План
1. Управление в спортивной тренировке
2. Контроль в спортивной тренировке
1. Управлением называют целенаправленный перевод системы из одного состояния (исходного) в заданное другое (конечное), осуществляемый посредством управляющих воздействий, обеспечивающих решение поставленных задач.
Под системой понимается совокупность функционально взаимосвязанных частей, называемых элементами системы (сердечно-сосудистая система человека, организм спортсмена, система «спортсмен — тренер», ВУЗ и т.п.). В любой системе различают так называемые стороны. В вещественной системе 3 стороны: состав, структура и функция; в функциональной системе 2 стороны: состав и структура. Состав системы — все включенные в нее элементы, структура — содержательная схема взаимосвязей элементов и их функциональных объединений, называемых подсистемами. Связь между элементами каждой из подсистем (внутри нее) сильнее связи между подсистемами. Величина, характеризующая какое-либо свойство системы, называется переменной (параметр, показатель). Всякая реальная система характеризуется большим числом переменных. Переменные, которые важны с точки зрения рассматриваемой задачи, называются существенными (или информативными), а те, которые с этой точки зрения не важны, — несущественными (или неинформативными).
Состояние системы (в данный момент времени) определяется совокупностью значений ее существенных переменных. С течением времени состояние системы меняется. Так, если спортсмен по какой-либо причине перестанет тренироваться, то его состояние также может измениться. Чтобы состояние системы изменилось желаемым образом, на нее надо оказать некоторое воздействие. Это воздействие и называется управлением.
Управляемая система состоит минимум из двух частей: управляемого и управляющего объектов. В организме человека, например, управление осуществляется центральной нервной системой, а в роли управляемого объекта может выступать любой орган или система организма. Управляемый и управляющий объекты всегда соединены связями. Прямой называется связь, идущая от управляющего объекта к объекту управления, а обратной — связь, идущая от объекта управления к управляющему устройству или органу. Например, прямые связи системе управления учреждения — это приказы и распоряжения руководства, а обратные связи — сведения, поступающие к руководству о положении дел в различных подразделениях этого учреждения.
Успешное управление сложными системами возможно лишь при наличии обратных связей. Они позволяют определить состояние объекта управления и выявить рассогласование - различие между действительными значениями существенных переменных системы и должными.Например, если тренер запланировал, достижение какого-то спортивного результата спортсмена на соревнованиях после определенного периода тренировки, а в действительности он его не достигает, это называется рассогласованием. При рассогласовании в управление вносят необходимые изменения или коррекцию (от англ, correction — исправление, поправка).
Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным называются контролем. Обратные связи в системе управления обеспечивают контроль над управляемым объектом.
Управление тренировочным процессом — система воздействий на спортсмена с целью перевода его с одного (исходного) уровня спортивной подготовленности на некоторый заданный другой уровень для достижения намеченных спортивных результатов. Управление тренировочным процессом всегда базируется на специальных конкретных принципах, методах, правилах, но корректируется («подправляется») в соответствии со складывающимися реальными условиями и самим ходом управления. Управление спортивной подготовкой осуществляется целевым подбором и дозированной реализацией воздействий на спортсменов. Эффективность управления определяется уровнем достигнутых целевых сдвигов применительно к затраченным времени, силам, материальным расходам.
В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии. Это физическое состояние формируется под влиянием условий жизни и не всегда соответствует желаемому. Поэтому физическим состоянием человека надо управлять, изменяя его в нужном направлении. Этому способствует физическое воспитание с помощью средств физической культуры (преимущественно физических упражнений). В спортивной тренировке цель такого управления — улучшение физического состояния, выражающееся в повышении спортивных результатов.
Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что мы не можем непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Например, мы не в состоянии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствованно. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности правильной техники движений.
Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завершения, называются срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением работоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумулятивным тренировочным эффектом. При правильно построенном процессе тренировки этот эффект выражается в повышении работоспособности и спортивных результатов.
Таким образом, в спортивной тренировке имеется такая последовательность причин и следствий:
действия спортсмена → срочный эффект → кумулятивный эффект.
Воздействуя на начальное звено этой цепи (действия спортсмена), мы хотим добиться желаемого результата в конечном (кумулятивном) эффекте. Пример: желая развить у бегуна выносливость, тренер предлагает ему пробежать 20 км, желая развить силу, спортсмен поднимает штангу большого веса. В результате выполнения физических нагрузок в организме спортсмена произойдут некоторые физиологические сдвиги — срочный тренировочный эффект. При систематических занятиях накопление их следов приведет к кумулятивному тренировочному эффекту — росту выносливости бегуна или силы у штангиста.
Специфика управления в спортивной тренировке заключается в том, что мы пытаемся воздействовать на самоуправляемую систему (организм спортсмена). Реакции этой системы определяются ее собственными законами, не до конца нам известными. Поэтому в цепочке: действия спортсмена → срочный эффект → кумулятивный эффект в наших силах лишь косвенно влиять на каждое из этих звеньев. Индивидуальные различия в состоянии спортсменов, в уровне их физической подготовленности могут вызвать различные ответные реакции организма на применение одних и тех же воздействий. В связи с этим актуален вопрос об обратных связях (контроле).
2. Для того, чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это называется обратной связью. Без нее невозможно управление сколько-нибудь сложной системой, процессом. Ее должны получать и сам спортсмен, и его тренер, и физкультурник.
Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле:
1) сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);
2) сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);
3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);
4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов).
Однако необходимо иметь в виду, что контроль за спортивной подготовкой — активное добывание, хранение, анализ и оценивание такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально-техническом обеспечении, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (в рамках одного тренировочного занятия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этапный — за результатами целого этапа подготовки (период, год, 4 года).
Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте.
В соответствии со сторонами подготовки выделяю контроль: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической подготовленностью. Различают также контроль: а) за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реабилитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за психологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бывает визуальным и инструментальным, количественным и качественным.
Для эффективного проведения тренировочного процесса необходимо составлять три разновидности планов: 1) план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла; 3) план подготовки на этап, период. Цель тренировки — это воздействие на состояние спортсмена. В результате такого воздействия состояние изменяется. Различают три типа состояний: устойчивое, текущее и оперативное.
1. Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, асостояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности — спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).
2. Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.
Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.
3. Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений.
В соответствии с состоянием спортсменов различают этапный, текущий и оперативный контроль.
Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах в начале и конце очередного этапа подготовки. Применяемые тесты условно можно разделить на два блока: первый применяется для оценки здоровья и физической работоспособности (часто тесты общие для многих видов спорта); второй — специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения.
Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и объемами нагрузок за этап — с другой. В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнений, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.
При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называются сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее.
Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.
Основная задача текущего контроля — сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки. Если результаты текущего контроля показывают, что реальные ОТЭ соответствуют запланированным, то можно и дальше выполнять запланированную на последующие дни работу. В случае несоответствия необходима коррекция нагрузок.
Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля.
Основная задача оперативного контроля — экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент выполнения или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.
Оперативный контроль является наиболее важным, так как по его результатам судят о соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) запланированному.
Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, насколько они чувствительны к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов оперативного контроля определяется значением коэффициента корреляции, рассчитанного между изменениями критерия и изменениями в тесте.
Вопросы для контроля
1. Что называется управлением?
2. Что понимается под системой?
3. Чем определяется состояние системы в данный момент времени?
4. Чем определяется эффективность управления тренировочным процессом?
5. Что называется срочным тренировочным эффектом?
6. Что такое обратная связь?
7. Какие различают виды контроля за спортивной подготовкой?
8. Какой тренировочный эффект лежит в основе этапных состояний?
9. Какое состояние спортсмена называют оперативным?