Смысл творчества. Связь между свободой и творчеством. Благодаря чему человек обладает способностью к творчеству?




Двойственность человеческой природы.

Человек — это существо не только природное, но и существо духовное. Пико делла Мирандола говорит, что человек – это великое чудо, связь неба и земли. Человек принадлежит и природному миру, в нем есть состав природного мира, вплоть до физико-химических процессов, он зависит от низших ступеней природы. В человеке есть элемент, превышающий природный мир. Греческая философия увидела этот элемент в разуме, а Аристотель предложил определение человека как разумного животного. Всякий раз, когда человек совершал акт самосознания, он возвышал себя над природным миром. Самосознание человека было уже преодолением натурализма в понимании человека, оно всегда есть самосознание духа. В человеке есть прометеевское начало, и оно есть знак его богоподобия. Но самосознание человека двойственно, человек сознает себя высоким и низким, свободным и рабом необходимости, принадлежащим вечности и находящимся во власти смертоносного потока времени. Вот в чём и заключается двойственность человеческой природы.

Человек как объект и человек как субъект

Познавать человека можно как объект, как один из объектов мира. Тогда он исследуется антропологическими науками - биологией, социологией, психологией. При таком подходе к человеку возможно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании неуловим.

Человека также можно познавать как субъект. Он сознает себя субъектом и прежде всего субъектом. Тайна о человеке раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный мир, свой внемирный мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу.

Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри его творческая активность. Познание бытия невозможно через объект, через общие понятия, отнесенные к объектам. Это сознание есть величайшее завоевание философии. Можно было бы парадоксально сказать, что только субъективное объективно, объективное же субъективно - Бог сотворил лишь субъекты, объекты же созданы субъектом.

Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе.

Идея богочеловечества

Проблема человека может быть целостно поставлена и решена лишь в свете идеи Богочеловечества. Даже в христианстве с трудом вмещалась полнота богочеловеческой истины.

Естественное мышление легко склонялось или к монизму, в котором одна природа поглощала другую, или к дуализму, при котором Бог и человек были совершенно разорваны и разделены бездной. Подавленность человека, который сознаёт себя существом падшим и греховным, может принять форму как монизма, так и дуализма. Гуманистическая антропология, которая признаёт человека существом самодостаточным, была естественной реакцией против подавленности человека в традиционном христианском сознании. Человек был унижен как существо греховное. И это часто производило такое впечатление, что человек есть вообще существо ничтожное. В господствующих формах христианского сознания человек был признан исключительно существом спасающимся, а не творческим. Однако христианская антропология всегда учила, что человек сотворен по образу и подобию Божьему.

Из учения об образе Божьем в человеке никогда не были сделаны последовательные выводы. Пытались открыть в человеке черты образа и подобия Божьего. В схоластической антропологии, в томизме человек не является творцом, он есть интеллект второго сорта, незначительный. Интересно, что в возрождении христианской протестантской мысли 20 веке, в диалектической теологии, у Барта человек оказывается униженным, превращенным в ничто, между Богом и человеком разверзается бездна, и самый факт боговочеловечения необъясним. Богочеловечество Христа остается разорванным и безрезультатным. Но богочеловечество Христа приносит с собой истину о богочеловечности человеческой личности.

· Идея – человек может стать Богом, в составе богочеловечества.

Человек – есть микро теос, Бог – макро антропос. Человек – образ Бога, а Бог прообраз человека. Не только человек тянется к Богу, но и Бог к человеку. Имеется взаимное притяжение.

Смысл творчества. Связь между свободой и творчеством. Благодаря чему человек обладает способностью к творчеству?

Творческий акт человека – это есть ничто иное как выход за замкнутые пределы самого себя, возвышение над самим собой, трансцендирование себя. Именно в творчестве человек преодолевает самого себя, творчество — это не самоутверждение, а само преодоление.

Верно сказать, что дух активен, а жизнь пассивна. Однако активным может быть назван лишь творческий акт. Самый малый акт человека есть творческий, и в нем создается то, что не было в мире раннее. Всякое живое, не охлажденное отношение человека к человеку есть творчество новой жизни. Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу.

Творческий акт не разделим со свободой. Он это всегда господство духа над природой и над душой и предполагает свободу. Творческий акт не может быть объяснен из природы, он объясним из свободы, в него она всегда привходит, и не является детерминированной никакой природой, не является детерминированной бытием. Творчество есть творчество из свободы, то есть заключает в себе ничем не детерминированный элемент, который и привносит новизну!

Можно сказать, что человек творит именно потому, что он существо больное, раздвоенное, а также недовольное собой.

Творчество имеет свой источник не только в богатстве и избытке, но и в бедности и недостатке. Творчество- один из путей исцеления больного существа человека. В творчестве преодолевается раздвоенность, человек выходит из себя, перестает быть поглощенным собой и терзать себя. Человек не может определить себя лишь в отношении к миру и другим людям, тогда он не нашел бы в себе силы возвыситься над окружающим миром и был бы его рабом. Он должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, в отношении к Богу. Лишь в обращении к Богу он находит свой образ, который возвышает его над окружающим природным миром.

Творчество фактически является свободой.

Человек не был бы способен к свободе и творчеству без призыва Бога, без его существования, без связи Бога и человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: