Только у Бога есть абсолютное место в нас, и только Ему мы можем отдать свое сердце




То есть только у Бога есть абсолютное место в нас, и только Ему мы можем полностью отдать свое сердце. Всё остальное относительно, а поскольку оно таково, то мы должны быть очень внимательными к тому, как мы к нему относимся. Всё, что пытается занять место Бога и похитить у Него наше сердце, нашу надежду на Него, – это реально грех, то есть погрешность, ошибка.

Вы видите, в храмах мы постоянно вешаем страусиные яйца над лампадой (или под паникадилом в монастырях). Раньше люди считали, что когда страус насиживает яйца, он делает это своим взглядом: стоит на определенном расстоянии и, не отрываясь, смотрит на них, а если шум или еще что-нибудь отвлечет его внимание в другую сторону, яйцо портится. Так говорили старые люди.

 

Глядя на страусиное яйцо, мы должны понять, что и мы должны непрестанно смотреть на Бога, чтобы ничто не могло оторвать нашего взора от Него и Его любви. Поэтому люди использовали эти яйца, придавая им, кроме практического, также и символическое значение, а именно – чтобы они напоминали нам о постоянном воззрении на Бога. Если же наш взгляд отклонится от Христа, тогда всё у нас потерпит неудачу.

Если мы глубоко вникнем в себя в желании понять, почему мы потерпели неудачу, и зададимся вопросом: «А почему я потерпел крах? Почему со мной случилось то, что раздавило меня и повергло в отчаяние, депрессию, страх и тревогу?» – то увидим, что нашей самой большой ошибкой было то, что мы перестали смотреть в сторону Христа, и на Его место воссело что-то другое, что относительно, а следовательно – нестабильно и ненадежно. Это может быть человек: кто-то кого-то любит, и любимый становится целью его жизни. Ну что ж, замечательно, но только у этого человека в какой-то момент, может, не будет сил ответить на твои чувства: может, он не может дать тебе того, что ты хочешь, или не хочет сделать того, что хочешь ты. Но если даже он сделает это, то он тленный человек: наступит момент, когда его не станет, лет этак в 70–80, или же ты сам разочаруешь его своей смертью.

Следовательно, человек не абсолютен. Отсюда, если превратишь этого человека в кумир, обоготворишь его и поставишь в священном месте своего сердца, предназначенном только для Бога, а за этим последует и всё остальное, тогда получится проблема. Провода запутаются, и произойдет короткое замыкание, искры посыплются, повалит дым, и в итоге дом может сгореть, если не вылетят пробки.

Вот кто-нибудь говорит: «Работа для меня выше всего» (или учеба, оценки, семья, муж, жена). Но иногда человек бывает так потрясен, когда обнаруживает, что «этот человек, которого я любил, согрешил», или «не очень меня любит», или «вообще меня не любит», что с ним происходит полный срыв. Это нехорошо. Ну ладно, я могу быть уязвлен, получить душевную рану, расстроиться – это понятно, это человеческое. Но чтобы сорваться и погубить свою жизнь – это значит, что ошибка во мне.

Поэтому Христос и расставляет всё на свои места. Он очень четко говорит, что если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26).

В нашем сердце есть место, предназначенное только для Бога, и туда не может входить ничто другое; в само сердце могут войти все: супруг, дети, внуки, работа, идеология, отечество, – но ничто не может садиться на место Бога. Если мы посадим туда что-нибудь другое, у нас начнутся проблемы, произойдет крах, наступит момент, когда всё это рухнет, а вместе с ним рухнем и мы. Конечно, если мы выдержим крах, это пойдет нам во благо, потому что мы, вероятно, отстроим себя заново, но если мы его не выдержим, тогда начнутся еще большие проблемы.

А всё оттого, что мы с самого начала не были внимательны, и вместо Бога в наше сердце вошло что-то другое, что может быть для нас бесценным, каковы, например, дети. Есть ли для родителя что-нибудь дороже детей, по крайней мере на этом свете? Нет. Внуки? Кажется, у тебя их достаточно… Ну хорошо, пускай внуки, так говорят дедушки и бабушки. То есть то, что представляет собой естественную связь, не должно переходить границ, а должно оставаться в них, потому что оно – нечто ограниченное, даже наше собственное «я», наша собственная жизнь.

Представьте себе, что человеку говорят: «Тебе остается жить три месяца». Как он будет себя чувствовать, зная, что всё это кончится через три месяца, через два дня, через день? Такова наша природа. Если мы будем абсолютизировать вещи, у нас начнутся проблемы, появятся побочные эффекты, которые будут нас терзать. (Сказанное мной не означает, что мы не должны любить своих детей, не поймите меня неправильно.)

Христос, разумеется, не обещал нам земного счастья, а, напротив, говорит, что в мире у нас будут скорби (ср. Ин. 16, 33). Такова природа вещей. Мы не живем припеваючи на этом свете, когда следуем Христу, но, когда следуем Ему, горечь благодаря Христовой любви становится для нас сладкой как мед. Как говорит святой апостол Павел, я узник Господень (Еф. 3, 1), а в другом месте: хвалюсь оковами моими (ср. 2 Кор. 12, 9). То есть мы не стыдимся своих оков, не скорбим из-за них и не просто терпим их, но и считаем своей похвалой.

Христов дух означает, что человек должен идти тем же путем, каким шел Христос, и быть готовым. Т.е. мы много раз говорим о покаянии, что значит изменить образ своих мыслей[1]. Это значит быть как святые, для которых смерть была жизнью, милостыня – богатством, а бедность – комфортом. Они так верили, так изменили образ своих мыслей, что и означает покаяние – перемену ума.

Я хотел сказать, чтобы вы не думали, будто Евангелие учит нас не любить своих детей, супруга, работу, родину или еще что-нибудь. Нет, но только оно учит нас любить их правильно, а не питать нездоровую любовь, оно учит нас любить другого красиво, потому что любить не значит, что я должен подавить его или же обоготворить, потому что, когда я его обоготворяю, я его в итоге подавляю.

«Люблю» не значит, что я поглощаю другого и делаю его таким же, как я

Любить – значит дать другому простор, чтобы он жил свободно, даже если он меня оттолкнет, не захочет меня видеть, начнет верить во что-нибудь другое, нежели я. «Люблю» не значит, что я поглощаю другого и делаю его таким же, как я. Слышу молодых людей, в пылу своей юношеской любви полагающих, будто любить значит слиться воедино. Да, любовь соединяет людей, но она не уничтожает индивидуальности другого человека.

Евангелие учит нас иметь здоровую любовь между собой и знать границы всего, т.е. до какой степени мы можем давать ему простор. Неразумная и безрассудная любовь вредит. Вы видите примеры абсурдной любви, когда люди непомерно любят животных. Хорошо, мы любим их, и Писание говорит, что Бог создал их для нас, но мы не можем обожествлять их. Мы не можем рассуждать, как говорится в одной поговорке: «С тех пор, как узнал любовь собаки, я забыл о любви человеческой!»

Ходил я как-то в Салоникский университет на беседу и там в одном из «потрясающих» лозунгов, намалеванных анархистами на стенах, прочитал: «Если я не поделюсь своей проблемой с собакой, то кому я о ней скажу?» Вот такова наша эпоха. У нас должны быть пределы, потому что если я отношусь к своей собаке как к человеку, тогда тут что-то не так. Если смотрю на кошку не как на кошку, а считаю ее своим самым лучшим другом и веду себя с ней, как будто она мне дочь или внучка, тогда о чем мы говорим?

То есть здесь уже должны вмешаться защитники природы и отправить нас за такое в тюрьму, потому что мы дошли до того, что наши кошки видят мышей и пугаются, они их больше не гоняют, как положено. Кошка смотрит на мышонка и дрожит от страха…

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова

Книги митрополита Афанасия Лимасольского (Николау) в интернет-магазине "Сретение"

Православен богословски факултет

27 ноября 2017 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: