Задание по теме «Норма права» (вместо семинаров)




 

1. Заполните пропуски в тексте (вставленное слово выделите жирным курсивом):

 

Известное нам слово «________» не всегда имело тот смысл, который в него вкладывается сейчас. Когда-то оно обозначало специальный инструмент, с помощью которого можно было определить прямой угол. Это обстоятельство позволяло в переносном смысле говорить о _______ как об образце или ________. Со временем переносный смысл потеснил основной и занял его место. Именно в качестве _______ понимается ________ юристами.

Итак, норма _________ может быть установлена или ______________ государством. Последнее означает, что государство придаёт юридическую силу уже существующему правилу (делает его официальным).

Можно заметить, что многие признаки _______ права и ______ совпадают. Это связанно тем, что _______ является совокупностью __________, тогда как _________ выступает мельчайшим элементом ________. Таким образом, _________ права и _______ соотносятся друг с другом как часть и целое.

Среди важнейших признаков выделяются __________, т.е. письменная зафикисрованность правила в официальном источнике, а также ___________, что означает адресованность неопределённому кругу лиц. Тесно связанными друг с другом являются такие признаки как _____________ и обеспеченность силой _____________.

Такой признак как __________ указывает на то, что норма права сама состоит из взаимосвязанных элементов, т.е. имеет собственную структуру. Считается, что ___________ структура включается в себя __________, диспозицию и ____________. Правило поведения, которому должны следовать субъекты правовых отношений, содержится в таком элементы нормы права как ___________.

 

 

2. Пользуясь логической структурой нормы права (ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ), сформулируйте нормы для следующих ситуаций:

 

а) ситуация – человек переходит автомобильную дорогу + норма должна быть запретительной;

б) ситуация – уплата налогов + норма должны быть обязывающая;

в) ситуация – покупка товара + норма должна быть управомочивающая;

г) ситуация – заключение брака + норма должна быть обязывающая;

д) ситуация – нахождение в университете + норма должна быть запретительной.

 

3. Пользуясь логической структурой нормы права (ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ), разъясните смысл следующих норм:

 

а) Пересечение государственной границы РФ без действительных документа на право въезда или выезда из РФ, наказывается лишением свободы до двух лет…;

б) Каждый съевший яблоко в магазине, имеет право получить второе абсолютно бесплатно, и всякий менеджер, отрицающий это, отправляется мыть полы…;

в) Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом…;

г) Работники предприятия находятся на рабочих местах в шапочках красного цвета или же отправляются в неоплачиваемый отпуск в случае их отсутствия…;

д) Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.

 

4. Постройте графическую модель различных видов гипотез, диспозиций и санкций.

 

5. Решите следующие тестовые задания (ответ можно выделить жирным курсивом):

 

5.1 Укажите юридическую структуру правовой нормы:

 

a) если... то, иначе;

b) запрещено всё, что не разрешено;

c) гипотеза, диспозиция, санкция;

d) «всем, к кому это относится».

 

5.2 Виды гипотез правовых норм:

 

a) простые;

b) относительно-определённые;

c) альтернативные;

d) запрещающие;

e) сложные.

 

5.3 Виды санкций правовых норм:

 

a) управомочивающие;

b) абсолютно-определённые;

c) альтернативные;

d) относительно-определённые.

 

5.4 Виды диспозиций правовых норм:

 

a) обязывающие;

b) штрафные;

c) запрещающие;

d) абстрактные;

e) управомочивающие.

 

5.5 Виды правовых норм по функциональной природе:

 

a) конституционные;

b) регулятивные;

c) обязывающие;

d) абстрактные;

e) охранительные;

f) учредительные;

g) простые;

h) карательные.

 

6. Продолжите приведённые ниже нормы, самостоятельно сформулировав для каждой абсолютно-определенную, относительно-определённую и альтернативную санкции:

 

а) Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам влечёт …;

б) Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения наказывается …;

в) Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет …;

г) Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, наказывается …;

д) Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе влечёт ….

 

7. Приведите из действующего законодательства примеры прямого (определённого), отсылочного и бланкетного способов изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

 

8. К какому виду учредительных норм относиться норма, закреплённая в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Обоснуйте свою позицию.

 

9. Прочитайте следующий отрывок и ответьте на указанные после вопросы:

 

Однажды на агоре встретил учитель мудрости софист Фрасимах и бродячий философ Сократ. Между ними сразу разгорелся поэтический спор о праве, который дошёл до нас в следующем виде:

 

«

***

 

Фрасимах

 

Могу я твёрдо утверждать,

И ты, Сократ, то должен знать,

Что право есть что нужно сильным,

А не философам цивильным.

 

И справедливость – пустословье,

Ведь знает воинов сословье,

Что выгодно и есть закон,

Не важно зол, хорош ли он.

 

Сократ

 

Не вижу в силе права я,

Но только, если я свинья,

Ведь только твари полагают,

Что право силой утверждают.

 

А право вечно, неизменно,

Оно порядок всей вселенной,

И каждый истинно с ним связан

И естеством своим обязан.

 

Фрасимах

 

Прости, Сократ, несёшь ты бред,

И в стае слабых права нет.

Там есть желания, стремления,

Ну и пустые размышления.

 

А истину нам тот расскажет,

Кто легионам «в бой» прикажет,

И тот нам норму сообщит,

Кому солдаты прочный щит.

 

Сократ

 

Да нет, софист, слуга догадок,

Ты просто на чужую волю падок,

Ты мыслишь точно раб обычно,

Кому удар господ привычно.

 

А норма в жизни обитает,

И каждый эллин это знает.

И тот предел, что может власть,

Пред нормой просто ниц упасть.

 

Афинские граждане

 

Довольно вам, мужи народа,

Наверное, такова природа,

Что мы не сможем разрешить,

Какому праву нам служить.

 

Хор

 

И долго бились там титаны,

Поистрепав свои сутаны.

А спор как был, так и остался,

Юристам позже он достался.

 

***

»

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие типы правопонимания отстаивают в споре Фрасимах и Сократ? Почему вы так считаете? В чем специфика этих подходов к пониманию права?

2. Каких позиций придерживаются спорящие мудрецы по вопросу о механизмах формирования норм права? В чём их отличия?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: