Сознание и познание как предмет философского анализа




План лекции

 

1.Философские концепции природы сознания. Характеристика сознания.

2.Сознание и бессознательное как структурные элементы человеческой психики.

3. Сознание и язык.

4. Философская теория познания

 

Человеческое сознание является сложным феноменом. Оно многомерно, многоаспектно, поэтому любое его философское осмысление оказывается неполным и односторонним, что вызывает различные попытки его заменить или дополнить.

Центральным вопросом философской теории сознания в целом является вопрос о природе (сущности) человеческого сознания. В современной философии можно выделить три подхода к решению этой важнейшей проблемы: физикализм, космизм, социобиологизм. Физикалистское понимание сущности сознания кратко можно выразить так: сознание есть не что иное, как нейрофизиологические, биологические и физические процессы. Согласно такому подходу, сознания как качественно особой реальности не существует, поэтому психология должна стать частью физики. В представлении приверженцев этого подхода - Д. Армстронг, Дж. Смарт - язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики. П. Фейерабенд, известный американский философ, призывает вообще исключить понятие «сознание» из научного мышления.

В современной отечественной философии наибольшее развитие получила трактовка природы сознания, апеллирующая к трудовой теории антропогенеза. Согласно трудовой теории антропогенеза, решающим фактором появления человека сознательного стали не столько и не только природные предпосылки, сколько трудовая деятельность, представляющая особой особую форму взаимодействия живого организма с окружающей природной средой. Особенность трудовой деятельности, состоящая в целенаправленном, целесообразном и творческом изменении исходного природного объекта, привела к появлению надприродной формы эволюции - «трудящегося животного», создающего «вторую природу», то есть культуру.

Согласно трудовой концепции, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание как специфически человеческая форма освоения мира характеризуется идеальностью, интенциональностью и идеаторностью. Идеальность – это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются без физического на них воздействия. Они как бы «пересаживаются» (в виде образов, схем, конструкций) в человеческую голову и преобразуются в ней. Идеальность – это не материальность. Интенциональность – это предметная направленность сознания. Сознание всегда есть сознание чего-то. В нем всегда есть что-то, что является предметом сознания. Идеаторность – это способность сознания творить и воспроизводить идеи.

2. Сознание не исчерпывает собой всю человеческую психику. Наряду с сознанием в психике человека существует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п. К сфере бессознательного относятся инстинкты. Выделяется особый уровень бессознательного, включающий в себя психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень бессознательного. Это так называемые автоматизмы и интуиция. Они могут зарождаться с помощью сознания, а потом погружаться в сферу бессознательного. К автоматизмам относятся навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т. д.

Подводя итог рассмотрению данного пункта плана, отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Они находятся в противоречивой взаимосвязи, конфликтуя и взаимодействуя между собой. В бессознательном заключены богатые возможности для творческой деятельности человека. Сознание, в значительной мере формируя бессознательное, способно его контролировать. Хотя в поведении человека всегда остается место бессознательному элементу его психики.

3. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, как специфической формы отражения действительности неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя сознания. Связь между языком и сознанием органическая. Они неотделимы друг от друга. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к абстрактным понятиям, на основе которых осуществляется мыслительная деятельность. Если сознание отражает действительность, то язык обозначает ее и выражает в мысли. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: он как бы вгоняет мысль в свои исторически сложившиеся национальные формы.

Сущность языка выражается в его двуединой функции: служить орудием мышления и средством общения. Речь – это сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п., который осуществляется с помощью языка, то есть системы содержательных, значимых форм.

Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из личного достояния в общественное духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек обогащает свой личный опыт опытом других людей. Язык хранитель духовных ценностей общества, он играет роль механизма социальной наследственности. Какими бы неязыковыми средствами ни выражались мысли и чувства человека – музыкальные звуки, рисунки, формулы, чертежи – они, в конечном счете, переводятся на словесный язык. Словесно обращаясь к другим людям, говорящий может не только передать им свои мысли и чувства, но может побудить их к каким либо поступкам, убедить в чем-то или отговорить от чего-то. Слово – великая сила.

4. Постановка и попытка решения вопроса о том, что такое познание, и каковы пути его приобретения, привели к возникновению важнейшего раздела философии - философской теории познания или гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание). В этом разделе философии анализируется природа знания, его границы, пути достижения истины и критерии его истинности.

Важнейшим гносеологическим вопросом является вопрос о познаваемости мира в принципе. В попытке ответить на него четко обозначились три основных позиции: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Философы оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Философы агностики, напротив, отрицают ее. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Познавательные способности – это: ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интуиция, память, воображение, талант.

Ощущение – это переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Основные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза всех конкретных актов ощущений отдельных свойств воспринимаемого предмета.

Представление – чувственный образ ранее воспринятого предмета или фантазийный образ (например, мифический образ кентавра), созданный активной творческой деятельностью мышления. Для получения таких образов необходимы память и воображение. Представления связаны с образованием понятий.

Память – свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. Качество памяти определяется длительностью хранения информации и адекватностью ее воспроизведения.

Воображение – способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием.

Логическое мышление – тесно связанная с языком способность к абстрактному, обобщенному и опосредованному мышлению в форме понятий, суждений и умозаключений.

Интуиция – непосредственное постижение истины при помощи прямого усмотрения. Интуиция бывает двух видов – чувственная и рациональная (интеллектуальная).

Воля – это способность к выбору цели и ее достижению. Воля носит ценностно-целевой характер. Без учета гуманистических ценностей волевое поведение, выбор между целями, методами и средствами может привести к губительным последствиям.

Талант - это данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, но можно постепенно и утрачивать.

История философии дает нам две основных концепции познания: эмпирицистскую (от гр. empeiria –опыт) и рационалистическую. Каждая из концепций делает акцент на какой-либо одной из познавательных способностей человека. Так согласно эмпиризму, в основе познания лежит главным образом чувственный опыт. При этом предмет познания является активным началом, а познающий субъект – пассивен. Согласно рационализму, наше знание о внешнем мире обусловлено внечувственными и врожденными самому человеческому сознанию элементами. А это значит, что нет самого объекта познания.

Ни та, ни другая модель теории познания не обладает преимуществами. Ни с позиции эмпирицизма, ни с позиции рационализма вопрос о существовании объективного мира не имеет решения. Это значит, что проблематичным становится и центральный гносеологический вопрос об истинности нашего знания как такового.

Причина гносеологического тупика, обессмысливающего само человеческое познание, вытекает из характерного для обеих моделей познания противопоставления субъекта познания познаваемому объекту, то есть объективной реальности.

Иной подход развивают философы онтологической ориентации, предлагающие укоренить человеческое сознание в бытии. Философы онтологисты – М. Хайдеггер, С. Л. Франк – трактуют познавательную деятельность человека как функцию самого бытия. Согласно их представлениям, человек – это один из способов (модусов) существования бытия, неотъемлемой характеристикой (атрибутом) которого является познание.

Важнейшей проблемой философской теории познания является проблема истины. Имеются разные трактовки истины и разные критерии истинности знания. Под истиной понимают соответствие наших знаний действительности (корреспондентский критерий истинности); истина понимается и как свойство непротиворечивости или самосогласованности знаний (критерий когерентности); и как полезность знания (прагматистский критерий); и как результат соглашения (конвенциалистский критерий); и как результат опытной подтверждаемости знания (критерий верификации).

Классической является первая из названных трактовок, ее разделяют большинство философов. Эта трактовка включает в себя следующие уточняющие моменты. Во-первых, под понятием «действительность» понимается объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная (относящаяся к человеку) действительность, и духовная реальность. В третьих, признается, что истина – это динамичное образование, она есть процесс.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъектной сторон. Когда мы говорим, что истина субъектна, это значит, что она не существует вне человека, она результат познавательной деятельности человека. Когда мы говорим, что истина объективна, это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.

Противоположным понятию «истина» является понятие «заблуждение ». Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История науки говорит нам о том, что в течение столетий заблуждения принимались за истинное знание, а то, что считалось истиной, переходило в разряд заблуждений. Вывод: заблуждение и истина находятся в диалектической взаимосвязи. Путь к истине проходит через крайности, ошибки и заблуждения.

Заблуждения следует отличать ото лжи. Ложь - это сознательное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

В русском языке близким к понятию «истина» является понятие «правда». Правда – это единство истины и добра, то есть моральной правоты.

Истина – это не прочно достигнутый результат познания, а бесконечный процесс к все более глубокому постижению сути вещей. Истина исторична в силу неисчерпаемости и изменчивости и бесчисленности взаимосвязей любого объекта познания, а также в силу историчности уровня развития знания. Самые достоверные знания, включая научные, носят относительный характер. Относительная истина есть ограниченно верное знание. Все наше знание относительно.

Любая относительная истина конкретна. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий в которых находится объект познания.

Соотносительным относительной истине понятием является понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием знания. Абсолютная истина – это исчерпывающее, предельное знание об объекте познания.

В любой относительной истине в качестве момента содержится абсолютная истина. И в этом смысле любая истина является абсолютно-относительной. Развитие объективной истины есть процесс наращивания моментов абсолютного.

5. Трудно найти такую область человеческой деятельности, на которую не оказывала бы влияния современная наука. Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знания. Основные признаки научности знания: объективная истинность; обоснованность; включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов; системность; сущностный характер знаний; способность к предсказанию; общезначимость; точность и однозначность языка. Научное знание противопоставляется знанию повседневному, жизненно-практическому, ориентирующемуся на здравый смысл.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирические исследования направлены непосредственно на объект и реализуются путем наблюдения и эксперимента. Теоретические исследования сосредоточены вокруг идей, гипотез, законов и принципов. Гипотеза – это форма существования знания, для которого характерна проблематичность, недостоверность. Закон – это устойчивые, повторяющиеся, необходимые отношения идеальных объектов теоретической модели. Принцип – это исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции. Теоретический уровень исследования предполагает идеализацию, которая представляет собой мысленное конструирование понятий о таких объектах, которые не существуют в реальности (например, абсолютно твердое тело). Идеализация есть форма выделения общего. Она позволяет выделять скрытые глубинные стороны явлений.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: