Диагностика памяти
Диагностика детей дошкольного возраста
Методика «Десять слов»
Цель: определение уровня сформированности слуховой механической памяти. Оборудование: стимульный материал (карточки с набором десяти слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол). Проведение обследования: ребёнку предлагается инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова. Оценивается количество воспроизведённых слов. Оценка в баллах: 1 балл – воспроизводит 1–2 слова. 2 балла – воспроизводит 4–5 слов. 3 балла – воспроизводит 6–7 слов. 4 балла – воспроизводит 8–9 слов. 5 балов – воспроизводит 10 слов. Методика «Положи картинки правильно» Цель: определить уровень сформированности зрительной механической памяти, точность воспроизведения первоначального порядка картинок.
Оборудование: стимульный материал (7 предметных картинок).
Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются картинки в определённой последовательности, вслух называют их, затем в течение тридцати секунд они рассматриваются ребенком; далее картинки смешиваются, и ребёнку предлагается восстановить первоначальный порядок. Оценка в баллах: 1 балл – правильно кладёт 1–2 картинки. 2 балла – правильно кладёт 3 картинки. 3 балла – правильно кладёт 4 картинки. 4 балла – правильно кладёт 5 картинок. 5 баллов – правильно кладёт 6–7 картинок. Методика «Повтори предложение» Цель: оценить уровень развития смысловой памяти. Оборудование: набор карточек с предложениями. Проведение обследования: ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить: 1. Дети любят играть. 2. В небе летит самолёт. 3. Мальчик помогает своей бабушке. 4. В саду растут яблони и груши. 5. Осенью идут дожди.
|
Повторить те фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять не обязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, нужно прочитать ещё раз, можно сделать и третью попытку. Оценка в баллах: 1 балл – отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания. 2 балла – путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст. 3 балла – понимание текста неполное, воспроизведение частичное. 4 балла – понимание текста полное, фразы воспроизведены не полностью, но с близким по смыслу значением. 5 баллов – четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запомнил фразы и практически дословно воспроизвёл их.
Диагностика детей школьного возраста
Методика «Запомни и расставь точки»
Цель: оценить объем внимания ребенка. Оборудование: стимульный материал (карточки с нарисованными точками) (прил. 8). Проведение обследования: лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нари-сованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
|
Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Оценка в баллах: 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно воспроиз-вел на карточке 6 и более точек. 8–9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек. 6–7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. 4–5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. 0–3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития:Баллы -Уровень:10- Очень высокий;8–9- Высокий; 6–7 -Средний,;4–5- Низкий; 0–3- Очень низкий.
Методика «Назови слова»
Цель: оценка активной памяти. Оборудование: карточки с набором слов из определенной группы. Проведение обследования: представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий.
|
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка в баллах: 10 баллов – ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8–9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6–7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.4–5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2–3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития: Баллы -Уровень:10- Очень высокий;8–9- Высокий; 4–7- Средний;2–3 –Низкий; 0–1- Очень низкий.
«Узнай фигуры» Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.