- Число продавцов и покупателей на рынке данного товара.
- Степень дифференциации продукта, продаваемого на данном рынке.
- Наличие или отсутствие преимуществ для традиционно торгующих на данном рынке продавцов, по сравнению с новыми.
- Круг доступной для участников рыночного обмена информации.
Продавец | Спрос Предложение | Покупатель | |
Один | Несколько | Много | |
Один | двусторонняя монополия | ограниченная монополия | совершенная (чистая) монополия |
Несколько | ограниченная монополия | двусторонняя монополия | олигополия предложения |
Много | монополия | олигополия спроса | совершенная конкуренция |
«много» - множество экономических агентов, при котором невозможно воздействие на экономику отдельного покупателя или продавца.
«несколько» - означает, что каждый экономический агент своим решением затрагивает интересы других агентов и поэтому может ожидать их ответной реакции, т.е. должен вести себя осторожно.
2). Рынок совершенной конкуренции обладает следующим признаками:
1. Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов независимых друг от друга, производящих один и тот же стандартизированный продукт многим покупателям.
- Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке товара (<1%).
- Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов, как угрозу собственным интересам.
- Доступность информации о ценах, технологии, вероятной прибыли, существует возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка.
- Свободное перемещение ресурсов.
- Отсутствие ограниченного при входе и выходе на рынок для продавцов стандартной продукции.
- Отсутствие транспортных издержек.
Если все эти условия будут выполняться, можно ли говорить о рынке? Он может реально существовать?
В большей степени перечисленные условия подходят к с/х продукции.
Важно отметить, что экономическая теория до I мировой войны строилась из предпосылок совершенной конкуренции. Эти условия считались наиболее выгодными для общества. Монопольные образования считались исключениями.
Давайте определимся с понятием конкуренции. По всей видимости конкуренцию можно рассматривать как с точки зрения производителя, так и потребителя.
Конкуренция – тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, за наиболее выгодное приложение капитала, рынков сбыта, за потребителя.
Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
Существует ли различие между конкуренцией, соперничеством, соревнованиями?
3). С точки зрения теории рынка общество всегда интересовала проблема обмена, причем эквивалентного, т.е. состояние равновесия, когда ДЕ = SЕ
В экономической теории различают достижение равновесия в различных временных интервалах.
Краткосрочный период: когда условия производства не меняются.
В результате увеличения доходов населения возрос спрос на какой-то товар (велосипеды). В результате увеличился спрос, равновесие нарушается, цена повышается, предложение повышается за счет внутренних ресурсов (запасы, интенсивное использование мощностей).
Следовательно, увеличение спроса приводит к росту цены равновесия.
Долгосрочный период: условия производства меняются.
Увеличение цены дает сигнал о необходимости расширения производства. Следовательно, предложение будет увеличиваться. Предложение будет стремиться к спросу, т.к. увеличившуюся цену удержать невозможно, она будет снижаться.
Следовательно, увеличение предложения товара снижает цену равновесия. Таким образом, поведение рынка в краткосрочный и долгосрочный периодах различно.
Для анализа производственных возможностей следующие категории:
Прибыль – разница между общей выручкой и общими затратами
П = TR – TC = (P * Q) – TC
Ее рост может быть обеспечен и за счет роста общей выручки и за счет снижения затрат. На это и направлена деятельность фирмы, максимизурующей прибыль.
Общая выручка (TR) – вся сумма дохода, полученная фирмой от продажи данног объема произведенной продукции.
TR = P * Q
Средняя выручка (AR) – общая выручка деленная на общее количество реализованной продукции.
AR = TR / Q = P * Q / P = P
В условиях совершенной конкуренции средняя выручка = цене единицы изделия.
Предельная выручка (MR) – это прирост общей выручки в результате увеличения объема производства на единицу.
MR = ΔTR / ΔQ; MR = d(TR) / dQ
Так как увеличение объема на 1 единицу, то MR = P = AR. Изобразим графически зависимость между TR, AR, MR. Предположим, что Т объема производства цена товара const.
Производство | Цена | Общая выручка | Пред. выручка | |||
-1 | ||||||
-8 | ||||||
Если известно, как по мере роста производства меняются и выручка и затраты, то условие max прибыли не найти.
d(TR) / dQ = d(TC) / dQ, где Q > 0
Достигнув оптимального уровня производства, фирма окажется в равновесном положении, α сохранится пока не изменится цена или затраты.
Равновесие фирмы в коротком периоде в условиях сов. конкуренции.
Максимизация прибыли фирмой в условиях сов. конкуренции в короткий период.
Если AC < P, то фирма будет получать прибыль оп сравнению с другими фирмами до (.)Е
Если цена вдруг снизится, то фирма будет производить до тех пор, пока будут покрываться AVC – сред. Переменные издержки, теория убытки. Ниже (.)Е – точка прекращения производства, если P < AVC
Необходимым и достаточным условием равновесия фирмы в краткосрочный период является
P = MR =MC = min AC
Долгосрочный период.
Если просуммировать кривые отдельных фирм по горизонтали, можно получить кривую предложения отрасли.
Если в условиях сов. конкуренции число фирм (в одной отрасли) велико, то линия суммарного рыночного предложения представить как кривая S. Пересечение с кривой спроса определяет равновесие P и Q. Если это положение будет обеспечивать положительную экономическую прибыль, то сюда будут переливаться новые капиталы. Следовательно, увеличение количества производства произведет сдвиг S → S. Новая равновесная цена будет соответствовать уровню средних затрат типичной фирмы длительного периода.
Условие αMC = ATC =αAC = P
Конкуренция сравнивает издержки.
Самоокупаемая фирма.
- Фирма, покрывающая все свои издержки
- получение нулевой экономической прибыли
Условие: рыночная цена на продукцию, позволяющая предприятию лишь покрывать свои издержки.
3. Убыточная фирма.
- рыночная цена < минимально возможных средних издержек.
- Минимизация убытков – корректировка объема выпуска продукции – установление P = MC.
- Прекращение производства – падение цены ниже минимума средних переменных издержек P < min AVC