Трудно представить современное государство без развитой системы бюрократии. Наша общественная жизнь так устроена, что без нее она просто остановится. Так называемую рациональную бюрократию справедливо относят к числу наиболее важных социальных изобретений цивилизации. В то же время ни один государственный институт — и в нашей стране, и за рубежом — не подвергается такой постоянно ожесточенной и часто вполне справедливой критике, как эта самая бюрократия. У данного парадокса много причин — социальных, политических, психологических... Многое здесь (как и в ряде других случаев) объясняется просто незнанием, непониманием существа предмета. Например, очень часто смешивают три близкие, но разные понятия[1]:
■ универсальные бюрократические принципы организации управления;
■ бюрократию как социальный слой, осуществляющий повседневное управление государственной машиной;
■ бюрократизм — присущую управленцам социальную болезнь.
Бюрократизм включает следующие компоненты:
■ в политическом аспекте — чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
■ социальном — отчуждение этой власти от народа;
■ организационном — канцеляристская подмена содержания формой;
■ морально-психологическом — бюрократическая деформация сознания.
Еще меньше людей знают о том, что бюрократии в различных государствах и в разные времена при всех их общих чертах сильно отличаются одна от другой — по социальному и юридическому статусу, уровню организованности и эффективности, по месту в структуре государственной власти, по честности или коррумпированности чиновничества, уровню так называемой административной морали.
|
3.1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ БЮРОКРАТИИ
Все многообразие трактовок бюрократии, по существу, можно свести к четырем основным типам:
1) концепция Вебера — Вильсона;
2) концепция Маркса;
3) «имперская» («азиатская»);
4) «реалистическая».
Далее рассматриваются первые три. «Реалистическая» трактовка описана в п. 3.2.
3.1.1. Концепция Вебера — Вильсона
3.1.2. В начале XX в. немецкий социолог Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии (Weber М. Theory of social and economic organization. New York, 1964) как основы организации современного типа, которая пришла на смену организации патриархальной (по Веберу — патримониальной). Бюрократическая организация пришла на смену системе патриархальной, средневековой администрации, при которой обычному, рядовому человеку без денег и связей добиться справедливости зачастую было практически невозможно: сроков рассмотрения дел не существовало, порядок их производства и подведомственность были крайне неопределенны, а главное — во всем господствовали произвол, личное усмотрение. Исход дела решали не правота человека, не объективные обстоятельства, а его статус, богатство, связи, ловкость, умение задобрить нужную персону.
В своем определении бюрократии Вебер стремился выделить черты, общие для всех современных административных систем. Он указывал десять таких черт, но для удобства они могут быть сведены к четырем главным признакам:
1) компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована, т.е. зафиксирована нормативно;
2) иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;
|
3) вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, подготовка приказов и директив и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;
4) все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей (например, в качестве юриста, экономиста, инженера, военного и т.п.), но также и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.
Макс Вебер высказал положение о том, что «один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры, — рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания»[2], и, исходя из него, признал бюрократию самым чистым типом легального господства.
Бюрократия определяется им как тип организации, для которой характерны: распределение труда, специализация, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, единые принципы найма и продвижения по службе, основывающиеся на компетенции работника. Таким образом, бюрократия была отождествлена с рационализацией, систематизацией и измеряемостью общественных процессов.
Вебер определил бюрократию как «организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру, и уделяющую главное внимание формальным аспектам управления». Из его модели бюрократии следует, что эффективность может быть достигнута благодаря рациональному разделению труда и четкому определению сфер компетенции. Под эффективностью Вебер понимал не одну-единственную характеристику, а их совокупность, включавшую производительность, расширение масштабов и снижение затрат. Такие свойства требовались, по его мнению, от административной системы, которая должна была соответствовать сложным задачам по управлению индустриальным обществом, а не локальной экономикой, приспособленной к природным циклам и политическим нуждам немногочисленной элиты.
|
В американской административной науке ту же идею развивал в конце XIX в. будущий президент США Вудро Вильсон. Его главный труд по этой проблеме, считающийся классикой и источником вдохновения для многих поколений американских администраторов, — «Изучение администрации» (Wilson Woodrow The study of Administration) был опубликован в 1887 г.
Основные идеи Вильсона таковы:
■ в любой системе управления существует единый управляющий центр как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности;
■ структурное сходство всех современных правительств;
■ отделение управления от политики;
■ профессионализм служащих;
■ организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности;
■ наличие хорошей администрации как необходимое условие модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия.
Ведь, по Веберу, бюрократическая организация — технически самая совершенная из всех мыслимых организационных форм. Ее превосходство, проявляющееся в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и, наконец, в безличном характере деятельности, ставит ее выше всех прочих видов. Другими словами, бюрократия — это господство профессионализма над некомпетентностью, нормы над произволом, объективности над субъективностью. Можно выделить три ее главных «идеологических» постулата:
1) бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому «хозяину», не вмешиваясь при этом в политический процесс;
2) это наилучшая из всех возможных форм организации;
3) важнейшее ее достоинство — независимость от воздействия субъективных (человеческих) влияний на принятие решений.
Наиболее точный подход, как нам представляется, был обозначен К. Марксом в работе «К критике гегелевской философии права». Вот некоторые его выражения:
«— бюрократия есть „государственный формализм" гражданского общества;
— бюрократия составляет особое замкнутое общество в государстве;
— бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства»[3]. ’
В этом подходе главное — связь бюрократии с властью, а бюрократия рассматривается как особый способ осуществления власти. Действительно, бюрократия представляет собой определенную форму осуществления власти (в широком социологическом смысле) и проявляется, как правило, в крупных иерархических организациях.
3.1.3. «Имперская» («азиатская») модель
Эта модель наиболее полное воплощение получила в азиатских империях. Ее классическая форма — китайская бюрократия. О ней у нас ходят легенды, представляющие ее едва ли не образцом государственной службы. На самом деле «китайская модель», несмотря на некоторые формальные совпадения с моделью веберовской (система экзаменов на право получения должности плюс ступенчатая должностная иерархия), по своим фундаментальным принципам и целям ей противоположна.
Известный китаевед Л.С. Переломов {Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учение, судьба. М., 1993. 440 с.), анализируя влияние политической доктрины на организацию китайской администрации, перечисляет в сущности близкий набор механизмов, содержавшихся в виде системы предписаний в легизме — политическом учении, практически лежавшем в основе всей китайской государственной системы:
■ систематическое обновление аппарата;
■ равные возможности для чиновников;
■ четкая градация внутри самого правящего класса;
■ унификация мышления чиновничества;
■ цензорский надзор;
■ строгая личная ответственность чиновника.
Система, позволявшая держать бюрократов «в узде», была глубоко эшелонированной, с большим запасом прочности. Это показывает помимо всего прочего понимание отцами-основателями реальной опасности от недостаточно подконтрольной бюрократии
3.1.4. Российская специфика
Что же касается России, то в ней сочетались различные варианты «имперской» модели: до XVIII в. доминировало сочетание византийского и татарского вариантов, причем последний в свою очередь использовал в огрубленном виде элементы китайского образца, в частности, в сборе налогов. Таким причудливым образом, преломленный через золотоордынскую «призму», пришел в Россию китайский образец управления. С петровскими реформами в него добавились элементы, заимствованные из европейского абсолютизма, т.е. у «полуимперского» варианта. С XIX века, а особенно со второй его половины — со времени реформ Александра II, начали развиваться и элементы модели рациональной бюрократии. Однако в целом имперская модель «государевой службы» все же преобладала вплоть до 1917 г., а в советский период она получила новый мощный импульс.
Бюрократия (бюрократизм как производное явление) представляет собой такую форму осуществления власти (прежде всего государственной), при которой имеет место подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц[4].
Такая подмена инициируется многими причинами: нерациональным построением государственного аппарата, в котором немало дублирующих, параллельных структур; отсутствием или слабым правовым регулированием процессов управления с точки зрения как материальных, так и процессуальных норм; низким уровнем контроля за соблюдением установленных процедур; недостаточной профессиональной подготовкой политических деятелей и государственных служащих.
Реалии истории и современности убедительно показывают, что при бюрократизме идет подмена не только воли, но и интересов и целей. Отсюда культ руководителя, мессианское мышление чуть ли не каждого «начальника», замкнутость, верноподданность окружения, скрытые механизмы подбора кадров и многое другое. Бюрократизм приводит к тому, что в результате подмены групповые интересы, цели и воля начинают выдаваться за общие. Власти в таких случаях делают вид, что они действуют от имени и по поручению всех и что они ни говорят и ни вершат, то все якобы во благо всех, для пользы и развития, хотя все имеют по соответствующим вопросам иное, часто противоположное мнение. Формализм, чинопочитание, многописание и т.п. — есть не что иное, как атрибутика бюрократизма, его оформление, сокрытие за «внешним» сути «внутреннего» — использование власти ради личной корысти.
3.2 НОВЫЕ ВЕЯНИЯ И ПОДХОДЫ
Обратимся теперь к той трактовке бюрократии, которая названа реалистической. Фактически именно она является сейчас господствующей в странах западной демократии. По сути, речь идет о постепенном дополнении и модернизации веберовской модели.
Конструкции Вебера во многом послужили основой для развития административных наук в XX столетии. В особенности это относится к «формальной» («классической») школе, сконцентрировавшей усилия на изучении организационных структур, их иерархии, взаимодействия инфррмационных потоков, статуса служащих различных уровней, нормативного регулирования всех сторон деятельности организации.
С конца 20-х гг. параллельно начала складываться так называемая школа человеческих отношений, сделавшая акцент на организации как человеческой системе, на социологических и социально-психологических аспектах поведения ее членов. Какое-то время обе эти школы развивались относительно изолированно. Затем интенсифицировались процессы их взаимного влияния, и возникшие на этой базе новые направления исследований во многом синтезировали названные школы. Тем не менее упор либо на формально-структурную, либо на человеческую сторону организации по-прежнему разделяет представителей разных школ. Веберовская модель конечно же ближе к «формальной» школе, поэтому ее движение в сторону того, что называют «реалистической» трактовкой бюрократии, произошло в первую очередь за счет включения в модель субъективного, человеческого измерения организации, но на первом этапе без принципиального переосмысления самой модели в целом.
3.2.1Перемены в административной культуре
В целом происходящий в последние десятилетия на Западе частичный пересмотр основных принципов госслужбы можно свести к следующим основным направлениям:
■ анализ и институционализация политической роли бюрократии и механизмов реализации ею своих корпоративных интересов;
■ поиск оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации;
■ уменьшение роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских» структур и т.п.;
■ децентрализация, удешевление, сокращение администрации;
■ ограничение роли традиционной административной «лестницы чинов»;
■ введение менеджмента и даже маркетинга в значительной части госслужбы;
■ максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократии на потребности и ожидания граждан;
значительное повышение внимания к культурным и моральноэтическим аспектам госслужбы
[1] Государственная служба: учеб, пособие / под ред. А.В. Оболенского. М., 1999.
[2] Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М., 1990. С. 205.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 270—272.
[4] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. С. 397.