Техники регуляции эмоционального напряжения




Коммуникативная компетентность

Коммуникативных драм

1. Драма слушания. Суть: слушаю, но не слышу

2. Драма понимания. Суть: слышу, но не понимаю

3. Драма действия. Суть: Понимаю, но сделать не могу.

4. Драма самовыражения. Суть: Могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу

5. Драма эмоциональности. Суть: Понимаем, но импульсивность, несдержанность мешает сделать

Активное слушание

Активное слушание Пассивное слушание
1. Попытки побудить партнера к разговору 1. Ждем, когда партнер сам заговорит
2. Попытки точно воспринять сказанное партнером 3. Попытки убедиться в точности своего восприятия   2. Ожидание, когда партнер скажет, что-то интересное. Свободный поток собственных ассоциаций, что уловило ваше внимание.
1. Попытка удержать многословного партнера или отвлекающегося партнера в рамках темы 2. Попытки вернуть его к обсуждаемой теме
  1. Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания».
  2. Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора.
  3. Ожидание того, когда партнер перестанет говорить.
 

 

Структура техник активного слушания

Умение разговаривать Умение услышать и понять
Техники формулирования вопросов (прежде всего открытых) Техники малого разговора Повторение   Перефразирование   Вербализация   Резюми рование  
           

 

Техники постановки вопросов

Коммуникативные техники Определения Как это сделать?
Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ. Ø Начинайте вопрос со слов: Ø Что? Как? почему? Каким образом? При каких условиях? и т. п. Ø На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание? Ø Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию? Ø Какой результат был бы приемлемым для тебя? Ø Как мы могли бы сформулировать свою задачу? Ø Что ты имеешь в виду, когда говоришь о… Ø Если ты попадешь в эту ситуацию, то какими будут твои первые действия?
Закрытые вопросы Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т. п.) или ответ «да или «нет» Ø Когда истекает срок сдачи? Ø Сколько времени у вас осталось в резерве? Ø Ты хочешь отказаться? Ø Вас больше всего интересует график работы?
Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов Ø Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно? Ø Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте? Ø Вас интересуют проблемы ответственности медиатора, знания по конфликтологии или «побочные эффекты медиации»?

 

Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления

Типичная ошибка. В формулировке вопроса Почему это ошибка? Способ преодоления
Почему? Скрытое обвинение: -Ваш выбор мне не понятен, а следовательно, неправилен. Каковы основные доводы в пользу этого решения? Какова логика этого выбора?
Почему вы не...? Скрытое обвинение: -Вы выбрали неправильный путь. Какие меры могли бы быть эффективными в этой ситуации? Как мы могли бы обосновать их эффективность?
Как вы могли согласиться..? (отказаться... пригласить... не пригласить... так ответить... не ответить и т. п.) Скрытое обвинение: -Вы недостаточно опытны (предусмотрительны и т. п.) Чем было продиктовано положительное решение? Что побудило вас согласится? Не могли бы вы привести обоснования своего решения?

Техника малый разговор.

Это беседа на интересную и приятную тему, чаще всего не связана с темой большого разговора. Беседа случайная, не принужденная.

Цель: создать благоприятно психологическую атмосферу, заложить основы симпатии и доверия, или же восстановить симпатию и доверие.

Высокий класс малого разговора состоит в том, чтобы говорить о том, что является экспертной зоной другого человека, а не своей собственной.

4 техники:

1. Цитирование партнера

2. Положительные высказывание

3. Информирование

4. Интересный рассказ

Типичные ошибки малого разговора

1. Насильственное интервью/ допрос

2. «Инвентаризация жизни»

3. Вырождение в большой разговор

4. Интригующий «русский негатив»

Техники вербализации

Техники Определение Как это сделать?
Повторение Дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером 1. Вставляйте цитаты из высказываний партнера в собственные фразы - Итак, ты считаешь... (цитата). - Насколько я тебя понял... (цитата) 2. Повторите ДОСЛОВНО последние слова медиатора   З. Повторите с вопросительной интонацией одно или два слова произнесенные медиатором
Перефразирование Краткая передача сути высказывания партнера Старайтесь лаконично сформулировать сказанное Медианта. Следуйте логике партнера, а не собственной логике
Вербализация Проговаривание чувств, эмоций, состояний своих и медианта. Называем положительную составляющую состояния, чувства, эмоции

Типичные ошибки АС

Типичная ошибка АС Почему это ошибка? Способ преодоления
- Я вас прекрасно понимаю! 2) Человеку хочется, чтобы его поняли ровно настолько, на- сколько он хочет быть понятым. «ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮ» может вызвать страх «разоблачения». , Использовать нейтрально- уважительные формулировки с вопросительной интонацией: - Вы удивлены?. - У Вас вызывает протест? - Вы чувствуете себя неуютно?.. - У Вас вызывает огорчение?. - У Вас пока нет уверенности в том, что?.
Вербализация негативных чувств и состояний. У вас усталый вид... Вы выглядите такой измученной... У тебя такой испуганный вид... Существует опасность, что негативные чувства лишь усилятся в результате вербализации Уважительные и более нейтральные формулировки: Мне кажется что: -Вы сконцентрированы... -Вы в напряжении сил… -Вы опасаетесь... -Ты чем-то встревожена... -Ты обеспокоен…
Голословные заявления вместо вербализации - Я вас очень хорошо понимаю... До тех пор, пока эмоция не названа, человек может продолжать думать, что его на самом деле поняли неправильно. Использовать нейтрально- уважительные формулировки с вопросительной интонацией: - Вы удивлены? - у Вас вызывает протест? - Вы чувствуете себя неуютно? - у Вас вызывает огорчение?. - у Вас пока нет уверенности в

 

Техники регуляции эмоционального напряжения

Снижают напряжение Повышают напряжение
1. Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнении личностных черт и др.) 1. Подчеркивание различий между собой и партнером
2. Подчеркивание значимости партнера его мнения в ваших глазах 2. Принижение партнера негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партера в общее дело и преувеличение своего
3. Вербализация эмоционального состояния (своего или партнера) 3. Игнорирование эмоционального состояния (своего или партнера)
4. Проявление интереса к проблемам партера 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера
5. Предоставление партеру возможности выговориться 5. Перебивание партнера
6. В случае вашей неправоты немедленное признание ее 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7. Поиск виноватых и обвинение партнера
8. Обращение к фактам 8. Переход на «личности»
9. Спокойный уверенный темп речи 9. Резкое убыстрение темпа речи
10. Поддержание оптимальной дистанции угла поворота и наклона тела 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: