Вопрос 65. Доходы государственного бюджета, их состав и структура в текущем году.




Гос бюджет

Вопрос 64 Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в распределении и перераспределении национального дохода

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти.

Два направления действия бюджета:

1. Как экономический рычаг планирования, регулирования и управления экономикой страны.

2. Механизм управления финансовыми ресурсами и организацией денежных отношений, с помощью которого осуществляется распределение НД между территориями и отраслями.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти, т.е. парламентом.

По материальному содержанию, государственный бюджет – форма образования и использования централизованных фондов денежных средств, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения НД.

Специфика бюджетных отношений:

1. в денежной форме отношений

2. сфера их действия ограничена рамками бюджетного процесса

3. участники отношений – один из них всегда государство

4. безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов и платежей, а также бюджетного финансирования.

Объективные факторы:

1. уровень развития производительных сил

2. экономический потенциал страны

3. характер производственных отношений

4. экономические, природные, социальные особенности

Субъективные факторы:

1. тип государства

2. политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития

3. уровень экономики, в том числе финансовой науки

Функции бюджета:

1. Государственный бюджет – главное орудие перераспределения НД и ВВП. Они используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РБ.

2. Через расходы и налоги, государственный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, роста эффективности производства.

3. социальная направленность бюджетных средств, социальной политики и приоритеты: поддержка наименее обеспеченных слоев населения финансирование учреждений здравоохранения, образования и культуры усиление гарантий социальных и экономических прав граждан

4. государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Т.е. в процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное отношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

5. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства и других элементов финансовой системы.

Вопрос 65. Доходы государственного бюджета, их состав и структура в текущем году.

Доходы гос. бюджета выражают экономические отношения п/п, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают ден. средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов гос. власти.

Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с п/п и физ. лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.

Сборы – обязательные взносы, взимаемые с организаций и физ. лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков.

Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность склонность к смене собственника.

Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Неналоговые доходы делятся на текущие и капитальные.

Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юр и физ лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменениями налогового либо бюджетного законодательства.

По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие. К с обственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные – доходы, законодательно закрепленные за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: