Урок по теме «Неопределенные и отрицательные местоимения»
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня вместе будем работать по учебнику. Возьмите все учебник и тетрадь Запишите число и классная работа.
Ответьте на вопросы – шутки:
1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
- Какие местоимения мы уже изучили? Свои ответы сверяйте
(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
Возвратное: себя;
Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;
Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)
- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?
(вопросительные служат для выражения вопроса);
- Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);
- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).
Итак, мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с еще с двумя разрядами местоимений – неопределенными местоимениями и отрицательными. Научимся употреблять в речи, определять их синтаксическую роль.
3. Изучение нового материала.
1) Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
|
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Давайте запишем словосочетания в тетради
Кто-то поплыл
Кто-то думал
Кто-нибудь встретит
Какие-то чайки
Какие-то люди
Какой-то дельфин.
Эти местоимения называются неопределенными.
- Подумайте, почему они так называются?
Эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.
Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.
(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,
И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)
В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)
- Почему в сказках используется такое начало?
Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?
(по падежам)
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.
А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
|
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)
2) Работа с учебником.
Давайте откроем учебник на странице 76-77, прочитаем материал и рассмотрим таблицу.
Ребята, запишите местоимения
НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.
Выделите в словах приставки и поставьте ударение.
Вывод: В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.(орф.№43 стр 77)
Чтение и заучивание орфограммы 43, страница 77 учебника.
- Что же надо знать о приставке НЕ?
Ребята, давайте запишем:
-то, -либо, -нибудь –
черточку не забудь.
Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом
-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга. (орф №44 стр 78) Ещё раз прочитайте и запомните
3. Закрепление материала.
1) Ребята, сейчас для того, чтобы лучше запомнить эту тему, мы выполним задание Записываем в тетрадь, комментируем правило
(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).
2) Следующее задание «Цифровой диктант». Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. Запишите код в тетрадь
1 – неопределенное
2 – возвратное
|
3 – относительное
4 – вопросительное
1) Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
2) Вишь, какая саранча!
3) Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
4) О себе дед рассказывать не любил.
5) Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
4.Отрицательные местоимения.(изучаем самостоятельно)
На стр 79 читаем и разбираем материал (если есть вопросы,то задаем)
Учим орф.№45(стр 80)
Запишите упр №464
На стр 81 запоминаем орф. №46
Выполните упр 467.
Д/З нет. Все выполнить за урок и работу сразу выслать.