ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Требования к выполнению и тематика контрольной работы
По дисциплине «Философия»
Для студентов 2 курса заочной формы обучения
факультет подготовки специалистов для судебной системы
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры
гуманитарных и социально-экономических дисциплин
протокол № 1 от 31 августа 2017 года
Заведующий кафедрой, проф., д.ф.н. С.В. Шефель
Требования к выполнению контрольной работы
Написание контрольной работы по философии представляет собой один из видов учебного процесса, одну из форм самостоятельной работы. Темы контрольных работ отражают основное содержание программы курса «Философия» и отвечают целям и задачам его изучения. В ходе написания контрольной работы студент решает такие задачи:
- самостоятельно изучает соответствующую тему (раздел) учебной дисциплины;
- приобретает навык самостоятельной работы по подбору и изучению первоисточников и научной литературы;
- получает опыт обобщения рассмотренных точек зрения, формулирования выводов по теме.
Структура контрольной работы такова:
титульный лист;
план работы;
введение, объемом 1-2 страницы;
основная часть, объемом до 10-12 страниц;
заключение, объемом 1-2 страницы;
список источников и литературы, использованных при подготовке работы.
Во введении формулируются цели и задачи работы, указывается объект и предмет изучения, обосновывается актуальность темы. В основной части раскрывается содержание темы. Структурно основная часть работы может быть представлена разделами, которые могут включать подразделы. Каждый раздел раскрывает какую-то часть темы, а подразделы – отдельные аспекты вопроса, рассматриваемого в разделе.
Освещение темы работы может осуществляться по-разному: или в историческом (от прошлого к современности), или в логическом (в соответствии с главными, узловыми моментами темы), или в актуальном плане (от современности, сквозь его призму, к прошлому и о прошлом).
Работа должна быть написана грамотно, с четким изложением мыслей. В конце каждого раздела должны содержаться краткие выводы. Они, как и все положения, изложенные в работе, должны быть обоснованы, опираться на анализ сопоставляемых точек зрения и содержать элементы их критического анализа и аргументации в пользу позиции, наиболее адекватно отражающей суть осмысливаемой проблемы.
Работа должна засвидетельствовать эрудицию студента, а также его умение мыслить самостоятельно.
Текст работы должен представлять собой завершенное изложение темы объемом не более 20 страниц в печатном выражении. Для компьютерной верстки – полуторный интервал, размер шрифта 14, выравнивание – по ширине, гарнитура Times New Roman; сноски печатаются 10 шрифтом, верхнее поле – 25 мм; нижнее поле – 25 мм; левое поле – 30 мм; правое поле – 15 мм.
Ссылки на цитаты должны сопровождаться либо подстрочными сносками, либо указанием порядкового номера и страницы цитируемого издания в списке использованной литературы. Список литературы, которая цитируется, составляется в алфавитном порядке. При ее библиографическом описании следует придерживаться общепринятых стандартов. Например:
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода //Вопросы философии. – 1992. – № 8. – С. 146-157.
2. Аристотель Стагирит. Метафизика /Пер. с др.-греч. А.В. Кубицкого. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 608 с.
3. Международные акты о правах человека: [сборн. документов]. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 784 с.
4. Хеффе О. Справедливость: Философское введение / Пер. с нем. О.В. Кильдюшова; под ред. Т.А. Дмитриева. – М.: Праксис, 2007. – 192 с.
В случае оформления подстрочной сноски библиографическая запись завершается указанием и на конкретную страницу, где содержится цитируемое положение. Например:
_________________
1 Царьков И.И. Развитие правопонимания в европейской традиции права. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – С. 14.
Работа не может быть зачтена в случаях, когда содержание темы не раскрыто в полном объеме; или же: а) ее содержание не соответствует плану; б) она выполнена не самостоятельно; в) выполнена на базе одного источника без привлечения научной литературы; а также, если она небрежно оформлена и содержит большое количество ошибок.
Положительная оценка работы подтверждается емкой, но целостной ее характеристикой и записью рецензента «зачтено».
Текст работы представляется на проверку преподавателю в печатном виде.
Тему контрольной работы студент выбирает по своему усмотрению.
Темы контрольных работ:
Античная натурфилософия: космос – это «колыбель» человечества.
«Философия дала мне умение беседовать с самим собой» (Антисфен).
«Философия есть культура ума» (Цицерон).
Платоновская философия в контексте работ А.Ф. Лосева.
Философский смысл учения Аристотеля о справедливости.
Дискуссия номиналистов и реалистов: кто ближе к истине?
Чему учит наших современников духовное наследие Франциска Ассизского?
Философия эпохи Возрождения: востребована ли она сегодня?
«Само бытие без нравственного бытия есть проклятие, и чем значительнее это бытие, тем значительнее это проклятие» (Ф. Бэкон).
«Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя» (Р. Декарт).
Дискуссия между эмпирико-сенсуалистами и картезианцами: каковы ее уроки?
Можно ли считать философию И. Канта вершиной философской классики?
Какая диалектика нам ближе: Гегеля или Маркса?
«Любовь и есть не что иное, как утверждение бытия в его полноте и утверждение бытия на вечность» (Н.А. Бердяев).
К утверждению каких идеалов стремились представители «школы философии жизни»?
В чем проявляется своеобразие человеческой природы?
Каковы приоритеты современной философской антропологии?
«Русский космизм»: философия прошлого или будущего?
Актуален ли философский проект В.Соловьева о Богочеловечестве?
Исторический материализм и цивилизационная парадигма: прозрения, находки и издержки.
Соотносимы ли понятия философии постиндустриализма и информационной эпохи? Иерархия ценностей: что находится на ее вершине?
Аксиологический проект тюбингенской школы философии (на примере работ О. Хеффе).
Идеи франкфуртской школы в контексте аксиологического дискурса.
«Чернила ученого и кровь мученика имеют одинаковую цену для неба» (Коран).
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).
«Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер).
«Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И. Кант).
«Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье» (Г. Лейбниц).