Характеристики профессионально важных качеств




Дифференциально-диагностический опросник «ДДО»

 

Методика Е.А. Климова; модификация А.А. Азбель

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), что бы вы предпочли? Если указанная деятельность вам нравится, то в бланке ответов под тем же номером поставьте – «+»; если не нравится – «–». Например: 3а +; 3б – и т.д.

Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу.

Оценка описаний в паре не должна совпадать, так как вы одно из них до этого предпочли. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами.

 

 

Я предпочту

Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники
Спасать людей после аварии и землетрясения Заверять документы, оформлять доверенности, договоры
Петь в музыкальной группе Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов
Налаживать работу компьютеров и оборудования Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его
Переводить научные тексты Писать рассказы, сценарии, фельетоны
Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок Разрабатывать мероприятия по охране редких растений
Ремонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны Исправлять смысловые и стилистические ошибки в готовящихся к печати текстах
Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды
Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера
10а Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. д. 10б Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности
11а Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран 11б Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу
12а Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах 12б Оказывать людям медицинскую помощь
13а Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности) 13б Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме
14а Изучать генетику, выводить новые сорта растений 14б Работать в фондах архивов, находить необходимые документы
15а Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора 15б Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера
16а Лечить кошек, собак, лошадей и пр. 16б Осуществлять сборку компьютеров
17а Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы 17б Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг
18а Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки 18б Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением
19а Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры 19б Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д.
20а Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя 20б Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы
21а Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам 21б Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений
22а Строить дома по планам, делать разводку электричества в соответствии с проектом 22б Работать с финансовыми законами и кодексами
23а Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений 23б Анализировать молекулярный состав крови
24а Проектировать новое производственное оборудование, дома 24б Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест
25а Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх 25б Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование
26а Организовывать праздники, выступать в роли тамады 26б Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы
27а Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа 27б Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия
28а Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные 28б Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности
29а Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов 29б Писать компьютерные программы
30а Консультировать людей в фитнес-зале, в бассейне, на спортивной площадке 30б Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки

 

Ключ и бланк ответов

Природа Техника Другие люди Знаковые системы Художественный образ Сам человек
 
   
    10а
  10б 11а   11б  
12а   12б 13а   13б
14а     14б    
    15а     15б
16а 16б 17а 17б 18а 18б
  19а 19б 20а 20б 21а
21б 22а   22б 23а  
23б 24а     24б 25а
  25б 26а   26б  
27а   27б 28а   28б
29а     29б    
    30а     30б

 

Характеристики профессионально важных качеств

Группы профессий Профессионально важные качества
Человек – природа · Наблюдательность · Пространственное воображение · Потребность в двигательной активности · Физическая выносливость · Организаторские способности · Аналитические способности
Человек – техника · Техническое мышление · Переключение и концентрация внимания · Пространственное воображение · Оперативная память · Хорошая реакция и координация движений · Устойчивость нервной системы к внешним раздражителям · Переносимость однообразия и монотонности
Человек – человек · Коммуникативные и организаторские способности · Эмпатические способности · Эмоциональная устойчивость · Устойчивость и распределение внимания · Доброжелательность · Самообладание, выдержка
Человек – знак · Устойчивость, концентрация, переключение и распределение внимания · Абстрактное мышление · Образная память · Отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма · Аккуратность · Усидчивость
Человек – художественный образ · Наглядно-образное мышление · Образная память · Творческое воображение · Эмоциональная лабильность · Специальные способности (художественные, музыкальные)
Сам человек · Коммуникативные и организаторские способности · Усидчивость · Работоспособность, физическая выносливость · Двигательная память · Наглядно-образное мышление

Интерпретация

"Человек - природа". Она объединяет все профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (предмет труда – земля, вода, растения и животные). Сюда включены профессии: ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, геолог, полевод, егерь, механизатор. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Их любовь не созерцательная, которой обладают все люди, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к мастерской, где Вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность объектов труда этого типа состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям.

"Человек - техника" относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик, водитель. Сюда же входят профессии по производству и обработке металлов: сталевар, токарь, слесарь-механик. В этот же тип включают профессии по обработке неметаллических изделий (ткач, столяр); по переработке продуктов сельского хозяйства (пекарь, кондитер); по добыче и обработке горных пород (проходчик, шахтер). Техника представляет широкие возможности дляноваторства, вы­думки, творчества. Поэтому важное значение приобретаетпрактическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успехов в этой области.

"Человек – другой человек". В нем предметом труда специалиста является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость непосредственного воздействия на людей. Круг таких профессий многоаспектен: педагогические – учитель, воспитатель детского сада; медицинские – врач, медсестра; юридические – следователь, судья, адвокат; сфера обслуживания – продавец, проводник, парикмахер; культпросветработники – пианист, аккомпаниатор и т.д. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения и помыслы людей, хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми – вот те личные качества, которые очень важны при работе по профессии этого типа.

"Человек - знаковая система". Здесь предметом труда служат не сами явления, а информация о них в знаках (слова, формулы, условные знаки). Представители этих профессий создают, обрабатывают, размножают, анализируют, хранят и передают различные виды информации. Так, с языковой знаковой системой связана работа историка, корректора, нотариуса, паспортистки, почтальона. С графическими изображениями, картами, схемами работают чертежники; штурманы, разметчики. Деятельность математиков, экономистов, операторов ЭВМ, метеорологов связана с математической знаковой системой. Человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных свойств предмета, обозначенных знаками, а с другой – представлять характеристики реальных явлений, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, а учитывая, что знаки сами по себе имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

"Человек - художественный образ". Создание художественных образов, переработка, тиражирование – на это направлена деятельность представителей этой группы профессий. К ней относятся: художники, скульпторы, писатели, реставраторы, дизайнеры, чеканщики, ювелиры, маляры, артисты.

"Сам человек". Деятельность в этой области предполагает совершенствование своей внешности, тренировку различных спортивных навыков, а также осуществление психологической и физической подготовки к соревнованиям, турнирам, выступлениям. К данному направлению деятельности относятся: тренеры, спортсмены, модели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: