Пушкин А.С. «Медный всадник» Ленинград, «Наука», 1978г.




Курсы повышения квалификации

«Северная Столица»

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

Обзорная автобусная экскурсия

«ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО ГОРОДА».

 

Проверила:
Силичева Наталья Михайловна

Выполнила:
Рунова Тамара Николаевна
т.8-911-936-65-91 tomrun33@mail.ru

 

 

Санкт-Петербург

Вид экскурсии: автобусный.

Время в пути: 3 часа.

Цель экскурсии: создать в сознании туриста образ культурной Имперской столицы, передать экскурсантам чувство любви к прекрасным образцам архитектуры С-Петербурга, подчеркнуть значимость его культурно-исторического наследия.

 

Задачи данной экскурсии:


-познакомить туристов с наиболее значимыми и яркими достопримечательностями г.Санкт-Петербурга;

-рассказать о связанных с ними исторических событиях;

- акцентировать мастерство и величие таланта архитекторов, скульпторов, создателей Петербурга;

- улучшить осведомленность туриста об истории и архитектуре Санкт-Петербурга, а также способствовать расширению общего культурного кругозора участников экскурсии.

Описание маршрута:

Проезд N1: Пл. Островского - ул.Зодчего Росси – пл. Ломоносова - наб.р.Фонтанки - Невский пр. - Дворцовый проезд - Дворцовый мост - Биржевая площадь.
Остановка N1: Стрелка Васильевского острова

Проезд N2: Наб.Макарова - Тифлисская ул. - Менделеевская линия - Университетская наб. - Дворцовый мост - Адмиралтейская набережная - Сенатская площадь - Исаакиевская площадь.
Остановка N2: Памятник имп.Николаю I.

Проезд N3: Вознесенский проспект - Адмиралтейский проспект - Дворцовый проезд- Дворцовая набережная - Мраморный переулок – наб. Зимней канавки – наб. Мойки – Певческий мост.
Остановка N3: Дворцовая площадь.

Проезд N4: Дворцовая площадь - Миллионная ул. - пер.Мошков - Большой Конюшенный мост - Конюшенный пер. –Конюшенная площадь.
Остановка N4: Храм «Спас-на-крови»

Проезд N5: Царицынский проезд - 2-ой Садовый мост – наб. Мойки - Лебяжья канавка - Суворовская пл.- Троицкий мост - Петровская наб. – Петроградская наб.
Остановка N5: Крейсер «Аврора»

Проезд N6: Петроградская наб. - Сампсониевский мост - Финляндский пр.- Большой Сампсониевский пр. - пл. Военных медиков - Боткинская ул. - ул.Академика Лебедева- Литейный мост - Литейный пр. - Шпалерная ул.- Гагаринская ул. - наб. Кутузова - Воскресенская наб. – пр. Чернышевского - Шпалерная ул.- пл.Растрелли. Остановка N6: Смольный собор

Проезд N7: ул.Пролетарской Диктатуры – пл. Пролетарской Диктатуры - Суворовский пр. - Невский пр. – пл. Восстания - Невский пр.–пл.Островского
Остановка N7: Конечная

Обзорная экскурсия

Проезд N1: Пл. Островского - ул.Зодчего Росси – пл. Ломоносова - наб.р.Фонтанки - Невский пр. - Дворцовый проезд - Дворцовый мост - Биржевая площадь.


Добрый день! Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее интересными достопримечательностями г. Санкт-Петербурга - когда-то блистательной столицей Российской империи.
Вначале несколько значимых организационных моментов:
- Меня зовут Тамара Николаевна. За рулем нашего автобуса (номер ХХХ) – водитель ХХХХХ. Также прошу зафиксировать номер моего телефона на случай непредвиденных ситуаций (или другой дежурный) телефон, (NNNNNN). Будем надеяться, что он Вам сегодня не понадобится.
- Просьба во время движения автобуса не передвигаться по салону – так как это запрещено правилами.
- Обратите Ваше внимание на чистоту и комфортабельность нашего салона. Постараемся к концу нашего путешествия сохранить все это в достойном виде. Будем помнить, что с едой (в том числе с мороженым, которое также относится к категории еды) в автобус не заходим.
- И основная просьба: во время остановок, их у нас будет шесть, внимательно следить за указанным временем отправления. Я понимаю, что очень хочется выбрать наиболее удачный ракурс для фотоснимка (а он обычно на достаточно отдаленном расстоянии). Очень хочется приобрести на память самый интересный сувенир, а выбор их огромный. Очень сочувствую, но наша экскурсия обзорная, ограниченная по времени, задержка на одной остановке, уменьшает возможность сделать следующую остановку.
Итак, в счастливый путь!!!
Для начала - несколько слов об основании города. Санкт-Петербург был наименован в честь святого апостола Петра, небесного покровителя императора Петра I– основателя нашего города. Официальный день рождения города – 16мая (27 мая по новому стилю) 1703 года. На 2017 год население Петербурга – более 5,2мл.человек.
Наше путешествие начинается на одной из красивейших площадей города площади Островского, главным украшением которой, по замыслу архитектора Карла Росси должен был стать Александринский театр. В Петербурге существовала традиция называть театры, больницы, учебные заведения в честь их августейших покровительниц. Этот театр назван в честь имп. Александры Федоровны, супруги имп. Николая I, по указу которого было построено здание.
Обогнув слева желтое здание театра, мы с вами выезжаем на одну из красивейших улиц своего времени, которая названа в честь своего создателя - зодчего Карла Ивановича Росси. Улица уникальна точным следованием античным канонам: ширина улицы равна высоте ее зданий – 22 метра, а длина в 10 раз больше – 220 метров. Всего лишь 2 трехэтажных парадных здания образуют улицу Зодчего Росси. Слева от нас располагается Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. В 1890-х годах здесь учились будущие звезды мирового балета - Анна Павлова, Михаил Фокин и, конечно, Агриппина Ваганова. Первой их сценой, конечно же, был Александринский театр.
Улица завершается полукруглой площадью Ломоносова. В центре площади — сквер в форме круга, он устроен здесь вместо спроектированной Карлом Росси церкви. По замыслу зодчего, улица должна была соединять 2 храма –храм Искусства и храм Божий. Но план не был реализован. В конце 19 века в центре площади был установлен бюст М. В. Ломоносова, а площадь получила имя ученого.
Покидая площадь Ломоносова, мы выезжаем на набережную реки Фонтанки. И первый объект нашего внимания – мост через Фонтанку. Увенчанные куполами гранитные павильоны Ломоносовского моста служили не только декоративным целям, придавая сооружению романтический облик. В этих гранитных башнях - до 1911 года - находились подъемные механизмы разводной, деревянной части моста. Когда-то Фонтанку украшало 7 таких однотипных переправ, построенных в 1780-х. Сейчас их осталось – две. Мы продолжаем наш путь вдоль р.Фонтанки. Первоначально она именовалась «Безымянный ерик». Ериком в старину называли малые речки, которые вытекали из большой реки и в нее же впадали. Такова и р.Фонтанка - она берет начало от Невы, охватывает дугой центральную часть города и вновь впадает в Неву у Финского залива. Свое современное название она получила при императоре Петре I, т.к. через нее был проложен фонтанный водовод для Летнего сада.
(В середине XVIII века р.Фонтанка стала оживлённой транспортной магистралью. По ней плавали лодки и небольшие парусные суда. Но ко второй половине 19 в. судоходство на Фонтанке сократилось. Надобность в разводных мостах отпала. Мост Ломоносова (Чернышев) едва не разделил судьбу остальных 5 мостов, когда в конце 1900 года по нему должны были пустить трамваи. Петербургская управа решила уничтожить его башни с целью расширения моста. И лишь благодаря протесту Академии художеств мост удалось сохранить в первоначальном виде. Заменили только деревянную конструкцию среднего пролёта металлической балкой. Таким образом, удалось сохранить башни. Было доказано, что в расширении нет необходимости, так как на другом берегу моста площади нет, за ним узкая улица, пропускная способность которой не изменится и после расширения моста, следовательно, снесение башен проблем не решит, а город потеряет многое в художественном отношении).
В 1780-х годах, одновременно со строительством разводных мостов, берега Фонтанки одеваются в гранит. Эта работа черезвычайно трудоемкая. Укрепить берега рек в Санкт-Петербурге из-за зыбкости почвы было достаточно сложно. Сначала вбивали сваи, а затем пространство между ними заполняли землей и булыжником. После укрепления, берега реки облицовывали гранитом. Набережные не только украшают. Они увеличивали проезжую и пешеходную часть, а так же защищали город от наводнений. Набережные делали достаточно высокими, всегда помня об опасности затопления.
В ходе работ сооружали спуски-пристани, один из которых находится справа от нас.
На противоположном берегу Фонтанки мы видим дом, прорезанный тремя большими арками. Это - один из самых больших доходных домов в старом Петербурге (сейчас в нем более 600 квартир) и в то же время одно из лучших произведений петербургского модерна. Художественное оформление Толстовского дом сдержанное и представлено распространёнными в модерне овальными окнами, рельефными панно и небольшими нишами с вазами. В отделке и лицевых, и внутренних фасадов дома использовался известняк, различного цвета кирпичи и штукатурка. Дом был построен в 1912 гг. по проекту Ф.И. Лидваля - выдающегося мастера архитектуры модерна. Архитектором сразу были предусмотрены водопровод, прачечная и лифты и рассчитано строение было для людей с разным состоянием, поэтому и квартиры в нем были разные – от скромных до роскошных. Чаще всего внутренние фасады зданий только штукатурились, здесь же они по композиции и оформлению выглядят не хуже, чем лицевые, выходящие на Фонтанку и улицу Рубенштейна. Многие из вас уже видели этот дом на экранах своих телевизоров. Здесь снимались основные сцены полюбившейся мелодрамы «Зимняя вишня» и сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц. Также здесь проходили съемки романтического кинофильма «Вам и не снилось» и остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рожденная революцией».
Слева по ходу автобуса мы видим серые стены Аничкова дворца. К началу строительства дворца для императрицы Елизаветы Петровны река Фонтанка (Безымянный Ерик) являлась границей города и величественный дворец должен был стать украшением въезда в столицу. К зданию, формой напоминающему вытянутую букву «Н», со стороны, обращенной к Фонтанке, примыкал канал, завершавшийся гаванью, к которой причаливали лодки именитых гостей. Постепенно, всем стало ясно что Бартоломео Растрелли достраивает дворец для фаворита императрицы графа Алексея Разумовского. После кончины которого он был выкуплен казной. С тех пор Аничков дворец выступал подарком либо на свадьбу, либо на именины августейших особ, либо в поощрение за особые заслуги перед государями и Отечеством. Постепенно дворец приобретает статус второго по значимости Дворца города. Обычно там жил «малый двор» Наследников престола.
Особую роль он сыграл в жизни имп.Марии Феодоровны, супруги имп.Александра III. Интересное напутствие дал в этих стенах Александр III воспитательнице своих старших сыновей (одним из которых, был будущий император Николай II): «Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это — самое первое мое требование».
Мы покинули Фонтанку и едем по главному городскому проспекту - Невскому. Знаменитый Аничков мост, который остался у нас за спиной, мы еще будем проезжать, и рассказ о нем вы услышите в конце маршрута. Невский проспект - как тетива у лука, соединяет дугообразный берег Невы. На главном проспекте, естественно располагаются и главные дворцы, и главные храмы и главные магазины.
Справа, напротив знакомой нам площади Островского, мы видим серое здание с огромным витражным окном - Елисеевский магазин, построенный арх.Гавриилом Барановским в 1902-1903 годах, в стиле модерн. Магазины братьев Елисеевых были самыми знаменитыми в России. Таких комфортных торговых залов, с богатым ассортиментом и высоким качеством обслуживания не было ни за океаном, ни в Европе. Мраморные прилавки, декорированные красным деревом, цветные витражи и изразцовые плитки вызвали настоящий фурор. На втором этаже был открыт Театр сатиры, ныне Театр комедии им. Н. П. Акимова, а на третьем – ресторан. Перед спектаклем дамы и кавалеры заходили в магазин и угощались фруктами, шоколадом и вином.
Елисеевы привозили из-за границы и продавали "колониальные товары" (свежие трюфели, устриц, необычные сыры и фрукты, вино, кондитерскую продукцию, кофе). Дела шли удачно и вскоре братья стали поставщиками двора Его императорского величества.
А слева мы видим 2-х этажное желтое здание - один из крупнейших в стране универсальных магазинов Гостиный двор, построенный во второй половине XVIII века по проекту архитектора Ж.Б. Валент-Деламота. Он стал образцом для строительства торговых рядов в провинциальных городах России."Гостями" же в Древней Руси называли приезжих купцов, для них и строились гостиные дворы, в которых купцы не только торговали, но и жили. Иноземцы могли вести торговлю на своем гостином дворе и только оптом, чтобы их конкуренция не подорвала местную розничную торговлю. Возведенный в Петербурге Большой гостиный двор послужил образцом для многих аналогичных торговых зданий с открытыми галереями, построенных в других городах России.
Сейчас справа в просвете Михайловской улицы промелькнет белая колоннада Михайловского дворца построенного все тем же гениальным Росси для младшего сына имп.ПавлаI–вел.кн.Михаила Павловича. Сейчас в нем размещается великолепная коллекция картин Русского музея. В 1957г. перед Русским музеем появился знаменитый памятник А.С.Пушкину,отлитый по модели скульптора Аникушина М.К.
Мы приближаемся к каналу Грибоедова, бывшему Екатерининскому каналу. И мы видим торжественную колоннаду Казанского собора, построенного в 1801-1811 г.для главной святыни нашего города –Казанской иконы Богородицы. Казанская икона - венчальная икона. Поэтому все императоры, после венчания в церкви Зимнего дворца, обязательно приходили сюда, просить у Царицы небесной семейного счастья. Именно перед этой иконой, прежде чем возглавить ополчение, в 1812г. на коленях молился Михаил Илларионович Кутузов. Здесь же, под сводами величественного собора великий полководец завещал похоронить себя, что и было исполнено в 1814г. На память приходят замечательные строки Александра Сергеевича Пушкина.
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Всё спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столбов гранитные громады ….

Немного о создании. Собор был заложен при императоре Павле I, которому очень понравился собор св.Петра в Ватикане. Международный конкурс выиграл Андрей Воронихин, крепостной графа Строгонова. Перед архитектором стояла сложная градостроительная задача: По православным каноном (алтарь всегда на восток) собор был обращен к Невскому проспекту боковым северным фасадом. Воронихину удалось очень удачно скрыть основной объем здания грандиозной колоннадой. Композицию собора он предполагал завершить воздвижением второй наружной колоннады перед южным фасадом. Но план осуществлен не был: смерть графа Строгонова, начавшаяся война 1812 года, а затем и кончина самого архитектора Воронихина в 1814 году воспрепятствовали продолжению строительства. В 1837г. у собора были установлены памятники победителям Наполеона - Михаилу Илларионовичу Кутузову и Барклаю- де-Толли в исполнении скульптора Орловского.
Справа на углу Мойки и Невского проспекта мы видим великолепное розовое здание, построенное по проекту придворного архитектора Растрелли в середине XVIII века для графа Строгонова – крупного мецената, президента Академии Художеств. Благодаря опеке графа Строгонова раскрылся талант архитектора Андрея Воронихина. Строгановы были известны не только своим богатством, но и изысканной кухней. Во внутреннем дворе дворца устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Любопытно, что отсюда, произошло слово «бифстроганы», означающее «мясо по строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»).
Конечно, город бережно относится к своей истории. На Невском мы практически не встретим послевоенных построек, но надпись, которую мы увидим справа на доме 14, сразу перенесет нас в трагические дни блокады. Именно «дни», так каждый день тянулся вечность. Напоминаю страшные цифры- за 900 дней блокады в осажденном городе погибло более1 миллиона человек… Итак, внимание направо на синюю надпись «граждане! ПРИ АРТОБСТРЕЛЕ эта сторона улицы наиболее ОПАСНА». Практически всегда здесь живые цветы. Ведь почти в каждой семье Питерцев есть родственники, которые пережили ужас блокадных дней. И кто знает, может быть если бы не было революции 1917 года и мы смогли победить в Первой мировой, не пришлось бы еще раз терять миллионы человеческих жизней во Вторую Мировую. Через пару минут мы увидим Дворцовую площадь, которая была свидетелем не только самых трагических событий первой половины 20 века, но и свидетелем торжеств посвященных славным победам России.
Итак, перед нами, справа - великолепная панорама главной площади Российской империи – Дворцовой, на которой расположилась зимняя резиденция наших монархов. Монументальный, парадный Зимний дворец был возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, - дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Западный фасад, мимо которого мы проезжаем, обращенный в сторону Адмиралтейства, интересен тем, что именно здесь располагались жилые покой императоров. На втором этаже ризалита, расположенного ближе к Неве располагались жилые покои последнего императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны. Кстати, крыша украшенная медными аллегорическими скульптурами была излюбленным местом для прогулок Николая II и его детей. Оттуда он любовался простором Невы и ее набережными, выстроившимися вдоль них дворцами, взметнувшимися ввысь шпилями и куполами.
Мы с вами тоже можем въезжая на Дворцовый мост и полюбоваться панорамой Невы и Петропавловской крепости, золотой шпиль которой сияет справа от нас. Нева придала городу своеобразную и величественную красоту. Ее протяженность – 74 километра (в том числе, 32 километра в черте города). Течение быстрое, до 5 км/час, глубина достигает 23 метров. Это одна из самых полноводных рек Европы за единицу времени выносит в море воды столько, сколько Дон и Днепр вместе взятые.
Исконно русские земли, расположенные по течению Невы, в XVII веке были захвачены шведами, которые из наемников превратились в захватчиков. К началу XVIII века возвращение выхода в Балтику становится для России исторической необходимостью. И в 1700 году начинается Северная война, которая длится 21 год. В ходе войны эти земли были возвращены России, и на небольшом Заячьем острове была заложена крепость, которая вначале называлась Санкт-Петербургской, а вскоре, по построенному на ее территории собору апостолов Петра и Павла стала называться Петропавловской. А первое название крепости Санкт-Петербург перешло на город, возникший на берегах Невы.

ОстановкаN1 Стрелка Васильевского острова.
Мы с вами уже переехали на Васильевский остров, и нам предстоит первая остановка. Возвращаюсь к началу нашей встречи, и прошу строго выполнять временной регламент. Помните: «Точность- вежливость королей». Мы находимся в бывшей столице Российской империи, и постараемся проявить вежливость на высшем уровне. Итак, вначале после выхода из автобуса я проведу небольшую экскурсию, затем вам будет предоставлено 10 мин. свободного времени и ровно в NNчас.NNмин. автобус отправляется дальше. Обратите внимание на цвет автобуса,его номера и не заблудитесь. А сейчас, ориентируясь на цветок (зонтик) в моих руках проходим в Центр Стрелки…
Васильевский остров занимает особое место в истории города.. Здесь располагался первый крупный порт Санкт- Петербурга, Петр I мечтал именно здесь создать главную площадь. Когда-то на низкий пустынный берег накатывались волны, позже на Стрелке неустанно трудились ветряные мельницы лесопилок. Когда-то Петр I мечтал расположить на нем административный, культурный и торговый Центр Петербурга, находившийся под охраной пушек двух крепостей Петропавловской и Адмиралтейства...
Но продолжу свой рассказ про Петропавловскую крепость. Вначале земляная, а позднее - каменная, крепость возводилась как первоклассное инженерное военное сооружение. Ее бастионы и куртины, сложенные из кирпича и камня, высотой 10-12 метров, шириной до 20 метров. Уже в первые месяцы строительства крепости на ее территории была заложена небольшая деревянная церковь. Но в 1712 году Петербург становится столицей России, а столице необходим величественный собор. И вот на месте деревянной церкви начинается строительство Петропавловского собора, который был закончен через 21 год (строился с 1712 по 1733 год по проекту архитектора Доменико Трезини). Собор и сегодня является самым высоким архитектурный сооружением города (высота его 122,5 метра,, высота фигуры ангела – 3,2 метра, размах его крыльев – 3,6 метра, высота креста – 6,4 метра). По решению Петра I собор становится усыпальницей Дома Романовых. Каждый день со стены Нарышкина бастиона ровно в 12 часов раздается выстрел сигнальной пушки. В 70-80 годах XVIII века стены крепости со стороны Невы на протяжении 700 метров были облицованы гранитом. С тех пор гранитные стены крепости с высоким золотым шпилем собора стали частью величественного архитектурного ансамбля, возникшего на берегах Невы.
Именно к Петропавловской крепости должна была быть распахнута главная площадь Петровского Петербурга, строившаяся на стрелке Васильевского острова. Но потомки Петра решили оформить по другому. По указанию имп.Александра I архитектор Тома де Томон р анней весной 1805 года начинает строительные работы. Сначала, насыпая грунт, подняли высоту Стрелки. Потом ее выдвинули на сто метров вперед, а очертаниям берега придали симметричную форму. Одновременно начинается архитектурное оформление. Центральным зданием является здание Биржи. Оно по своим формам напоминает древнегреческий храм на.высоком гранитном основании, украшенное со всех сторон строгими мраморными колоннами. Фасад Биржи со стороны Невы украшает скульптура «Нептун с двумя реками». А с противоположной стороны - скульптура «Навигация с Меркурием и двумя реками». От здания биржи расходятся южный и северный пакгаузы, служившие закрытыми складскими помещениями. Сейчас в северном пакгаузе Биржи, на берегу Малой Невы, находится Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева. В южном пакгаузе размещается Зоологический музей. В самом здании биржи с1940 по 2003 годы располагался Центральный военно-морской музей. В 2013 года было принято решение о передаче здания Государственному Эрмитажу. Здесь будет размещаться Музей геральдики и наград. Здание Биржи так же каждый из вас может увидеть на 50-ти рублевой Российской банкноте.
По обеим сторонам Биржевой площади внимание привлекают две красноватые массивные колонны, служившие маяками при входе в порт. Высота их составляет 32 метра. Колонны декорированы носовыми частями кораблей - рострами и якорями. У основания – колоссальные фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. По преданию, в Древнем Риме существовал обычай в честь морских побед возводить колонны и украшать их рострами, носами парусников, таранящими вражеские суда. Ростральные колонны - символ могущества России как морской державы. Когда-то на площади позади Биржи, в так называемом Биржевом сквере, разворачивалась торговля экзотическими заморскими диковинками - говорящими попугаями, хохочущими обезьянками, ленивыми черепахами. Царили праздничная суета и оживление. С развитием крупнотоннажного флота морской порт на Васильевском острове начал терять свое значение. Большие суда уже не могли пройти в порт естественным фарватером. В 1885 г. с открытием Морского канала порт перевели на Гутуевский остров. Во время блокады Ленинграда на Стрелке Васильевского острова находились зенитные батареи. Сейчас стрелка Васильевского острова - излюбленное место для проведения праздничных городских мероприятий. Во время особо важных торжеств на ростральных колоннах зажигают факела.
На этом краткий рассказ о стрелке Васильевского острова закончен. Вам, как обещано, предоставляется 10 мин. свободного времени. Ровно в NNN автобус продолжит наш маршрут. Если возникли вопросы, с удовольствием отвечу на них.

Проезд N2: Наб. Макарова - Тифлисская ул. - Менделеевская линия - Университетская наб. - Дворцовый мост - Адмиралтейская набережная - Сенатская площадь - Исаакиевская плщ.
Спасибо, что все без опозданий собрались в автобусе, и мы продолжаем нашу экскурсию. Следующая остановка у нас будет на Исаакиевской площади.

 

С левой стороны от нашего автобуса располагается Музейный и научный квартал.. Из левых окон мы видим Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, который размещается в северном пакгаузе. В стенах этого музея среди многочисленных интересных экспонатов находится портрет самого академика Докучаева, выполненный не красками а с помощью разных почв, имеющие различные цвета и оттенки. Чуть дальше находится трехэтажное желтое здание с ионическим портиком посередине увенчанной куполом цилиндрической башней здание портовой Таможни (арх. Лукини). Перед зданием мы видим бюст А.С.Пушкина, и это не случайно. Еще в 1899 году при Академии наук Петербурга была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить только памятник поэту. Однако постепенно идея трансформировалась в создание музея Русской литературы. С 1932года Музей - Пушкинский дом размещается в здании Таможни. Именно здесь собранны все рукописи великого поэта.
А мы поворачиваем с набережной Макарова. Проезжаем мимо института Физиологии и слева видим памятник первому Нобелевскому лауреату из России - академику Ивану Петровичу Павлову. Чуть дальше, на одноименной площади установлен современный памятник академику Сахарову. Он располагается справа по ходу автобуса.
Впереди виднеется трехэтажное красное здание с белыми барочными украшениями. Это здание Двенадцати коллегий. По замыслу Петра I оно должно было завершать главную площадь стрелки Васильевского острова. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Коллегии – это прообраз будущих министерств. Строительство велось под руководством Доменико Трезини. Здание представляло собой двенадцать двухэтажных корпусов, вытянутых по одной линии и объединенных общей крышей, по типу выстроенных в одну линию зданий Приказов в Москве. По такому же принципу архитектором было предложено соорудить и каменное здание Коллегий на Васильевском острове, куда уже в 1715 году переместился административный центр города. Но ненадолго. В кратковременное правление императора Петра II, столица России была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву. А позже центр города был перенесен на левый берег Невы. Менделеевская линия, по которой мы с вами едем, появилась на месте некогда прорытого, а потом засыпанного канала, который тянулся вдоль здания Двенадцати коллегий на 400 метров. Первоначально через первый этаж главного фасада проходила открытая сквозная галерея, позже она была застеклена. В 1838 году в здании 12 коллегий состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского университета. С университетом связаны имена самых выдающихся русских ученых. Здесь учились и преподавали А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт и, конечно же, Д. И. Менделеев, который жил здесь и работал с 1866 по 1890 год.. Среди его известных выпускников находятся и оба наших последних президента.
Боковым фасадом здание Двенадцать коллегий выходит на Неву, и у нас есть чудесная возможность еще раз полюбоваться ее набережными. На противоположном берегу мы видим позолоченный шпиль Адмиралтейства на котором на 72 метровой высоте плывет в небесном просторе золотой кораблик. «Адмирал» в переводе с арабского — «владыка моря». Между двумя желтыми павильонами и находилась первая площадка для строительства кораблей. Здесь стучали топоры и рождались первые русские корабля. А слева мы проезжаем зеленое здание с белыми украшениями. Это – первый музей в России -знаменитая Кунсткамера, что в переводе с немецкого обозначает «чудес палата». Подобное название связано с тем, что в этом здании должна была расположиться, помимо всего прочего, коллекция «монстров и раритетов», собранная Петром I.В 1712 году по указу Петра Великого из Москвы в Санкт-Петербург были перевезены из Аптекарской канцелярии анатомические и зоологические препараты, а так же коллекция, приобретенная Петром Великим в Европе в конце XVII века. Коллекция состояла из «нескольких сот в склянках сохраненных рыб, гадов и насекомых». Строительство Кунсткамеры по проекту Маттарнови велось пятнадцать лет и завершилось в 1734 году, когда Петра уже не было в живых.
А мы с вами опять вернулись на Дворцовый мост. Это один из самых коротких и молодых мостов через Неву. Его длина всего лишь 250 м., строительство завершилось к 1916году. Вдалеке справа виднеется первый постоянный мост через Неву- Благовещенский, он построенный в 1850 году при император Николае I. Его длина 331 метр. Отсутствие постоянных мостов через Неву объясняется желанием Петра I сделать Петербург, как «Северную Венецию». Он запрещал строительство постоянных мостов.
Главным городским транспортом должны стать корабли и лодки, которые строились иногда по чертежам самого Петра Великого на Адмиралтействе, вдоль которого мы с вами едем. Верфь была построена буквой «П». Главный фасад имел длину 425 метров. Вначале 18 века Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Спуск в воду корабля был важным петербургским праздником. В этот день на набережных толпились тысячи людей, а на Неве множество судов украшенных флагами, ожидали своего нового собрата. Под пушечную стрельбу подрубались опоры и..корабль «вбегал в Неву».
«Чу, пушки грянули! Крылатых кораблей
Покрылась облаком станица боевая,
Корабль вбежал в Неву – и вот среди зыбей
Качаясь, плавает, как лебедь молодая.
Ликует русский флот. Широкая Нева
Без ветра, в ясный день глубоко взволновалась,..»
А.С.Пушкин.
Справой стороны, обращаю ваше внимание на памятник «Царь-плотник». Имп.Петр I держит топор и сам строит лодку. Это точная копия памятника из Нидерландов появилась у нас в 1996году. Удивительно, но одна из самых больших проблема первых корабельщиков - дефицит корабельной доски. Древесину для строительства корабля необходимо сушить не менее 6-8 лет. Поэтому приходилось везти ее из побежденной Швеции. Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем, в здании остались только административные учреждения флота. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э. Дзержинского.

Адмиралтейская набережная заканчивается Сенатской площадью, главным украшением является «Медный всадник». Памятник императору Петру I получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина. Несмотря на название, материал из которого отлит этот монумент, так же как и многие другие – бронза.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О¸ мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин «Медный всадник».
Это был первый установленный в России памятник русскому царю. Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Для пьедестала монумента из Лахты был доставлен гигантский гранитный валун - «Гром - ка́мень» весом 1600тонн. Фальконе изображает Петра прежде всего как законодателя: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. На постаменте две надписи: с одной стороны «Петру Первому Екатерина вторая, лето1782» и «Petroprimo Catharinasecunda» -с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности между деяниями Петра I и своими. «Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается вверх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей…» Этьен Фальконе. «Ю.И.Кирцедели. «Мой город Санкт-Петербург».
А с правой стороны мы уже видим здание Сената и Синода, построенное в 30-е годы 19-го века по проекту выдающегося Карла Росси. С 1925 до 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации и Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.
А мы подъезжаем к Исаакиевскому собору и слева видим его величественные колонны. Главный собора Российской империи назван в честь святого Исаакия Далматского, в день памяти которого,12 июня 1672 года родился Петр I. Интересно, что 12 июня (по православному календарю) родился и небесный покровитель нашего города – св.блг.князь Александр Невский, в честь которого освящен один из пределов собора.Э тот величественный Собор возводился по проекту французского архитектора Огюст Монферрана более 40 лет, с 1818г.-1858г. Исаакиевский собор — крупнейшее сооружение Петербурга. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12 000 человек. Его золоченый купол, высотой 101.6м. царит над городом. Для золочения использовали 100 кг. золота. Золочение куполов собора проводилось один раз в 1839г. методом огневого золочения парами ртути. Этот метод дает особую прочность при позолоте.
Но мы вспомним строчки Сергея Есенина «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье…», и продолжим знакомство с Исаакием чуть дальше, у конного памятника императора Николая I, в правление которого практически был построен собор. Слева за зеленым сквером мы видим здание двух гостиниц «Англитер» и «Астория». Первая из них, светло-коричневого цвета «Англитер» печально известна тем, что именно здесь в декабре 1925 г. оборвалась жизнь С. Есенина.
Остановка N2: Памятник имп.Николаю I
Наш автобус остановился на Исаакиевской площади. Из окон справа мы видим Мариинский дворец, на крыше которого развеваются два флага – городской и Российский. Этот Дворец назван в честь старшей дочери императора Николая I – вел.кн.Марии Николаевны, и был построен как свадебный подарок по проекту архитектора Андрея Ивановиач Штакеншне́йдера. Хозяйка дворца была весьма недовольна внешним оформлением. Но оно был компенсировано внутренним комфортом. С 1885 года в Мариинском дворце размещался Государственный совет Российской империи. А с 1994 года — место заседаний городского парламента — Законо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: