Возрастные особенности детей и их учет в условиях летнего оздоровительного лагеря




В летнем лагере, как правило, отдыхают дети четырех возрастных категорий, каждая из которых имеет свои психологические и физиологические особенности. Это младшие школьники (6-9 лет), младшие подростки (10-12 лет), средние подростки (12-14 лет) и ребята старшего подросткового возраста (15-17 лет). С каждой категорией есть свои методы работы.

1. Младшие школьники (6-9 лет). Дети это возрастной группы часто оказываются в лагере впервые, поэтому требуют к себе особого внимания. Кроме того, в этом возрасте еще мало сформированы навыки самообслуживания, соблюдения гигиены, многое дети делают только при грамотном руководстве взрослого. Для них характерны еще не сформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объема информацию, а вожатого или воспитателя воспринимают как безоговорочного авторитета. Маленькие дети открыты эмоционально, любое проявление чувств сразу отражается на лице, это удобно использовать при взаимодействии с ними. Для данного возраста еще характерна игровая сюжетная деятельность, несмотря на то, что в школе уже доминирует учебная, в лагере они снова возвращаются в детство и легко идут на любые мероприятия в игровой форме.

Вожатому или воспитателю все эти особенности необходимо учитывать при организации жизнедеятельности младших школьников. Во-первых, важно следить за порядком в комнате, обращать внимание малышей на чистоту одежды, тела, кровати. Многим еще нужно помочь с гигиеническими процедурами, причесаться, сложить одежду. Кроме того, одни быстро адаптируются в условиях расставания с семьей, другие еще плачут по ночам или в тихий час. Необходимо быть с ребенком в телесном контакте (погладить по голове, потрепать по плечу), уделить время чтению книги, или рассказать истории. Внимание ребенка переключается с ситуации воспоминаний на литературный сюжет.

С детьми можно в игровой форме подготовиться к любому мероприятию, важно создавать приключенческие сюжеты, легко запоминают стихи и песни. Опыта коллективной деятельности еще немного, поэтому нужно все время быть рядом. Часто случайный тычок в игре будет воспринят как целенаправленное действие и легко разгорится драка, так как дети еще импульсивны, поэтому вожатому необходимо вовремя оказаться на месте и помочь детям разобраться с ситуацией.

Дети любят помогать взрослому, поэтому в отряде нужно распределить поручения, чтобы все были задействованы.

2. Младшие подростки (10-12 лет). В сравнении с младшими школьниками дети этого возраста уже более самостоятельны, любят спортивные занятия, позволяющие сбросить энергию и снять напряжение. У детей уже начинаются изменения телесные, эмоции труднее поддаются контролю, наблюдается разница в росте между мальчиками и девочками. Психологически ребята ведут себя обособленно: мальчики играют в спортивные игры, девочки уже больше общаются, разговаривают и появляются первые симпатии. Акценты во взаимодействии в этом возрасте рекомендуется делать на соревновательный аспект, но при этом соблюдать справедливость. Ребята остро реагируют на ущемление своих прав. Важно детально объяснять какие баллы и за что начислены, чтобы не возникало обид. В этот период хорошо развивать трудовые навыки школьников, и мальчики и девочки любят плести браслеты, делать фигурки из оригами, и заниматься другими рукодельными творческими делами. По возможности важно запастись материалами для творческой деятельности или привлекать ребят к занятиям в кружках лагеря. Как и с младшими школьниками не нужно забывать о контроле гигиены, порядка и дисциплины.

3. Школьники среднего подросткового возраста (12-14 лет). В этом возрасте у детей дифференцируются представления о себе, появляются разнообразные увлечения, ребята занимаются танцами, спортом, рукоделием, шахматами. Эти интересы важно поддерживать, на них можно опираться при подготовке мероприятий. Кроме того, в коллективе уже появляются другие отношения между мальчиками и девочками, возникают первые симпатии. Но дети еще ранимы и остро реагируют на отказы. Нужно и помочь подойти друг к другу и пережить невзаимную любовь. Вожатый должен быть рядом.

В этот период ярко проявляются роли в коллективе, одни любят командовать и управлять, сколачивают вокруг себя команду, а другие проводят время в одиночестве, или хотели бы поучаствовать, но стесняются проявить себя. Есть риск поддаться лидерам и опираться только на них, однако необходимо всех удерживать в поле внимания, так как если ребята не вовлечены в деятельность в своем отряде, то их могут увлечь подростки из старшего отряда, что вряд ли станет конструктивны времяпрепровождением.

4. Старшие подростки (15-17 лет). Это уже самостоятельные взрослые люди, которым претит опека. Они хотят принимать собственные решения, хотя не всегда к ним готовы. Таким ребятам можно поручить самостоятельную подготовку мероприятий, можно привлекать их к подготовке младших отрядов. У них накоплен опыт самостоятельной организации и отточены навыки танцев, пения и других творческих видов деятельности.

Однако в этот период важно помнить об опасностях зависимостей, ребята пробуют сигареты, алкоголь, часто привозят с собой или стремятся во время прогулок за пределами лагеря попасть в магазин, пытаются сбежать в «самоволку» ночью. Работая в отряде такого возраста, вожатому грозит постоянный недосып, так как после отбоя просыпаются самые интересные творческие идеи подростков.

Детям свойственен интерес к обсуждению интеллектуальных, философских тем, жизненных проблем, однако подростковый максимализм не дает рассуждать спокойно, легко вспыхивают, жестко отстаивают одну линию поведения. В этом возрасте жесткое деление на правильное и неправильное. Мнение взрослого важно только при высоком уровне доверия. Нужно с позиции жизненного опыта постепенно учить видеть оттенки, а не только черное и белое в чужих поступках.

Здесь еще ярче становятся симпатии и антипатии между школьниками и вожатым. Если с первых дней не удалось завоевать доверие, потом придется бороться с постоянным сопротивлением, в которое лидеры будут втягивать и других членов отряда.

Обобщая особенности разных возрастов важно отметить изменение взаимоотношений по линии контроля гигиенических навыков от постоянной опеки в младшем школьном возрасте к разрешению максимально допустимой самостоятельности в старшем подростковом. Также поступаем и в организации мероприятий от детального планирования и проработки с детьми маленькими к передаче части функций взрослым ребятам старших отрядов.

Работая с любым отрядом, важно оставаться честным с детьми, соблюдая принципы справедливости и внимательности к каждому ребенку, создавать теплые доверительные отношения, а также стремиться помочь раскрыть творческий потенциал каждого, создать условия в лагере для свободного самовыражения и личностного роста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: