Темы лабораторных работ Гр 4 НОб – 22
Лабораторное занятие 1.
Тема: Клетка и ткани. Строение растительной клетки.
Цель: изучить строение микроскопа, освоить методику работы с ним. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения клетки.
Оборудование: микроскопы, чашки Петри, предметные и покровные стекла, стакан с водой, салфетки, готовые препараты "Кожица лука", "Эпидермис листа герани", клубень картофеля.
Ход работы:
1. Познакомиться с устройством микроскопа и методикой работы с ним. Определить увеличение микроскопа.
2. Рассмотреть под малым увеличением клетки кожицы лука. Зарисовать клетку. Подписать органоиды: ядро, оболочку, цитоплазму, вакуоль.
3. Рассмотреть под микроскопом препарат "Эпидермис листа герани". Обратить внимание на различия форм клеток, их окраску. Подписать волосок, основные клетки эпидермиса, устьице, хлоропласты.
4. Сделать временный препарат запасающих клеток клубня картофеля. Под микроскопом рассмотреть форму клеток. Зарисовать клетку, заполненную крахмальными зернами. Обратить внимание на форму и внутреннюю структуру крахмального зерна, зарисовать его.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите строение растительной клетки и ткани.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1). Что такое фотосинтез?
2). Какие функции выполняют пластиды растительных клеток?
3). Как образуется крахмальное зерно картофеля?
4). Какие органеллы имеют внутреннюю мембрану?
5). Какова функция вакуоли?
6). В какие пластиды могут превращаться хлоропласты?
7). Каковы сходства и различия животной и растительной клетки?
8). Назовите 4 вида меристематических (образовательных) тканей?
|
9). Какие органы покрыты эпидермой?
10. Что такое замыкательные клетки? Где они расположены? Имеют ли они хлорофилл?
11. Что такое чечевички? Какова их функция?
12. Что такое трахеиды и сосуды? Каковы их функции?
13. Какова функция ситовидных трубок?
14. Какие гистологические элементы входят в состав ксилемы (древесины), флоэмы (луба)?
15. Какие функции выполняют выделительные ткани в растениях? Как использует человек млечный сок, смолы, эфирные масла?
3. Заполнить табл. 1
Таблица 1
Отличия фотосинтеза и дыхания
Признак | Фотосинтез | Дыхание |
1. Какие вещества поглощаются? | ||
2. Какие вещества получаются? | ||
3. Необходим ли свет? | ||
4. В каких органоидах идет? | ||
5. У каких организмов возможен? | ||
6. Энергия поглощается или выделяется |
4.Заполните таблицу 2. «Ткани растительного организма»
Таблица 2.
Ткани растительного организма
Вид ткани | Место нахождения | Особенности строения | Функции |
Образовательная | |||
Покровная | |||
Механическая | |||
Проводящая | |||
Основная |
5.Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:
– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?
– Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу?
– Как отличить основную ткань от покровной?
Лабораторное занятие 2.
Тема: Строение вегетативных органов растений.
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листьев, стеблей, корней цветковых растений. Познакомиться с типами корневых систем и строением побегов.
|
Оборудование: микроскопы, лупы, салфетки, готовые препараты, гербарий древесных двудольных растений, таблицы.
Ход работы:
1. На гербарии и таблицах рассмотреть строение побегов древесных растений. Зарисовать внешнее строение побега. Подписать стебель, лист, пазуху листа, почки (верхушечную, пазушную), узел, междоузлие.
2. Рассмотреть под микроскопом препарат "Лист камелии". Зарисовать поперечный срез листа. Подписать верхний и нижний эпидермис, устьица, мезофилл, столбчатую и губчатую ткани, межклетники, проводящий пучок (жилку).
3. Рассмотреть под микроскопом препарат "Ветка липы". Зарисовать схему поперечного строения стебля древесного растения. Подписать кору, камбий (ксилему), древесину, сердцевину, пробку, флоэму (луб), годичные кольца.
4. Зарисовать схему внутреннего строения травянистого растения (клевера или кукурузы). Подписать эпидермис, первичную кору, сердцевину, сосудисто-волокнистые пучки (обратить внимание на их расположение), флоэму, ксилему, камбий (у клевера).
5. Зарисовать поперечный срез корня в зоне всасывания. Подписать корневые волоски, первичную кору, эпиблему, центральный цилиндр, ксилему (сосуды), флоэму (ситовидные трубки).
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить типы расчленения листовой пластинки простых и формы сложных листьев. Зарисовать их схемы в виде таблицы. Привести примеры растений.
2. Заполнить табл. 5.
Таблица 5
Особенности строения жизненных форм растений
Признаки | Деревья | Травы |
Примеры растений | ||
Расположение проводящих тканей в стебле | ||
Вид покровной ткани |
|
3. Дать определение понятий: мочковатая, стержневая корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни.
4. В тетради для лабораторных работ зарисовать: 1 древесное растение, 1 травянистое однодольное и 1 травянистое двудольное.
5. Ответить письменно на вопросы:
1). Как отличить сходные по внешнему виду видоизменения листа и побега?
2). Как образуется годичное кольцо?
3). Зачем нужны растению флоэма, ксилема, камбий, пробка?
4). Что такое микориза, ризосфера? Как образуются клубеньки на корнях бобовых растений?
5). Какие видоизменения корней встречаются у растений и какие функции они выполняют?
6). Что называется опылением? Перечислите типы и способы опыления. Приведите примеры.
7). Поясните, что означают выражения "обоеполые", "однополые", "бесполые" цветки, "однодомные и двудомные" растения, приведите примеры.
8). Что такое соцветия и какова их биологическая роль? Какие признаки строения соцветий учитываются для их классификации?
9). Что такое плод? Кратко опишите строение и биологическое значение плодов. Из чего и как формируется плод? Принципы классификации плодов. Что называется соплодием. Опишите способы распространения плодов и семян.
10). Понятие "вегетативное размножение". Естественное вегетативное размножение семенных растений специализированными и неспециализированными органами.
6. Сделать вывод.