Критерии классификации романтических школ (течений): идеологические и литературно-художественные.
I. Вульгарно-социологическая критика 30-50-х гг. 20 века (вслед за А. М. Горьким) требовала разделения двух идеологических течений в романтизме: революционный / реакционный (в более мягкой форме: прогрессивный / консервативный, «активный» и «пассивный», гражданский и отвлеченно-психологический и т. д.)
II. Позже возникли научные типологии.
1. Н. А. Гуляев и И. В. Карташова — 2 течения:
«интимно-элегический романтизм» (Новалис, Л. Тик, К. Брентано, ранний С. Колридж, У. Вордсворт) и
«гражданский», или «героический», романтизм (Дж. Байрон, П. Шелли, В. Гюго, Г. Гейне в 10–20-е годы).
2. У. Р Фохт выделял 7 разновидностей романтизма:
отвлеченно-психологическую (Жуковский, Козлов),
гедонистическую (Батюшков),
гражданскую (декабристы),
социальную (Н. Полевой),
философскую (Веневитинов, Боратынский, Вл. Одоевский),
славянофильскую (Аксаков, Хомяков),
синтетическую (Пушкин, Лермонтов).
Ранее, в 1973 г.(Варшава, VII Международный Съезд славистов) У. Р Фохт представил следующую классификацию:
1800–1810 | зарождение романтизма | 1) отвлеченно- психологический (Жуковский); 2) гедонистический (Батюшков) |
1810–1820-е | гражданский романтизм | 1) гражданский декабристов: а) Пушкин; б) Рылеев; 2) социальный (Н. Полевой) |
1830–1840 | расцвет романтизма | 1) философский (Веневитинов); 2) гражданский славянофилов (Аксаков, Хомяков); 3) революционный гражданский (Герцен); 4) синтетический (Лермонтов); 5) эпигоны психологического (Бенедиктов); 6) лжеромантизм (Кукольник, Загоскин) |
1840–1880 | романтизм в период господства критического реализма | 1) философский середины века (Тютчев); 2) психологический середины века (Фет); 3) психологический, осложненный гражданскими тенденциями (Огарев) |
1880–1900 | усиление романтизма в конце века | 1) гражданский народников (Фигнер); 2) психологический (Фет, Апухтин); 3) философский символистов; 4) гражданский пролетарской литературы (Горький) |
3. Е. А. Маймин — 5 течений:
созерцательное (Жуковский),
гражданское или революционное (декабристы),
синтетическое у Пушкина,
синтетическое у Лермонтова,
философское (Веневитинов, Тютчев, Вл. Одоевский).
4. Д. С. Наливайко — 6 течений:
1) универсальный, или философский, романтизм (братья А. и Ф. Шлегели, Новалис, Л. Тик, У. Блейк, И. Гёльдерлин), характеризующийся отсутствием разрыва между реальным и идеальным, лирической настроенностью и склонностью к символике;
2) «фольклорный» романтизм (Л. Арним, К. Брентано, братья Я. и В. Гримм, У. Вордсворт) с его увлечением народным творчеством;
3) «байронический» романтизм (Дж. Байрон, молодой А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), отличающийся трагическим разладом с действительностью и острым критицизмом;
4) гротескно-фантастический, или гофмановский, романтизм (Э. По, Н. Готорн и др.);
5) социально-утопический романтизм (В. Гюго, Ж. Санд, П. Шелли), где «центр тяжести» переносится с критики на поиски идеала;
6) «исторический» романтизм (В. Скотт) с его интересом ко всему индивидуальному, исторически неповторимому.
3. А. И. Патрушев — 3 типа:
1) Романтизм индивидуалистический ищет смысл жизни в личном переживании, бесконечно напряженном и ярком. Нередко в связи с критикой жизненных ценностей, как наследием рационалистического скепсиса 18 в., он приводит к разочарованию в жизни и к т. н. «мировой скорби». Тип романтического, неприкаянного скитальца изображен в поэзии Джорджа Байрона, Альфреда де Мюссе, Джакомо Леопарди, в романах Франсуа Рене де Шатобриана («Рене», 1807), Бенжамена Констана («Адольф», 1816).
2) Романтизм космический воспринимает мир как творч. всеединство: источником переживаний бесконечного для романтиков этого типа является мистич. чувство природы, любви к женщине, отношение к искусству. К этому типу относятся многие нем. романтики (Новалис, псевдоним Фридриха фон Гарденберга, Иоганн Людвиг Тик, Йозеф Эй-хендорф), из английских — Уильям Вордсворт и Перси Шелли.
3) Романтизм национально - исторический обращен к традициям прошлого и подчиняет отд. личность «объективному» смыслу истор. процесса, осуществление к-рого он усматривает в истор. «идее», носителями к-рой становятся отд. народы. В Германии выразителями этой идеологии были Ахим Л. фон Арним и Гейдельберг. романтики; они стремились к созданию нац. культуры путем возрождения худож. традиций нем. прошлого. В области политической они зачастую служили идеолог, оправданием феод, реставрации и борьбы против идеологии бурж. революции. Но в то же время они стали орудием борьбы для малых и молодых национальностей, нац. меньшинств (борьба за возрождение Ирландии, ново-провансальская поэзия, чешское и польское мессианство).
6. В. И. Кулешов (МГУ) — 6 течений:
Субъективно-лирический: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.
Гражданский: К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, А. И. Одоевский.
«Байронический»: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. И. Козлов.
Философский: Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский.
Народно-исторический: М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников.
Славянофильский: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков.
7. С. В. Козлов — 7 типов.
1) Лирико - психологический (субъективно-психологический, эмоционально-психологический, элегический) романтизм:
В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, В. Г. Бенедиктов, А. Г. Григорьев, А. А. Фет, А. Н. Апухтин, Я. П. Полонский и др.
2. Гражданский (социально-политический, социально-философский, публицистический) романтизм. Отражение в романтизме векторов общественно-политической мысли России (консервативного, революционного).
а) Декабристский (гражданско-героический) романтизм: А. С. Пушкин (петербургский период), К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, Ф. Н. Глинка, Н. П. Огарев и др.
б) Государственно-патриотический (монархический, «охранительный») романтизм: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин (30-е годы), Д. В. Давыдов, В. А. Соллогуб, Н. В. Кукольник, поздний П. А. Вяземский, Ф. И. Тютчев.
г) философско-утопический: «3448 год. Рукопись Мартына Задека» А. Ф. Вельтмана, «4338 год. Петербургские письма» В. Ф. Одоевского, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.
д) Национально-исторический романтизм: М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, А. К. Толстой, А. Н. Островский.
е) Славянофильский романтизм: А. С. Хомяков, H. M. Языков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, А. Н. Островский (пьесы начала 20-х гг.)
3. «Байронический » романтизм: А. С. Пушкин (южный период), И. И. Козлов, М. Ю. Лермонтов, А. И. Полежаев.
4) Философский.
а) поэты-любомудры (Д. В. Веневитинов)
б) «Поэзия мысли» — М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Е. А. Баратынский, В. Ф. Одоевский, А. Погорельский и др.
5. Фольклорно - мифологический романтизм (ранний Н. Н. Гоголь, А. В. Кольцов, П. П. Ершов, А. К. Толстой).
6. Поэзия «чистого искусства »: А. К. Толстой, Я. П. Полонский, А. Н. Апухтин, Л. Ал. Мей, Н. Ф. Щербина, А. Н. Майков)
7. Поэзия «предсимволизма »: К. М. Фофанов, К. К. Случевский, С. Я. Надсон, А. А. Голенищев-Кутузов и др.
Эмоционально-психологические, социально-философские и религиозно-мистические векторы романизма.