![]() |
Исходные данные:
P = 200 кВт,
n = 750 об/мин.
Общее передаточное отношение:
. (28)
Материал – сталь 40X. По таблице 2.1 [7] назначаем ТО:
для колеса – улучшение HB 235...262 σВ = 790 МПа, σТ = 640 МПа;
для шестерни – улучшение HRC 45…50 σВ = 900 МПа, σТ = 750 МПа.
Допускаемые контактные напряжения по таблице 2.2 [7] для колес σHlim1 = 2HB + 70; для шестерни σHim2 = 17HRC + 100;
σHlim1 = 2·240 + 70 = 550 МПа,
σHlim2 = 17·45 + 100 = 865 МПа.
Число циклов напряжений рассчитывается по формуле (29):
, (29)
где – суммарный срок службы, час;
,
L – срок службы, год;
kгод, kсут – соответственно коэффициент использования передачи в году и сутках;
n – частота вращения выходного вала, мин-1;
об/мин,
час,
= 1,9·108.
Допускаемое контактное напряжение колеса [σH]1 и шестерни [σH]2 определим по формулам (30):
,
, (30)
где SН – коэффициент запаса прочности SН = 1,1 [7, стр.13];
– учитывает влияние на контактную выносливость;
– коэффициент долговечности;
,
;
– коэффициент шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев [7, стр.13];
– коэффициент окружной скорости [7, стр.13];
;
МПа;
МПа.
Допускаемые контактные напряжения с твердостью колеса < 350 HB и любой твердости шестерни:
. (31)
При этом должно выполняться условие (32):
, (32)
МПа,
.
Допускаемые напряжения изгиба. Предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба табл. 2.3 [7]: для колеса σFlim1 = 1,75∙HBср, для шестерни σFlim2 = 1,75∙HBср:
МПа,
МПа. (33)
Допускаемое напряжения изгиба зубьев колеса [σF]1 и шестерни [σF]2:
,
. (34)
где SF – коэффициент запаса прочности SF = 1,7;
,
,
,
,
– коэффициент шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев [7, стр. 16];
– коэффициент, учитывающий двухстороннего приложения нагрузки [7, стр. 16];
.
МПа,
МПа.
Крутящие моменты:
рад/с. (35)
На входном валу Н·м (36)
На втором валу Н·м
Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр:
мм. (37)
Ширина:
мм. (38)
Модуль передачи. Максимально допустимый модуль mмах определяют исходя из неподрезания зубьев у основания:
. (39)
Минимальное значение модуля mмin определяют исходя из условия прочности (40):
, (40)
где = 2,8·103 для косозубых передач.
Вместо [σF] подставляют меньшее значение [σF]1 и [σF]2
Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба:
. (41)
Коэффициент учитывает внешнюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Значение коэффициента
принимают по табл. 2.9 [7]
.
– учитывает неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:
, (42)
где = 1,04 по табл. 2.7 [7];
,
– коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность:
,
(43)
где = 6 степень точности табл. 2.5 [7].
,
,
Выбираем модуль m = 16.
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес:
. (44)
Суммарное число зубьев:
. (45)
Действительное значение угла β:
. (46)
Число зубьев шестерни:
. (47)
Число зубьев колеса:
. (48)
Проверка зубьев по контактным напряжениям
Расчетное значение контактного напряжения:
, (49)
где – коэффициент нагрузки;
– 8400 для косозубых передач;
= 1·1,15·1,04·1,06 = 1,28;
мм.
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Расчетное напряжение изгиба:
в зубьях колеса
, (50)
в зубьях шестерни
, (51)
где =
= 3,59 – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений по табл. 2.10 [7];
– коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев;
;
– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
([7], стр. 25);
МПа.
.
Для предотвращения остаточных деформаций и хрупкого разрушения поверхностного слоя контактное напряжение не должно превышать допускаемое напряжение
:
. (52)
Допускаемое напряжение принимают при цементации или контурной закалки
= 44 HRC:
.
Для предотвращения остаточных деформаций и хрупкого разрушения зубьев напряжение изгиба при действии пикового момента не должно превышать допускаемое
:
(53)
Проверку выполняют для зубьев шестерни и колеса в отдельности.
Допускаемое напряжение вычисляют в зависимости от вида термической обработки и возможной частоты приложения пиковой нагрузки:
, (54)
где для сталей с поверхностной обработкой: закалка ТВЧ, цементация, азотирование;
– коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки (в случае единичных перегрузок
= 1,2);
Sst – коэффициент запаса прочности Sst = 1,75 [7, стр.26].
МПа
МПа
Расчет усилий по ползуну, допускаемых прочностью зубчатой передачи
Усилие на ползуне, допускаемое прочностью зубчатой передачи рассчитывается по формуле:
, (55)
где mk – приведенное плечо силы или относительный крутящий момент, м;
Мk – крутящий момент, допускаемый прочностью зубьев зубчатого колеса, МН∙м;
n = 1 – для одностороннего привода.
Для определения допускаемого усилия подставляется наименьшее значение Мk, полученное из расчетов в результате проверок, описанных ниже:
1) Крутящий момент Мk.п. определяют исходя из допустимой пластической деформации зубьев
, (56)
где [σk]max = 1800 МПа – допускаемое нормальное контактное напряжение с учетом некоторой пластической деформации зубьев;
С = 2140 – коэффициент, учитывающий модуль упругости материала зубчатого колеса и шестерни. [4];
С1 = 0,96 – коэффициент, учитывающий угол зацепления и угол наклона зуба. [4];
β = 9º – угол наклона зубьев;
zk = 111 – число зубьев колеса;
mн = 16 мм – нормальный модуль зацепления;
bk = 450 мм – ширина колеса;
i – передаточное число (i = 4);
kп = k1п∙k2∙k4 = 1,859 – коэффициент нагрузки при расчете по допускаемым пластическим деформациям поверхности зубьев. [4];
k1п – коэффициент перегрузки (1,3);
k2 – коэффициент концентрации нагрузки (1,3);
k4 – коэффициент динамичности нагрузки (1,1).
= 2,88 МН∙м.
2) Крутящий момент Мк.и, передаваемый колесом, определяют исходя из усталой прочности зубьев колес на изгиб из выражения (57):
(57)
где ук = 0,196 – коэффициент формы зуба колеса [4, стр.172];
[σ-1и] = 360 МПа – предел выносливости материала колеса при изгибе и симметричном цикле [4, табл.17];
kε = 1,3 – коэффициент, учитывающий степень перекрытия [4, стр. 174];
kи = k2∙k3и∙k4 = 0,89∙1,3∙1,1 = 1,27 – коэффициент изгиба;
k3и = 0,89;
φ΄ – коэффициент, учитывающий нагружение передачи моментом, обратный по знаку рабочему моменту, передаваемой муфтой φ΄ = 0 [4, стр. 174];
[nи] = 2 – коэффициент запаса прочности относительно предела выносливости при изгибе при нереверсивной нагрузки.
МН∙м.
Результаты расчета сведены в таблицу 4
Таблица 4
α, град | mк , мм | Pз.п , МН |
0 | 31,444 | 85,042 |
10 | 69,311 | 37,334 |
20 | 105,587 | 24,283 |
30 | 138,785 | 18,398 |
40 | 167,607 | 15,199 |
50 | 191,026 | 13,318 |
60 | 208,329 | 12,202 |
70 | 219,145 | 11,595 |
80 | 223,431 | 11,371 |
90 | 221,444 | 11,474 |
Расчет муфты
Крутящий момент, передаваемый муфтой определяем по формуле:
Мрас = β∙Рн∙mпр , (58)
где β – коэффициент запаса (β = 1,1-1,3);
Рн – номинальное усилие, МН (Рн = 40);
mпр – приведенное плечо крутящего момента при номинальном угле αн, м (mпр = 0,0548).
Мрас = 1,1∙40∙0,0548 = 2,4112 МН∙м.
Удельное усилие на дисках муфты находим из выражения:
qм = Мрас /[2,1∙m∙μ∙(R13 – R23)] ≤ [qм], (59)
где m – число трущихся поверхностей (m = 6);
μ – коэффициент трения в трущихся поверхностях муфты (μ = 0,4);
R1 , R2 – наружный и внутренний радиусы трущихся поверхностей муфты, м (R1 = 1,14; R2 = 0,8).
qм = 2,4112 /[2,1∙6∙0,4∙(1,143 – 0,83)] = 0,4934 МПа.
[qм] для вставок из феродо составляет 0,5 МПа.
Проведем проверку муфты по коэффициенту износа:
Кизн = ам∙ω2∙JB∙n∙CП/(2∙Fм) ≤ [Кизн], (60)
где ам – коэффициент динамичности (ам = 1,05-1,10);
JB – момент инерции деталей ведомой части привода пресса, кг∙м2 (JB = 5675);
n – число ходов ползуна по паспорту пресса, мин-1 (n = 55);
ω – угловая скорость вращения эксцентрика, с-1 (ω = 5,76);
CП – коэффициент использования рабочих ходов (CП = 0,3);
Fм – площадь трущейся поверхности муфты, м2;
Fм = π∙m∙(R12 – R22) = 12,4269.
Кизн = 1,05∙5,762∙5675∙55∙0,3/(2∙12,4269) = 0,13 МДж/(м2∙мин).
Для многодисковых муфт с накладками из феродо [Кизн] = 0,24 МДж/(м2∙мин). Т.о. условие по допускаемому износу выполняется, т.к. Кизн ≤ [Кизн] (0,13 < 0,24).
Найдем общее усилие Qобщ на поршне пневматического цилиндра при включении муфты в работу:
Qобщ = Q1 + Q2 + Q3 , (61)
где Q1 – усилие, обеспечивающее qм , МН;
Q2 – усилие для преодоления трения в шлицах ведущих и ведомых дисков, МН;
Q3 – усилие для преодоления трения в манжетах поршня, МН.
Q1 = π∙qм∙(R12 – R22) = 3,14∙0,4934∙(1,142 – 0,82) = 1,0219 МН;
Q2 = μ1 ∙k2∙Мрас∙(1/Rш1 + 1/Rш2), (62)
где μ1 – коэффициент трения в шлицах для сухого трения (μ1 = 0,2-0,25);
k2 – коэффициент, учитывающий трение в манжетах (k2 = 0,1-0,3);
Rш1 , Rш2 – наружный и внутренний радиусы шлицев ведущих и ведомых дисков муфты, м (Rш1 = 1,22; Rш2 = 0,65).
Q2 = 0,2∙0,2∙2,4112∙(1/1,22 + 1/0,65) = 0,2274 МН.
Q3 = μ2 ∙π∙b∙р ∙(dП1 + dП2), (63)
где μ2 – коэффициент трения в манжете поршня при смазке (μ2 = 0,1-0,15);
dП1, dП2 – наружный и внутренний диаметры кольцевой манжеты поршня, м (dП1 = 2,08; dП2 = 0,92);
b – ширина манжеты, м (b = 0,04);
р – рабочее давление воздуха, МПа (р = 0,6).
Q3 = 0,1 ∙3,14∙0,04∙0,6 ∙(2,08 + 0,92) = 0,0226 МН.
Qобщ = 1,0219 + 0,2274 + 0,0226 = 1,272 МН.
Определим давление воздух, необходимое для включения поршня пневматического цилиндра муфты:
р = Qобщ/(k1 ∙FП), (64)
где k1 – коэффициент, учитывающий пропуски воздуха в манжетах поршня (k1 = 0,95).
р = 1,272/[0,95∙0,785∙(2,082 – 0,922)] = 0,49 МПа
Найдем момент сцепления муфты при подаче воздуха давлением р = 0,49 МПа:
Мсц = μ∙m∙Qобщ∙Rср, (65)
где Rср – средний радиус трения, м (Rср = 0,97).
Мсц = 0,4∙6∙1,272∙0,97 = 2,9612 МН∙м.
Отношение Мсц/ Мрас = 2,9612/2,4112 = 1,228. Следовательно, Мсц > Мрас на ≈ 12,28% (рекомендуется на 10-15%).
Проверим шлицы ведомых дисков муфты на контактное напряжение (смятие):
σсм = k2 ∙Мрас/(0,8∙dД∙ψ∙z2∙l∙Rср.ш) ≤ [σсм], (66)
где k2 – коэффициент концентрации нагрузки (1,3);
dД – диаметр делительной окружности, м (1,28);
ψ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения усилий по контактной поверхности (ψ = 0,7-0,8);
z2 – число дисков (z2 = 3);
l – рабочая длина зубьев одного диска, м (l = 0,06);
Rср.ш – средний радиус шлицев ведущих и ведомых дисков муфты, м (Rср.ш = 0,935).
σсм = 1,3 ∙2,4112/(0,8∙1,28∙0,8∙3∙0,06∙0,935) = 11,38 МПа.
Для термически обработанных зубьев шлицевой ступицы, изготовленной из стали 45Х или других легированных сталей [σсм] ≤ 15 МПа.