Список использованных источников. 1. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей




 

1. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С.16-19.

2. Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С.19-22.

3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72.

4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с.

5. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. 262с.

6. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 12-13.

7. Варкки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 57-59.

8. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – М., 2004. 326с.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие/ Под науч. ред. Б.С. Волкова – М., 2004. 312с.

10. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 77-84.

11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М., 2003. 512с.

12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.– М.: «Академия»,1998.

13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2002. 134с.

14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб. – СПб.: Детство-пресс, 2000. 572с.

15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. 269с.

16. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. 316с.

17. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 48-52.

18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1980. 422с.

19. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2001. 234с.

20. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М., 1998. 213с.

21. Новоторцева И.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском са­ду. – Ярославль, 1993. 262с.

22. Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребёнок 5-6 лет в системе дошкольного образования. // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С.12-17.

23. Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 67-72.

24. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1998. 623с.

25. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991. 524с.

26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. – Самара, 2005. 672с.

27. Рогаткина Т. Пусть одуванчик рисует себя сам. // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 62-66.

28. Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. С. 17-24.

29. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 1997. № 4. С. 23-25.

30. Теплов Б М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985. 572с.

31. Урунтаева Г А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М., 1999. 583с.

32. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие, – СПб.,1999. 318с.

33. Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. – М., 1996. 376с.

34. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. – 1991. №6. С. 103-111.

35. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002. 581с.

36. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе / Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб, 1999. 277с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Оценка результатов теста Керна-Йерасека

Балл Задание 1. Рисунок мужской фигуры
  Нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова не больше туловища и соединена с ним шеей. На голове есть волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках – кисти с пятью пальцами. Ноги внизу «отогнуты». Фигура имеет мужскую одежду и нарисована как единое целое, а не составлена из отдельных частей. На рисунке видно, что ноги и руки «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. При таком способе рисования, называемом «синтетическим» (контурным), фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. Более примитивный «аналитический» способ предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Например, сначала рисуется туловище, а затем к нему крепятся руки и ноги.
  Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки) можно не считать, если фигура нарисована синтетическим способом.
  Фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.
  Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией.
  Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечностей. Каракули.
  Задание 2. Подражание письменным буквам
  Образец скопирован хорошо и разборчиво. Копия превышает размер образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной (заглавной) букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не белее чем на 30 градусов.
  Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются
  Явная разбивка надписи на три части. Разборчиво написаны хотя бы четыре буквы.
  С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенная копия создает строку.
  Каракули.
  Задание 3. Копирование группы точек
  Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Копия может быть меньше или превышать его размеры не более чем вдвое. Рисунки расположены параллельно.
  Количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
  Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Количество точек может быть не соблюдено, но их число допускается не больше 20 и не меньше 7. Возможен любой разворот. Даже на 180 градусов.
  Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
  Каракули.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Методика «Учебная деятельность» (стимульный материал)

 

 

А - образец узора;

Б - материал для выполнения вводного и основ­ных заданий (повторяется 4 раза).

Образцы правильного выполнения заданий:

В - вводная серия;

Г - первая серия;

Д - вторая серия;

Е - третья серия.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Результаты констатирующего эксперимента Тест Керна-Йерасека (экспериментальная группа)

  № Ф.И.О. ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Общее кол-во баллов Уровень  
 
  Василюк Л.Н.         С  
  Данилович А.В.         Н  
  Завадская Р.Д.         С  
  Красова Н.В.         С  
  Лимончук С.Ф.         С  
  Лебедева Р.Л.         Н  
  Миронович И.А.         С  
  Наумчик Г.В.         С  
  Овсяник М.И.         С  
  Обод А.Д.         С  
  Поддубная Д. Н.         С  
  Полховская Т.Н.         Н  
  Рамульт С. С.         С  
  Салькаева Т.Р.         С  
  Середич С.О.         Н  
  Селюк М. А.         С  
  Тимощук Н.Т.         Н  
  Федорович А.Н.         С  
  Хомич Л.Б.         Н  
  Якимчук Л.М.         С  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Результаты констатирующего эксперимента Тест Керна-Йерасека (контрольная группа)

  №   Ф.И.О. ребенка   Задание   Задание   Задание Общее кол-во баллов   Уровень  
 
  Андреева А.Р.         Н  
  Архипович В.Л.         С  
  Вабищевич М.Ф.         Н  
  Варфоломеев Г.М.         С  
  Гончарук Л.И.         С  
  Дмитрович И.Н.         С  
  Евтухович Р.Р.         Н  
  Ильина П.Р.         С  
  Ковалевич Е.Р.         С  
  Крачук В.О.         Н  
  Кривопуст Н.С.         Н  
  Литвинчук А.Б.         С  
  Моисеенко А.Д,         С  
  Наумчик Р.А.         С  
  Обод С.К.         Н  
  Олейничев Л.Д         С  
  Полюхович Д.Е.         Н  
  Суховерхий М.А.         С  
  Тевтовичев А.С         С  
  Юрович П.Ф.         С  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Сводная таблица данных по результатам теста Керна-Йерасека (констатирующий этап)

Уровни Кол-во набранных баллов Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во детей % соотношение Кол-во детей % соотношение
Высокий 3-6 - - - -
Средний 7-10        
Низкий 12-15        
Всего          

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Результаты констатирующего эксперимента по методике «Учебная деятельность» (экспериментальная группа)

  №   Ф.И.О. ребенка Кол-во баллов за правильные соединения Штрафные баллы Общее кол-во баллов   Уровень  
 
  Василюк Л.Н.       Н  
  Данилович А.В.       С  
  Завадская Р.Д.       Н  
  Красова Н.В.       С  
  Лимончук С.Ф.       Н  
  Лебедева Р.Л.       С  
  Миронович И.А.       Н  
  Наумчик Г.В.       С  
  Овсяник М.И.       С  
  Обод А.Д.       С  
  Поддубная Д. Н.       Н  
  Полховская Т.Н.       Н  
  Рамульт С. С.       С  
  Салькаева Т.Р.       Н  
  Середич С.О.       Н  
  Селюк М. А.       С  
  Тимощук Н.Т.       Н  
  Федорович А.Н.       Н  
  Хомич Л.Б.       С  
  Якимчук Л.М.       Н  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Результаты констатирующего эксперимента по методике «Учебная деятельность» (контрольная группа)

  №   Ф.И.О. ребенка Кол-во баллов за правильные соединения   Штрафные баллы Общее кол-во баллов   Уровень  
 
  Андреева А.Р.       Н  
  Архипович В.Л.       Н  
  Вабищевич М.Ф.       Н  
  Варфоломеев Г.М.       С  
  Гончарук Л.И.       Н  
  Дмитрович И.Н.       Н  
  Евтухович Р.Р.       С  
  Ильина П.Р.       С  
  Ковалевич Е.Р.       С  
  Крачук В.О.       С  
  Кривопуст Н.С.       С  
  Литвинчук А.Б.       Н  
  Моисеенко А.Д,       Н  
  Наумчик Р.А.       Н  
  Обод С.К.       Н  
  Олейничев Л.Д       Н  
  Полюхович Д.Е.       Н  
  Суховерхий М.А.       Н  
  Тевтовичев А.С       Н  
  Юрович П.Ф.       С  

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Уровень готовности дошкольников к учебной деятельности (констатирующий этап эксперимента)

  Уровни Кол-во набранных баллов Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во детей % соотношение Кол-во детей % соотношение
Высокий 71-72 -   -  
Средний 43-70        
Низкий 42-0        
Всего          

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Поэтапная организация работы кружка «В мире чудес»

  Направления   Задачи     Содержание работы
  Подготовительный этап  
Развитие творческой активности, воображения Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления. Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.
Развитие изобразительных способностей Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти(зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Определение сплоченности группы, взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.
  Обучающий этап  
Развитие творческой активности, воображения Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии. Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.
Развитие изобразительных способностей Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деятельности.
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе
  Творческий этап  
Развитие творческой активности, воображения Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений. Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.  
Развитие изобразительных способностей Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.  
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.  
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Самостоятельные игры  
           

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»

 

Занятия подготовительного блока

 

Занятие 1. «Зимняя сказка»

Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения.

Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинку – сказку.

 

Занятие 2. «Зимушка-Зима»

Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме.

Ход занятия: педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.

 

Занятие 3. «Наш добрый друг – художник круг»

Цель: привить детям навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки, развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.

Ход занятия: детям раздаются листы с заготовленным шаблоном. Педагог загадывает загадку про снеговика и предлагает его нарисовать из шаблона. Затем тоже самое с медведем, зайцем, кошкой. При этом показывает, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.

Далее педагог раздает детям лист с произвольно расположенными кругами разного диаметра и предлагает поиграть в игру кто быстрее отгадает загадку и нарисует ответ.

 

Занятие 4. «Зимовье зверей»

Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.

Ход: отгадывание загадок:

молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)

с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком (собака)

спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на спинке – щетинка (свинья)

с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)

зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)

комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)

не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)

Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».

 

Занятие 5. «Зоопарк»

Цель: закрепление умения конструирования из бумаги, развитие воображения, художественных способностей (конструирование), мелкой моторики.

Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши.

Ход: создание бумажного зоопарка, конструирование из бумаги стилизованных изображений животных.

Педагог загадывает загадки, читает стихи о животных. Беседует с детьми о них, вместе выделяют существенные признаки, места обитания, образ жизни. Вспоминают, что домик для домашних животных они уже нарисовали. Педагог предлагает диких животных не нарисовать, а сконструировать из бумаги и поселить их в бумажном зоопарке

После конструирования дети могут обыграть ситуацию, расселить животных в зоопарк, играть с ними.

 

Экскурсия в лес.

Цель: наблюдение за зимним лесом; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления.

Содержание:

Наблюдение за заснеженной землей, деревьями, следами на снегу.

Сенсорное обследование снега.

Подвижная игра «Зарница».

 

Занятия основного блока

 

Занятие 1. «Говорящие рисунки»

Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку.

Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она.

Потом педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.

 

Занятие 2. «Юные мультипликаторы»

Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия.

Предварительный просмотр диафильма. Обсуждение того, как он сделан (последовательная цепочка картинок).

Ход занятия: педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название – получился диафильм.

 

Занятие 3 «Лесная азбука»

Цель: закрепить технику рисования пальцами, «тычками» кистями разной величины; учить подбирать размер к.исти в зависимости от изображаемого.

Предварительная работа: наблюдение на участке за тем, кто какие следы оставляет на снегу, рассматривание иллюстраций со следами животных, игра «Следопыт», на закрепление знаний о животных, их образе жизни и оставляемых отпечатках.

Ход занятия: педагог предлагает вспомнить утренние наблюдения и нарисовать картинку так, чтобы на ней не было ни одного животного, но чтобы другие поняли, кто живет в этом лесу. Обращает внимание на то, как можно нарисовать, пальчиками, разными кисточками, отпечатки лапок лесных зверей и птиц. После рисования дети могут придумать истории о том, кто, когда и как оставил следы.

 

Занятие 4. «Снег - снежок»

Цель: закрепить умение наносить краску пальцами, набрызгом, тычками кисточки, тонкими линиями; познакомить с техникой «манкографии» и «рисографии»; учить выбирать технику рисования в зависимости от снега.

Предварительное наблюдение за падающим снегом, различными его формами.

Ход занятия: педагог предлагает нарисовать снег, но ведь бывает разный, педагог предлагает рисовать следующим образом:

Пальцами, тычками кисти – хлопья снега

Набрызгом – мелкую изморось

Тонкими линиями – снежинки

Манкой, рисом – снежный покров.

Занятие 5. «Облака»

Цель: закрепление умения делать аппликацию ватой; познакомить с техникой обрыва.

Предварительное наблюдение за облаками.

Ход занятия: педагог загадывает загадки об облаках, показывает рисунки детей с заснеженной землей и спрашивает, чего не хватает. Предлагает доделать небо с облаками, но не нарисовать, а сделать аппликацию. Обращает внимание на внешний вид облаков (размытые, пушистые, бывают прозрачные) и спрашивает из чего можно было бы сделать тучи (из ваты), еще показывает, что можно приклеить маленькие обрывочки белых салфеток на нарисованный контур облака.

 

Занятие 6. «Белогривые лошадки»

Цель: развитие ассоциативного, образного мышления; освоение техники акварельной монотипии.

Предварительная работа: наблюдение за облаками, сугробами – назвать на что они похожи; рассматривание разных цветовых пятен, непонятных расплывчатых фигур – на что похожи они.

Ход занятия: на лист бумаги дети широкой кистью наносят акварель и пока она не высохла, прикладывают чистый лист сверху и прижимают ладошкой. Первый лист убирают, а в получившемся пятне второго листа педагог предлагает попытаться увидеть основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. По окончании работы, дети обсуждают получившиеся рисунки, придумывают название и могут сочинить историю о нарисованном.

 

Занятие 7. «Краски радуги»

Цель: закрепить последовательность расположения цветов в спектре; учить работать в технике размыва, закрашивать лист полностью.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», рассматривание иллюстраций с изображением радуги, заучивание фразы для запоминания расположения цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Ход занятия: Почтальон приносит письмо от человечков Разноцветной страны, которые рассказывают о том, что все волшебные краски Радуги украл злой Кощей Бесцветный, и они просят помочь им вернуть Разноцветную Радугу, для чего дети должны ее нарисовать.

 

Занятие 8. «Разноцветная страна» (продолжение предыдущего).

Цель: познакомить с техникой «граттаж»; используя «процарапывание», научить детей создавать выразительный образ природы; выявить степень владения линией как средством выразительности.

Предварительная работа: вощение и закрашивание детских рисунков педагогом.

Ход занятия: педагог предлагает детям отправить готовые рисунки разноцветным человечкам, но дети обнаруживают вместо нарисованной радуги темные листы. Педагог спрашивает у детей, куда и почему могла исчезнуть радуга. В беседе затрагивают тему экологического загрязнения воздуха и как этого избежать. Педагог предлагает попробовать расколдовать радужный рисунок, процарапывая изображение. Дети «воссоздают» картины Разноцветной страны, ее природу, жителей и др. По рисункам дети сочиняют историю «путешествие в Разноцветную страну».

 

Занятия творческого этапа

 

Занятие 1. «Волшебный лес»

Цель: развитие воображения; закрепить умение располагать предметы по верхнему и нижнему краю широкой полосы («земли») для передачи удаленности предметов, закрепление умений работать с различными материалами и выбирать в зависимости от изображаемого.

Ход занятия: ребенку дается лист со схематическими изображениями, незаконченными рисунками. Педагог предлагает детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него волшебную историю.

 

Занятие 2. «Чудесные превращения»

Цель: развитие воображения.

Ход занятия: в группу приходит волшебник и показывает детям чудо – машину, в которую можно положить несколько предметов, а получить совершенно другие вещи (например, положить тарелки, варежку, кошку). Все перемешать, спросить у детей, что же получилось? (прием агглютинации). Волшебник рассказывает, как он получил Пегаса, Кентавра и др. разрешает детям воспользоваться его чудо-машиной – что-нибудь положить и что-то получить. Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его. После выполнения задания, другие дети пробуют отгадать, что было положено в машину и что получилось. Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе – где и как живет, что делает, с кем дружит.

 

Занятие 3. «Морозный узор»

Цель: учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой «манкография».

Предварительное наблюдение за морозными узорами на окнах.

Ход занятия: педагог предлагает детям сегодня побыть чуть-чуть Дедом Морозом и раскрасить самим оконные узоры. С каждым обсуждается замысел: сильный мороз – крупные рельефные узоры рисом, легкий морозец – манкой, разные рисунки – лес, еловые ветви, беспорядочные точки и пятна. По окончании дети пытаются угадать и рассказать по рисункам о погоде за окном.

 

Занятие 4. «Самое веселое на свете»

Цель: развитие фантазии.

Ход занятия: педагог спрашивает у детей, что самое веселое на свете. А потом предлагает нарисовать это. Просит после рассказать, что нарисовал каждый и вместе обсуждают рисунок.

 

Занятие 5. «Цветочная фантазия»

Цель: расширение представлений детей, формирование эстетического вкуса, чувства композиции.

Ход: воспитатель приносит в группу разные цветы, листья, сухие веточки и несколько ваз. Рассказывает о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему. Дети поясняют свой выбор, воспитатель объясняет свой подход. Затем дети объединяются в 3-4 группы и должны составить свой букет из всего разнообразия представленных цветов, подобрав соответствующую вазу и объяснив свой выбор. Педагог говорит, что для того, чтобы красиво составить букет, сначала нужно договорится, подумать вместе, что они будут делать, а только потом приступать к работе.

После практического коллективного задания воспитатель просит нарисовать разные букеты в разных вазах, и предлагает детям подумать, кому бы он подарил каждый из букетов.

 

Занятие 6. «Подарок маме»

Цель: закрепление умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать тему, сюжет и используемые материалы.

Ход занятия: педагог предлагает детям подумать, что бы они подарили маме к празднику. Помогает, обсуждает с каждым рисунок и средства его исполнения (например, выложить цветы мимозы пшеном, цветочную полянку разноцветной манкой и др.).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 

Результаты контрольного эксперимента Тест Керна-Йе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: