Младший школьный возраст




Сексуализированное поведение детей: формирование правильного отношения и знакомство со способами коррекции.

В процессе воспитания приемного ребенка принимающие родители сталкиваются с тем, что ребенок демонстрирует репертуар стереотипов поведения, которые могут показаться вызывающе-сексуальными специально не подготовленному принимающему родителю или членам его семьи. Такие стереотипы вызывают у взрослых ряд непростых чувств, а поведение может быть неправильно истолковано. Оно может спровоцировать физическое насилие со стороны членов принимающей семьи (например, жестокое наказание). Также сексуализированное поведение приемного ребенка часто служит причиной вторичного отказа, и тогда приемный ребенок вместо поддержки и реабилитации получает очередной опыт отказа и тяжелую психологическую травму. Негативные эмоции, растерянность принимающих родителей значительно осложняют коррекцию этого поведения. Следует также отметить малую осведомленность потенциальных и действующих принимающих родителей о психосексуальном развитии детей. Представленная проблема требует обязательного рассмотрения на этапе подготовки принимающих родителей. В ситуации, когда с проблемой сталкивается уже действующая принимающая семья, очевидно, что ей необходимо оказание квалифицированной помощи сопровождающими специалистами.

Психосексуальное развитие детей

Сексуальное поведение является частью развития ребенка, и все дети демонстрируют в процессе своего развития те или иные проявления сексуально окрашенного поведения. По мнению психоаналитиков, сексуальность детей - это стремление к удовольствию от своего тела в целом. Психосексуального развитие ребенка предопределяет будущее поведение взрослого. В мире нет общепринятого мнения относительно того, что считать нормальным сексуальным поведением на различных стадиях развития ребенка. Этот факт связан с тем, что стандарты поведения и отношение к детской сексуальности существенно отличаются в разных культурах и разных социальных группах. Обобщенные представления о сексуальности строятся на том убеждении, что половое влечение и сексуальные инстинкты не пробуждаются неожиданно в возрасте полового созревания (двенадцать - семнадцать лет), а созревают постепенно. Тем не менее можно достаточно четко описать типичное психосексуальное развитие ребенка, которое проходит ряд качественно отличающихся этапов. Еще З.Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития детей: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную фазы. В настоящее время хорошую периодизацию предлагают российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева. Если обобщить и упростить различные подходы к периодизации психосексуального развития детей, можно выделить следующие этапы.

 

От рождения до года

Тесный эмоциональный и тактильный контакт с матерью крайне необходим ребенку с первых месяцев жизни примерно до 3 лет, поскольку он способствует дозреванию глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека и закладке эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуальности (особенно у женщин).

Особая роль здесь принадлежит грудному вскармливанию, которое обеспечивает наиболее тесный телесный контакт между матерью и ребенком. 06щение с матерью, развитие привязанности к ней дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адекватных, доброжелательных отношений с окружающими.

Сосание и жевание – главные удовольствия малыша от рождения до первого года жизни. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, кусает грудь, динамично сосет, обнимая ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». Будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни. У малютки развивается чувство безопасности и благополучия.

 

Дошкольный возраст

Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Младший дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.
Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих, и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. В возрасте трех - пяти лет ребенок усваивает модель поведения "как мама" или "как папа" в зависимости от того, является девочкой или мальчиком.

Сексуальная активность детей начинается с «трудных» вопросов на тему «Откуда берутся дети». Затем сексуальная активность может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы. По данным зарубежных исследований половина родителей 3-летних детей отметили у них игры с собственными гениталиями. Более 30% детей 6-7 лет рисовали фигурки людей с гениталиями. Родители каждого шестого ребенка наблюдали, как их дети рассматривали гениталии других детей, трогали интимные части их тела.

Важно помнить, то возможность в раннем детстве наблюдать обнаженность родителей или других детей очень полезна. Она отсрочит слишком ранние половые влечения, частая причина которых в интересе к тому, что утаивается.

В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов. Утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально.

Особенно волнует родителей детская мастурбация. Мастурбация сама по себе нисколько не вредна, это нормальное явление для этого возраста. Однако если она проявляется в демонстративной, грубой или навязчивой форме, то действует как стресс, истощая ребенка психически и физически. Но детей раннего возраста легко отвлечь от самостимуляции игрой или другим занятием. Есть несколько причин возникновения мастурбации:

• Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами, пренебрежением интересами ребенка.

• Стресс, одиночество (особенно часто встречается у «неблагополучных» детей).

• Изучение ребенком собственного тела.

• Несоблюдение норм гигиены тела (зуд при опрелостях и дерматите, глисты, тесная одежда).

Естественно, родителям, которые столкнулись с детской мастурбацией, важно разобраться в ее причинах и особенностях: эпизодична она или регулярна, навязчива или произвольна. Это нужно не для того, чтобы искоренить «дурную» привычку, а чтобы избежать возможных осложнений.

Младший школьный возраст

Этот этап психосексуального развития характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения. В течение этого периода происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. Интерес к миру интимных отношений становится более глубоким, возникает интерес к развитию собственного тела, дети начинаются беспокоиться, насколько их внешность соответствует эталону. Мальчики предпочитают играть с мальчиками, девочки — с девочками, а сами игры резко отличаются, как бы программируют предстоящие роли мужчины и женщины. На этом этапе происходит формирование коллективного самосознания, обучение общению со сверстниками. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье. Стремясь копировать действия взрослых, «папа» и «мама», накормив и уложив «детей» и посмотрев телевизор, ложатся спать. У большинства детей на этом игра заканчивается, но более осведомленные могут имитировать (изображать) любую форму половой активности.

В этот период ребенок увлечен учебой, познавательной деятельностью, общением со сверстниками, и, если не фиксировать внимание ребенка на сексуальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересовать, игры эти обычно проходят как краткий эпизод и к периоду полового созревания остаются лишь смутным воспоминанием.

Избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала «уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос ребенка.

Подростковый возраст

 

Эта стадия включает в себя пубертатный (от начала первых месячных у девочек и первых эякуляций у мальчиков до остановки роста тела) и постпубертатный период (до наступления полной психологической и репродуктивной зрелости). В это время происходит развитие чувственности, осознание своих потребностей и интересов как взрослого человека. Если раньше сексуальность ребенка была связана с познанием собственного тела, то сейчас сексуальные интересы направлены на противоположный пол. Сексуальные импульсы больше концентрируются на гениталиях: у мальчиков возрастает частота эрекций и эякуляций, у девочек развивается грудь и вагинальная чувственность.

Диапазон сексуального поведения подростков расширяется: около 80% юношей и девушек до 16 лет практикуют петтинг (взаимные ласки без полового акта). Это абсолютно безопасное занятие, которое, по утверждениям сексологов, углубляет и расширяет диапазон чувственности тела.

На этот возрастной период приходится очередной всплеск увлечения мастурбацией (согласно статистике, опыт мастурбации до 15 лет имели 30% девочек и 90% мальчиков). Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения, а его достижение - удовольствие и одновременно муки совести. Такая внутренняя борьба подростка часто приводит к самоедству, усилению страхов: я не такой, как все. Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, к его настроению, чтобы в нужный момент поддержать его, объяснить, что с ним происходит.

Подросток стремится узнать о сексуальности как можно больше, отсюда и повышенный интерес к эротическим изданиям и порнофильмам, в активном использовании нецензурной лексики, вульгарных названий интимных частей тела, смаковании «сальных» анекдотов. [4,7]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: