Конструктивность баптизма




Баптистская концепции морали.

Христианство, как известно, утверждает, что по самой своей сущности моральные принципы имеют божественное происхождение. «Нравственный закон дан нам от бога», говорят его защитники. Более того, по их мнению, только идея бога придает смысл нравственности, а мораль может существовать лишь на религиозной основе. Баптизм не просто наследует подобные идеи. Он формулирует их в более категоричной форме. Если, православные богословы еще признают в человеке остатки нравственности (например, стремление к добру), то баптизм такую склонность отвергает и все доброе, благородное в человеке приписывает исключительно воздействию святого духа. Поэтому моральным человеком может быть признан лишь верующий человек, а процесс «обращения» выступает как процесс морального «возрождения» индивида. [4]

О баптистском утешении

Рекламируя свою веру, современные защитники баптизма усиленно подчеркивают ее способность врачевать душевные раны, играть роль бальзама, облегчающего его душевные страдания. И это часто оказывается правдой. В жизни человека встречается немало трудностей, и человек не всегда может их избежать.

Баптисты учат, что «Скорби и испытания посылаются к нам для блага наших душ». Жизнь в мире всегда связана со страданиями, они, следовательно, «безусловно необходимые страдания». Отсюда «извилистый путь скорбей – прямой путь к сердцу бога». Все эти рассуждения могут быть поняты, если мы учтем и другую христианскую идею, согласно которой земные страдания выступают как необходимая компенсация за небесное спасение. Баптисты, однако, выступают не за каждое страдание. Они не призывают просто терпеть страдания как нечто внешнее, давящее на душу человека. Верующий должен страдания «преобразовывать в радость», чтобы баптизм стал для него не «религией слез и печали», а «жизнерадостным христианством». И дело не в том, что баптизм приветствует страдания. Они возникают независимо от него. Баптизм возвеличивает их определенное воздействие на душу человека, объявляет их «полезными». Отсюда наиболее «полезными» объявляются незаслуженные страдания. Вообще говоря, в баптизме речь идет не об утешении в горе. Механизм баптистской морали ликвидирует само понятие горя. [4]

Баптизм о смысле жизни

По мнению баптистов, только вера в Христа способна дать ответ на вопрос о смысле жизни, раскрыть конечную тайну бытия. Главное для баптиста – достичь райского блаженства, поэтому земная жизнь приобретает в глазах верующего человека особый вид. Человек должен чувствовать себя странником в земной жизни, потому что «истинный христианин – это странник в небесную отчизну». Эта наша отчизна и есть «наша настоящая истинная жизнь, полная радостей и счастья», что же касается земной жизни, то это лишь подготовка ко вступлению в вечную жизнь. А поэтому человек должен посвятить себя всего Христу. [6]

Баптистская община.

Практическая деятельность баптистов осуществляется в рамах определенной организации – церкви. Баптистская концепция церкви опирается на идею избранности. Истинных «божьих людей» к спасению.

Баптисты различают три вида церкви: вселенскую, поместную и домашнюю. Все люди, «призванные» богом для спасения, образуют невидимую вселенскую церковь, которая представляет собой «собрание искупленных» (покаявшихся, обращенных и возрожденных) душ всех веков из народов, из всех поместных церквей (общин) или домашних церквей (христианских церквей) на земле как на небе, т.е. во всей вселенной.» [7]

Верующие, находящиеся в одной местности, образуют поместную церковь – общину. Кроме того, баптисты специально выделяют домашнюю церковь – собрание возрожденных душ, принадлежащих к одному дому или семье.

Таким образом, для верующих церковь - это не особое здание – храм, не носительница особой божественной благодати, не посредница, а прежде всего коллектив верующих.

Во главе церкви стоит пресвитер, который «поставляется на служение» при помощи рукоположения. Руководителем общин определенной местности является старший пресвитер, назначаемый руководством церкви.

Он имеет право рукополагать пресвитеров и наблюдает за деятельностью общин. Это баптистский вариант православного епископа. Наконец, во главе церкви стоит Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, «избираемый на съезде и осуществляющий текущее руководство церковью» [5]

Верующий вступает в общину лишь по собственному желанию. Он должен пройти испытательный срок (год, два). За ним в течении этого времени тщательно надзирают, затем он сдает экзамен на знание Библии, и, если он его успешно сдал, то принимается в общину после крещения.

Члены общины часто (два, три раза в неделю) собираются у кого-нибудь дома. Пресвитер знает всех членов общины, что позволяет ему контролировать поведение каждого человека.

Обрядовость

Первым обрядом, с которого начинают баптисты – обряд крещения. Процедура крещения – особый, в деталях отработанный ритуал, торжественно обставленный в день рождения «нового человека».

Огромное значение в жизни баптистов играет молитва. Можно различить два вида молитвы: молитвенные собрания и индивидуальная молитва. Пению баптисты придают громадное значение. Поют они специальные песни («Гимны») религиозного содержания.

Баптисты отмечают следующие религиозные праздники: рождество Христов (7 января), крещение (19 января), сретение господнее (15 февраля), благовещение деве Марии о рождении спасителя (7 апреля), тожественный вход Иисуса в Иерусалим (за неделю до пасхи), пасха, вознесение Иисуса Христа (на сороковой день после пасхи), день святой троицы (на пятидесятый день после пасхи) и преображение господне (19 августа). Помимо этого, празднуют Новый год. Имеются также два специфических баптистских праздника: день единства (27 октября) – дата объединения баптистов с евангельскими христианами – и осенний праздник жатвы.

В дни праздников баптисты проводят специальные молитвенные собрания, произносятся проповеди на евангельские сюжеты.

Заключение

Баптизм как религия существует около 400 лет. За это время баптизм распространился по всему миру. Это говорит о его живучести. Чем это вызвано?

· Во- первых, если посмотреть состав верующих, то мы видим, что преобладающее большинство в баптистских общинах составляют женщины (обычно около 70 - 80%).

· Во-вторых, большинство баптистов являются людьми с низким образованием, малограмотными или вовсе неграмотными.

· В-третьих, среди баптистов велик процент людей, занятых тяжелым малоквалифицированным трудом.

· В-четвертых, среди баптистов много людей преклонного возраста.

Как правило, эти люди во всех странах – наиболее плохо социально защищенная часть общества. В условиях интенсификации труда малоквалифицированные городские и сельскохозяйственные рабочие испытывают большие напряжение и усталость, как физическую, так и моральную, связанную с большой зависимостью этих людей от «внешних» им неподвластных сил. Очень часто возникают конфликты между желаниями и планами людей и условиями их осуществления, а также тем, что специфика их работы лишает этих людей возможности проявить себя творчески. Люди превращаются в автоматы. Выйдя на пенсию, многие из них чувствует одиночество, неуверенность в завтрашнем дне, в собственных силах. Часто люди сталкиваются с проблемами, горем, страданием, которые они не могут сами решить.

Попадая в баптистские общины, они находят утешение и смысл жизни, ощущают поддержку членов общины. Кроме того, идея «избранности» находит в этом случае хорошую почву: человеку приятно ощущать себя особенным. Тяжелый труд становится трудом во имя Бога, чувство коллективизма, общности интересов сглаживают нудные будни, к тому же вера в счастливую загробную жизнь также очень и очень привлекательна. Жизнь человека становится более интересной. Люди собираются вместе, обсуждают интересующие их вопросы, человек не чувствует себя одиноким.

Однако, все это, зачастую, приводит к максимальному уходу активной социальной жизни вне общины. Плохо это или хорошо - судить не нам.

Список литературы:

1. Л.Н. Митрохин «Баптизм» Москва, «Издат-во политические литературы» 1974 г. – 298с.

2. С.А. Нефедов «История нового времени. Эпоха возрождения» Москва, «ВЛАДОС» 1996 г.-171с.

3. С.А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва, «Издательство политической литературы», 1986 г.-466с.

4. «Энциклопедия для детей. Религии мира» Т.6, Москва, «Аванта+», 2000г.-150с.

5. Алистер Маграт "Богословская мысль Реформации", 1989. – 322с.

6. Эл.энциклопедия "Кругосвет"

7. В. Солодовников "Исповедь"

 


[1] Пуританизм -англ. Puritans, от позднелат. puritas – чистота.

 

[2] Баптизм - с греч. baptizo – погружать, крестить погружением в воду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: