Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Самостоятельная работа по дисциплине «Уголовное право» представляет собой плановую




Самостоятельная работа по дисциплине «Уголовное право» представляет собой плановую деятельность обучающихся, целью которой является формирование знаний и практических навыков, создание комплексных представлений о понятии преступления, составе преступления, основании уголовной ответственности, понятии и цели наказания, видах наказания, особенностях освобождения от уголовной ответственности и наказания, и других институтах Общей части уголовного права.

Задачами самостоятельной работы являются:

1. Формирование профессиональных компетенций, заявленных в рабочей программе дисциплины «Уголовное право».

2. Привитие профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей на должностях в правоохранительных органах, которые определены профильной направленностью образовательной программы.

3. Приобретение умений и навыков по применению положений Общей части уголовного права в практической правоохранительной деятельности.

Самостоятельная работа в рамках дисциплины «Уголовное право» осуществляется в формате аудиторной и внеаудиторной работы.

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины:

 

Работа на лекции является очень важным видом деятельности для изучения дисциплины «Уголовное право», т.к. лектор дает нормативно-правовые акты, которые в современной России подвержены частому, а иногда кардинальному изменению, что обуславливает «быстрое устаревание» учебного материала, изложенного в основной и дополнительной учебной литературе. Лектор ориентирует обучающихся в действующем законодательстве Российской Федерации и соответственно в учебном материале.

Краткие записи лекций (конспектирование) помогает усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения.

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям:

 

При подготовке к практическому занятию обучающемуся предлагается использовать учебную литературу последних трех лет издания (обязательно совместно с уголовным законодательством в последней редакции изменений чтобы исключить случаи подготовки к семинарскому занятию по устаревшему законодательству), а также дополнительную литературу, представленную в библиотеке: монографии, учебные и учебно-методические пособия, периодические издания по теме семинарского занятия.

Обучающемуся предлагается также использовать при подготовке к семинарским и практическим занятиям электронные ресурсы: СПС Гарант и СПС Консультант Плюс, в которых в большом количестве представлены все необходимые нормативно-правовые акты в действующей редакции, а также периодическая литература.

Обучающийся имеет возможность использовать Интернет-источники, однако он должен убедиться, что пользуется официальными сайтами, информация должна быть проверяемой и иметь ссылки на официальные издания.

Тема 1. Понятие, задачи, система уголовного права. Наука уголовного права

При изучении данной темы студенты должны обратить особое внимание на понимание уголовного права в трех основных значениях: как отрасли права и законодательства, как науки и как учебной дисциплины.

Вопросы развития и совершенствования норм уголовного права целесообразно рассматривать с изучением содержания прежнего законодательства в конкретной сфере.

При анализе принципов уголовного права представляется полезным рассматривать их с точки зрения системного подхода; выделять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

 

Тема 2. Принципы уголовного права.

При изучении данной темы студенты должны обратить особое внимание на содержание принципов уголовного закона.

Отдельно следует проанализировать особенности действия принципа гуманизма и законности.

Тема 3. Уголовный закон.

При изучении данной темы студенты должны обратить особое внимание на порядок принятия и вступления в силу уголовного закона в целом и отдельных изменений в его содержание в частности.

Отдельно следует проанализировать особенности действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

При анализе правил действия уголовного закона по кругу лиц необходимо рассмотреть вопросы применения уголовно-правовых норм к лицам, обладающим различными иммунитетами.

 

Тема 4. Понятие преступления. Виды преступлений

Понятие преступления целесообразно рассмотреть в его историческом развитии. В частности, нужно отметить влияние социологической школы уголовного права в определении этого понятия (признак общественной опасности).

В числе признаков преступления принято различать признаки: материальный (общественная опасность), формальный (противоправность) и производные (виновности и наказуемость).

Особое внимание нужно уделить ч. 2 ст. 14 УК, имеющей большое практическое значение. В частности, необходимо отметить, что отсутствие общественной опасности и «малозначительность» деяния, явления не совпадающие.

Преступление должно быть исследовано в системе с иными правонарушениями, выявлено общее и отличия. Требует ответа вопрос о том, может ли преступление одновременно быть гражданским, дисциплинарным и административным правонарушением.

 

Тема 5. Уголовная ответственность и состав преступления как ее основание

Вопрос об уголовной ответственности — один из самых сложных дискуссионных вопросов теории уголовного права. Его целесообразно рассматривать, сравнивая основные концепции уголовной ответственности, предложенные в науке.

Принципы уголовной ответственности должны быть рассмотрены в практическом преломлении и в системе.

Понять правильно проблематику учения о составе преступления можно только с учетом исторического развития правовой доктрины.

Состав преступления — это юридическое понятие конкретного преступления, установленное нормой уголовного права.

Основное значение состава:

1) он является основанием уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ), при отсутствии состава преступления уголовное преследование исключается;

2) он является юридическим основанием квалификации преступления.

Рассматривая виды составов преступлений, необходимо отметить специфику «усеченных» составов и «составов опасности».

 

Тема 6. Объект преступления

Изучая объект преступления, студентам следует первоначально отметить, какие признаки характеризуют данный элемент состава преступления, а также какие из указанных признаков являются обязательными, а какие факультативными. Раскрывая понятие объекта преступления необходимо упомянуть о существовании различных взглядов и подходов к пониманию этой сложной и неоднозначной проблемы.

Особое внимание следует уделить юридическому значению объекта преступления. Подчеркнуть взаимосвязь признаков состава преступления с объектом преступления, как обязательным его элементом. Уяснить влияние объекта преступления на уголовную ответственность.

 

Тема 7. Объективная сторона преступления

Рассматривая объективную сторону преступления, следует учитывать, что не все факты объективного мира познаваемы с помощью органов чувств, имеются и умопостигаемые факты (например, неприличная форма при оскорблении).

Ответственность за бездействие наступает только при наличии двух условий: обязанности и реальной возможности совершить действие. При характеристике такой обязанности следует рассмотреть вопрос о том, может ли она быть основана на законе, а не на элементарных и общепризнанных нормах морали. В уголовном праве отсутствие возможности совершить действие нельзя толковать как гражданско-правовую непреодолимую силу. Лицо не подлежит уголовной ответственности и в том случае, когда оно не исполнило обязанность в силу обстоятельств, не являющихся чрезвычайными (например, в связи с расстройством здоровья).

При характеристике «осознанности» деяния следует учитывать, что речь идет об осознании лишь фактической стороны деяния, но не его общественной опасности. Характеризуя «волевой характер» деяния, следует исследовать ситуации, когда воля человека подавлена (например, в результате принуждения, химического или иного воздействия).

Понимание причинной связи и последствий в качестве обязательных или факультативных признаков состава преступления зависит от принятой концепции состава преступления (формальный или материальный состав преступления).

 

Тема 8. Субъективная сторона преступления

Учение о субъективной стороне преступления составляет основу современной уголовно-правовой доктрины. Без твердого знания этой темы невозможно правильное понимание иных категорий, институтов и норм уголовного права.

Необходимо твердо знать и понимать законодательные определения умысла и неосторожности. Необходимо научиться отграничивать разные виды умысла и неосторожности, а косвенный умысел от легкомыслия.

Отграничивая прямой умысел от косвенного, следует обратить внимание на то, что предвидение неизбежности последствий равнозначно желанию их наступления, даже если виновный преследует иные цели (тогда виновный желает наступления последствий как неизбежно сопутствующих достижению его цели). Необходимо четко осознавать значение видов умысла, в частности, при квалификации неоконченных преступлений.

Разъясняя вопрос о фактической и юридической ошибках, целесообразно сформулировать общие правила и исключения из них.

 

Тема 9. Субъект преступления

Рассматривая критерии невменяемости, следует разъяснить вопрос, почему один из критериев невменяемости называют медицинским (психиатрическим), а другой — юридическим (психологическим). Кроме того, необходимо правильно понимать роль суда и эксперта в установлении невменяемости.

Применительно к «уменьшенной» вменяемости, необходимо уяснить не только психологический, но и медицинский ее критерий.

Характеризуя «возрастную» невменяемость необходимо сопоставить ее с «уменьшенной» вменяемостью. Их психологические признаки идентичны, но медицинские (биологические) признаки и правовое значение существенно различаются.

 

Тема 10. Неоконченное преступление

Изучая стадии совершения преступления, следует учитывать, что существуют два разных подхода к их пониманию. Чаще всего к числу стадий относят: 1) приготовление; 2) покушение; 3) оконченное преступление.

Второй подход предусматривает следующее понимание стадий: 1) приготовление (подготовительный этап); 2) исполнение объективной стороны; 3) окончание преступления (с наступлением последствий). Покушение рассматривается не в качестве стадии совершения преступления, а в качестве вида неоконченного преступления (наряду с приготовлением в узком смысле

этого слова). Эта позиция поддержана и в тексте УК РФ.

Необходимо уметь четко отграничивать приготовление от покушения.

 

Тема 11. Соучастие в преступлении

Необходимо твердо знать и правильно толковать законодательное понятие соучастия (ст. 32 УК), его объективные и субъективные признаки.

С помощью объективного критерия выделяют два вида соучастия: простое (соисполнительство) и сложное (участие в совершении преступления организатора, подстрекателя и пособника).

Кроме того, на основании легального критерия выделяют четыре формы соучастия (ст. 35 УК) — группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (организация).

Следует учитывать, что студенты нередко путают формы соучастия с видами соучастников.

 

Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Рассматривая обстоятельства, исключающие преступность деяния, следует отметить, что вопрос об их видах остается дискуссионным.

Рассматривая конкретные виды обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимо подробно разъяснить все условия правомерности причинения вреда.

При использовании разъяснений, утвержденных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», необходимо учесть существенное изменение закона и практики его применения.

 

Тема 13. Множественность преступлений

Изучая данную тему, важно четко представлять, что множественность преступлений – это совершение лицом двух или более преступлений, каждое из которых сохраняет свое уголовно-правовое значение.

Обратите внимание на то, что множественность преступлений имеет различные уголовно-правовые последствия. Совершение не менее двух преступлений, ни за одно из которых лицо не привлекалось к уголовной ответственности, может дать основания для назначения наказания по правилам совокупности преступлений в соответствии со ст. 69 УК. Если новое преступление совершается в период отбывания лицом наказания за предыдущее, то такое сочетание преступлений дает основания для назначения наказания по совокупности приговоров согласно ст. 70 УК.

При анализе простых единичных и сложных единичных преступлений нужно учитывать, что сложное единичное преступление отличается разнообразием форм и особенностей внутренней структуры. Именно отграничение сложного единого преступления от множественности преступлений представляет наибольшую сложность в судебно-следственной практике. Сложное преступление охватывается признаками одного состава преступления и квалифицируется по одной статье Особенной части УК.

 

Тема 14. Понятие и цели наказания

Изучая данную тему студента следует обратить внимание на то что понятие наказания приведено в ст. 43 УК. В соответствии с ней, наказание это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Студент должен усвоить не только понятие наказания, но и его признаки. К числу признаков наказания относятся: это мера государственного принуждения, назначается только по приговору суда, назначается от имени государства, назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления, всегда носит личный характер, заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления, влечет специфическое уголовно-правовое последствие - судимость.

К целям наказания по УК РФ относятся: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Студент должен уметь раскрыть содержание признаков наказания, содержание его целей и социальных функций. Студент также должен знать отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Уметь оценить эффективность достижения целей наказания.

Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на преступника, регламентированный уголовным законом.

 

Тема 15. Система и виды наказаний

При изучении темы необходимо обратить внимание, на то, что в современном российском уголовном законодательстве перечень наказаний предусмотрен ст. 44 УК. Расположенные в определенном порядке наказания, образуют систему наказаний. Студент должен усвоить принцип расположения наказаний, уметь пояснить, почему избран именно этот подход.

Далее необходимо уяснить признаки системы наказаний. В частности: наказания, входящие в систему, определяются только уголовным законом, перечень наказаний, включенных в систему, является обязательным для суда, наказания, образующие систему, расположены в определенном порядке, представляя собой «лестницу наказаний», перечень наказаний, входящих в систему, является исчерпывающим, он закреплен в ст. 44 УК РФ.

Система наказаний построена по принципу усиления тяжести наказания. Такое расположение ориентирует суд на выбор более мягкого вида наказания, который не назначается только в случае, если не обеспечивает достижение целей наказания. По принципу построения системы наказаний построены и санкции статей Особенной части УК. Система наказаний включает в себя тринадцать видов наказаний. Данный перечень является исчерпывающим. Иные меры уголовным наказанием не являются. Студент должен уяснить, что наказания классифицируются на: основные, дополнительные, смешанные (т.е. которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных). Критерием деления наказаний на основные, дополнительные и те, которые могут быть как основными, так и дополнительными (в соответствии со ст. 45 УК), является порядок их назначения. При изучении темы студенты должны обратить внимание на то, что основное наказание носит самостоятельный характер, является главным наказанием за совершенное преступление и не присоединяется к другому наказанию, это: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. За одно преступление может быть назначено лишь одно основное наказание. Дополнительные наказания носят вспомогательный характер и могут назначаться лишь вместе с основным наказанием, сюда относится лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. За одно преступление может быть назначено несколько дополнительных наказаний. В третью группу включаются наказания, которые могут выступать как в первом, так и во втором качестве. Наряду с законодательной классификацией наказаний на виды, студенту необходимо также изучить иные классификации, предложенные в науке уголовного права.

 

Тема 16. Назначение наказания

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на классификацию наказаний, особенности назначения основных и дополнительных наказаний.

Изучение темы должно строиться исходя из требований ст. 6 УК РФ, а также предписаний статей гл. 10 УК РФ, регламентирующих весь процесс назначения наказания.

Особо внимание студенты должны обратить на изучение правовой природы условно осуждения, не относящего к видам наказания, но имеющего широко распространение на практике.

 

Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия, помилование, судимость

При изучении темы студенты должны уметь отличать институт освобождения от уголовной ответственности от обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. 37-42 УК РФ), от малозначительности деяния, не являющегося преступлением (ч. 2 ст. 14 УК РФ), от института добровольного отказа от доведения преступления до конца (ст. 31 УК РФ), от принципа обратной силы уголовного закона в случае, когда закон устраняет преступность деяния (ч. 1 ст. 10 УК РФ), от оснований освобождения от наказания.
Для юридической природы института освобождения от уголовной ответственности характерно наличие в действиях лица признаков состава конкретного преступления. Освобождение от наказания происходит уже после вынесения приговора о признании лица виновным в совершении преступления и назначении ему наказания, зачастую после отбытия части срока наказания. Амнистия и помилование – универсальные уголовно-правовые институты освобождения от уголовной ответственности, наказания, снятия судимости. В то же время необходимо провести четкую грань между амнистией и помилованием. При анализе института помилования необходимо учитывать существенные изменения, внесенные в процедуру помилования Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

Анализируя понятие судимости, нужно показать ее значение и последствия неснятой или непогашенной судимости.

Следует обратить внимание, что освобождение от наказания возможно только в отношении осужденных. Необходимо различать освобождение от наказания без его назначения (в отношении несовершеннолетних, по амнистии), освобождение от отбывания наказания в полном объеме и освобождение от отбывания неотбытой части наказания. Применительно к каждому виду освобождения от наказания следует иметь четкое представление об основаниях, условиях и последствиях освобождения.

Следует обратить внимание, какие виды освобождения являются безусловными, а какие – условными, какие суд применяет по своему усмотрению, а какие – обязан применить. Следует также иметь в виду изменения, которые произошли в статьях 79, 80, 82 УК РФ, а также введение новой ст. 801 УК (освобождение от наказания в связи с изменением обстановки).По сравнению с УК РСФСР 1960 года сроки давности исполнения обвинительного приговора определяются не видом и размером назначенного наказания, а категорией совершенного преступления. Изменения произошли и в институтах амнистии и помилования, которыми были ограничены права Президента РФ и Государственной Думы РФ. Помилование по ст. 85 УК РФ осуществляется только в отношении осужденного, а постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. – ограничены полномочия Государственной Думы РФ в части амнистии.

 

Тема 18. Уголовная ответственность несовершеннолетних

При изучении темы студентам необходимо обратить внимание на возраст привлечения к уголовной ответственности. Акцентировать внимание на специфику привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних.

Обратить внимание на виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним и особенности их назначения. Влияние возраста несовершеннолетнего при назначении наказания. Виды исправительных учреждений для несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы.

Обстоятельства, учитываемые при назначении наказания несовершеннолетнему.

Студентам необходимо уделить внимание специфике применения принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним: виды, содержание, основания, условия и порядок применения. Последствия систематического неисполнения несовершеннолетними принудительной меры воспитательного воздействия. Акцентировать внимание на особенностях освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания: основания, условия, порядок применения.

Особенности условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания.

Сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания. Сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет.

Применение особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.

 

Тема 19. Иные меры уголовно-правового характера

При изучении темы студентам необходимо уделить вниманию понятию, целям и основаниям применения принудительных мер медицинского характера, их юридической природе. При рассмотрении условий и порядка применения принудительных мер медицинского характера студенты должны заострить внимание на изменениях внесенных в 2012г., 2013 г. в главу 15 УК РФ.

Особое внимание обратить на претерпевших изменения виды принудительных мер медицинского характера, а также порядок амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре разного типа.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера.

Применение принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. При изучении данной темы необходимо уделить внимание основаниям (ст. 97 УК) и целям (ст. 98 УК) применения принудительных мер медицинского характера, а также соотношение этих мер с уголовной ответственностью.

Студенты при изучении темы также должны уделить внимание главе 15.1.Конфискация имущества, поскольку с принятием ряда Федеральных законов она претерпела существенные изменения.

 

Тема 20. Основные вопросы Общей части уголовного права зарубежных стран

Виды уголовно-правовых систем современности. Основания классификации уголовно-правовых систем.

Романо-германская уголовно-правовая система. Особенности законодательного регулирования уголовного права во Франции, ФРГ, Испании. Характеристика англо-американского уголовного права. Особенности законодательного регулирования уголовного права в Англии и США. Понятие судебного прецедента. Уголовное право социалистических стран. Особенности законодательного регулирования уголовного права в КНР, Кубе, Вьетнаме. Особенности системы наказаний по мусульманскому уголовному праву.

Юридическое лицо как субъект преступления в зарубежных странах.

Применение смертной казни в уголовном законодательстве зарубежных стран.

 

Тема 21. Понятие, значение, система Особенной части уголовного права.

При изучении данной темы студенты должны обратить особое внимание на структуру уголовного законодательства, на его деление на Общую и Особенную части. Отдельно следует проанализировать специфические черты строения Особенной части УК РФ, определить положенные в основу ее устройства принципы.

 

Тема 22. Понятие, значение и основы квалификации
преступлений

При анализе правил квалификации преступлений необходимо рассмотреть не только общие, но и частные правила квалификации, а также специфику конкуренции уголовно-правовых норм.

 

 

Тема 23. Преступления против жизни и здоровья

При изучении данной темы необходимо помимо законодательных положений изучить постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».

Отдельно следует проанализировать понятие преступлений против жизни и здоровья, произвести их классификацию, изучить конструкции составов преступлений данной группы.

При анализе квалифицирующих и привилегирующих признаков следует произвести их толкование и показать, как они влияют на квалификацию преступлений.

 

Тема 24. Преступления против свободы, чести и достоинства личности.

Необходимо раскрыть объективные и субъективные признаки похищения человека, дать уголовно-правовую характеристику квалифицирующим признакам ст. 126 УК РФ. Особое внимание уделить уголовно-правовой характеристике торговли людьми.

Клевета как состав предусмотренный ст. 1281 УК РФ: особенности законодательной конструкции.

 

Тема 25. Преступления против половой неприкосновенности и половой
свободы личности

При раскрытии признаков половых преступлений необходимо основываться на постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности»: раскрыть объективные признаки изнасилования и насильственных действий сексуального характера., раскрыть объективные признаки развратных действий, дать уголовно-правовую характеристику квалифицирующим признакам ч. 2 ст. 131 УК РФ, дать уголовно-правовую характеристику преступлениям, предусмотренным ст. 134 УК РФ и ст. 135 УК РФ.

 

2 Тема № 27. Преступления против семьи и несовершеннолетних

3 Рассматривая вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий, необходимо точно определить те антиобщественные действия, вовлечение в которые несовершеннолетнего влечет уголовную ответственность. Следует уделить внимание понятию «вовлечения», моменту окончания преступления, особенностям субъектов этих преступлений. Подмену ребенка следует строго отграничивать от похищения человека. Применительно к уклонению от уплаты алиментов нужно разъяснить, когда оно признается «злостным».

 

Тема 28. Преступления против собственности.

При изучении данной темы студентам следует обратить внимание на особенности квалификации преступлений против собственности, используя при этом Постановления пленума ВС РФ.

 

Тема 29. Преступления в сфере экономической деятельности

При изучении данной темы студентам следует обратить внимание на особенности квалификации преступлений в сфере экономической деятельности, используя при этом Постановления пленума ВС РФ.

 

Тема № 30. Преступления против службы в коммерческих и иных организациях

До изучения этой темы целесообразно ознакомиться со сложными вопросами квалификации должностных преступлений (глава 30 УК).

Необходимо уметь правильно отграничивать преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях от должностных преступлений. Определяющее значение при этом имеют признаки субъекта преступления.

 

Тема 31. Преступления против общественной безопасности.

При изучении данной темы необходимо помимо законодательных положений изучить постановление Пленума Верховного суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений».

Отдельно следует проанализировать понятие преступлений против общественной безопасности, произвести их классификацию, изучить конструкции составов преступлений данной группы.

При анализе квалифицирующих признаков следует произвести их толкование и показать, как они влияют на квалификацию конкретных преступлений.

 

 

Тема32. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

При изучении данной темы необходимо помимо законодательных положений изучить постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Отдельно следует проанализировать понятие преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, произвести их классификацию, изучить конструкции составов преступлений данной группы. В рамках анализа преступлений против нравственности следует обратить внимание на новые составы преступлений, введенные последними изменениями законодательства.

При анализе квалифицирующих признаков следует произвести их толкование и показать, как они влияют на квалификацию конкретных преступлений.

 

Тема № 33. Экологические преступления

При изучении экологических преступлений особое внимание следует уделить сложным вопросам, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при применении норм об этих преступлениях, в частности, проблемам установления причинной связи.

Для правильного понимания норм об экологических преступлений необходимо глубокое знание смежных областей экологического и гражданского права.

 

Тема № 34. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

При изучении темы следует уделить особое внимание широко распространенным си. 263 и 264 УК. Следует обратить внимание на механизм причинения вреда, особенности вины при совершении транспортных преступлений.

 

Тема № 35. Преступления в сфере компьютерной информации

 

При изучении темы следует уделить особое внимание неправомерному доступу к компьютерной информации, созданию и использование вредоносных программ, а также нарушения правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и ИТС.

 

Тема № 36. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Нередко значительные сложности вызывает уяснение признаков государственной измены и шпионажа. Следует учитывать, что:

1) измена всегда предполагает осознанное участие гражданина России во враждебной деятельности против России иностранного государства или иностранной организации (что отличает это преступление от, например, разглашения государственной тайны);

2) передача и собирание сведений, не являющихся государственной тайны, является шпионажем только при условии, что эти действия совершены по заданию иностранной разведки.

Рассматривая норму об утрате документов, содержащих государственную тайну, нужно учитывать, что для данного преступления необходима возможность ознакомления с этими документами посторонних.

 

Тема 37. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

 

При изучении данной темы необходимо помимо законодательных положений изучить постановление Пленума Верховного суда РФ от 09 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Отдельно следует проанализировать понятие преступлений против государственной власти, произвести их классификацию, изучить конструкции составов преступлений данной группы. В рамках анализа преступлений против государственной службы следует обратить внимание на специфику совершения данных преступлений в исправительных учреждениях УИС.

При анализе квалифицирующих признаков следует произвести их толкование и показать, как они влияют на квалификацию конкретных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Тема 38. Преступления против правосудия.

При изучении данной темы необходимо проанализировать понятие преступлений против правосудия, произвести их классификацию, изучить конструкции составов преступлений данной группы.

В рамках анализа данных преступлений особое внимание следует обратить на побеги из исправительных учреждений.

При анализе квалифицирующих признаков следует произвести их толкование и показать, как они влияют на квалификацию конкретных преступлений против правосудия.

 

Тема 39. Преступления против порядка управления.

При изучении данной темы необходимо проанализировать понятие преступлений против порядка управления, произвести их классификацию, изучить конструкции составов преступлений данной группы. В рамках анализа данных преступлений особое внимание следует обратить на ст. 317 УК РФ, на понятие «покушение», которое включает в себя покушение на убийство и убийство.

При анализе квалифицирующих признаков следует произвести их толкование и показать, как они влияют на квалификацию конкретных преступлений против порядка управления.

 

Тема № 40. Преступления против военной службы

Подробно данная тема изучается в военных учебных заведениях. В гражданских вузах обычно ограничиваются их общей характеристикой.

 

Тема № 41. Преступления против мира и безопасности человечества

Тема находится на стыке уголовного и международного права. Поэтому при толковании статей главы 34 УК нельзя не учитывать норм международного права.

При решении задач следует условно исходить из того, что деяния совершены в пределах действия УК РФ.

В решении задач следует ссылаться не только на статьи УК, но и на конкретные статьи международных договоров и иных источников права, знание которых необходимо для правильного толкования уголовного закона.

 

 

Методические указания для решения примерных практических заданий

Практические ситуации - это проблемное задание, в котором об<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: