Сегодня вместе будем работать по учебнику. Возьмите все учебник и тетрадь Запишите число и классная работа.




Урок по теме «Неопределенные и отрицательные местоимения»

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Сегодня вместе будем работать по учебнику. Возьмите все учебник и тетрадь Запишите число и классная работа.

Ответьте на вопросы – шутки:

1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)

2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)

3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

- Какие местоимения мы уже изучили? Свои ответы сверяйте

(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

Возвратное: себя;

Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;

Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

 

- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

(вопросительные служат для выражения вопроса);

 

- Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);

 

- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).

 

Итак, мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.

 

2. Сообщение темы и цели урока.

 

Сегодня мы познакомимся с еще с двумя разрядами местоимений – неопределенными местоимениями и отрицательными. Научимся употреблять в речи, определять их синтаксическую роль.

 

 

3. Изучение нового материала.

 

1) Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

 

 

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

 

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

 

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Давайте запишем словосочетания в тетради

Кто-то поплыл

Кто-то думал

Кто-нибудь встретит

Какие-то чайки

Какие-то люди

Какой-то дельфин.

Эти местоимения называются неопределенными.

 

- Подумайте, почему они так называются?

 

Эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

 

Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.

 

(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,

И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

 

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

 

- Почему в сказках используется такое начало?

 

Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

(по падежам)

 

И. п. кто-то

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

 

Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.

 

А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

 

- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)

 

2) Работа с учебником.

Давайте откроем учебник на странице 76-77, прочитаем материал и рассмотрим таблицу.

Ребята, запишите местоимения

НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.

Выделите в словах приставки и поставьте ударение.

 

Вывод: В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.(орф.№43 стр 77)

 

Чтение и заучивание орфограммы 43, страница 77 учебника.

- Что же надо знать о приставке НЕ?

Ребята, давайте запишем:

-то, -либо, -нибудь –

черточку не забудь.

 

Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом

-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга. (орф №44 стр 78) Ещё раз прочитайте и запомните

 

3. Закрепление материала.

 

1) Ребята, сейчас для того, чтобы лучше запомнить эту тему, мы выполним задание Записываем в тетрадь, комментируем правило

 

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

 

2) Следующее задание «Цифровой диктант». Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. Запишите код в тетрадь

 

1 – неопределенное

2 – возвратное

3 – относительное

4 – вопросительное

 

1) Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

2) Вишь, какая саранча!

3) Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…

4) О себе дед рассказывать не любил.

5) Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

4.Отрицательные местоимения.(изучаем самостоятельно)

На стр 79 читаем и разбираем материал (если есть вопросы,то задаем)

Учим орф.№45(стр 80)

Запишите упр №464

На стр 81 запоминаем орф. №46

Выполните упр 467.

Д/З нет. Все выполнить за урок и работу сразу выслать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: