Сексуализированное поведение детей. Формирование правильного отношения




Сексуальное поведение ребенка отражает его психосексуальное развитие, поэтому нарушения этого развития неизбежно проявляются неадекватным сексуальным поведением. В тех случаях, когда ребенок вследствие неблагоприятного внешнего психогенного воздействия демонстрирует сексуальное поведение, не соответствующее его возрасту, говорят о сексуализированном поведении.

 

Сексуализированное поведение – это несоответствующее детскому возрасту (опережающее возраст, свойственное подросткам или взрослым) сексуальное поведение. [9]

Сексуализированное поведение характеризуется следующими особенностями:

· более высокая частота сексуально окрашенных форм поведения;

· более широкий спектр действий сексуального характера:

-интерес к фильмам эротического и порнографического характера;

-мастурбация с использованием предметов, продолжение мастурбации в присутствии других, отсутствие барьеров при мастурбировании;

-стимуляция своих половых органов путем трения о мебель;

-прикосновение к интимным частям тела взрослых;

-имитация полового акта с помощью кукол или мягких игрушек;

-имитация звуков, характерных для полового сношения (стоны, вздохи, тяжелое дыхание);

-предложения детям или взрослым вступить с ними в сексуальные отношения;

-попытки свершить с другим ребенком половой акт (типичный либо в анальной или оральной форме);

· имитация сексуального поведения взрослых;

· агрессивный характер сексуального поведения (применение насилия к другим детям для вовлечения их в сексуальную активность, введение предметов во влагалище или прямую кишку других детей). [7,8,9]

 

Можно выделить три степени тяжести сексуализированного поведения.

Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).

Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя – демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т.д.

Третья степень: дети вовлекают в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут возникать агрессивные проявления.

 

Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели.

Чаще всего причинами сексуализированного поведения являются:

- дефицит любви и ласки, одиночество;

- чувство тревоги и беззащитности;

- последствие сексуального злоупотребления ребенком в прошлом: ребенка поощряли за сексуальное поведение, не соответствующее возрастным нормам развития; взрослые проявляли к ребенку тепло, внимание, симпатию в обмен на секс; взрослые передавали ребенку неправильные представления о морали и сексуальном поведении; ребенок являлся свидетелем действий сексуального характера;

- психические расстройства, сопровождающиеся расторможенностью сексуального влечения (например, умственная отсталость и т.п., которые сопровождаются другими, ярко выраженными симптомами).

 

Таким образом, нельзя рассматривать сексуализированное поведение ребенка как проявление «испорченности» и распущенности. Сексуализированное поведение — это всегда результат пережитой ребенком травмы. Для травмированных детей адаптивное восприятие и защитное поведение первоначально были необходимы для самосохранения. Попадая в хорошие и безопасные условия, ребенок не может немедленно приспособиться и перестроиться. Взрослому кажется, что неадекватное поведение ребенка лишено смысла и может возникнуть вопрос: «Почему он продолжает это делать?». Для ребенка же такое поведение обусловлено депривационным периодом его развития, и рассматривать его надо, как необходимое для выживания. Это поможет лучше понять ребенка и правильно относится к его поведению.

Случай из практики: в возрасте 4 лет Оля подверглась сексуальному насилию со стороны родного дяди. Когда отец Оли уходил на работу и девочка оставалась дома с дядей, он принуждал ее трогать его половые органы, соприкасаться, показывать свои. Когда девочка рассказывала об этом отцу, он не верил ей. Оказавшись в учреждении, а затем в приемной семье, девочка многократно играла в раздевание куклы. Тот факт, что у куклы оголена нижняя часть туловища, Оля характеризовала как «стыдно». Также девочка проигрывала в играх с куклой сексуальное совращение. Когда Оля рассказывала о произошедшем, она испытывала чувство стыда, вины и собственной «плохости». Эмоциональное состояние ребенка характеризовалось как крайне неустойчивое: спектр эмоциональных реакций простирался от истерик до апатии. Даже самые незначительные фрустрирующие ситуации могли вызвать у Оли плач, с возможным переходом в истерику. Любые вопросы относительно семьи, родственников и взаимоотношений с ними также вызывали реакции плача и нежелание об этом говорить. Помимо плаксивости в глаза бросалась ее потребность в присутствии другого, ее «цепляние» даже за едва знакомого человека, нежелание расставаться с ним, буквально «прилипание» к нему и впадение в истерику, если ее оставляли. Девочка постоянно требовала внимания от приемных родителей, особенно от приемного отца. Также в мире девочки понятия любви, хорошего отношения означали угождать другому.

Приемная семья знала о том, что Оля пережила опыт сексуального насилия. Иногда «нормальные» телесные проявления ребенка вызывали тревогу у приемных родителей. С другой стороны, важно отметить, что приемные родители проявляли достаточно гибкости в моменты возникновения у Оли переживаний, воспоминаний, связанных с прошлой жизнью, в том числе с ее дядей. Приемные родители постоянно поддерживали контакт с сопровождающим психологом и совместными усилиями помогли девочке преодолеть травматический опыт. Оля живет в семье уже 4 года.

 

Когда мы говорим о сексуализированном поведении детей, вопрос правильного отношения к нему взрослого становится на первое место. Сталкиваясь с этой проблемой, родители часто испытывают:

- шок;

- страх (что не справятся, что приемный ребенок может «научить плохому» кровных);

- бессилие;

- смущение;

- злость;

- стыд перед другими людьми;

- неприязнь, отвержение по отношению к ребенку.

Различные установки, стереотипы и табу на тему секса (например, ассоциирование сексуальности с распущенностью, порочностью, восприятие детского возраста как лишенного всего сексуального), которые есть практически у каждого взрослого человека, мешают принимающему родителю спокойно и конструктивно реагировать на сексуализированное поведение ребенка. В таком случае взрослые не разбираются в истинных причинах поведения, а выносят свои резкие и несправедливые оценки действий ребенка («Он извращенец!», «Она будет такой же проституткой, как ее мать, от генетики не уйдешь!») и либо начинают жестко и травмирующими ребенка методами пресекать его поведение, либо отказываются от его дальнейшего воспитания. Поэтому в первую очередь принимающие родители, столкнувшиеся с сексуализированным поведением приемного ребенка, должны провести внутреннюю работу с собой и своими чувствами, сместить акцент с оценки ребенка как испорченного, виновника на восприятие его в качестве жертвы прошлого негативного опыта, нуждающейся в помощи и исправлении поведения, а не внутренней порочности.

Взрослому важно знать и всегда держать во внимании, что в любом случае ребенок с сексуализированным поведением также переживает негативные состояния и эмоции:

- чувство одиночества и тревоги;

- чувство вины за то, что с ним произошло в прошлом (особенно если был опыт сексуального злоупотребления), и за неспособность «правильно» себя вести в настоящем;

- смотрит на себя как на «подпорченный товар» (особенно если был опыт сексуального злоупотребления);

- чувство страха;

- чувство низкой самооценки;

- растерянность, непонимание;

- стыд;

- злость, обида.

Итак, для того, чтобы успешно справиться с данным видом трудного поведения ребенка, необходимо начать с изменения собственного отношения к проблеме. В.Р. Шмидт предлагает следующий алгоритм:

1. Заменять оценочные высказывания описанием действий ребенка.

2.Когда описание поведения готово, следующей стадией будет описание обстоятельств и запускающих механизмов, при которых ребенок чаще всего так себя ведет: когда, как часто, рядом с кем и в присутствии кого, где. Таким образом акцент переносится с действия на причины.

3.После описания обстоятельств и запускающих механизмов надо сосредоточится на том, что изменится в ситуации, если ребенок перестанет вести себя «плохо». Взрослому необходимо определить значимые для него цели и то поведение ребенка, к которому он стремится. [2]

Так принимающему родителю будет легче посмотреть на проблему объективно и увидеть ситуацию в целом.

Случай из практики: Ксения была принята в семью в возрасте 8 лет из учреждения, в котором провела около полугода. Мать девочки была лишена родительских прав в связи с наркоманией и неисполнением родительских обязанностей. В семье также воспитывался кровный ребенок, Саша 9 лет. На момент обращения к специалистам Центра (девочку принимали из другого учреждения), Ксения воспитывалась в семье около года. Приемная мать запросила найти для Ксении другую семью, т.к. она отказывается от ее воспитания в связи с «особым» поведением девочки. С ее слов, воспитанница «вставляет клин» в супружеские отношения приемных родителей, по-женски конкурирует с ней.

Взрослые в семье были недовольны тем, что девочка, с их слов, «сексуальна», и у нее очень высокая потребность в тактильных контактах. Приемная мать приводила следующие примеры: когда дети сталкиваются, играя вместе на больших гимнастических мячах, «Ксения как вьюн обвивается вокруг Саши»; Ксения залезала на колени к дедушке и «шебуршила своими пальчиками у него в лысине»; во время объятий девочка «запускает свои пальчики под блузку» приемной мамы; Ксения подсматривает в щелку между стеной и занавеской за человеком, моющимся в ванной, а также любит подслушивать; если сын Александр занимает место рядом с мамой, то Ксения старается сесть рядом с папой, и иногда дети спорят, кому с кем из родителей сидеть. Опекун трактует такое поведение воспитанницы как ее желание вбить клин в отношения между членами семьи. Приемная мать боялась, что Ксения, став постарше, будет рассказывать подружкам нафантазированные ею истории о сексуальных отношениях супругов.

Следует отметить, что на момент обращения приемной матери было 50 лет, это был ее третий брак, два предыдущих закончились разводом. От первого брака у нее есть взрослая дочь, которая вышла замуж, уехала в другой город и отношений с матерью не поддерживает. От второго брака — сын Александр. Женщина имеет врожденный физический недостаток (проблемы с опорно-двигательным аппаратом), из-за которого у нее наблюдаются особенности походки.

В ходе работы специалистов было выявлено, что никакого сексуализированного поведения девочка не демонстрирует, зато испытывает острое чувство одиночества, высокую тревогу, чувствует, что ее не принимают в новой семье и не понимает, в чем ее вина. Для девочки была подобрана другая семья, в которой она живет уже два года. Жалоб на «особое» поведение Ксении из новой семьи не поступает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: