СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ НОУ ВПО МГУТУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По подготовке к экзаменам
По дисциплине «Антикризисное управление»
Составлены доцентом кафедры «Организация и учет хозяйственной деятельности» Новиковой В.И.
СМОЛЕНСК 2009
Вопросы для самопроверки знаний (к экзамену)
1. Кризис и его роль в социально-экономическом развитии
1. Причины возникновения кризиса
2. Признаки кризиса
3. Человеческий фактор кризиса
4. Тенденции кризиса и его проявления
5. Причины появления возможности экономических кризисов
6. Основные причины экономических кризисов
7. Фазы циклов общественного воспроизводства и их проявление
8. Виды экономических кризисов и их различия
10.Современные тенденции динамики экономических
кризисов
11.Возможные причины неудач хозяйственных объектов
12.Классификация кризисов с точки зрения современной теории регуляции
13.Основные признаки выхода из кризисных ситуаций
14.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
15.Механизм нормативно-законодательного регулирования кризисных ситуаций
16.Основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций
17.Юридическая и социологическая составляющие понятия «легитимность власти»
18.Кризис государственной власти и его проявления
19.Сущность управления политическим конфликтом
20.Факторы развития организации, характеризующие опасность кризиса
21.Причины и симптомы кризисного развития
22.Тенденции циклического развития организации
23.Условия повышения вероятности и опасности кризиса
24.Относительно управляемые и неуправляемые процессы
25.Что представляет собой антикризисное развитие
26.Чем определяется возможность и необходимость антикризисного управления?
27.Основные черты антикризисного управления
28.Факторы, влияющие на эффективность антикризисного управления
29.Эффективность антикризисного управления
30.Диагностирование для развития системы, выявления и локализации кризиса
31.Роль маркетинга в антикризисном управлении
32.Критерии выбора целей маркетинга в антикризисном менеджменте
33.Критерии различий стратегии маркетинга
34.Факторы, учитываемые при оценке предкризисного состояния фирмы
35.Виды рекламы, используемой в менеджменте
36.Чем вызвана потребность предприятий в антикризисном стратегическом управлении
37.Основные этапы антикризисного стратегического планирования
38.Связь между антикризисной стратегией, структурой предприятия, ресурсами и управленческой культурой
39.Банкротство предприятия, его сущность и последствия
40.Тип менеджмента, преобладающий в антикризисном оздоровлении предприятия-должника
41.Санация предприятия, ее суть и назначение
42. Что такое риск и какова его природа?
43.Критерии классификации управленческих рисков
44.Как оценивается величина риска?
45.Процесс управления риском в антикризисном менеджменте
46.Меры защиты от рисков в антикризисном менеджменте
47.Главные источники бизнес-риска в современной кризисной ситуации в России
48.Методы снижения риска в процессе выработки и реализации риск-решений
49.Методы оценки инвестиционного риска
50.Этапы инвестиционного процесса, их содержание и роль в антикризисном управлении
51.Особенности процесса принятия инновационного решения в условиях антикризисного управления
52.Основные факторы, характеризующие инновационный потенциал
53.Основные подходы к оценке инновационного потенциала
54.Роль управленческого персонала в инновационной деятельности предприятия
55.Основные типы инновационной стратегии и их характеристики
56.Основная цель антикризисной инновационной политики государства
57.Роль инновационных структур в условиях кризиса
58.Порядок оценки инновационных проектов
59.Основные критерии для отбора и оценки инновационных проектов
60.Классификационные группы инвестиций, используемых в анализе инвестиционной деятельности
61.Основные источники финансирования инвестиций
62.Виды иностранных инвестиций в России
63.Взаимосвязи между стратегическими и тактическими инвестиционными решениями
64.Основные факторы, обеспечивающие возможность реализации антикризисной инвестиционной политики в России
65.Оценка степени инвестиционной привлекательности предприятий
66.Методы оценки инвестиционных проектов
67.Понятие «чистой приведенной стоимости» и «внутренней нормы доходности»
68.рок окупаемости и индекс рентабельности инвестиций
69.Содержание понятия «технология управления»
70.Особенности технологии антикризисного управления
71.Структура технологической схемы антикризисного управления
72.Как разрабатываются управленческие решения в антикризисном управлении?
73.Факторы, определяющие качество решений в антикризисном управлении
74.Контроль кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления
75.Функции конфликта в организации
76.Причины конфликтов в трудовом коллективе
77.Процесс развития конфликта
78.Возможные способы разрешения конфликта
79.Содержание понятия «персонал управления»
80.Антикризисная кадровая политика организации
81.Цели и приоритеты антикризисной кадровой политики на современном этапе
82.Классификация и характеристика принципов управления персоналом
83.Особенности антикризисного управления персоналом
84.Арбитражный управляющий и его функции
85.Какие личные качества лежат в основе формирования умений и способностей специалиста по антикризисному управлению?
86.Сущность и содержание основных ролей менеджера по аналитическому управлению
87.Цели и принципы работы профсоюзов в условиях кризиса
88.Социальное партнерство и его суть
89.Переговоры и их назначение
90.Факторы, влияющие на ведение переговоров
Проверочные тесты по антикризисному управлению
1. С каким понятием тесно связано понятие «кризис»?
а) банкротство;
б) риск;
в) чрезвычайная ситуация.
2. Какую тенденцию своего существования имеет любая
социально-экономическая система?
а) функционирование;
б) изменение;
в) развитие.
3. Что такое функционирование?
а) поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих её целостность, качественную определённость, сущностные характеристики;
б) приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды;
в) возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов.
4. Развитие — это:
а) условие функционирования социально-экономической системы;
б) приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды;
в) циклическая тенденция наступления кризисов.
5. Кризис — это:
а) политическая ситуация, характеризующая противоречия между социально-экономическими системами;
б) острая потребность в модернизации и реструктуризации на предприятии;
в) крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее её жизнестойкости.
6. Всегда ли выход из кризиса связан с позитивными последствиями?
а) да;
б) иногда да, но в определенных отраслях;
в) нет.
7. На какие два вида разделяются кризисы по масштабам
проявления?
а) общие и локальные;
б) общие и профессиональные;
в) лёгкие и глубокие.
8. На какие виды делятся кризисы по проблематике?
а) скрытые и явные;
б) экономические и политические;
в) макро- и микрокризисы.
9. По причинам возникновения все кризисы делятся:
а) природные и общественные;
б) экологические;
в) психологические.
10. При каких условиях существует опасность кризиса?
а) при проявлении первых признаков наступления
кризиса;
б) опасность кризиса существует всегда;
в) опасность кризиса существует только в очень редких случаях.
11. Антикризисное развитие — это:
а) наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного развития;
б) абсолютное отсутствие кризиса;
в) борьба с кризисом.
12. Что является первопричиной возникновения экономических кризисов?
а) рост безработицы;
б) специализация и кооперация труда;
в) разрыв между производством и потреблением товаров.
13. Из каких фаз состоит классический цикл общественно
го воспроизводства?
а) кризис, оживление, подъём;
б) спад, стагнация;
в) оживление, бум, кризис, депрессия, подъём.
14. Что такое стагнация?
а) фаза приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям;
б) фаза оживления;
в) фактор, вызывающий новый периодический кризис.
15. Каким комплексом понятий определяется экономическая эффективность?
а) эффективность производства, эффективность структуры продукции, эффективность потребления;
б) эффективность использования ресурсов и их распределения;
в) динамическая эффективность оптимизации роста производства и потребления, распределения средств между текущим потреблением и инвестированием.
16. Какова роль государства в антикризисном управлении?
а) незначительна;
б) роль государства велика;
в) государство не принимает участия в антикризисном управлении
17. Финансовое регулирование — это:
а) бюджетная система, которая обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с принятыми критериями;
б) совокупность мер, направленных на устранение дефицита бюджета;
в) управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов.
18. Что выступает ключевым звеном промышленной политики?
а) социально-экономическая направленность;
б) повышение роли научно-технического прогресса;
в) сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов.
19. Какие ресурсы являются важнейшими для государственной власти?
а) право, знание, компетентность;
б) властность, демократичность;
в) идеологические ресурсы.
20. Кризис государственного управления — это:
а) обострение экономических конфликтов;
б) обострение противоречий между различными слоями
общества;
в) особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур.
21. Конфликт государственного управления — это:
а) ломка старых и установление новых установок в общественном сознании;
б) противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти;
в) чрезмерное вмешательство государства во все отрасли социально-экономической системы.
22. Урегулировать конфликт — значит:
а) установить нормы и правила разрешения конфликта;
б) преобразовать немногие масштабные, острые конфликты в многочисленные мелкие;
в) «ввести» конфликт в «правовой коридор», подчинив
определённым правилам.
23. Какие кризисы являются составными элементами кризиса государственности?
а) парламентский и правительственный;
б) областной и республиканский;
в) экономический и политический.
24. Что такое политическая элита?
а) доминирующие общественные группы, в руках которых
сконцентрированы значительные властные ресурсы и функции организации государственного управления;
б) наиболее сознательная часть класса, определённой социальной группы, общества, объединённая общими ценностями, идеалами и во имя этого борющаяся за власть;
в) группа людей, которая обладает крупными материальными средствами, с помощью которых принимают активное участие в политической жизни страны, эта группа пользуется огромным моральным авторитетом;
25. Что такое реформа?
а) эволюционное развитие общества с опорой на традиции;
б) это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления;
в) шквал преобразований, который ведёт к расколу общества на сторонников и противников кризиса той или иной политической систем.
26. Фактор кризиса — это:
а) первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений;
б) события или явления, вследствие которых появляется кризис;
в) событие или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
27. Какой этап развития организации называется эксплерентным?
а) этап завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочения своих рыночных позиций;
б) этап, который характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование её первоначальной структуры;
в) этап, который характеризует состояние фирмы в период упадка и старения.
28. Этап развития организации, который характеризуется
деструктуризацией фирмы и прекращением её существования в прежнем виде называется:
а) леталентным;
б) коммутантным;
в) виалентным.
29. Чем характеризуется переходный период развития фирмы, называемый «становление»?
а) реальным появлением новой фирмы как самостоятельной организации в экономической среде;
б) процессами зарождения новой фирмы в среде уже функционирующей старой или исходной;
в) закреплением позиций фирмы на рынке, появлением определённых конкурентных преимуществ.
30. На какие две группы делятся все процессы, происходящие в организации?
а) временные и постоянные;
б) динамические и механические;
в) управляемые и неуправляемые.
31. Что такое диагноз?
а) определённое состояние объекта, предмета, явления
или процесса управления;
б) что-то конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку;
в) исследовательский, поисковый, познавательный процесс, который осуществляется во времени и в пространстве.
32. Что такое релевантная информация?
а) это данные, с помощью которых осуществляют количественную идентификацию объекта;
б) это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени;
в) неформальная информация, которая собирается путём интервьюирования.
33. Из нижеследующих ответов выберите этапы диагностики кризиса:
а) установление принадлежности объекта к определённому классу или группе объектов;
б) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путём сравнения его фактических параметров с базовыми;
в) определение лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата.
34. Какие методы диагностики кризиса относятся к аналитическим?
а) методы, основанные на линейном программировании;
б) методы, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами;
в) методы, основанные на различных операциях со статистическими данными.
35. Главным принципом маркетинга при антикризисном
управлении является:
а) ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение;
б) обеспечение устойчивого развития организации в достижении её миссии;
в) ориентация всей деятельности организации, её персонала и процессов управления на конечные результаты организации.
36. Маркетинг как система управления предполагает:
а) наличие объекта и субъекта управления;
б) формирование целевых процессов управления, выбор средств управления, создание чёткой системы правомочий и ответственных лиц;
в) оба ответа верны.
37. Приоритет в предкризисном управлении принадлежит:
а) мотивации конечных результатов деятельности организации;
б) ситуационной мотивации;
в) комплексной мотивации.
38. Что такое реклама?
а) комплекс мероприятий, направленных на стимулирование сбыта;
б) форма коммуникаций, обслуживающая рынок и стимулирующая спрос и продвижение продукции, услуг, идей к потребителю;
в) комплекс мероприятий, направленных на расширение коммуникаций в области содействия и стимулирования производителей.
39. Какой из нижеперечисленных анализов включён в анализ внешних факторов?
а) анализ макросреды;
б) анализ микросреды;
в) анализ конкурентной среды.
40. Что такое миссия?
а) это видение того, каким должно быть предприятие в будущем;
б) это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели;
в) это иерархия целей.
41. Что является исходным пунктом систем стратегического планирования?
а) миссия;
б) цели;
в) функции.
42. Система целей — это:
а) комплекс целей, объединённых одной идеей;
б) взаимосвязь операционных целей с оперативными;
в) желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.
43. Что определяют краткосрочные цели предприятия?
а) скорость развития компании, уровень показателей деятельности и результатов;
б) узкоспециализированные цели компании;
в) цели компании на период до 1 года.
44. После чего предприятие считается банкротом:
а) после официального объявления о банкротстве;
б) после признания факта о его несостоятельности;
в) после неоплаты зарплаты работникам.
45. Цель конкурсного производства:
а) приостановить текущие платежи предприятия;
б) удовлетворение всех требований кредиторов;
в) объявить предприятию о банкротстве.
46. Что такое риск в экономическом смысле?
а) неопределенность, которую можно предугадать;
б) размер потерь организации;
в) потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности.
47. На что оказывает воздействие рыночная конъюнктура?
а) на стратегию фактора производства;
б) на стратегию спроса и предложения;
в) на рыночную стратегию.
48. Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем:
а) успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций;
б) ближе банкротство;
в) оно не избегает кризисных ситуаций.
49. Что такое технология антикризисного управления?
а) последовательность операций, методов формирования
и осуществления воздействия на управляемый объект;
б) закономерное содержание, которое определяет сущность управления;
в) комплекс осуществляемых мер предупреждения, снижения уровня его отрицательных последствий;
50. Кто такие конкурсные кредиторы?
а) лица, назначаемые для проведения процедур банкротства;
б) кредиторы по денежным обязательствам;
в) уполномоченные органы по обязательным платежам.
51. Что относится к факторам инновационного потенциала?
а) природные факторы;
б) фактор научных знаний;
в) факторы внутренней и внешней среды.
52. Ответственный этап при выводе организации из кризисной ситуации — это:
а) поиск новых решений;
б) разработка управленческих решений;
в) мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.
53. Что значит квазистабильные условия?
а) нет непредвиденных ситуаций;
б) возникает непредвиденная ситуация;
в) кризисные условия.
54. Что зависит от микролокальной проблемы?
а) конкретный поступок отдельного человека;
б) жизнедеятельность целых регионов;
в) жизнедеятельность группы людей.
55. Чем определяется успех предприятия на рынке?
а) рентабельностью инвестиций;
б) оборотом средств;
в) высокой конкуренцией.
56. Что такое столкновение противоположно направленных целей?
а) дискуссия;
б) разнообразие мнений при принятии решений;
в) конфликт.
57. К какому методу относят четкое формулирование и
разъяснение работникам их задач и прав?
а) к организационно-правовому методу;
б) к административно-правовому методу;
в) к управленческому методу.
58. В ходе чего возникает конфликт?
а) в ходе установления и достижения целей;
б) в ходе распределения ресурсов;
в) просто так.
59. В каких формах проявляется конфликт?
а) в письменной и устной;
б) в открытой и закрытой;
в) в никакой форме.
60. Какие стратегии известны в управлении конфликтами?
а) уклонения и противоборства;
б) предупреждения и разрешения конфликтов;
в) разработка структуры поощрения и компромиссов.
61. Какие функции выполняет конфликт в организации?
а) разрешающую и формирующую;
б) негативную и позитивную;
в) разнообразные функции.
62. Профессиограмма — это:
а) совокупность целенаправленных действии руководящего состава организации;
б) определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность;
в) сложная система с множеством взаимосвязей.
63. Система научно обоснованных целей, задач, методов,
определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации — это:
а) антикризисная политика;
б) кадровая политика;
в) финансовая политика.
64. Какие различают методы управления конфликтами?
а) административно-правовой;
б) организационно-структурный;
в) управленческий метод.
65. Какой должна быть антикризисная кадровая политика?
а) комплексной и единой;
б) реалистичной и созидательной;
в) системной и оперативной.
66. Принципы деятельности кадровых служб по отбору,
расстановке и переподготовке персонала — это:
а) частный принцип;
б) принцип системности;
в) общий принцип.
67. Цель конкурсного управления:
а) проведение обязательной приватизации федеральных государственных предприятий;
б) внесение в арбитражный суд ходатайства;
в) аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества.
68. Без чего невозможна деятельность антикризисного управления?
а) без финансовых ресурсов;
б) без поставщиков и потребителей;
в) без знания правовых основ.
69. Кем регулируются трудовые отношения на рабочем месте?
а) органами управления;
б) профсоюзами;
в) никем.
70. Что входит в содержание трудового договора?
а) права и обязанности работника;
б) условия повышения квалификации;
в) улучшение условий труда.
71. Что такое коллективный договор?
а) правовой акт, регулирующий личные отношения;
б) правовой акт, регулирующий трудовые отношения;
в) соглашение между коллективом.
72. На каком уровне заключаются генеральные договоры?
а) на межнациональном;
б) на федеральном;
в) на федеральном и межнациональном.
73. Что такое соглашение?
а) правовой акт, регулирующий социально – трудовые соглашения;
б) договор между соответствующими профессиональными союзами в союз двух и более организаций.
74. Что является главным требование забастовщиков?
а) выплата задержанной зарплаты;
б) выплата задержанной пенсии;
в) улучшение условий труда.
75. Какие бывают стили ведения переговоров?
а) соревновательный;
б) примирительный;
в) выслушивающий.
76. На кого распространяется действие соглашения?
а) на органы исполнительной власти;
б) на работников и работодателей;
в) на государство.
77. Где не заключаются коллективные договоры?
а) в кооперативах;
б) в ЗАО;
в) в ООО.
78. Для чего существуют профсоюзы?
а) защищать и заботиться;
б) реагировать на изменение на рынке труда;
в) просто.
79. Что такое мотивация?
а) процесс научного предвидения;
б) уникальное сочетание признаков;
в) побуждение человека к активной деятельности.
80. Реорганизационная процедура передачи собственности предприятия – должника лицам или организациям, оказывающим финансовую помощь для его оздоровления – это:
а) санация;
б) нигилизм;
в) аксикреация.
81. Арбитраж – это:
а) система мер по возникновению новых ценностей;
б) деятельность по оценке состояния организации с целью определения проблем её развития;
в) рассмотрение спорных дел посредником, назначаемым по соглашению сторон.
82. Что такое деноминация?
а) укрупнение денежной единицы страны в целях упорядочения денежного обращения;
б) состояние экономики в послекризисный период;
в) процедура банкротства.
83. Что такое дефляция?
а) изъятие из обращения избыточных денежных знаков;
б) понижение курса денежной единицы;
в) возрастающий уровень товарных цен.
84. Чем характеризуются инновационные проекты?
а) длительностью периода разработки и доведения товара до конечного потребителя;
б) цикличностью развития;
в) снижением риска.
85. Задача антикризисной инновационной политики государства:
а) формирование инновационной инфраструктуры;
б) нововведения в политике государства, способствующие преодолению кризиса.
86. На каких стадиях жизненного цикла могут возникать
кризисные ситуации?
а) на стадии становления и роста;
б) на стадии зрелости и спада;
в) на всех стадиях.
87. Критериями переходного периода являются следующие:
а) процессы адаптации, деструктурирования и синергообразования;
б) гомеостатический уровень, инновационный и бифуркационный уровни;
в) эксплерентный, патиентный и виалентный циклы.
88. Процесс синергообразования показывает:
а) то, как система приспосабливается к происходящим изменениям;
б) то, как система увеличивает свою сложность;
в) то, как система снижает свою сложность.
89. В каких трёх видах выступают фирмы-виаленты?
а) в виде управляемых, неуправляемых и смешанных виалентов;
б) в виде гомеостатических, инновационных и бифуркационных виалентов;
в) в виде национального, интернационального и деструктурированного виалента.
90. Что означает интернациональный виалент?
а) то, что фирма-виалент может осуществлять свою деятельность за пределами Российской Федерации;
б) то, что фирма-виалент действует по правилам мирового рынка;
в) то, что фирма-виалент находится на наиболее развитом международном уровне.