Признаки рыночной структуры




  1. Число продавцов и покупателей на рынке данного товара.
  2. Степень дифференциации продукта, продаваемого на данном рынке.
  3. Наличие или отсутствие преимуществ для традиционно торгующих на данном рынке продавцов, по сравнению с новыми.
  4. Круг доступной для участников рыночного обмена информации.

 

Продавец Спрос     Предложение Покупатель
  Один Несколько Много
Один двусторонняя монополия ограниченная монополия совершенная (чистая) монополия
Несколько ограниченная монополия двусторонняя монополия олигополия предложения
Много монополия олигополия спроса совершенная конкуренция

 

«много» - множество экономических агентов, при котором невозможно воздействие на экономику отдельного покупателя или продавца.

«несколько» - означает, что каждый экономический агент своим решением затрагивает интересы других агентов и поэтому может ожидать их ответной реакции, т.е. должен вести себя осторожно.

 

2). Рынок совершенной конкуренции обладает следующим признаками:

1. Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов независимых друг от друга, производящих один и тот же стандартизированный продукт многим покупателям.

  1. Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке товара (<1%).
  2. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов, как угрозу собственным интересам.
  3. Доступность информации о ценах, технологии, вероятной прибыли, существует возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка.
  4. Свободное перемещение ресурсов.
  5. Отсутствие ограниченного при входе и выходе на рынок для продавцов стандартной продукции.
  6. Отсутствие транспортных издержек.

Если все эти условия будут выполняться, можно ли говорить о рынке? Он может реально существовать?

В большей степени перечисленные условия подходят к с/х продукции.

Важно отметить, что экономическая теория до I мировой войны строилась из предпосылок совершенной конкуренции. Эти условия считались наиболее выгодными для общества. Монопольные образования считались исключениями.

Давайте определимся с понятием конкуренции. По всей видимости конкуренцию можно рассматривать как с точки зрения производителя, так и потребителя.

Конкуренция – тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, за наиболее выгодное приложение капитала, рынков сбыта, за потребителя.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Существует ли различие между конкуренцией, соперничеством, соревнованиями?

 

3). С точки зрения теории рынка общество всегда интересовала проблема обмена, причем эквивалентного, т.е. состояние равновесия, когда ДЕ = SЕ

В экономической теории различают достижение равновесия в различных временных интервалах.

Краткосрочный период: когда условия производства не меняются.

 

В результате увеличения доходов населения возрос спрос на какой-то товар (велосипеды). В результате увеличился спрос, равновесие нарушается, цена повышается, предложение повышается за счет внутренних ресурсов (запасы, интенсивное использование мощностей).

Следовательно, увеличение спроса приводит к росту цены равновесия.

 

Долгосрочный период: условия производства меняются.

Увеличение цены дает сигнал о необходимости расширения производства. Следовательно, предложение будет увеличиваться. Предложение будет стремиться к спросу, т.к. увеличившуюся цену удержать невозможно, она будет снижаться.

Следовательно, увеличение предложения товара снижает цену равновесия. Таким образом, поведение рынка в краткосрочный и долгосрочный периодах различно.

Для анализа производственных возможностей следующие категории:

Прибыль – разница между общей выручкой и общими затратами

 

П = TR – TC = (P * Q) – TC

 

Ее рост может быть обеспечен и за счет роста общей выручки и за счет снижения затрат. На это и направлена деятельность фирмы, максимизурующей прибыль.

Общая выручка (TR) – вся сумма дохода, полученная фирмой от продажи данног объема произведенной продукции.

 

TR = P * Q

Средняя выручка (AR) – общая выручка деленная на общее количество реализованной продукции.

 

AR = TR / Q = P * Q / P = P

 

В условиях совершенной конкуренции средняя выручка = цене единицы изделия.

Предельная выручка (MR) – это прирост общей выручки в результате увеличения объема производства на единицу.

 

MR = ΔTR / ΔQ; MR = d(TR) / dQ

 

Так как увеличение объема на 1 единицу, то MR = P = AR. Изобразим графически зависимость между TR, AR, MR. Предположим, что Т объема производства цена товара const.

 

Производство Цена Общая выручка Пред. выручка
             
             
            -1
            -8
             

 

 

 

Если известно, как по мере роста производства меняются и выручка и затраты, то условие max прибыли не найти.

 

d(TR) / dQ = d(TC) / dQ, где Q > 0

 

Достигнув оптимального уровня производства, фирма окажется в равновесном положении, α сохранится пока не изменится цена или затраты.

Равновесие фирмы в коротком периоде в условиях сов. конкуренции.

 

 

Максимизация прибыли фирмой в условиях сов. конкуренции в короткий период.

 

 

Если AC < P, то фирма будет получать прибыль оп сравнению с другими фирмами до (.)Е

Если цена вдруг снизится, то фирма будет производить до тех пор, пока будут покрываться AVC – сред. Переменные издержки, теория убытки. Ниже (.)Е – точка прекращения производства, если P < AVC

Необходимым и достаточным условием равновесия фирмы в краткосрочный период является

 

P = MR =MC = min AC

 

Долгосрочный период.

 

 

Если просуммировать кривые отдельных фирм по горизонтали, можно получить кривую предложения отрасли.

Если в условиях сов. конкуренции число фирм (в одной отрасли) велико, то линия суммарного рыночного предложения представить как кривая S. Пересечение с кривой спроса определяет равновесие P и Q. Если это положение будет обеспечивать положительную экономическую прибыль, то сюда будут переливаться новые капиталы. Следовательно, увеличение количества производства произведет сдвиг S → S. Новая равновесная цена будет соответствовать уровню средних затрат типичной фирмы длительного периода.

Условие αMC = ATC =αAC = P

Конкуренция сравнивает издержки.

 

 

Самоокупаемая фирма.

- Фирма, покрывающая все свои издержки

- получение нулевой экономической прибыли

Условие: рыночная цена на продукцию, позволяющая предприятию лишь покрывать свои издержки.

 
 


 

 

3. Убыточная фирма.

- рыночная цена < минимально возможных средних издержек.

 

 

 

 

  1. Минимизация убытков – корректировка объема выпуска продукции – установление P = MC.

       
   

 

 


  1. Прекращение производства – падение цены ниже минимума средних переменных издержек P < min AVC



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: