«Диалог с собакой: сигналы примирения» — так назывался доклад известного тренера и эксперта-кинолога из Норвегии Тюрид Ругос, которая стала знаменитой благодаря своей книге о так называемых успокоительных сигналах у собак. Она является президентом Европейской ассоциации тренеров собак, имеет собственную школу тренировки собак, а также ведет курсы по обучению тренеров.
За многие годы работы с собаками (а она занималась, например, обидиенс и специальными тренировками поисковых собак) Тюрид Ругос не только прекрасно научилась понимать их поведение, но и привлекла внимание кинологов и любителей к тем формам поведения животных, которые сигнализируют о неагрессивных намерениях. Человек, как правило, без труда замечает элементы агрессивного поведения своих домашних питомцев или распознает у них признаки сильного страха. И это понятно: такие позы выразительны и легко вычленяются из непрерывного поведенческого потока. Этологи хорошо знают, что есть гораздо больше других, менее выразительных и мало заметных поведенческих элементов, без анализа которых невозможно корректно оценить внутреннее состояние животного. Именно на таких деталях заострила свое внимание норвежский кинолог. Двадцать лет назад ей удалось выделить и описать более 20 успокоительных сигналов (calming signals) у собак, а недавнее двухлетнее исследование позволило дополнить список.
Один из наиболее важных сигналов — отворачивание головы. Его легко можно увидеть на многих любительских фотографиях: пес не смотрит в объектив, а повернул голову в сторону, потому что хозяин направил камеру прямо на него. При встречах собаки, как правило, сначала изучают друг друга дистанционно, стараясь не направлять прямые взгляды. Поворот головы в сторону позволяет собаке понять, что у партнера нет агрессивных намерений. И если она испытывает такое же состояние, то немедленно отвечает тем же — отворачивает голову в сторону.
Отворачивание собакой головы при взаимодействии с человеком часто не воспринимается им как сигнал, говорящий о том, что животное испытывает дискомфорт. Тем не менее, если внимательно приглядеться, можно заметить, что щенки или взрослые собаки, когда их берут на руки, почти всегда отворачивают голову от лица человека. На фотографиях часто можно видеть, как хозяин обнимает свою собаку, которая отвернула голову в сторону. Ругос считает, что объятия пугают питомцев, и невнимание человека к этим сигналам — причина многих покусов. «Если вам нравится обниматься, то делайте это с людьми», — заявляет она.
Снижение скорости движения при сближении — тоже дистантный сигнал, который, по мнению дрессировщицы, несет информацию о мирных намерениях собаки. Если человек игнорирует это правило «собачьего этикета», он может своими действиями (быстрым сокращением дистанции) вызвать у пса фрустрацию, то есть психологический дискомфорт. Быстрое движение к собаке, как правило, пугает ее. Напротив, быстрое движение от собаки вызывает у нее инстинктивное преследование.
Это лишь небольшая часть того, что рассказала Тюрид Ругос в своем докладе. Она заметила, что собаки используют много разных форм таких сигналов не только в качестве сглаживающих конфликты, но и для того, чтобы избежать этих конфликтов, поздороваться или, как она говорит, проявить вежливость. Кроме того, Ругос считает, что подобные сигналы собаки демонстрируют постоянно, в том числе для того, чтобы успокоить своих социальных партнеров — сородичей или человека.
Добавлю, что, как и Андерс Халлгрен, дрессировщица отказалась от применения ошейников и в последнее время использует в своей работе с собаками исключительно шлейки.
Успокоительные сигналы, описанные Ругос, являются частью коммуникационной системы собаки. Чтобы понять, как животные общаются с себе подобными, человеку надо быть очень наблюдательным и стараться абстрагироваться от своего способа общения — речи. Возможно, по этой причине знаменитый кинолог включает в свою программу обучения владельцев собак специальное упражнение: 24-часовое молчание. Это позволяет людям сосредоточиться на сигналах собак и, как говорит Ругос, увидеть маленькие «буковки».
Таких интересных результатов Ругос добилась, я думаю, благодаря своей замечательной жизненной позиции, которая отчетливо прозвучала в первых фразах ее доклада.
«Быть любопытным — лучший способ стать лучше».
«Надо стремиться узнать больше и никогда не останавливаться, думая, что все уже знаете».
«Я люблю смотреть на собак и делать с ними то, что им нравится».
«Когда я с собакой, то всегда пытаюсь взглянуть на ситуацию ее глазами. Если вы это делаете, то видите, как лучше себя повести».
«Мне не важно, знает ли собака команды. Когда имеешь дело с собакой, важно одно — слушать, что она пытается тебе сказать».
«И выбросите свои человеческие амбиции в окно!»
Мои впечатления
На семинар пришли студенты, дрессировщики, сотрудники Академии, ученые и любители собак. Публика внимала докладам с явным интересом, нередко прямо по ходу дела тихо обсуждая друг с другом услышанное. Несколько профессиональных этологов, оказавшихся среди слушателей, подсказывали переводчикам, как точнее перевести с английского тот или иной биологический термин. И все-таки зал в целом вел себя несколько настороженно — наверное, многим с трудом верилось, что в воспитании собаки можно совсем отказаться от принуждения. Одна из слушательниц позади меня даже грустно констатировала: «Ну, это не для нас! Наша карма — на строгаче ходить».
Теперь несколько слов о недостатках, которых не была лишена организация этого, безусловно, интересного мероприятия. Прежде всего, это касается рекламы в Интернете, заявившей о первом в России симпозиуме по психологии собак. Пожалуй, симпозиум это совсем не напоминало, но вполне соответствовало формату научно-практического семинара, указанному в программе, розданной участникам. Название семинара: «Актуальные аспекты психологии собак» — также несколько некорректно, поскольку такое направление науки, как «психология собак», все-таки официально не признано. К тому же основные понятия, в рамках которых излагалось содержание докладов, относятся к области биологии, а не психологии. Следует признать, что научная сторона семинара заметно проигрывала практической.
Не могу не отметить, что общение слушателей с докладчиками было устроено не лучшим образом. Организаторы призывали задавать вопросы только в письменном виде. Правда, на большую часть записок, присланных дисциплинированными слушателями, докладчики ответить не успели, зато надолго затянулась полемика со слушательницей, задававшей вопросы прямо с места.
Судя по задаваемым вопросам, некоторые «углядели» противоречия в позициях докладчиков. Например, одна из слушательниц не поняла, почему кинологи предпочитают шлейки ошейникам, ведь шлейка «имитирует объятия», а это, как они сами считают, собакам неприятно. В ответе на ее вопрос был сделан акцент на то, что ошейники травмируют шеи и спины собак. В одной из записок содержалась просьба в двух словах объяснить, как работают зарубежные мастера. Понятно, что ответом стало: «...Можно только повторить лекции». Я спросила Тюрид Ругос, есть ли опубликованные результаты ее исследований, показывающие, например, что собаки демонстрируют успокоительные сигналы чаще в присутствии более испуганных или беспокойных собак, чем в присутствии более спокойных и уверенных в себе. Меня огорчило, что публикаций (в научных изданиях) нет, но, возможно, это дело будущего. На мой взгляд, опыт таких людей необходимо изучать с научных позиций, ведь это может многое дать для понимания механизмов коммуникации животных.
Отрадно было убедиться в том, что грамотный подход к воспитанию собак, основанный на тонкой наблюдательности, внимании к внутреннему состоянию животного и использовании результатов поведенческих исследований, приобретает все более широкое распространение в мире. Несмотря на некоторые различия в интерпретации поведения собак и в методологических приемах, я во многом разделяю позиции обоих докладчиков. Людей, которые предпочитают полностью отказаться от насилия в дрессировке или, по крайней мере, свести его к минимуму, объединяет то, что они практикуют особые поведенческие методы влияния на собаку, основанные на понимании особенностей ее социального поведения. Внимательно наблюдая за тем, как ведут себя собаки друг с другом или с человеком, можно оценить внутреннее состояние животного и на основании этого выстроить собственное поведение по отношению к нему. Подстраивая свои действия под настроение собаки, человек вовлекает ее в такие отношения, в которых она обучается согласовывать свое поведение с его запросами. Собаки охотно идут на такие взаимодействия, потому что это отвечает их биологическим потребностям в социальных контактах.
Я думаю, что владельцам собак этот семинар поможет лучше понять, как наладить взаимосвязь со своими питомцами, а кинологам — и с теми, кого они обучают. Отношения, выстроенные в примитивной плоскости «доминирование — подчинение», отличаются от отношений, основанных на взаимопонимании, как черно-белое фото от стереокино.
Материалы журнала "Друг"
Елена Непринцева: "Просто так собаки не бросаются" |
![]() ![]() |
Непринцева Елена Сергеевна
этолог, кандидат биологических наук,
научный сотрудник отдела научных исследований Московского зоопарка,
специалист по поведению собак, эксперт по рабочим качествам РКФ.
Людям нравятся разные собаки: одним - с серьезным характером и грозной внешностью, другим - приветливые и с веселым нравом. Но все хотят, чтобы поведение их собак укладывалось в рамки нормального. Эти рамки довольно трудно определить, и чаще всего нарушения в поведении своей собаки человек замечает тогда, когда они уже, увы, сформировались.
Так называемый "синдром питомника" связан с пробелами в развитии щенков в результате выращивания их в бедной или ограниченной среде крупных питомников. На самом деле эта проблема гораздо шире, чем частные сложности кинологов-разведенцев - речь идет об общих психобиологических закономерностях развития млекопитающих, не исключая, кстати, и человека.
ГЕНЫИ СРЕДА ИЛИ ПОЧЕМУ МАУГЛИ НЕ СМОГ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Все знают, что внешние породные признаки собаки, а также особенности поведения, свойственные той или иной породе, закреплены генетически. Известно также, что качества производителей могут передаваться по наследству их потомкам. Но почему-то в тени Его Величества Гена часто остается без внимания Ее Величество Среда. Между тем, именно влияние внешней среды является необходимым условием для нормального развития детенышей любого млекопитающего - будь то щенок или ребенок.
Дело в том, что всесильные гены не определяют напрямую повадки животного - генетическая матрица обеспечивает фундамент, на котором строятся различные поведенческие программы, свойственные виду, породе или особи. А запускают эти программы и приводят их в действие разнообразные внешние стимулы. Это одно из великих таинств природы - "послания" из внешнего мира разворачивают записанную в генах информацию и дают толчок развитию поведенческих программ, набор которых и определяет реальное поведение животного.
Самым ярким примером действия этого биологического закона являемся, как ни странно, мы сами. Не случайно это нашло свое отражение в литературе - я имею в виду историю Маугли. Правда, великий писатель рассказал всего лишь сказку о жизни мальчика в стае волков. Реальные "Маугли”, которых находили в джунглях, были не способны освоить человеческий язык, несмотря на все усилия по их обучению. Они были лишены возможности освоить человеческую речь в раннем детстве и поэтому не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. Это и есть последствия ограничения влияния внешней среды. Генетически запрограммированная способность говорить по-человечески у ребенка не может развиться без общения с другими людьми. Более того, обучиться человеческому языку он сможет только в том случае, если познакомится с ним в первые годы своей жизни. Это связано с тем, что для освоения речи, необходимо определенное развитие мозга. А у многих млекопитающих, включая человека и собаку, развитие структур мозга продолжается и после рождения. И решающую роль в этом развитии играет внешняя среда.
По сравнению с человеком собака - более просто организованное существо, но закономерности развития те же: генетические программы не могут правильно реализоваться в полноценное, свойственное виду поведение без воздействия внешней среды. Окружающий мир собаки в значительной степени определяется человеком и существенным образом влияет на развитие ее поведенческих особенностей. От того, насколько правильно мы организуем среду, в которой будет воспитываться наша собака, зависит, каким будет ее поведение.
Елена И.
Лидер модераторов
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 02 фев 2009, 00:59
Откуда: Тула
Имя: Елена
Елена И. » 27 май 2011, 09:48
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ: В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ.
Процесс развития поведенческих программ на ранних этапах жизни млекопитающих имеют чувствительные периоды - именно в эти моменты животные наиболее восприимчивы к воздействию сигналов внешней среды. Именно в эти моменты возможен запуск определенных поведенческих программ, развитие врожденных форм поведения, обучение жизненно важным навыкам, запечатление нужных образов. Опыт, полученный в первые месяцы жизни, может определить в дальнейшем характер и поведение собаки, ее умственные и адаптивные способности.
Если не давать щенку возможность получить необходимый полезный опыт в эти периоды, не позволять ему попробовать на деле свои унаследованные от предков способности, он может оказаться в ситуации "упущенного времени". Впервые столкнувшись с внешним миром в старшем возрасте, собака уже не сможет осваивать его с такой легкостью, какая доступна маленьким щенкам в их "чувствительном состоянии". По этой причине эти периоды получили второе название - критические. И для собак они ограничиваются, по большей части, первым полугодом жизни животного.
Один из критических периодов - период социализации - многим знаком в виде правила, что щенку обязательно надо давать общаться с другими собаками до наступления 3-х месяцев. Например, хорошо известны печальные последствия длительного карантина при вакцинации собак - "засидевшихся” щенков впервые выводили на улицу чуть ли не в 5-6 месяцев, когда основные поведенческие программы уже завершают формирование. В результате получали собачьих "Маугли", неспособных не только нормально общаться с сородичами, но и адекватно реагировать на городскую среду, поскольку были пропущены чувствительные периоды развития основных форм поведения.
В основе собачьего поведения, которым они так часто поражают и умиляют нас, лежит сложное "здание" психобиологических процессов. После рождения у щенка продолжается развитие его нервной системы, и происходит дозревание структур головного мозга, поэтому формирование поведения проходит в несколько этапов и строго подчинено плану, заключенному в генах. На каждом этапе под действием внешней среды достраиваются определенные части мозга молодой собаки.
Если представить себе, что генеральный план этого своеобразного строительства определяется генами, а строительный материал поставляет нервная система, то строителями выступают стимулы окружающего мира. И если они не окажутся в нужном месте в нужное время, в здании будут изъяны или даже целые провалы - мозг окажется недостроенным!
БЕДНОСТЬ - НЕ ПОРОК?
Нарушения правильного хода развития собаки могут возникать в разных условиях - и в большом загородном питомнике, и в тесной городской квартире. Полезное влияние внешней среды на щенка могут ограничивать обедненные условия содержания, что в дальнейшем вызывает нарушение поведения у взрослых собак, которые оказываются в несколько иной среде, попадая к владельцам.
Елена И.
Лидер модераторов
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 02 фев 2009, 00:59
Откуда: Тула
Имя: Елена
Елена И. » 27 май 2011, 09:49
КАКИЕ УСЛОВИЯ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ОБЕДНЕННЫМИ?
Если начинать с первого месяца жизни щенка, то единственный вариант нормальных условий – это наличие матери. Многочисленными экспериментами на разных видах млекопитающих было показано, что все важные внешние воздействия, необходимые для нормального развития новорожденного, дает ему его мать через телесный контакт и естественное вскармливание. В первый месяц жизни собаки стимуляция со стороны матери и возможность сосать материнский сосок, массируя его лапками, оказывает мощное и ничем не заменимое благотворное воздействие на развитие мозга и формирование нормального поведения щенка. Плюсы, которые получает вскормленный матерью щенок, по сравнению с сиротой и "искусственником", трудно переоценить: эмоциональная стабильность, уверенность в себе, стойкость в социальной конкуренции, высокие умственные и адаптивные способности. Важная роль тактильных контактов и неонатального пищевого поведения в дальнейшем развитии психики и поведения собаки ставит под сомнение целесообразность искусственного выкармливания щенков, поскольку восполнить недостаток ключевых стимулов в этом случае невозможно.
Бедными следует считать и такие условиям содержания собак, когда щенки первые месяцы своей жизни проводят только в клетках и огороженных выгулах. Говоря научным языком, стимульная среда в таких условиях очень скудная, особенно если сравнивать ее с реальными условиями мегаполиса. Иными словами, собакам в питомниках просто не хватает адекватных внешних раздражителей, которые бы могли вызвать к жизни все то богатство адаптационных способностей, которые заложены в генах животного.
Считается, что в возрасте около двух месяцев следует начинать знакомить собаку с как можно более широким спектром внешних раздражителей - зрительных, слуховых, запаховых и вкусовых, так как впечатления, полученные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь. Например, в этот период можно легко приучить собаку к разнооб