Тема 5. ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СПОРТЕ




План

1. Управление в спортивной тренировке

2. Контроль в спортивной тренировке

1. Управлением называют целенаправленный перевод системы из одного состояния (исходного) в заданное другое (конечное), осуществляемый посредством управляющих воздействий, обеспечивающих решение поставленных задач.

Под системой понимается совокупность функционально вза­имосвязанных частей, называемых элементами системы (сердечно-сосудистая система чело­века, организм спортсмена, система «спортсмен — тренер», ВУЗ и т.п.). В любой системе различают так назы­ваемые стороны. В вещественной системе 3 стороны: состав, структура и функция; в функциональной системе 2 стороны: состав и структура. Состав системы — все включенные в нее элементы, структура — содержательная схема взаимосвязей элементов и их функциональных объединений, называемых подсистемами. Связь между элементами каждой из подсистем (внутри нее) сильнее связи между подсистемами. Величина, характеризующая какое-либо свойство си­стемы, называется переменной (параметр, показатель). Всякая реальная система харак­теризуется большим числом переменных. Переменные, которые важны с точки зрения рассматриваемой задачи, называются су­щественными (или информативными), а те, которые с этой точки зрения не важны, — несущественными (или неинформативными).

Состояние системы (в данный момент времени) определяется совокупностью значений ее существенных переменных. С течением времени состояние системы меняется. Так, если спортсмен по какой-либо причине перестанет тренироваться, то его состояние также может измениться. Чтобы состояние системы изменилось желаемым образом, на нее надо оказать некоторое воздействие. Это воздействие и называется управлением.

Управляемая система состоит минимум из двух частей: уп­равляемого и управляющего объектов. В организме человека, например, управление осуществляется центральной нервной системой, а в роли управляемого объекта может выступать любой орган или система организма. Управляемый и управляющий объекты всегда соединены связями. Прямой называется связь, идущая от управляющего объекта к объекту управления, а обратной — связь, идущая от объекта управления к управляющему устройству или органу. Например, прямые связи системе управления учреждения — это приказы и распоряжения руководства, а обратные связи — сведе­ния, поступающие к руководству о положении дел в различных подразделениях этого учреждения.

Успешное управление сложными системами возможно лишь при наличии обратных связей. Они позволяют определить состояние объекта управления и выявить рассогласование - различие между действительными значениями существенных переменных системы и должными.Например, если тренер запланировал, достижение какого-то спортивного результата спортсмена на соревнованиях после определенного периода тренировки, а в действительности он его не достигает, это называется рассогласованием. При рассогласовании в управление вносят необходимые из­менения или коррекцию (от англ, correction — ис­правление, поправка).

Сбор информации о состоянии объекта управления и срав­нение его действительного состояния с должным называются контролем. Обратные связи в системе управления обеспечива­ют контроль над управляемым объектом.

Управление тренировочным процессом — система воздей­ствий на спортсмена с целью перевода его с одного (исход­ного) уровня спортивной подготовленности на некоторый заданный другой уровень для достижения намеченных спортивных результатов. Управление тренировочным про­цессом всегда базируется на специальных конкретных принципах, мето­дах, правилах, но корректируется («подправляется») в со­ответствии со складывающимися реальными условиями и самим ходом управления. Управление спортивной подго­товкой осуществляется целевым подбором и дозированной реализацией воздействий на спортсменов. Эффективность управления определяется уровнем достигнутых целевых сдвигов применительно к затраченным времени, силам, материальным расходам.

В каждый момент времени человек находится в опреде­ленном физическом состоянии. Это физическое состояние формируется под влиянием условий жизни и не всегда соответствует же­лаемому. Поэтому физическим состоянием человека надо уп­равлять, изменяя его в нужном направлении. Этому способствует физическое воспитание с помощью средств физической культуры (преимущественно физических упражнений). В спортивной трени­ровке цель такого управления — улучшение физи­ческого состояния, выражающееся в повышении спортив­ных результатов.

Сложность управления в спортивной тренировке заключа­ется в том, что мы не можем непосредственно управлять из­менением спортивных результатов. Например, мы не в состоя­нии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствован­но. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему опре­деленную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности пра­вильной техники движений.

Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завер­шения, называются срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением ра­ботоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумуля­тивным тренировочным эффектом. При правильно построенном процессе тренировки этот эффект выражается в повышении работоспособности и спортивных результатов.

Таким образом, в спортивной тренировке имеется такая последовательность причин и следствий:

действия спортсмена → срочный эффект → ку­мулятивный эффект.

Воздействуя на начальное звено этой цепи (действия спортсмена), мы хотим добиться желаемого результата в конечном (кумулятив­ном) эффекте. Пример: желая развить у бегуна выносливость, тренер предлагает ему пробежать 20 км, желая развить силу, спортсмен поднимает штангу большого веса. В результате выполнения физических нагрузок в организме спортсмена произойдут некоторые фи­зиологические сдвиги — срочный тренировочный эффект. При систематических занятиях накопление их следов приведет к кумулятивному тренировочному эффекту — росту выносливо­сти бегуна или силы у штангиста.

Специфика управления в спортивной тренировке заклю­чается в том, что мы пытаемся воздействовать на самоуправляемую систему (организм спортсмена). Реакции этой систе­мы определяются ее собственными законами, не до конца нам известными. Поэтому в цепочке: действия спортсмена → срочный эффект → ку­мулятивный эффект в наших силах лишь косвенно влиять на каждое из этих звеньев. Индивидуаль­ные различия в состоянии спортсменов, в уровне их физической подготовленности могут вызвать различные ответные реакции организма на применение одних и тех же воздействий. В связи с этим актуален вопрос об обратных связях (контроле).

 

2. Для того, чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это называется обрат­ной связью. Без нее невозможно управление сколько-нибудь слож­ной системой, процессом. Ее должны получать и сам спорт­смен, и его тренер, и физкультурник.

Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, со­ответствующих четырем различным направлениям в педагоги­ческом контроле:

1) сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);

2) сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);

4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (из­менения в подготовленности спортсменов).

Однако необходимо иметь в виду, что контроль за спортивной подго­товкой — активное добывание, хранение, анализ и оценива­ние такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально-техническом обеспече­нии, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (в рамках одного тренировочного заня­тия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этап­ный — за результатами целого этапа подготовки (период, год, 4 года).

Для того чтобы спортивная тренировка стала действитель­но управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер при­нимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спорт­смена и интуиции тренера, не может дать хороших результа­тов в современном спорте.

В соответствии со сторонами подготовки выделяю контроль: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической под­готовленностью. Различают также контроль: а) за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реа­билитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за пси­хологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бы­вает визуальным и инструментальным, количественным и качественным.

Для эффективного проведения тренировочного процесса необходимо составлять три разновидности планов: 1) план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла; 3) план подготовки на этап, период. Цель тренировки — это воз­действие на состояние спортсмена. В результате такого воздей­ствия состояние изменяется. Раз­личают три типа состояний: устойчивое, текущее и оперативное.

1. Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать отно­сительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характе­ристика этапного состояния спортсмена, отражающая его воз­можности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, асостояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности — спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировоч­ных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состо­яний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

2. Текущее состояние характеризуется повседневными коле­баниями уровня подготовленности (этапного состояния) спорт­сменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в ин­тервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отстав­ленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называет­ся текущей готовностью.

3. Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Опе­ративное состояние изменяется в ходе тренировочного заня­тия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упраж­нений, интервалы отдыха, число повторений.

В соответствии с состоянием спортсменов различают этапный, текущий и оперативный контроль.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах в начале и конце очередного этапа подготовки. Применяемые тесты условно можно разделить на два блока: первый приме­няется для оценки здоровья и физической работоспособности (часто тесты общие для многих видов спорта); второй — специ­фические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения.

Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревнова­тельных упражнениях и тестах, с одной стороны, и объемами нагрузок за этап — с другой. В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнений, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты на­зываются сквозными). В этом случае можно получить динами­ку показателей и проанализировать ее.

Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

Основная задача текущего контроля — сбор и анализ ин­формации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки. Если результаты текущего контроля показы­вают, что реальные ОТЭ соответствуют запланированным, то можно и дальше выполнять запланированную на последую­щие дни работу. В случае несоответствия необходима коррек­ция нагрузок.

Эффективность такого регулирования проявляется в прибли­жении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к ка­ким последствиям приводят разные схемы нормирования нагру­зок в микроциклах. Главным в таком подходе является выбор метроло­гически корректных тестов текущего контроля.

Основная задача оперативного контроля — экспресс-оцен­ка состояния, в котором находится спортсмен в момент вы­полнения или сразу по окончании упражнения (серии упраж­нений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Оперативный контроль является наиболее важным, так как по его результатам судят о соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) запланированному.

Информативность тестов оперативного контроля определя­ется тем, насколько они чувствительны к выполняемой нагруз­ке. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют био­механические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов оперативного контроля оп­ределяется значением коэффициента корреляции, рассчитан­ного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Вопросы для контроля

1. Что называется управлением?

2. Что понимается под системой?

3. Чем определяется состояние системы в данный момент времени?

4. Чем определяется эффективность управления тренировочным про­цессом?

5. Что называется срочным тренировочным эффектом?

6. Что такое обратная связь?

7. Какие различают виды контроля за спортивной подготовкой?

8. Какой тренировочный эффект лежит в основе этапных состояний?

9. Какое состояние спортсмена называют оперативным?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: