Модуль 1. Образовательные системы в общетеоретическом аспекте
1. Системы обучения, основанные на опыте прошлых времен.
2. Перспективные системы обучения.
3. Современные системы обучения.
Литература:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: AcademA, 2001 (с.68-76).
2. Ситаров В.А. Дидактика / Под ред.В.А.Сластенина. - М.: AcademA, 2002 (с. 289-300).
Вопрос 1. Системы обучения, основанные на опыте прошлых времен.
К системам обучения, элементы которых пришли к нам из прошлого, следует отнести обучение догматическое и чисто репродуктивное обучение (хотя еще более древней системой обучения является маевтика, или сократический метод).
Чисто репродуктивное обучение – исторически первый вид обучения, который сложился, когда обучение еще не основывалось на текстах, а представляло собой передачу от взрослого поколения младшим способов жизнедеятельности (охоты, ремесленного дела). Ставит в качестве цели воспроизведение, репродуцирование образцов деятельности. В истории образования это сложившийся первый вид обучения, проводимого по формуле «делай, как я». Основанное на подражании, оно играет определенную роль в развитии памяти, способности к воспроизведению. В результате репродуктивного обучения формируется также определенный объем знаний, умений и навыков, без которых невозможно развитие человека.
Догматическое обучение – сложилось в эпоху Средневековья, когда обучение стало организовываться на основе текстов (в основном церковно-религиозного характера). Имеет целью запоминание фактов, заучивание текстов (в древности – религиозных догм), причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения используются сегодня при заучивании фактов, имен, дат, формул, иностранных слов, некоторых символов.
|
Вопрос 2. Перспективные системы обучения.
Среди систем обучения, которые претендуют на право называться системами будущего, - гипнопедия, релаксопедия, суггестопедия. По своей сути данные системы близки догматическому обучению, т.к. в них акцент на обучении делается на механическом запоминании материала).
Гипнопедия – обучение во сне. Существует в двух видах: обучение в состоянии естественного сна и обучение в состоянии искусственного (гипнотического) сна. Накопленные в нашей стране и за рубежом опыт изучения во сне иностранных языков убеждает в возможности овладения большим объемом информации путем прослушивания во сне записанных на пленку текстов. Основной фактор, тормозящий внедрение такого вида обучения сегодня, - это запрет медиков, которые сейчас изучают, на каких фазах сна и в каких количествах можно вводить информацию без ущербы для здоровья человека.
В состоянии гипнотического сна эффективным является внушение обучаемым более высокой самооценки, снятие психологических барьеров, раскрытие творческих потенций личности. Однако нравственные и медицинские ограничения в этом виде гипнопедии оказываются еще более жесткими.
Релаксопедия – обучение в состоянии расслабления, освобождения от сковывающих условностей, от боязни дать неверный ответ, заслужить низкую оценку. Элементы этой системы сегодня вводятся в практику обучения в виде отдельных приемов и методов: детям разрешается не вставать при входе учителя, при выполнении некоторых видов заданий (особенно речевого характера) учитель не исправляет ошибки детей по ходу, а только позже; принимаются все ответы детей, даже ошибочные; метод безотметочного обучения, метод имитационных и поисковых обучающих игр и др.
|
Суггестопедия – обучение с помощью внушения. Внушающее воздействие при этом основано на обращении к чувствам, интуиции, прошлому опыту. Когда эти приемы становятся ведущими в обучении, речь идет об особой методической системе – внушающем обучении. Часто приемы суггестопедии вписываются в другие системы обучения, способствуя усилению их эмоционального воздействия (это, например, создание ситуации успеха в начале урока, когда детям даются посильные задания; относительное оценивание учебных достижений учащихся, позволяющее каждому ученику увидеть собственное продвижение в учебе; поощрение творчества и инициативы учащихся в виде дневников (листов) достижений; проверка детских письменных работ не красной, а зеленой ручкой, с выделением того, что наиболее удалось ребенку и др.)
Вопрос 3. Современные системы обучения.
В наиболее общем виде все существующие системы обучения могут быть объединены в следующие группы, каждая из которых отличается спецификой целей обучения, содержания, методов и средств. Объединяет эти системы то, что они основаны на усвоении в готовом виде или самостоятельном открытии научного знания (основ наук) (как отмечает А.М.Новиков, в истории систем обучения пришли на смену догматическому обучению в эпоху Просвещения, когда начали формироваться науки):
|
1. Сообщающе-иллюстративное обучение.
2. Алгоритмически-программированное обучение.
3. Проблемно-поисковое обучение.
Сообщающе-иллюстративное обучение.
Сообщающе-иллюстративное обучение является ведущей системой в рамках традиционного обучения. Цель сообщающего обучения – обогащение личности передаваемых в готовом виде знаний и способов деятельности. Методы, наиболее характерные для такого обучения, - рассказ, объяснение, чтение текстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения, решение задач репродуктивного типа.
Существует точка зрения, что данная система обучения изжила себя и ее должны вытеснить активные методы обучения. Такая категоричность неправомерна, т.к. ряд общих задач обучения успешно решаются именно этой системой обучения. Однако другие важные задачи эта система решает неполно или вовсе не решает. Исходя из сказанного, рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной системы обучения.
Положительные стороны: | Отрицательные стороны |
- возможность в сжатом, концентрированном виде передавать большой объем информации | - информационная емкость методов сообщающего обучения близка к насыщению, в силу чего они не способны справиться с передачей подлежащей усвоению информации, объем которой растет из года в год. |
- немалые развивающие возможности, состоящие в развитии восприятия, памяти, воссоздающего воображения, репродуктивного мышления, исполнительской деятельности | - мало внимания уделяется развитию творческого воображения, продуктивного мышления, инициативе и самостоятельности обучаемого |
- слабая индивидуализация обучения в силу того, что сообщающее обучение ориентировано, как правило, на среднестатистического ученика. | |
- имеет место несоответствие между регулярной прямой связью (от преподавателя к обучаемому) и нерегулярной обратной связью (от обучаемого к преподавателю). Обратная связь эпизодична, т.к. учитель получает информацию об усвоении материала учеником только в период опроса, выполнения самостоятельных, контрольных работ, зачетов и экзаменов |
Два последних недостатка сообщающего обучения позволяют говорить о том, что оно является слабо управляемым. Попытки создать более совершенные системы обучения, устраняющие недостатки сообщающего обучения, привели к появлению новых систем.
Алгоритмически-программированное обучение.
Система алгоритмически-программированного обучения тесно связана с идеями кибернетики – науки об управлении деятельностью. В учебном процессе идеи кибернетики удачно стыкуются с положениями психологической теории поэтапного формирования умственной деятельности и с методиками алгоритмической организации учебной деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.).
Можно сказать, что по целям и методам обучения алгоритмически-программированное обучение схоже с сообщающе-иллюстративным (см.выше). Однако отличительной чертой данной системы обучения является то, что обучение ведет не преподаватель непосредственно. Оно осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: машинном (через персональные компьютеры) и безмашинном (программированные учебники, комплекты карт). Подлежащий усвоению материал делится на небольшие, завершенные по смыслу порции (шаги), содержание порций прорабатывается по алгоритмам. Программой обеспечивается пошаговый контроль, коррекция допускаемых обучаемым ошибок.
Программированное обучение сделалось очень популярным за рубежом и в России в 50-60-е г.г. ХХ в. Однако возлагавшиеся на него надежды оправдались не полностью в силу того, что данная методическая система, наряду с большим количеством преимуществ, имеет ряд значительных ограничений. Рассмотрим плюсы и минусы данной системы в соотношении.
Положительные стороны: | Отрицательные стороны |
- значительное увеличение информационной емкости обучения (в единицу времени усваивается 60-70% и даже 80-100% полезной информации) | - малопригодным для освоения выступает эмоционально-образный материал, а также целостный в смысловом плане материал. |
- значительно усиливается индивидуализация обучения (обучаемый самостоятельно работает с программой, в приемлемом для него темпе). | - снижается непосредственное влияние личности преподавателя, возможность живого общения с ним; ликвидируется коллективность обучения. Все это уменьшает воспитывающий и развивающий потенциал обучения. |
- оперативная обратная связь, обеспечивающая прочность усвоения материала. | |
- эффективное обучение самоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной деятельности. | - слабо развивается творческая активность, умение выдвигать гипотезу, искать новые решения |
Проблемное обучение.
Перемены в социуме сегодня требуют внедрения в образовательный процесс такой системы обучения, которая способствовала бы становлению человека творческого, самостоятельного, инициативного. Данной цели соответствует проблемное обучение. Характерными для нее методами являются проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, диспут, собеседование, деловая игра. Теоретические основы проблемного обучения разработаны в трудах таких исследователей, как З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, И.Я.Лернер, М.А.Махмутова, М.Н.Скаткин и др.
В основе построения проблемного обучения лежит проблемная ситуация. Чтобы создавать проблемные ситуации, необходимо понимать, что такое проблема. Философия дает точное толкование этого понятия: проблема – конкретное знание о незнании. Это означает, что проблема существует для человека, когда ему ясны условия возникшей проблемы и то, что необходимо искать для разрешения проблемы. Конкретным выражением проблемы являются познавательные (проблемные) вопросы и задачи. Не всякий вопрос создает проблемную ситуацию. Не являются проблемными вопросы, ответы на которые можно найти в справочнике без какого-либо участия мыслительного процесса (Как звали Гоголя?); вопросы и задачи, способы решения которых ученикам знакомы (Вычислить площадь треугольника (если это уже пройденный материал)). Проблемными являются задачи, заставляющие школьника найти неизвестные для него способ(ы) деятельности, причем найденный способ должен быть общим способом для решения множества подобных задач репродуктивного типа. В теории развивающего обучения такого рода задачи еще называют учебными.
Структура проблемного обучения складывается из следующих последовательных звеньев:
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
|
Содержание поисковой деятельности ученика в процессе проблемного обучения не исчерпывается действиями, обозначенными в указанной структуре. Всю поисковую деятельность пронизывают такие неструктурные ее элементы, как воображение, сомнение, интуитивная догадка, оценка и др.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении в зависимости от усиления самостоятельности ученика:
1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение.
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.
4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает.
В процессе обучения важно постепенно и последовательно переводить учащихся на более высокий уровень проблемного обучения. Важно помнить, что умение видеть, формулировать и решать проблему не складывается стихийно. Это результат проблемного обучения, руководящей роли учителя в нем.
Построение процесса обучения на проблемной основе позволяет добиться высоких результатов в обучении и развитии личности ученика, но несмотря на это, указанная методическая системе не может считаться универсальной. Чтобы понять причины этого, рассмотрим как положительные, так и отрицательные свойства данной системы.
Положительные стороны: | Отрицательные стороны |
- глубокое и прочное усвоение учебного материала и способов деятельности (доказано, что добытый самостоятельно материал хорошо запоминается, а в случае забывания легче восстанавливается); | - проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только 1. на таком, который допускает неоднозначные, альтернативные подходы; 2. на материале высокого уровня, т.к. проблемное построение процесса изучения второстепенного материала может принести больше вреда, чем пользы: главное будет упущено, а второстепенное усвоено, на что уйдет неоправданно много времени. |
- развитие творческой активности и самостоятельности учащихся, внимания, нестандартного мышления, ответственности, критичности, инициативности. Формирование серьезного интереса к научному знанию благодаря возникновению глубоких интеллектуальных чувств. | - проблемное обучение осуществимо лишь в случае, если у обучаемых уже имеется «стартовый» необходимый уровень зунов. |
- проблемное построение процесса обучения требует больших временных затрат на начальных этапах обучения, когда ученики только овладевают способами проблемного мышления и поисковой деятельности. На последующих этапах темпы овладения проблемным материалом значительно возрастают, темпы обучения в целом становятся значительно более высокими, чем в других системах обучения. | -проблемное обучение требует значительно больших затрат времени по сравнению с другими типами обучения, в силу чего его неоправданное использование может привести к неовладению учащимися необходимым объемом содержания обучения. |
- построение проблемного обучения, разработка и совершенствование данной методической системы приводят к росту самого педагога, превращению его из педагога-мастера в педагога-творца. | - разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства, физических усилий и затрат времени, что значительно сдерживает широкое применение проблемного обучения. |