Организация оплаты труда осуществляется на основании: законодательных и других нормативных актов; отраслевых и межотраслевых соглашений и (или) договоров; коллективных договоров; трудовых договоров.
Субъектами организации оплаты труда являются: органы государственной власти и местного самоуправления; собственники, объединения собственников или их представительные органы; профессиональные союзы, объединения профессиональных союзов или их представительные органы; работники.
Субъекты не имеют права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, ухудшающим условия, установленные законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
Действующее трудовое законодательство Донецкой Народной Республики ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени, которое устанавливает работодатель. Для работников обычно устанавливается 40-часовая рабочая неделя, но могут возникнуть и чрезвычайные обстоятельства, в связи с которыми работник должен будет работать во внеурочное или ночное время.
Если работник превышает установленную для него продолжительность рабочего времени, то это превышение является сверхурочной работой, которая не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Не допускается привлечение к сверхурочной работе:
1) беременных женщин,
2) работников в возрасте до восемнадцати лет,
3) инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами).
|
Оплата сверхурочных работ производится за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере.
Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.
К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законами Донецкой Народной Республики; матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста, которые могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Каждый час работы в ночной период должен оплачиваться в повышенном размере и устанавливается предприятием самостоятельно. Однако эти доплаты не могут быть ниже предусмотренных законодательством.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, на месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.
|
Помимо рабочих дней на предприятиях, в организациях существуют праздничные и выходные дни.
Согласно Указу Главы от 24 ноября 2015 г. № 440 «О праздничных днях Донецкой Народной Республики», в учреждениях, организациях работа не проводится в следующие праздничные дни: 1 января – Новый год; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – праздник весны и труда; 9 мая – День Победы; 11 мая – День Республики.
Решение о переносе рабочих дней принимаются работодателем самостоятельно путём издания приказа или другого распорядительного документа.
Согласно с Распоряжением Главы ДНР «О выходных днях» выходными днями в Республике считаются: 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января, а также 9 апреля и 28 мая.
Также, этим документом указывается норма рабочего времени в зависимости от продолжительности ежедневной работы, количества рабочих выходов согласно внутреннему трудовому распорядку и т.п., так продолжительность рабочего времени, с учётом распоряжений главы за 2018 год: при 40-часовой рабочей неделе — 1978,0 часов; при 36-часовой рабочей неделе — 1785,6 часа.
Таблица 1.1
Норма продолжительности рабочего времени на 2018 год
Показатель | Количество календарных дней | Количество праздничных дней (с указанием числа месяца) | Количество выходных дней | Количество дней, работа в которые не проводится | Количество рабочих дней | Количество дней, предшествующих праздничным и нерабочим, в которые продолжительность рабочего дня при 40-часовой неделе уменьшается на 1 час |
Январь | 1 (1) | — | ||||
Февраль | 1 (23) | 1 (22) | ||||
Март | 1 (8) | 1 (7) | ||||
Апрель | — | 1 (30) | ||||
Май | 3 (1,9,11) | 2 (8,1) | ||||
Июнь | — | — | ||||
Июль | — | — | ||||
Август | — | — | ||||
Сентябрь | — | — | ||||
Октябрь | — | — | ||||
Ноябрь | — | — | ||||
Декабрь | — | 1 (31) | ||||
2018 год |
|
Из таблицы 1.1 видно, что в 2018 году всего 248 рабочих дней, 117 дней, работа в которые не проводится, 111 – выходных, 6 праздничных дней и 6 дней, предшествующих праздничным и нерабочим.
Таблица 1.2
Норма продолжительности рабочего времени в часах при 40-часовой и 36-часовой рабочей неделе
Показатель | 40-часовой рабочей неделе | 36-часовой рабочей неделе |
Январь | 136,0 | 122,4 |
Февраль | 151,0 | 136,8 |
Март | 167,0 | 151,2 |
Апрель | 159,0 | 144,0 |
Май | 150,0 | 136,8 |
Июнь | 168,0 | 151,2 |
Июль | 176,0 | 158,4 |
Август | 184,0 | 165,6 |
Сентябрь | 160,0 | 144,0 |
Октябрь | 184,0 | 165,6 |
Ноябрь | 176,0 | 158,4 |
Декабрь | 167,0 | 151,2 |
2018 год | 1978,0 | 1785,6 |
Таблица 1.2 позволяет сделать вывод о том, что в 2018 году норма продолжительности рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составляет 1978 часов, а при 36-часовой – 1785,6. Также можно заметить, что количество часов колеблется от 136 до 184 при 40-часовой рабочей неделе, а при 36-часовой от 122,4 до 165,6.
К выше изложенному можно добавить то, что основой организации оплаты труда на предприятии является тарифная система, которая включает:
1) тарифные сетки;
2) тарифные ставки (денежная выплата работнику за выполнение заданий определённой сложности в установленные сроки);
3) схемы должностных окладов;
4) тарифно-квалификационные характеристики (справочники).
Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников – в зависимости от их квалификации и по разрядам тарифной сетки.
Тарифная система является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы.
Тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе:
1) тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, обязательно превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы;
2) межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).
Единая тарифная сетка разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы имеет вид:
Таблица 1.3
Тарифные разряды | Размеры должностных окладов (тарифных ставок), рос. руб. |
Таким образом, с ростом квалификации работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации, которая производится в соответствии с положениями о порядке проведения аттестации служащих бюджетных организаций.