Расчет зубчатой передачи




 
 


Исходные данные:

P = 200 кВт,

n = 750 об/мин.

Общее передаточное отношение:

. (28)

Материал – сталь 40X. По таблице 2.1 [7] назначаем ТО:

для колеса – улучшение HB 235...262 σВ = 790 МПа, σТ = 640 МПа;

для шестерни – улучшение HRC 45…50 σВ = 900 МПа, σТ = 750 МПа.

 

Допускаемые контактные напряжения по таблице 2.2 [7] для колес σHlim1 = 2HB + 70; для шестерни σHim2 = 17HRC + 100;

σHlim1 = 2·240 + 70 = 550 МПа,

σHlim2 = 17·45 + 100 = 865 МПа.

Число циклов напряжений рассчитывается по формуле (29):

, (29)

где – суммарный срок службы, час;

,

L – срок службы, год;

kгод, kсут – соответственно коэффициент использования передачи в году и сутках;

n – частота вращения выходного вала, мин-1;

об/мин,

час,

= 1,9·108.

Допускаемое контактное напряжение колеса [σH]1 и шестерни [σH]2 определим по формулам (30):

,

, (30)

где SН – коэффициент запаса прочности SН = 1,1 [7, стр.13];

– учитывает влияние на контактную выносливость;

– коэффициент долговечности;

,

;

– коэффициент шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев [7, стр.13];

– коэффициент окружной скорости [7, стр.13];

;

МПа;

МПа.

 

Допускаемые контактные напряжения с твердостью колеса < 350 HB и любой твердости шестерни:

. (31)

 

При этом должно выполняться условие (32):

, (32)

МПа,

.

 

Допускаемые напряжения изгиба. Предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба табл. 2.3 [7]: для колеса σFlim1 = 1,75∙HBср, для шестерни σFlim2 = 1,75∙HBср:

МПа,

МПа. (33)

Допускаемое напряжения изгиба зубьев колеса [σF]1 и шестерни [σF]2:

,

. (34)

где SF – коэффициент запаса прочности SF = 1,7;

,

,

,

,

– коэффициент шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев [7, стр. 16];

– коэффициент, учитывающий двухстороннего приложения нагрузки [7, стр. 16];

.

МПа,

МПа.

Крутящие моменты:

рад/с. (35)

На входном валу Н·м (36)

На втором валу Н·м

Предварительные основные размеры колеса

Делительный диаметр:

мм. (37)

Ширина:

мм. (38)

 

Модуль передачи. Максимально допустимый модуль mмах определяют исходя из неподрезания зубьев у основания:

. (39)

 

Минимальное значение модуля mмin определяют исходя из условия прочности (40):

, (40)

где = 2,8·103 для косозубых передач.

Вместо [σF] подставляют меньшее значение [σF]1 и [σF]2

Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба:

. (41)

Коэффициент учитывает внешнюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Значение коэффициента принимают по табл. 2.9 [7] .

– учитывает неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:

, (42)

где = 1,04 по табл. 2.7 [7];

,

– коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность:

,

(43)

где = 6 степень точности табл. 2.5 [7].

,

,

Выбираем модуль m = 16.

 

Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес:

. (44)

Суммарное число зубьев:

. (45)

 

Действительное значение угла β:

. (46)

Число зубьев шестерни:

. (47)

 

Число зубьев колеса:

. (48)

Проверка зубьев по контактным напряжениям

Расчетное значение контактного напряжения:

, (49)

где – коэффициент нагрузки;

– 8400 для косозубых передач;

= 1·1,15·1,04·1,06 = 1,28;

мм.

Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба

Расчетное напряжение изгиба:

в зубьях колеса

 

, (50)

в зубьях шестерни

, (51)

 

где = = 3,59 – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений по табл. 2.10 [7];

– коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев;

;

– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев ([7], стр. 25);

МПа.

.

Для предотвращения остаточных деформаций и хрупкого разрушения поверхностного слоя контактное напряжение не должно превышать допускаемое напряжение :

. (52)

Допускаемое напряжение принимают при цементации или контурной закалки = 44 HRC:

.

Для предотвращения остаточных деформаций и хрупкого разрушения зубьев напряжение изгиба при действии пикового момента не должно превышать допускаемое :

(53)

Проверку выполняют для зубьев шестерни и колеса в отдельности.

Допускаемое напряжение вычисляют в зависимости от вида термической обработки и возможной частоты приложения пиковой нагрузки:

, (54)

где для сталей с поверхностной обработкой: закалка ТВЧ, цементация, азотирование;

– коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки (в случае единичных перегрузок = 1,2);

Sst – коэффициент запаса прочности Sst = 1,75 [7, стр.26].

МПа

МПа


Расчет усилий по ползуну, допускаемых прочностью зубчатой передачи

Усилие на ползуне, допускаемое прочностью зубчатой передачи рассчитывается по формуле:

, (55)

где mk – приведенное плечо силы или относительный крутящий момент, м;

Мk – крутящий момент, допускаемый прочностью зубьев зубчатого колеса, МН∙м;

n = 1 – для одностороннего привода.

Для определения допускаемого усилия подставляется наименьшее значение Мk, полученное из расчетов в результате проверок, описанных ниже:

1) Крутящий момент Мk.п. определяют исходя из допустимой пластической деформации зубьев

, (56)

где [σk]max = 1800 МПа – допускаемое нормальное контактное напряжение с учетом некоторой пластической деформации зубьев;

С = 2140 – коэффициент, учитывающий модуль упругости материала зубчатого колеса и шестерни. [4];

С1 = 0,96 – коэффициент, учитывающий угол зацепления и угол наклона зуба. [4];

β = 9º – угол наклона зубьев;

zk = 111 – число зубьев колеса;

mн = 16 мм – нормальный модуль зацепления;

bk = 450 мм – ширина колеса;

i – передаточное число (i = 4);

kп = k1п∙k2∙k4 = 1,859 – коэффициент нагрузки при расчете по допускаемым пластическим деформациям поверхности зубьев. [4];

k1п – коэффициент перегрузки (1,3);

k2 – коэффициент концентрации нагрузки (1,3);

k4 – коэффициент динамичности нагрузки (1,1).

 

= 2,88 МН∙м.

 

2) Крутящий момент Мк.и, передаваемый колесом, определяют исходя из усталой прочности зубьев колес на изгиб из выражения (57):

(57)

где ук = 0,196 – коэффициент формы зуба колеса [4, стр.172];

-1и] = 360 МПа – предел выносливости материала колеса при изгибе и симметричном цикле [4, табл.17];

kε = 1,3 – коэффициент, учитывающий степень перекрытия [4, стр. 174];

kи = k2∙k∙k4 = 0,89∙1,3∙1,1 = 1,27 – коэффициент изгиба;

k = 0,89;

φ΄ – коэффициент, учитывающий нагружение передачи моментом, обратный по знаку рабочему моменту, передаваемой муфтой φ΄ = 0 [4, стр. 174];

[nи] = 2 – коэффициент запаса прочности относительно предела выносливости при изгибе при нереверсивной нагрузки.

МН∙м.

 

Результаты расчета сведены в таблицу 4

 

Таблица 4

α, град mк , мм Pз.п , МН
0 31,444 85,042
10 69,311 37,334
20 105,587 24,283
30 138,785 18,398
40 167,607 15,199
50 191,026 13,318
60 208,329 12,202
70 219,145 11,595
80 223,431 11,371
90 221,444 11,474

Расчет муфты

Крутящий момент, передаваемый муфтой определяем по формуле:

Мрас = β∙Рн∙mпр , (58)

где β – коэффициент запаса (β = 1,1-1,3);

Рн – номинальное усилие, МН (Рн = 40);

mпр – приведенное плечо крутящего момента при номинальном угле αн, м (mпр = 0,0548).

Мрас = 1,1∙40∙0,0548 = 2,4112 МН∙м.

Удельное усилие на дисках муфты находим из выражения:

qм = Мрас /[2,1∙m∙μ∙(R13 – R23)] ≤ [qм], (59)

где m – число трущихся поверхностей (m = 6);

μ – коэффициент трения в трущихся поверхностях муфты (μ = 0,4);

R1 , R2 – наружный и внутренний радиусы трущихся поверхностей муфты, м (R1 = 1,14; R2 = 0,8).

qм = 2,4112 /[2,1∙6∙0,4∙(1,143 – 0,83)] = 0,4934 МПа.

[qм] для вставок из феродо составляет 0,5 МПа.

Проведем проверку муфты по коэффициенту износа:

Кизн = ам∙ω2∙JB∙n∙CП/(2∙Fм) ≤ [Кизн], (60)

где ам – коэффициент динамичности (ам = 1,05-1,10);

JB – момент инерции деталей ведомой части привода пресса, кг∙м2 (JB = 5675);

n – число ходов ползуна по паспорту пресса, мин-1 (n = 55);

ω – угловая скорость вращения эксцентрика, с-1 (ω = 5,76);

CП – коэффициент использования рабочих ходов (CП = 0,3);

Fм – площадь трущейся поверхности муфты, м2;

Fм = π∙m∙(R12 – R22) = 12,4269.

Кизн = 1,05∙5,762∙5675∙55∙0,3/(2∙12,4269) = 0,13 МДж/(м2∙мин).

Для многодисковых муфт с накладками из феродо [Кизн] = 0,24 МДж/(м2∙мин). Т.о. условие по допускаемому износу выполняется, т.к. Кизн ≤ [Кизн] (0,13 < 0,24).

Найдем общее усилие Qобщ на поршне пневматического цилиндра при включении муфты в работу:

Qобщ = Q1 + Q2 + Q3 , (61)

где Q1 – усилие, обеспечивающее qм , МН;

Q2 – усилие для преодоления трения в шлицах ведущих и ведомых дисков, МН;

Q3 – усилие для преодоления трения в манжетах поршня, МН.

Q1 = π∙qм∙(R12 – R22) = 3,14∙0,4934∙(1,142 – 0,82) = 1,0219 МН;

Q2 = μ1 ∙k2∙Мрас∙(1/Rш1 + 1/Rш2), (62)

где μ1 – коэффициент трения в шлицах для сухого трения (μ1 = 0,2-0,25);

k2 – коэффициент, учитывающий трение в манжетах (k2 = 0,1-0,3);

Rш1 , Rш2 – наружный и внутренний радиусы шлицев ведущих и ведомых дисков муфты, м (Rш1 = 1,22; Rш2 = 0,65).

Q2 = 0,2∙0,2∙2,4112∙(1/1,22 + 1/0,65) = 0,2274 МН.

Q3 = μ2 ∙π∙b∙р ∙(dП1 + dП2), (63)

где μ2 – коэффициент трения в манжете поршня при смазке (μ2 = 0,1-0,15);

dП1, dП2 – наружный и внутренний диаметры кольцевой манжеты поршня, м (dП1 = 2,08; dП2 = 0,92);

b – ширина манжеты, м (b = 0,04);

р – рабочее давление воздуха, МПа (р = 0,6).

Q3 = 0,1 ∙3,14∙0,04∙0,6 ∙(2,08 + 0,92) = 0,0226 МН.

Qобщ = 1,0219 + 0,2274 + 0,0226 = 1,272 МН.

Определим давление воздух, необходимое для включения поршня пневматического цилиндра муфты:

р = Qобщ/(k1 ∙FП), (64)

где k1 – коэффициент, учитывающий пропуски воздуха в манжетах поршня (k1 = 0,95).

р = 1,272/[0,95∙0,785∙(2,082 – 0,922)] = 0,49 МПа

Найдем момент сцепления муфты при подаче воздуха давлением р = 0,49 МПа:

Мсц = μ∙m∙Qобщ∙Rср, (65)

где Rср – средний радиус трения, м (Rср = 0,97).

Мсц = 0,4∙6∙1,272∙0,97 = 2,9612 МН∙м.

Отношение Мсц/ Мрас = 2,9612/2,4112 = 1,228. Следовательно, Мсц > Мрас на ≈ 12,28% (рекомендуется на 10-15%).

Проверим шлицы ведомых дисков муфты на контактное напряжение (смятие):

σсм = k2 ∙Мрас/(0,8∙dД∙ψ∙z2∙l∙Rср.ш) ≤ [σсм], (66)

где k2 – коэффициент концентрации нагрузки (1,3);

dД – диаметр делительной окружности, м (1,28);

ψ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения усилий по контактной поверхности (ψ = 0,7-0,8);

z2 – число дисков (z2 = 3);

l – рабочая длина зубьев одного диска, м (l = 0,06);

Rср.ш – средний радиус шлицев ведущих и ведомых дисков муфты, м (Rср.ш = 0,935).

σсм = 1,3 ∙2,4112/(0,8∙1,28∙0,8∙3∙0,06∙0,935) = 11,38 МПа.

Для термически обработанных зубьев шлицевой ступицы, изготовленной из стали 45Х или других легированных сталей [σсм] ≤ 15 МПа.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: