Гос бюджет
Вопрос 64 Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти.
Два направления действия бюджета:
1. Как экономический рычаг планирования, регулирования и управления экономикой страны.
2. Механизм управления финансовыми ресурсами и организацией денежных отношений, с помощью которого осуществляется распределение НД между территориями и отраслями.
Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти, т.е. парламентом.
По материальному содержанию, государственный бюджет – форма образования и использования централизованных фондов денежных средств, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения НД.
Специфика бюджетных отношений:
1. в денежной форме отношений
2. сфера их действия ограничена рамками бюджетного процесса
3. участники отношений – один из них всегда государство
4. безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов и платежей, а также бюджетного финансирования.
Объективные факторы:
1. уровень развития производительных сил
2. экономический потенциал страны
3. характер производственных отношений
4. экономические, природные, социальные особенности
Субъективные факторы:
1. тип государства
2. политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития
3. уровень экономики, в том числе финансовой науки
Функции бюджета:
1. Государственный бюджет – главное орудие перераспределения НД и ВВП. Они используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РБ.
2. Через расходы и налоги, государственный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, роста эффективности производства.
3. социальная направленность бюджетных средств, социальной политики и приоритеты: поддержка наименее обеспеченных слоев населения финансирование учреждений здравоохранения, образования и культуры усиление гарантий социальных и экономических прав граждан
4. государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Т.е. в процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное отношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
5. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства и других элементов финансовой системы.
Вопрос 65. Доходы государственного бюджета, их состав и структура в текущем году.
Доходы гос. бюджета выражают экономические отношения п/п, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают ден. средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов гос. власти.
Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с п/п и физ. лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.
Сборы – обязательные взносы, взимаемые с организаций и физ. лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков.
Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность склонность к смене собственника.
Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.
Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Неналоговые доходы делятся на текущие и капитальные.
Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юр и физ лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменениями налогового либо бюджетного законодательства.
По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие. К с обственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные – доходы, законодательно закрепленные за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.