Вот требования к целям предприятия, которые дает Питер Друкер: Базисные определения бизнеса, его главной цели и миссии должны переводиться в цели. Иначе они останутся благими намерениями, которые никогда не осуществятся.
1. Цели должны выводиться из определения "в чем состоит наш бизнес, чем он будет и чем он должен быть". Цели не могут быть абстрактными. Цели - это обязательства действовать, через которые выполняется миссия предприятия. С другой стороны, цели - это стандарты, меры, которыми измеряется выполнение работы.
2. Цели должны быть операциональными. Они должны поддаваться преображению в конкретные задачи и рабочие задания. Они должны годиться в качестве базиса и мотивации для работы и достижений.
3. Цели должны быть селективными, а не пытаться объять все. Среди многочисленных задач они должны выделить фундаментальные, чтобы сосредоточить на них ключевые человеческие, денежные и материальные ресурсы.
4. Цели должны быть множественными. Менеджмент означает сбалансирование некоторого набора потребностей и целей. А это требует множества целей.
5. Цели необходимы во всех областях, от которых зависит выживание предприятия.
Цели должны быть установлены в восьми ключевых областях:
· Маркетинговые цели. Предприятие должно быть способно создать покупателя.
· Инновационные целяи. Предприятие должны быть способно к инновации, иначе конкуренты столкнут его в разряд устаревших.
· Цели в снабжении ресурсами, в их использовании и развитии. Все предприятия зависят от трех факторов производства: человеческих ресурсов, ресурсов капитала и физических ресурсов.
· Цели производительности. Ресурсы должны использоваться продуктивно и, чтобы предприятие выжило, продуктивность (производительность) должна расти.
· Цели в сфере социальной ответственности. Предприятие существует в обществе и общине и имеет, поэтому, социальные обязанности, по крайней мере, в сфере влияния на окружающую среду.
· Цели по прибыли - без прибыли ни одна из целей не будет выполнена. Все цели требуют усилий, т.е. затрат. А затраты можно финансировать только из прибыли предприятия. Все они связаны с риском и поэтому требуют прибыли для покрытия риска потенциальных убытков.
Цели есть базис для работы и рабочих заданий. Они определяют структуру предприятия, ключевые виды деятельности, и, прежде всего, назначение исполнителей. Цели есть основа проектирования как структуры предприятия, так и работы отдельных подразделений и отдельных менеджеров.
Средства достижения целей можно формулировать с разной степенью общности. В порядке возрастания общности выделяют:
Действие - единичный поступок человека или группы.
Способ действий - действие, повторяющееся при аналогичных обстоятельствах.
Процедура - последовательность действий, направленных на решение одной (обычно краткосрочной) повторяющейся задачи.
Программа - упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий, обычно сложная по сравнению с процедурой и направленная на достижение определенной (как правило долгосрочной) цели, которая ставится только один раз.
Политика - правила выбора действий или решений.
Табл. 2.1.
Общая схема систем внутрифирменного планирования
Классификационный признак | Тип системы планирования | Примечание |
Общая ориентация планирования | Интерактивное Преактивное Реактивное Инактивное | |
Временной горизонт планирования | Долгосрочное Среднесрочное Краткосрочное | 10-15 лет до 5 лет 1 год и менее |
Целевая направленность | Централизованное Децентрализованное | |
Технология формирования планов | Нормативное Стратегическое Тактическое Оперативное | |
Методология разработки планов | Дискретное Скользящее Функциональное Локальное Комплексное | |
Характер планирования | Директивное Индикативное | |
Объект планирования | Общефирменное Подразделение Проект |
Таблица 2.2.
Типы планирования
Тип планирования | Идеалы | Цели | Задачи | Средства | Ориентация |
Оперативное | Заданы | Заданы | Заданы | Выбираются | Инактивизм |
Тактическое | Заданы | Заданы | Выбираются | Выбираются | Реактивизм |
Стратегическое | Заданы | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Преактивизм |
Нормативное | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Интерактивизм |
Примечание:
· Инактивизм - ориентация на настоящее;
· Реактивизм -ориентация на прошлое;
· Преактивизм -ориентация на будущее;
· Интерактивизм -ориентация на будущее, считающееся продуктом созидательной деятельности предприятия
В рамках процесса стратегического планирования выделяется четыре вида управленческой деятельности:
Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде - понимается в широком смысле и охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением.
Внутренняя координация - включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Организационное стратегическое предвидение - эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.
Рис.2. 4. Примерный порядок процесса стратегического планирования