках со стоимостью благородного металла.
Аудиторная работа
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия

 

Тема 1. Возникновение и развитие русской метрологии. Метрология Киевской Руси (2 часа) План: 1.Предмет, задачи и метод метрологии. 2.Источники и история русской метрологии. 3. Создание системы мер длины в Киевской Руси. Литература: 1, 3, 7, 13, 82.   Тема 2. Метрология XIII-XX вв. (2 часа) План: 1.Метрология периода феодальной раздробленности. 2. Метрология Русского централизованного государства. 3. Метрология Российской империи. 4. Метрология советского периода. Литература: 7, 12, 13, 82.   Тема 3. Русская нумизматика (2 часа) План: 1.Понятие и термины нумизматики. 2.Система денежного счета Киевской Руси. Безмонетный период. 3.Русская монетная система в XVIII-XX вв. Литература: 35, 44, 47, 48, 52, 73, 74, 82.   Тема 1. Русские меры и денежный счет в IX-XX вв. (2 часа) План: 1.Меры и денежный счет Киевской Руси. 2. Меры и денежный счет периода феодальной раздробленности. 3.Меры и денежный счет Русского централизованного государства. 4. Меры и денежный счет Российской империи. 5. Меры и денежный счет в СССР. 6. Решение задач. Литература: 7,12, 13, 16, 65, 82. Тема 2. Нумизматика (2 часа) План: 1.Основные нумизматические термины. 2. Монеты Древней Греции, Рима и средневековой Европы. 3. Русские монеты Х-ХХ вв. Развитие монетного дела. 4. Нумизматическая работа в школе. Литература: 35, 44, 47, 48, 52, 73, 74, 82.    
Внеаудиторная самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Составление метрологических таблиц и решение задач(0…+1,5) Формы самостоятельной работы: работа с научной литературой, письменная работа - составление метролологических таблиц, решение задач. Формы отчетности: проверка письменных работ 1. Ведение терминологического словаря. +0,2 2.Рефераты, доклады. + 0,2…+0,5. 3. Составить описание монеты «Иоахимсталлер» + 0,2…+0,5. Формы самостоятельной работы: изучение научной литературы, ведение словаря, подготовка реферата. Формы отчетности: словарь, текст реферата, доклада.
Текущий контроль
Формы контроля: устный индивидуальный и фронтальный контроль, экспресс-контроль, проверка письменных работ, программированный контроль (компьютерное тестирование)
Итоговый контроль
Контрольные вопросы по модулю:
  1. Что такое историческая метрология? Источники и задачи метрологии.
  2. Охарактеризуйте основные этапы истории развития метрологии.
  3. Перечислите все реформы мер длины в России с XI в.
  4. Перечислите денежные системы периода Киевской Руси и феодальной раздробленности, денежные системы в Московском княжестве.
  5. Перечислите все денежные реформы в нашей стране начиная с XV века.
  6. Охарактеризуйте сущность денежной реформы Елены Глинской в 1535 г.
  7. Когда и где была принята метрическая система мер?
  8. Когда метрическая система мер была принята как международная?
  9. Когда и как метрическая система мер была принята в России?
  10. Назовите основные и производные единицы метрической системы.
  11. Что такое гурт монеты? Каким он бывает?
  12. Что входит в легенду монеты?
  13. Что такое проба монеты?
  14. Какие металлы и сплавы идут на чеканку монет? Как они называются и что содержат?
  15. Когда появились первые бумажные деньги в России?
  16. Охарактеризуйте сущность денежной реформы Канкрина 1840-1842 гг.
  17. Охарактеризуйте сущность денежной реформы С.Ю. Витте в 1897 г.
  18. Охарактеризуйте сущность денежной реформы в СССР в 1922-1924 гг.
 
       

 

 

Модуль 4. Сфрагистика, геральдика, ономастика, генеалогия и система социального этикета Цели: 1. Усвоить понятия: гемма, генеалогия, геральдика, герб, глава щита, звание, инталья, «кавалер», камея, матрица, ономастика, орден, перевязь щита, погоны, Подножье щита, пояс щита, светские чины, столб щита, стропила щита, сигиллография, сфрагистика, титул, чин, щит, щитодержатели, эполеты, эпиграфика, этимология. 2. Усвоить теоретические знания о происхождении печатей, их видах, матрицах, о происхождении гербов, о законах теоретической геральдики, о происхождении государственного герба России, гербов российских городов, дворянских родов XVIII-XX вв. 3. Получить практические навыки составления генеалогического древа, расшифровки географических названий.
Аудиторная работа
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия

 

Тема 1. Русская сфрагистика и геральдика (4 часа) План: 1.Сфрагистика. Происхождение печатей. 2.История печатей в России. 3. Рядовые эмблемы и происхождение гербов. 4.Теоретическая геральдика. 5. История развития русской геральдики. 6.Государственный герб России и гербы городов. Литература: 4, 5, 8,10, 11, 13, 15, 17, 43, 53, 61, 62, 63, 64, 75, 81, 84.   Тема 2. Историческая ономастика, генеалогия, и система социального этикета (4 часа) План: 1.Историческая топонимика. 2.Историческая этнотопонимика. 3.Историческая антропонимика. 4.Методика генеалогического исследования. 5.История русской генеалогии. 6. Русские системы социального этикета. Литература: 21, 22, 23,26,28, 40, 41, 42, 45, 46, 50, 56, 60,65, 68, 69, 72, 76, 78.      
Внеаудиторная самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Составление генеалогического древа известных русских родов.(0…+1,5) Формы самостоятельной работы: работа с научной литературой, письменная работа - составление генеалогического древа. Формы отчетности: проверка письменных работ 1. Ведение терминологического словаря. +0,2 2.Рефераты, доклады. + 0,2…+0,5. 3.Расшифровка географических названий или имен (составление словарика)+0,2,…0,5 Формы самостоятельной работы: изучение научной литературы, ведение словаря, подготовка реферата, письменная работа – составление словарика географических названий. Формы отчетности: словарь, текст реферата, доклада.
Текущий контроль
Формы контроля: устный индивидуальный и фронтальный контроль, экспресс-контроль, проверка письменных работ, программированный контроль (компьютерное тестирование)
Итоговый контроль
Контрольные вопросы по модулю:
  1. Когда и где появились первые печати?
  2. Печати Боспорского царства.
  3. Виды печатей и матриц.
  4. Родовые знаки и печати первых Рюриковичей.
  5. Русско-греческая традиция в изготовлении печатей.
  6. Государственные печати XV-XVI вв. в России.
  7. Государственные печати XVII-XIX вв. в России.
  8. Государственные печати СССР.
  9. Государственный герб России.
  10. Возникновение теоретической геральдики.
  11. Виды щитов в теоретической геральдике. Их составные части и раскраска.
  12. Виды российских гербов XVIII-XX вв.
  13. Гербы российских городов XVIII-XX вв.
  14. Советская геральдика.
  15. Русские государи. Принципы наследования.
  16. Местничество. Иерархия феодалов в XV-XVII вв.
  17. Табель о рангах.
 
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: