Понятие и роль юридической службы




Впоследние 11 лет профессия юриста и особенно должность юрисконсульта предприятия стали массовыми. Этому способство­вали по крайней мере два обстоятельства.

Во-первых, начало перехода к рыночным отношениям в эко­номике поставило предприятия в условия, при которых они ста­ли работать самостоятельно. С другой стороны, по­степенно создавалось принципиально новое правовое пространст­во. При этом пробелов и противоречий в законодательстве было достаточно много, а неотработанность хозяйственного механизма и, прежде всего, налоговой системы в ряде случаев способствовали правовому беспределу. И, конечно же, в первый период начала реформ значительно возросла потребность в кадрах юристов, способных разобраться в многочисленных правовых коллизиях.

Во-вторых, появились условия, когда потребность в юриди­ческих кадрах стала удовлетворяться не только традиционным способом, т.е. в результате подготовки студентов в специализиро­ванных вузах, но и путем их подготовки в технических сельско­хозяйственных и иных неспециализированных учебных заведе­ниях.

Эти обстоятельства привели к насыщению, а в крупных цен­трах и к перенасыщению кадрами юрисконсультов.

Можно без преувеличения констатировать, что юридическая служба на предприятии независимо от его организационно-правовой формы является одной из наиболее важных служб, без которой предприятие не может эффективно функционировать.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 49) право­способность предприятия как юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В связи с этим еще до начала функционирования предприятия возникает необходимость подготовки учредитель­ных документов, их последующей государственной регистрации, что требует активного участия в этой работе юридической службы.

Факт государственной регистрации завершает процедуру создания предприятия и одновременно означает, что юридиче­ская служба включается в работу по реализации задач и функ­ций, предусмотренных учредительными документами предпри­ятия, в характерных для этой службы формах и методах работы.

Юридическая работа на предприятии включает в себя вы­полнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования ею решений, постановлений, приказов, распоряже­ний и иных документов правового характера, издаваемых орга­нами управления предприятия (общими собраниями акционе­ров, участников, советами директоров, генеральными директо­рами и т.п.), защите прав и законных интересов предприятия путем участия в планировании сделок, подготовке и визирова­нии договоров (контрактов), предъявлении претензий и исков, представительства в судебных и правоохранительных органах, а также выполнения работы по систематизации локальных актов и участия в правовоспитательной работе в трудовом коллективе.

Специфика юридической службы в том, что она, являясь со­ставной частью структуры предприятия, призвана направлять ведение хозяйственной деятельности, бизнеса в законное русло и именно с позиций закона обеспечивать защиту имущественных и иных интересов предприятия.

Важно четко опреде­лить смысл деятельности юридических служб, их роль и место в решении задач, стоящих перед предприятиями.

Попытка упорядочить правовое положение и полномочия, выполняемые юрисконсуль­тами, была предпринята Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял постановление № 238, регулировавшее правовое положе­ние юристов государственных учреждений, предприятий и коо­перативных организаций. Однако, как отмечалось в журнале «Советская юстиция» (1957, № 1), в послевоенные годы роль юрисконсультов на предприятиях и в учреждениях значительнопонизилась, зачастую им поручалась не соответствующая их квалификации работа (проверка грамотности писем, составление протоколов совещаний и т.п.). В то же время многие серьезные правовые вопросы, решение которых требовало юридических по­знаний, рассматривались без участия юристов.

В 50-60 годах не было единого нормативного акта, опреде­ляющего правовое положение юридической службы на предпри­ятиях.

На многих предприятиях юрисконсультских должностей вообще не было, а там где они были, их нередко включали в состав отделов снабжения, сбыта и др. Между тем, объем юрисконсультской ра­боты на предприятиях был большой: визирование приказов и распоряжений, претензионно-исковая работа, обеспечение соблю­дения законодательства о труде и т.п. Неопределенность право­вого положения юридической службы снижала эффективность ее работы.

Ситуация стала меняться, когда в июне 1972 г. Совет Мини­стров СССР утвердил Общееположение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомст­ва, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Значение этого докумен­та состояло прежде всего в том, что были нормативно определе­ны организационные основы деятельности юридической службы, ее подчиненность непосредственно руководителю предприятия, а назначение на должность и освобождение от должности осущест­влялось вышестоящей организацией. Последнее обстоятельство имело для юристов весьма важное значение в условиях админи­стративно-командной системы, поскольку способствовало их от­носительной самостоятельности.

Было установлено, что упразднение юридической службы и сокращение юридических работников также проводится лишь с согласия вышестоящей организации. Вместе с тем, в обязанности юридической службы вменялось осуществление контроля за за­конностью издаваемых руководителем предприятия проектов приказов, инструкций и иных правовых актов. При подготовке противоречащих законодательству документов юрист был обязан отказать в визировании таких документов и внести руководите­лю предложения о законном порядке разрешения соответствую­щих вопросов, а если вопреки заключению юридической службы незаконный документ все-таки будет подписан, то юрист обязан был сообщить об этом вышестоящей организации.

Сам по себе факт принятия Общего положения имел большое значение для правильной организации юридической службы, бы­ли конкретизированы ее функции во всех звеньях управления экономикой, начиная от предприятий и кончая министерствами и ведомствами.

Дело, однако, не ограничилось принятием данного положения. В стране была сформирована система методического руководства правовой работой. В Министерстве юстиции СССР было создано соответствующее управление, а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения (отделы, управления) были возложены функции по методическому руководству право­вой работой на предприятиях и в организациях. В середине 80-х годов на­чала активно проводиться работа по пересмотру устаревших нормативных актов министерств и ведомств. В начале 90-х годов начался процесс перехода к многообра­зию форм собственности, созданию условий для свободного пере­мещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке кон­куренции, большей свободе экономической деятельности. Одно­временно, были изменены принципы организации государствен­ной власти, которая основана на разделении и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: