Впоследние 11 лет профессия юриста и особенно должность юрисконсульта предприятия стали массовыми. Этому способствовали по крайней мере два обстоятельства.
Во-первых, начало перехода к рыночным отношениям в экономике поставило предприятия в условия, при которых они стали работать самостоятельно. С другой стороны, постепенно создавалось принципиально новое правовое пространство. При этом пробелов и противоречий в законодательстве было достаточно много, а неотработанность хозяйственного механизма и, прежде всего, налоговой системы в ряде случаев способствовали правовому беспределу. И, конечно же, в первый период начала реформ значительно возросла потребность в кадрах юристов, способных разобраться в многочисленных правовых коллизиях.
Во-вторых, появились условия, когда потребность в юридических кадрах стала удовлетворяться не только традиционным способом, т.е. в результате подготовки студентов в специализированных вузах, но и путем их подготовки в технических сельскохозяйственных и иных неспециализированных учебных заведениях.
Эти обстоятельства привели к насыщению, а в крупных центрах и к перенасыщению кадрами юрисконсультов.
Можно без преувеличения констатировать, что юридическая служба на предприятии независимо от его организационно-правовой формы является одной из наиболее важных служб, без которой предприятие не может эффективно функционировать.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 49) правоспособность предприятия как юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В связи с этим еще до начала функционирования предприятия возникает необходимость подготовки учредительных документов, их последующей государственной регистрации, что требует активного участия в этой работе юридической службы.
Факт государственной регистрации завершает процедуру создания предприятия и одновременно означает, что юридическая служба включается в работу по реализации задач и функций, предусмотренных учредительными документами предприятия, в характерных для этой службы формах и методах работы.
Юридическая работа на предприятии включает в себя выполнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования ею решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия (общими собраниями акционеров, участников, советами директоров, генеральными директорами и т.п.), защите прав и законных интересов предприятия путем участия в планировании сделок, подготовке и визировании договоров (контрактов), предъявлении претензий и исков, представительства в судебных и правоохранительных органах, а также выполнения работы по систематизации локальных актов и участия в правовоспитательной работе в трудовом коллективе.
Специфика юридической службы в том, что она, являясь составной частью структуры предприятия, призвана направлять ведение хозяйственной деятельности, бизнеса в законное русло и именно с позиций закона обеспечивать защиту имущественных и иных интересов предприятия.
Важно четко определить смысл деятельности юридических служб, их роль и место в решении задач, стоящих перед предприятиями.
Попытка упорядочить правовое положение и полномочия, выполняемые юрисконсультами, была предпринята Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял постановление № 238, регулировавшее правовое положение юристов государственных учреждений, предприятий и кооперативных организаций. Однако, как отмечалось в журнале «Советская юстиция» (1957, № 1), в послевоенные годы роль юрисконсультов на предприятиях и в учреждениях значительнопонизилась, зачастую им поручалась не соответствующая их квалификации работа (проверка грамотности писем, составление протоколов совещаний и т.п.). В то же время многие серьезные правовые вопросы, решение которых требовало юридических познаний, рассматривались без участия юристов.
В 50-60 годах не было единого нормативного акта, определяющего правовое положение юридической службы на предприятиях.
На многих предприятиях юрисконсультских должностей вообще не было, а там где они были, их нередко включали в состав отделов снабжения, сбыта и др. Между тем, объем юрисконсультской работы на предприятиях был большой: визирование приказов и распоряжений, претензионно-исковая работа, обеспечение соблюдения законодательства о труде и т.п. Неопределенность правового положения юридической службы снижала эффективность ее работы.
Ситуация стала меняться, когда в июне 1972 г. Совет Министров СССР утвердил Общееположение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Значение этого документа состояло прежде всего в том, что были нормативно определены организационные основы деятельности юридической службы, ее подчиненность непосредственно руководителю предприятия, а назначение на должность и освобождение от должности осуществлялось вышестоящей организацией. Последнее обстоятельство имело для юристов весьма важное значение в условиях административно-командной системы, поскольку способствовало их относительной самостоятельности.
Было установлено, что упразднение юридической службы и сокращение юридических работников также проводится лишь с согласия вышестоящей организации. Вместе с тем, в обязанности юридической службы вменялось осуществление контроля за законностью издаваемых руководителем предприятия проектов приказов, инструкций и иных правовых актов. При подготовке противоречащих законодательству документов юрист был обязан отказать в визировании таких документов и внести руководителю предложения о законном порядке разрешения соответствующих вопросов, а если вопреки заключению юридической службы незаконный документ все-таки будет подписан, то юрист обязан был сообщить об этом вышестоящей организации.
Сам по себе факт принятия Общего положения имел большое значение для правильной организации юридической службы, были конкретизированы ее функции во всех звеньях управления экономикой, начиная от предприятий и кончая министерствами и ведомствами.
Дело, однако, не ограничилось принятием данного положения. В стране была сформирована система методического руководства правовой работой. В Министерстве юстиции СССР было создано соответствующее управление, а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения (отделы, управления) были возложены функции по методическому руководству правовой работой на предприятиях и в организациях. В середине 80-х годов начала активно проводиться работа по пересмотру устаревших нормативных актов министерств и ведомств. В начале 90-х годов начался процесс перехода к многообразию форм собственности, созданию условий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, большей свободе экономической деятельности. Одновременно, были изменены принципы организации государственной власти, которая основана на разделении и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей.